Скоро из зимней «спячки» выезжают они — самокаты. В предстоящем сезоне на улицах Казани появится около 5 тыс. электросамокатов для аренды, плюс 290 велосипедов Скоро из зимней «спячки» выезжают они — самокаты. В предстоящем сезоне на улицах Казани появится около 5 тыс. электросамокатов для аренды, плюс 290 велосипедов

5 тыс. самокатов, и это без «Яндекса»

Судя по прогнозам синоптиков, нынешние дождь со снегом в Татарстане ненадолго. Уже в начале апреля станет сухо, а температура превысит плюс 10 градусов. А это значит, что из зимней «спячки» выезжают они — самокаты. Как выяснил «БИЗНЕС Online», в предстоящем сезоне на улицах Казани появится около 5 тыс. электросамокатов для аренды, плюс 290 велосипедов. Сезон кикшеринга стартует после того, как снег и наледь на улицах полностью растают, сообщили в исполкоме города. Для сравнения: в 2023-м сезон открылся 7 апреля.

Что в этом году? Для парковки самокатов и велосипедов в городе предусмотрят 1 564 площадки (на 11 меньше, чем в прошлом году, но на старте прошлого сезона вообще было 500). С чем связано сокращение, неясно. Окончательной схемы с указанием мест, где можно арендовать и оставить самокат, пока нет, этот документ еще дорабатывается, рассказали в исполкоме города.

«Работу по организации сервиса проката шеринговых электросамокатов планируем организовать по опыту прошлого года. Исполнительным комитетом Казани совместно с ГИБДД в текущем году также будут доведены до операторов дополнительные требования по их эксплуатации», — отметили в исполкоме. В пресс-службе Whoosh заявили, что рассчитывают открыть сезон в начале апреля. Обязательное условие — чтобы температура ночью не опускалась ниже нуля, отметили там. Тарифы компании пока не раскрывают.

В этом году на улицах Казани не появятся самокаты «Яндекса» В этом году на улицах Казани не появятся самокаты «Яндекса»

Одна из главных новостей — в этом году на улицах Казани не появятся самокаты «Яндекса». «В этом сезоне самокаты „Яндекс.Go“ не открывают сезон в Казани», — сообщили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании. В чем причина, там не уточнили. Самокаты от «Яндекса» пришли в столицу Татарстана только в апреле прошлого года и проработали, таким образом, лишь один сезон. По словам источника «БИЗНЕС Online», возникли некоторые «операционные сложности». В прошлом сезоне «Яндекс» не отличился качественной работой в Казани, не было даже местного представителя компании, не переживает из-за ухода «Яндекса» другой собеседник газеты.

Таким образом, на казанских улицах остаются два крупных игрока — это Whoosh и Urent. На первый взгляд это выглядит скорее как минус, нежели плюс, падает конкуренция. С другой стороны, возможно, станет легче контролировать действующих игроков. Не секрет, что для ГИБДД сфера самокатов до сих пор остается серьезной головной болью. Из года в год количество самокатов и вообще средств индивидуальной мобильности (СИМ) растет, но при этом организаторы кикшеринга прислушиваются к позиции Госавтоинспекции, благодарил сегодня на пресс-конференции начальник управления ГИБДД МВД по РТ полковник Рустем Гарипов.

«По поводу парковок пример с Казани берут по всей России. В тех случаях, когда самокаты разбросаны по городу, то незамедлительно эвакуируют их на стоянки» «По поводу парковок пример с Казани берут по всей России. В тех случаях, когда самокаты разбросаны по городу, незамедлительно эвакуируют их на стоянки»

«По поводу парковок вы, наверное, уже заметили, что пример с Казани берут по всей России, — отметил Гарипов. — В тех случаях, когда самокаты разбросаны по городу, надо отдать должное городским властям, которые незамедлительно вместе с нами эвакуируют их на стоянки». Самокатчики «на контроле» у министра внутренних дел по РТ, ситуация с аварийностью изучается еженедельно, подчеркнул докладчик. Гарипов также указал, что главные правила безопасности всем известны — двигаться по пешеходному переходу, только спешившись, не ездить по двое-трое.

