Бананы за год подорожали больше чем на 50% Бананы за год подорожали больше чем на 50% Фото: «БИЗНЕС Online»

В «Бахетле» перешли на российские макарошки, в «Магните» «порезали» социальные ценники

«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы уже почти 10 лет анализируем цены на продукты в популярных торговых сетях — доступном федеральном «Магните» и более респектабельной местной сети «Бахетле». Первый выпуск 2024 года мы по традиции проводим в марте, сравниваем цены на продукты за квартал (март 2024-го к декабрю 2023-го), а также за год (март 2024-го к марту 2023-го). Спойлер: корзинка «Бахетле» за год «похудела» на 6%, а «магнитовская» — подросла на треть!

В поход за покупками мы отправились накануне Масленицы, которая сказалась подорожанием «блинного набора» на 9%. На 23% в преддверии Великого поста подорожал борщовый набор, но в целом история это сезонная.

На прилавках «Магнита» все меньше социальных ценников. Сахар, подсолнечное масло, рис да хлеб с капустой — вот и все, что попало в нашу мартовскую корзинку с минимальной наценкой от торговой сети. Что касается ассортимента — тут все стабильно: пустых полок нет ни в одной категории (кроме молока от бренда «Домик в деревне» ультрапастеризованного, оно так и не появилось). На месте и акции, и отметки «Лучшая цена». Но количественно акционных ценников в торговом зале оказалось меньше, чем в декабре.

Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле».

Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Такой набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых, базовых, продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.

В «Бахетле» корреспонденты «БИЗНЕС Online» отметили сокращение ассортимента, хотя зрительно товаров на полках меньше не стало. Например, почти не осталось импортных спагетти, исчезли даже ранее «стабильные» Zaffirri. Зато появилось множество отечественных макарон. Напомним, что в декабре картина была противоположной: из отечественных были лишь Barilla, зато на выбор предлагали разные марки пасты из Италии.

«Золотой» топ «Магнита»: бананы подорожали на 50%, капуста — почти вдвое

Итак, как же изменились цены в магазинах «Магнит»? Топ подорожавших продуктов возглавляет капуста. За год овощ подорожал почти вдвое — с 16 до 31 рубля за кило (плюс 94% за год и плюс 28% за квартал).

На 2-м месте — бананы, которые подскочили за год на 50% (с 100 до 150 рублей за 1 кг), за квартал — на треть (с 120 до тех же 150 рублей). В «Бахетле» кило фруктов обойдется в 199 рублей (плюс 53% к году). В прошлом марте фрукт стоил 129 рублей, в декабре — 179 рублей. Банан при этом считается социально значимым фруктом, на котором сети обычно не зарабатывают — главное, чтобы ценник был красивым. Причин роста несколько: во-первых, привычные эквадорские фрукты заменили индийские (в первых нашли вредителя — муху-горбатку), во-вторых, на стоимость фруктов повлиял нестабильный курс рубля. Впрочем, эксперты считают, что в 2024-м лакомство может снова подняться в цене, на этот раз из-за изменения климата.


На 3-м месте — кофе. Обычно цены на этот продукт сильно зависят от проводимых акций, но в данном случае получилось чистое удорожание: год назад кофе «Нескафе Голд» в пересчете на 150 г стоил 284 рубля, сейчас — 403,8 рубля, в обоих случаях пачки не были акционными, т. е. за год продукт подорожал на 42%.

В топе подорожания и куриное яйцо В топе подорожания и куриное яйцо Фото: «БИЗНЕС Online»

В топе подорожания и куриное яйцо. За квартал цены на наиболее доступные позиции почти не изменились, а вот в годовом выражении самый доступный источник белка подорожал на 40%. ФАС России даже проверяла производителей мяса кур и куриного яйца на картельный сговор (и по факту проверки возбудил-таки с десяток дел о нарушении антимонопольного законодательства в 10 регионах России). В феврале этого года контролирующий орган сообщил о снижении цен на яйца. Постаралось и правительство, открыв рынки турецкому яйцу (на прилавках мы его пока не нашли).

«Индекс «Магнита» и «Бахетле»: яйцо подорожало вдвое, бананы – на 70%

В «Магните», кроме того, подорожанием отметилась курица, плюс 30% к году, за квартал цена изменилась незначительно.

