устам Минниханов напомнил о соблюдении мер безопасности в учреждениях культуры в связи с терактом в «Крокус Сити Холл». Он поручил провести комплексную проверку объектов на предмет их антитеррористической защищенности Рустам Минниханов напомнил о соблюдении мер безопасности в учреждениях культуры в связи с терактом в «Крокус Сити Холле». Он поручил провести комплексную проверку объектов на предмет их антитеррористической защищенности Фото: rais.tatarstan.ru

Знания не доходят до масс, подготовка молодых ученых и другие проблемы

«Приветствуем генерального директора ООО „Вайлдберриз“ Татьяну Владимировну Бакальчук!» — такая помпезная надпись на весь экран встречала участников заседания совета по культуре и искусству при президенте РТ в холле. Самая богатая женщина России по версии Forbes сегодня утром обсуждала с Рустамом Миннихановым вопрос развития маркетплейса в регионе, и, по всей видимости, этот факт должен был вызвать справедливую гордость у каждого, кто в этот понедельник посетил здание республиканского кабмина.

Что же до самого заседания, то президент Татарстана в самом начале еще раз напомнил о соблюдении мер безопасности в учреждениях культуры в связи с терактом в «Крокус Сити Холле». Далее Рустам Нургалиевич перешел к повестке, согласно которой должны были обсудить научные исследования в области истории и культуры как фактор развития РТ и повышения самосознания человека. Минниханов отметил, что осмысление национально-культурного кода и механизм его трансляции (любимая тема министра культуры РТ Ирады Аюповой) есть основа национальной безопасности страны, однако его реализация невозможна без научных исследований и их интеграции в деятельность учреждений культуры. Руководитель региона констатировал, что в РТ зачастую результаты научных изысканий по вопросам национальной идентичности и культурных традиций, их сохранения и передачи потомкам остаются в стенах учреждений, не собираются в открытую научную базу, поэтому не могут быть эффективно использованы, а научные конференции не системны, носят узковедомственный характер и не имеют общественного резонанса.

«Есть вопросы в части подготовки молодых ученых, обеспечения преемственности гуманитарной научной школы. Оторванность тем дипломных и научных работ от практики их последующего применения. Наша задача — обеспечить интеграцию научной работы в образовательную деятельность в сфере культуры и искусства, повышение эффективности культурно-просветительской деятельности, — подчеркнул Минниханов. — В РТ реализуется большое количество беспрецедентно инфраструктурных проектов, в том числе новое здание Камаловского театра, центр ремесел в здании бывшего ЦУМа и другие. В основе их контентного наполнения должны лежать научные исследования. В условиях переформатирования международных отношений усиливается интерес к культурно-историческим основам и цивилизационному коду российского общества, происходит поиск новых смыслов для евразийской интеграции. В этой части создание центра изучения кочевых цивилизаций (речь о международном центре истории и культуры народов Степной Евразии прим. ред.), инициированное Академией наук РТ, открывает новые возможности для международных культурных проектов, таких как фестиваль „Науруз“, „Восточный базар“, кинофестиваль „Алтын минбар“».

Ирада Аюпова предложила совместно с АН РТ создать единый открытый сводный электронный каталог арабографичных рукописей. Она также отметила, что в условиях глобальной цифровизации до сих пор не налажен полный учет и описание фондов Ирада Аюпова предложила совместно с АН РТ создать единый открытый сводный электронный каталог арабографичных рукописей. Она также отметила, что в условиях глобальной цифровизации до сих пор не налажен полный учет и описание фондов Фото: rais.tatarstan.ru

Далее за трибуну вышла Аюпова, которая свой доклад начала с того, что сегодня личностное становление человека происходит в условиях обращения к собственному культурному прошлому, осознания своей культурной самобытности и в то же время давления чуждых, навязанных западной идеологией псевдоценностей. В этих условиях роль культурологии как науки с точки зрения воспитания возрастает. Для ознакомления местных жителей с традиционной культурой РТ проводятся, например, публичные лекции совместно с вузами Татарстана. Это делается в том числе для того, чтобы выработать подходы и научную базу для возможного последующего внедрения предмета «Культурология» в учебных заведениях.

В то же время, по ее словам, оцифровкой письменных источников музеев и библиотек занимается несколько институций, что приводит к разрозненной базе данных, что лишает результаты этой работы системности и общедоступности. Поэтому она предложила совместно с АН РТ создать единый открытый сводный электронный каталог арабографичных рукописей. Кроме того, объем фонда в музеях РТ составляет 2,1 млн единиц, библиотечный — более 23 млн единиц. Как отметила Аюпова, в условиях глобальной цифровизации до сих пор не налажен полный учет и описание фондов.

«Остается вопрос возрождения средневекового музыкального наследия Поволжья и Приуралья, — продолжила глава минкульта РТ. — Для этого имеются научные базы, на основе которых можно создать механизмы перехода от историко-теоретических изысканий в плоскость практического восстановления. Одной из проблем в данном вопросе остается отсутствие презентационной площадки производства традиционных музыкальных инструментов. При открытии в ЦУМе центра народно-художественных промыслов и ремесел данный вопрос, мы надеемся, будет учтен. На одной из площадей планируется создание экспериментальной мастерской, открытой лаборатории по изготовлению этнических музыкальных инструментов, таких как тальянка, курай различной модификации, думбра, кылкубыз, гусли, ятаган, танбур, дэф и прочее».

Со слов Ирады Хафизяновны также следовало, что хоть и многие инфраструктурные проблемы, к примеру, в Билярском государственном историко-археологическом и природном музее-заповеднике решены, но Билярск и Чистополь в должной мере не изучены, поэтому нужна помощь ученых, в особенности археологов. Для того чтобы популяризировать это направление, с 26 апреля запускается двухдневный тур «Древние города Волжской Булгарии». Однако все сложнее привлекать в науку молодежь, в музеях ощущается нехватка специалистов с ученой степенью, с досадой резюмировала спикер.

Рифкат Минниханов говорил о финансовом вопросе, поскольку ни стипендия чуть более в 7 тыс. рублей, ни будущая зарплата в 32-48 тыс. рублей не мотивирует молодежь к выбору в качестве будущей профессии гуманитарные направления Рифкат Минниханов говорил о финансовом вопросе, поскольку ни стипендия чуть более 7 тыс. рублей, ни будущая зарплата в 32–48 тыс. рублей не мотивируют молодежь выбирать в качестве будущей профессии гуманитарные направления Фото: rais.tatarstan.ru

Рифкат Минниханов: эффективность аспирантуры всего 11%, выпуск научных кадров упал на 12%

«Зачастую в сфере культуры науку в ущерб общему делу подменяют мероприятиями по продвижению и сохранению языков. Непонимание важности примата науки в культуре приводит к тому, что подчас фрагментарно, эмоционально, событийно расходуются значительные средства, но ситуация, несмотря на все предпринимаемые меры, сильно и системно не меняется», — продолжил тему о проблемах развития науки в сфере культуры президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. По его словам, прорывная наука в сфере культуры базируется на нескольких вещах. Первое — кадры. В АН РТ, к примеру, вопросами истории, лингвистики и литературы занимаются порядка 277 сотрудников, но их средний возраст составляет 60 лет — приближается к критическим значениям. Тем самым одной из ключевых проблем является преемственность и показатель в рейтинге научно-технологического развития. «В решениях совета хотелось бы видеть и решение данного весьма щепетильного вопроса. Принимая во внимание особенности и деликатность сферы, считаем, что должна быть специальная программа поддержания преемственности», — отметил Рифкат Нургалиевич.

Отсюда вытекает второй пункт — подготовка научных кадров. В АН РТ по гуманитарным направлениям были приняты 73 человека, из которых только 35 формально окончили учебу, а защитились 8. «Эффективность аспирантуры — 11 процентов! Для сравнения: 14 процентов в среднем по стране», — констатировал он. Действительно, ситуация удручающая: в 2022 году в аспирантуру поступили 10 человек, окончили и защитили диссертацию трое; в 2021-м — 16 человек поступили, из которых окончили 9 и всего трое защитились.

«В целом по республике за четыре последних года выпуск научных кадров упал на 12 процентов. По социогуманитарным наукам снижение поменьше — 10 процентов. Но по направлениям, связанным с культурой, образованием и педагогикой, падение — на 20 процентов, по языкознанию и литературоведению — на 17 процентов, искусствознанию — на 50 процентов, вдвое! Здесь нужно разбираться со складывающейся ситуацией. В противном случае при таких трендах в течение последующих четырех лет у нас есть риски потерять систему подготовки ученых в сферах, непосредственно связанных с культурой», — подчеркнул выступающий.

На ситуацию влияет финансовый вопрос, поскольку ни стипендия чуть более 7 тыс. рублей, ни будущая зарплата в 32–48 тыс. рублей не мотивируют молодежь выбирать эти направления в качестве будущей профессии. К слову, доход в 32–48 тыс. кажется даже завышенным, например, корреспондент «БИЗНЕС Online» видел, как в октябре прошлого года АН РТ публиковала вакансию старшего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова, зарплата которого не доходит и до 20 тыс. — составляет 19 562 рубля.

К тому же, как отметил президент АН РТ, большинство тем исследований потеряло актуальность, т. к. не менялось в течение 30 лет и, что критично, все дальше и дальше отдаляется от мировых фронтиров науки. В связи с этим он предложил ввести специальные гранты на обучение по приоритетным направлениям культуры, которые позволили бы в период учебы получать стипендию, соизмеримую со средней зарплатой в РТ. Однако, преследуя цель привлечения внебюджетного финансирования в научную работу, ученые отвлекаются от важных республиканских проектов в пользу высокомаржинальных сторонних. