С небольшой заминкой, но сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» сегодня вновь заработал в Казани после двухлетнего перерыва С небольшой заминкой, но сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» сегодня вновь заработал в Казани после двухлетнего перерыва Фото: Антон Сенопальников

«Кыш кире кайтты — без дә кайттык»

С небольшой заминкой, но сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» сегодня вновь заработал в Казани после двухлетнего перерыва. Автомобили стали доступны для аренды в четверг с 10 часов утра, и в это же время компания разослала прессе релиз о своем возвращении, а автомобилистам, с которыми ранее попрощалась, — push-уведомления. «Кыш кире кайтты — без дә кайттык», — на татарском обыгрывает компания выпавший в Казани снег (в дословном переводе на русский — «Зима вернулась — мы вернулись»). В официальном телеграм-канале — красочный ролик, но там почему-то виды не Казани, а каких-то других городов и фото с блюдами восточной (а не татарской) кухни. Ну да ладно, это же мелочи.

Свое возвращение в Казань сервис анонсировал еще в конце февраля. Правда, заметило короткое сообщение без деталей только местное сообщество любителей каршеринга. В середине марта компания подтвердила «БИЗНЕС Online» перезапуск в столице, но опять же без каких-либо подробностей. Как выяснилось, на тот момент «Яндекс» уже активно готовился к возвращению. Пользователи сети стали публиковать фотографии с автовозами, которые перевозят брендированные машины. Один из автовозов «засекли» на Сибирском тракте. А накануне корреспонденты «БИЗНЕС Online» обнаружили машины (уже на своем ходу) около стадиона «Ак Барс Арена» и на парковке перед ТЦ «Азино».

Пользователи сети гадали, какие именно автомобили привезут в Казань. Это будут старые Volkswagen Polo и Škoda Rapid из Москвы и «немного нового Китая», писал пользователь одного из профильных сообществ в Казани. И угадал наполовину.

Автомобиль Volkswagen Polo службы каршеринга «Яндекс.Драйв» в МосквеФото: «БИЗНЕС Online»

Как оказалось, на старте казанским водителям будут доступны только кроссоверы Belgee X50 2023 и 2024 годов выпуска. Эти автомобили производятся на совместном предприятии Belgee («Белджи») в Беларуси, и, по сути, это китайский кроссовер Geely Coolray первого поколения с новым шильдиком и минимальными изменениями. Технические характеристики у этих двух моделей практически идентичные.

В релизе «Яндекс.Драйв» подчеркивает, что прежде в автопарке еще не было Belgee X50 и водители в Казани смогут опробовать их первыми, а сами машины — абсолютно новые и чистые. Акцент пиар-службы понятен, компания пытается выставить себя в хорошем свете по сравнению с конкурентом «Делимобиль», у которого значительная часть местного парка — это изрядно «потрепанные» Volkswagen Polo и более свежие, но все же не новые Kia Rio X. Правда, не так давно «Делимобиль» завез в город и китайские кроссоверы Chery Tiggo 4. Тезис о том, что казанцы могут первыми испытать Belgee X50, кажется, рассчитан на тех, кто не привык сильно разбираться в машинах. Те же Geely Coolray уже давно есть в Москве и Санкт-Петербурге. Так что новинка довольно условная.

Интересно, что параллельно с запуском «Драйва» в Казани его основной конкурент — «Делимобиль» — заходит в Сочи, где «Яндекс» работает еще с 2020 года. Но переживать, что с приходом «Яндекса» его конкурент покинет Казань, пока вряд ли стоит.

Как оказалось, на старте казанским водителям будут доступны только кроссоверы Belgee X50 2023 и 2024 годов выпускаФото: Антон Сенопальников

Всего одна модель, маленькая зона покрытия, зато цены — вдвое дешевле, чем у «Делимобиля»

На чем «Яндекс» предпочитает не делать акцент, так это на том, что на старте компания привезла в Казань лишь одну модель. В то же время «Делимобиль» предлагает четыре базовые модели и более «премиальные» Mercedes-Benz E200 и BMW 320i. Поведение «Яндекса» выглядит как первая попытка прощупать рынок. Будут ли новые автомобили других марок и когда, в пресс-службе «Яндекс.Драйва» прямо не говорят. «Мы регулярно пополняем и обновляем автопарк. Сейчас пользователям доступно более 7 тысяч новых автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. По мере необходимости мы также будем расширять автопарк в Казани», — заявили в компании в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online».