Подорожала и гречка «Увелка» Подорожала и гречка «Увелка» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сразу несколько позиций в списке покупок «потяжелели». Например, гречка: в корзинку отправилась не «социальная» пачка от Бугульминского комбината хлебопродуктов, а «Увелка». Несмотря на скидку в 51%, она «вытянула» на 73 рубля, что почти вдвое дороже татарстанского продукта.

Та же история с газировкой: вместо «Волжанки» в чек ушла «полторашка» от бренда «Добрый», и вот — подорожание почти в 3 раза за квартал (с 83 до 227 рублей) и в два с лишним раза по итогам года (с 100 до 227 рублей).

«Бахетле»: яйца за год подорожали на 47%, говядина — на 18%

Что происходит на полках магазинов «Бахетле»? Бананы и куриные яйца здесь аналогично входят в топ подорожавших продуктов: фрукт подорожал за год на 53%, яйцо — на 47%.

Торговая сеть депутата Госсовета РТ Муслимы Латыповой традиционно демонстрирует мясное разнообразие. Говядина и брауншвейгская колбаса за квартал в цене не выросли, а за год подорожали на 18% и 17% соответственно. Зато пельмени с бараниной только за квартал стали дороже на 27%. Килограмм полуфабриката обойдется в 834 рубля, тогда как в декабре цена составляла 652 рубля. Год к году продукт показал рост на 33%.


Вообще, мартовская корзинка «Бахетле» отметилась скудным выбором по нескольким позициям. Мы упоминали спагетти, но и оливковое масло тоже не порадовало разнообразием. Самая дешевая бутылочка стоила 374 рубля за 250 мл (сразу плюс 33% за квартал). Отметим: в сети появились собственные марки растительного масла, но, увы, оливкового пока не оказалось.

Зато в ассортимент «Бахетле» вернулся рис для ризотто — в декабре мы его не нашли. Пачка обойдется в 79 рублей, цена с прошлого марта почти не изменилась. Обычный же пропаренный длиннозерный рис сейчас стоит 212 рублей, что на 138% и 76% дороже цен декабря и марта. Но рис, напомним, дорожает уже с год как: прошлой весной поставщики сообщили, что отпускные цены могут подняться на 30% из-за неурожая, на 2024-й прогноз также был неутешительным в том числе и по этой крупе.

***


Подведем итоги. Общая корзина «Бахетле» подешевела до 10,6 тыс. рублей, это на 4% меньше декабрьской цены (11,1 тыс. рублей) и 5% ниже марта прошлого года (11,3 тыс. рублей). Решающую роль в ценовых «качелях» играет слабосоленая рыба, самый дорогой продукт в корзинке. В марте этого года деликатес обошелся нам всего в 2 тыс. рублей за кило, а это на 33% дешевле, чем год назад (в марте 2023-го рыбка вытягивала 3 тыс. за кило), и на 35% дешевле, чем в декабре 2023-го (тогда килограмм семги стоил 3,06 тыс. рублей). Повлияла на корзинку и стоимость сливочного масла, которое подешевело за год на 58% (742 рубля против прошлогодних 1,8 рубля в пересчете на 1 кг), но тут вмешалась акция.

В «Магните» ситуация интереснее — большая корзинка вытянула на 3,4 тыс. рублей, за квартал она показала ровный инфляционный рост на 10%, а за год «потяжелела» аж на 26%. В марте прошлого года, напомним, большая корзинка вытянула на 2,7 тысячи.

Можно было бы списать ситуацию на сокращение акционных товаров или игру с ассортиментом на прилавке, однако корзинка «„Магнит“ базовый» рушит маркетинговые уловки: она подорожала за квартал на 4%, за год — на те же 26%: если в марте 2023 года сумма в чеке была 1 032 рубля, то в марте 2024-го — 1 304 рубля. Напомним, что именно «„Магнит“ базовый» является индикатором инфляции, поскольку в списке продуктов нет каких-то излишеств, только самое необходимое.

Что будет дальше? Увы, но аналитики предрекают рост цен: по данным «Актион Финансов», почти 80% российских компаний в 2024 году поднимут цены на товары и услуги. Компания опросила руководителей более 500 крупных предприятий. Из них свыше трети намерены увеличить цены на 10%. Почти треть — поднимут их на 15%. А примерно каждая 10-я компания допускает рост расценок сразу на четверть, сообщает «Коммерсантъ».