«Если [самокатчики] двигаются по проезжей части, пусть шлем надевают. Это их безопасность! Человек идет пешком и иногда может такие увечья получить, более чем серьезные», — указал главный госавтоинспектор по РТ. Во вторник издаваемый МВД России журнал «Безопасность дорожного движения» сообщил, что аварийность с участием СИМ в России в 2023 году увеличилась более чем втрое (до 3,1 тыс. ДТП), а число погибших — вдвое до 43 человек.

В Москве сезон уже стартовал официально. Для аренды доступно 60 тыс. электросамокатов, & nbsp; и город продолжит повышать безопасность поездок В Москве сезон уже стартовал официально. Для аренды доступно 60 тыс. электросамокатов, и город продолжит повышать безопасность поездок

В Москве на самокаты ставят номера, а Пермь и Саратов «изгоняют» их из центра города

Помимо Казани, к старту сезона готовятся и другие города, правда, по-своему. К примеру, власти Перми накануне решили запретить размещение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в городском центре и на 38 улицах во всех районах. За три года работы сервисов кикшеринга в городе накопился негатив к электросамокатам, 75% против этого транспорта, рассказал заместитель мэра города Дмитрий Галиханов. Оставленные самокаты будут эвакуировать на штрафстоянку, а при возвращении транспорта с владельцев возьмут 1,5 тыс. рублей за эвакуацию и по 100 рублей за каждые сутки хранения.

Власти Саратова до 1 апреля ограничат стоянку и передвижение электросамокатов на центральных улицах. Места, где действует запрет, определяла городская комиссия по безопасности дорожного движения. Санкт-Петербург, который пока готовится к открытию сезона, с 2021 года заключает с кикшеринговыми компаниями соглашение о правилах использования самокатов в Петербурге: этот документ устанавливает максимальную скорость их движения по городу, определяет зоны, где скорость СИМ должна быть занижена и где движение самокатов вообще запрещено.

В Казани кикшеринговые сервисы по соглашению с властями Казани частично ограничивают скорость СИМ и определяют места, где движение запрещено В Казани кикшеринговые сервисы по соглашению с властями Казани частично ограничивают скорость СИМ и определяют места, где движение запрещено

В Казани, напомним, кикшеринговые сервисы по соглашению с властями Казани также частично ограничивают скорость СИМ и определяют места, где движение запрещено. Перед стартом прошлого сезона городские власти выставляли бизнесу дополнительные требования. «Были обозначены требования как по ограничению скорости (не более 20 километров в час в целом по городу, 10–15 километров в час в зонах спокойного движения), мест, где запрещено движение электросамокатов, так и по оборудованию самокатов. Кроме того, операторами будет нанесена дорожная разметка на парковках», — рассказывали в мэрии.

В пресс-службе Whoosh подчеркивали, что в Казани необходимо дополнительно 2–2,5 тыс. парковок. Чуть больше тысячи точек — это минимально приемлемое количество для работы транспортной модели, указывали в компании. Напомним, в столице РТ в этом сезоне будет предусмотрено 1,5 тыс. парковок.

А вот в Москве сезон уже стартовал официально. Для аренды доступно 60 тыс. электросамокатов, рассказали накануне в мэрии столицы. Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов пообещал, что город продолжит повышать безопасность поездок. «Будем анализировать работу сервисов по камерам, а операторы аренды введут в своих приложениях тестирование на знание ПДД, распознавание по лицу и рейтинг пользователя. Кроме того, продолжим развивать велоинфраструктуру не только в центре города, но и в других районах, где открываются новые станции метро», — сказал чиновник.

Осталось уговорить ГИБДД: как в Казани стартует самокатный сезон

Компания Whoosh впервые стала оснащать самокаты номерными знаками, схожими с мотоциклетными. Номера нужны, чтобы легче выявлять нарушения с помощью камер. Власти Москвы уже начали тестировать выявление нарушений у самокатов с такими номерами, пишет «Российская газета». При этом издание замечает важную деталь: законом не предусмотрена регистрация транспортных средств, и говорить о том, насколько успешен эксперимент, преждевременно.