Стоит упомянуть здесь и о количестве автомобилей. На момент написания этого материала приложение «Драйва» показывало около 70 доступных машин в Казани. У «Делимобиля» их несколько сотен. На апрель 2021 года у «Драйва» было 440 машин в столице РТ. Понятно, что сравнение условное и часть авто была не видна на карте, поскольку их уже арендовали. Но тем не менее разница ощутимая. В плане парковки у обеих компаний паритет. На муниципальных паркингах Казани оставлять автомобили каршеринговых сервисов можно без взимания платы.

Еще один немаловажный момент — это зона покрытия. Судя по карте приложении «Драйва», на машине вы сможете доехать до столицы Чувашии — Чебоксар, а вот навестить родных в Нижнекамске или Набережных Челнах — нет. Согласно правилам сервиса, в случае выезда за пределы зоны использования предусмотрены штрафы и блокировка аккаунта, а в худшем случае вас обвинят в угоне. В одном из казанских профильных сообществ обсуждают, что на машине «Драйва», например, не получится на выходные съездить в Чистополь, а вот на «Делимобиле» можно. «„Драйв“ не дает поездку в Чистополь, на „Дели“ (речь о „Делимобиле“прим. ред.) поеду», — пишет один из пользователей с ником Наталья Чурбанова.

«Если агрессивно зайдут, выдавят «Делимобиль»: второе «пришествие» «Яндекс.Драйва» в Казань

Также отметим, что у «Яндекса» более высокий порог входа, чем у «Делимобиля». Автомобиль конкурента можно арендовать с 18 лет и сразу после получения водительского удостоверения, а в случае с «Драйвом» обязательные условия — это возраст от 21 года и стаж от двух лет. Конечно, есть и нерадивые водители, которые могут сесть за руль с чужого аккаунта или вообще подделать его (по словам экспертов, и такие случаи встречаются), но это скорее исключение.

«По количеству машин, ассортименту моделей и зоне завершения аренды „Яндекс“ пока для „Дели“ не конкурент в Казани…» — рассуждает в комментариях пользователь Денис Новиков. Впрочем, с ним не согласен другой комментатор BulatBulat: «Машины новые, цены на уровне „Делимобиля“, местами и ниже. Со временем, думаю, еще машин подвезут». «Плохо, что нет [автомобилей] в „Салават Купере“», — негодует Вадим Наумов. «Пока дорого, „Делик“ (речь о „Делимобиле“прим. ред.) выгоднее», — отмечает Олег Козин.

Цены — это отдельный вопрос, и сравнение здесь вряд ли окажется корректным. С одной стороны, не первой свежести машины «Делимобиля», с другой — еще пахнущие новым салоном автомобили от «Яндекса». Если пойти на условное сравнение, можно посмотреть на поминутный тариф для кроссоверов Belgee X50 и Chery Tiggo 4 от «Делимобиля». У «Драйва» минута в пути стоит 10,17 рубля, а минута ожидания — 4,88 рубля. Расценки «Делимобиля» — 19 рублей (без дополнительной страховки от сервиса) и 9,42 рубля соответственно. Т. е. «Яндекс» вдвое дешевле. Даже в случае с более доступным Volkswagen Polo новый игрок выглядит выигрышнее. Минута поездки на немецком седане, доступном в «Делимобиле», обойдется в 16 рублей, а стоимость ожидания — 6,3 рубля в минуту. Похожая картина и в тарифе «Фикс», где стоимость заранее определяется по указанию адреса. От стадиона «Центральный» до станции метро «Горки» на машине «Драйва» можно доехать за 207 рублей, а у «Делимобиля» минимальный ценник — 400 рублей.

Впрочем, еще неизвестно, сколько каршеринг продержит такие цены и не поднимет ли их спустя несколько месяцев, после того как автомобилисты в Казани «распробуют» сервис. Пока же ценовая политика компании очень похожа на демпинг. Однако некоторые пользователи отмечают, что разница в цене и сейчас не такая уж серьезная. Возможно, ценник варьируется в зависимости от владельца аккаунта.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» в четверг проверил пару автомобилей, припаркованных на самой большой муниципальной парковке города — около стадиона «Центральный» Корреспондент «БИЗНЕС Online» в четверг проверил пару автомобилей, припаркованных на самой большой муниципальной парковке города — около стадиона «Центральный» Фото: Антон Сенопальников

«Если остановят за отсутствие огнетушителя — обратитесь в поддержку»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» в четверг проверил пару автомобилей, припаркованных на самой большой муниципальной парковке города — около стадиона «Центральный». То, что машины приехали действительно новые, видно даже при первом знакомстве. Еще на подходе к изначальному месту парковки авто можно отметить их чистоту, несмотря на весеннюю слякоть и лужи. Чистота встречает пользователя и в салоне.

То, что машины приехали действительно новые, видно даже при первом знакомстве. Еще на подходе к изначальному месту парковки машин, можно отметить их чистоту, несмотря на весеннюю слякоть и лужи. Чистота встречает пользователя и в салоне То, что машины приехали действительно новые, видно даже при первом знакомстве. Еще на подходе к изначальному месту парковки авто можно отметить их чистоту, несмотря на весеннюю слякоть и лужи. Чистота встречает пользователя и в салоне Фото: Антон Сенопальников

Исключение — коврики, которые почему-то грязные не только со стороны водителя, но и на пассажирских местах. Также выдает новизну запах — при открытии двери до водителя сразу доносится характерный, понятный автолюбителям приятный «аромат» новой пластмассы и ткани. Радуют также и панель мультимедиа, зеркала, стекла: на них нет разводов, видимость прекрасная. Подлокотники и бардачки приятно пусты, исключение, как и положено, — в салоне есть свидетельство о регистрации транспортного средства.

Исключение — коврики, которые почему-то грязные не только со стороны водителя, но и на пассажирских местах Исключение — коврики, которые почему-то грязные не только со стороны водителя, но и на пассажирских местах Фото: Антон Сенопальников

За время осмотра автомобиля, на который отведено пять бесплатных минут, не было выявлено и технических неисправностей. Все необходимое для безопасной поездки исправно работало.

Единственная заминка, возникшая у корреспондента «БИЗНЕС Online», — это сама попытка попасть в машину. При бронировании автомобиля появлялось предупреждение, что его придется оставить в другом районе, т. к. в обозначенном месте нет зоны завершения аренды. И это выглядело несколько странным: почему на парковке нельзя завершить поездку? Позже приложение и вовсе зависло, корректно заработав только при перезагрузке. Не позволило оно и с первого раза завершить использование авто. Благо на экране появилось уведомление о том, что такое бывает. Со второго раза все получилось.

При бронировании автомобиля появлялось предупреждение, что его придется оставить в другом районе, т. к. в обозначенном месте нет зоны завершения арендыФото: Антон Сенопальников

Чего внутри машины не нашлось, так это обязательных огнетушителя и аптечек. Закон запрещает передвигаться на автомобиле без аптечки установленного образца. По ст. 12.5 КоАП РФ за отсутствие аптечки или ее отдельных компонентов водителя ждет административное предупреждение или штраф в 500 рублей.

«Простите, что в машине не оказалось аптечки/огнетушителя — отметила это. В случае если вас остановят за отсутствие аптечки или огнетушителя, вы можете обратиться в поддержку», — ответила оператор службы поддержки Ева. Спрашивать о том, как быть с отсутствием огнетушителя при ДТП, корреспондент не стал, заметив, как мимо проехало еще два брендированных Belgee X50. Также оживление произошло и на карте приложения. Если к старту «Драйва» в Казани все автомобили находились на изначальных парковках, то к обеду их «разбросало» по всей территории города.