«Дело в том, что электросамокаты даже не сертифицируются. То есть нельзя определить, кому они принадлежат. Именно по этой причине невозможна регистрация этого транспортного средства. И пока эта ключевая проблема не будет решена, не появится возможность навести порядок с их использованием в парках, на тротуарах, а также на дорогах», — указывает издание. По словам источника «Российской газеты», ставить номера на самокаты в Казани Whoosh пока не планирует. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу сервиса.

Вопрос регулирования самокатов на федеральном уровне по-прежнему не теряет актуальности. В марте 2023 года заработали новые правила для электросамокатчиков, в октябре кабмин утвердил дорожную карту мероприятий по «дополнительному регулированию СИМ». Самый ожидаемый документ в рамках этой карты — поправки к КоАП РФ, которые усилят наказание за нарушение ПДД самокатчиками, пишет «Коммерсантъ». Сегодня штраф не превышает 1,5 тыс. рублей, а готовящиеся поправки устанавливают штраф до 5 тыс. рублей за превышение скорости, до 15 тыс. — за причинение вреда здоровью, до 30 тыс. — за пьяное управление СИМ. Поправки должны быть приняты до 1 июля, предусматривает дорожная карта.

Впрочем, и эти сроки могут сдвинуться с учетом того, как медленно идет процесс законодательного регулирования. К примеру, на заседании СПЧ накануне представитель Росстандарта рассказал, что работа по созданию дорожных знаков, обозначающих «обособленную инфраструктуру» для СИМ, только начинается. Минздрав РФ лишь в 2025 году собирается провести исследование характерных травм при использовании СИМ и разработать рекомендации по их лечению.

«Будем ждать, когда тысячи травмированных превратятся в десятки тысяч? Надо в ближайшее время прекратить хотя бы практику езды по тротуарам на скорости 40 километров в час», — возмущался накануне председатель СПЧ Валерий Фадеев.

«За прошлый год 43 погибших, в основном это электросамокатчики, погибли они на проезжей части, раненых [из-за наездов]за прошлый год около 3 тысяч человек» «За прошлый год 43 погибших, в основном это электросамокатчики, погибли они на проезжей части, раненых [из-за наездов] за прошлый год — около 3 тысяч человек»

«Проблемы не из-за того, что кикшеринговые компании себя ведут некорректно или пользователи неадекватные»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, станет ли нынешний сезон кикшеринга менее «аварийным», чем предыдущий, почему медленно идет регулирование рынка и что нужно сделать в первую очередь.

Ильдус Янышев — председатель союза велосипедистов Татарстана:

— Запретить кикшеринг как бизнес возможно, но нельзя запретить использовать его частным лицам, это будет глупо и абсурдно. Все проблемы не из-за того, что кикшеринговые компании себя ведут некорректно или пользователи неадекватные. Дело в том, что отсутствует инфраструктура — те самые велодорожки, о которых мы, как велосообщество, говорим уже десяток лет, и которых в Казани просто нет. А те, которые появляются, строятся больше в парках для красоты и для отчетов и не несут никакую транспортную функцию, чисто декоративную и показушную.

Действия властей, которые запрещают самокатам въезд в центр города, создают другие препятствия, вводят штрафы — это не решение. Надо строить инфраструктуру, которой будут пользоваться не только самокатчики, но и велосипедисты, пешеходы, инвалиды, мамы с колясками, роллеры и многие другие. Их всех не запретишь, понимаете? Я действия властей считаю не проактивными, которые были бы ориентированы на решение задач, а просто [рассчитанными] на наказание, запрет. И это уже не работает.

Надо решать вопросы индивидуальной мобильности горожан, освобождать города от автомобилей. А эти законы пишут люди, которые ездят на машинах с водителями, сами не знают настоящих потребностей горожан, они от них страшно далеки. Есть города, где в свое время решили, создали инфраструктуру и действовали на опережение. Например, Альметьевск, за что благодарность бывшему мэру города [Айрату] Хайруллину и «Татнефти», которая это спонсировала.

[Устанавливать на самокаты] номера необходимо, потому что СИМ, имеющие двигатели, являются источниками повышенной опасности, и идентифицировать нарушителя с помощью номеров будет намного легче. Это создаст ответственность у пользователей.

У нас в приоритете другие направления, а на решение транспортных задач горожан, развитие общественного транспорта и СИМ средства выделяются по остаточному принципу. Более 70 процентов горожан готовы пересесть на средства индивидуальной мобильности при соответствующей инфраструктуре, почему эти данные до сих пор не учитываются? Города принадлежат автомобилям, а не горожанам. Самокаты — это экологично, экономично, комфортно, такое надо приветствовать.


Владимир Соколов — председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов»:

— К сожалению, новый сезон кикшеринга не станет безопаснее, потому что, в сущности, ничего не изменилось. Электросамокатчики выбирают тротуары и дороги для движения. У них выбора нет, потому что велодорожки не развиты и не имеют сплошной проницаемости, надо переходить с места на место. На тротуарах пешеходы, конечно, в шоке от такого разнообразия угроз, которые представляют не только те, кто берет в аренду электросамокат, но и доставщики.

С прошлого года ничего не изменилось, все будет только хуже. Потому что чем больше электросамокатов, тем больше вероятность аварии. За прошлый год 43 погибших, в основном это электросамокатчики, погибли они на проезжей части, поэтому остальные понимают, что на тротуарах безопаснее, то есть там можно избежать летальных исходов, но наездов при этом становится тоже гораздо больше. У нас раненых за прошлый год около 3 тысяч. Это прежде всего сами водители электросамокатов, но есть и пешеходы, которые становятся жертвами из-за того, что не определены правила движения в городе по тротуарам.

Сегодня на совещании в Общественной палате мы предложили сделать правила дорожного движения для тротуаров, там всего четыре пункта. Во-первых, у нас есть основной стандарт, который определил, что каждый электросамокат должен иметь пешеходный режим — это всего 8 километров в час. Эта скорость гарантирует, что летального исхода при столкновения с пешеходом не будет. Тротуары в среднем по России [шириной] 1,4 метра, потому что это национальные стандарты обеспечивают. В большинстве городов и того меньше. Больше, чем в Москве, тротуаров в России пока ни у кого нет. Исходя из этого, водитель электросамоката должен знать элементарные правила движения по тротуару. Во-первых, если нет пешехода, он должен ориентироваться по правостороннему движению, для того чтобы разъехаться с таким же, как он, водителем, который едет навстречу.

Во-вторых, если он обгоняет пешехода, а пешеход идет с ним в одном направлении, то он должен обгонять его со скоростью в эти 8 километров в час. Пешеход идет 4–5 километров в час. Если навстречу он едет, то со скоростью пешехода 4–5 километров в час, итого скорость их движения будет не меньше 10 километров в час, что будет очень безопасно для всех. Если он встречает группу пешеходов, например троих человек, которые идут по тротуару шириной 1,4 метра, он обязан остановиться там в нескольких метрах, подождать, пока они пройдут, и продолжать движение. Что касается [максимально возможной] скорости 25 километров в час, она неприемлема для тротуаров. Это гарантированный летальный исход в случае наезда на пешехода, такое было уже не раз. Уже при 20 километрах в час летальный исход гарантирован. Часто человек даже не знает, с какой скоростью едет, потому что спидометра нет.

Для начала нужно, чтобы эти правила приняли те люди, которые сдают в аренду электросамокаты, и информировали остальных. Тогда можно еще на что-то надеяться. Но, учитывая, что сезон уже начался, все будет так же, как в прошлом году. Готовится новая редакция правил дорожного движения, и мы сегодня в Общественной палате много говорили о том, что нужно сделать для того, чтобы обезопасить людей, которые живут вместе с электросамокатами. Это в основном Москва, развитые города, ну и южные города тоже, где круглогодично можно ездить на электросамокате. Будем смотреть, что получится.

Главное — не повесить номера [на самокаты], а чтобы они могли быть считаны. Практически можно с помощью камер видеофиксации читать эти номера и понимать, кому они принадлежат, но речь идет о тех компаниях, которые сдают в аренду. Если говорить о частных самокатах, там никаких номеров нет и не будет. Проблема в том, что разместить эти номера, чтобы они были видны и читались, достаточно сложно. Тем более что читаться они могут только на проезжей части. В принципе, шеринговые компании могут развивать данное направление, но это не значит, что водитель электросамоката будет чувствовать себя контролируемо и изменит манеру своей езды.

Мы считаем, что единственный вариант, где могут самокатчики двигаться по проезжей части, — это дороги со спокойным движением, где максимальная скорость — 40 километров в час без всяких превышений на 20 километров в час. Вот с потоком в 40 километров в час самокатчики будут безопасно передвигаться на скорости 25 километров в час, это выход. Потому что, если ждать, когда будут созданы велодорожки, отделенные от проезжей части, от тротуара, пройдет очень много времени. И не везде это можно сделать. А снизить скорость можно везде.

«Что касается установки номеров на самокаты, это ничего не улучшит. Если номер есть, а штрафов нет, то возникает закономерный вопрос: кто будет штрафовать? Кто будет бегать за самокатчиками?» «Что касается установки номеров на самокаты, это ничего не улучшит. Если номер есть, а штрафов нет, то возникает закономерный вопрос: кто будет штрафовать? Кто будет бегать за самокатчиками?»

Петр Шкуматов — координатор движения «Синие Ведерки», блогер:

— Думаю, что нет, [нынешний сезон] не станет безопаснее. Дело в том, что в прошлом году количество поездок увеличилось в 2 раза, а аварийность выросла втрое. То есть аварийность увеличивается более высокими темпами. Она увеличивается, потому что люди, которые управляют средствами индивидуальной мобильности, в большинстве своем не знают ПДД, не обладают опытом вождения и, соответственно, не видят никакой опасности в том, как они передвигаются.

Очень многие пользователи кикшеринга, почти 40 процентов из принявших участие в опросе (было исследование в прошлом году) сказали, что правила дорожного движения — это что-то лишнее. Люди воспринимают электросамокаты как что-то несерьезное, хотя скорости, которых можно достичь на самокатах, довольно высокие. В результате у нас естественным образом растет аварийность, так что здесь я пессимист. Думаю, что в этом сезоне она еще больше вырастет.

Что касается установки номеров на самокаты, я думаю, что без штрафов, то есть без фиксации нарушений со стороны самокатчиков, это ничего не улучшит. Если номер есть, а штрафов нет, то возникает закономерный вопрос: кто будет штрафовать? Инспектора ГИБДД на каждый тротуар не поставишь, это довольно очевидно. Кто будет бегать за самокатчиками? Пока это просто номера. Думаю, что в этом сезоне камеры, которые будут их считывать и штрафовать за нарушение, вряд ли появятся. Из прошлого сезона могу сказать, что были заявления со стороны производителей камер фиксации и они указывали на то, что цикл разработки — это не мгновенно, нужны месяцы, годы для того, чтобы с этим как-то начать работать. И то, мы же знаем, что камеры неидеальные, поэтому будет множество ошибок, спорных ситуаций. Так что ничего это не даст.

Государственная машина не работает так быстро. Скорость появления и развития нового вида транспорта существенно опережает скорость работы чиновника. И наверное, не должно быть по-другому, то есть государство должно работать в более медленном режиме, чем то, что происходит на рынке. Но изменения идут. Во-первых, приняты поправки к ПДД. Во-вторых, достигнут какой-то консенсус в части технического регулирования, сертификации электросамокатов. Это медленные, но верные шаги в сторону полноценного регулирования. Но это будет не в этом и не в следующем годах, это перспектива лет пяти, не раньше. Так что пока будем наблюдать то, что мы и так видели в прошлом сезоне.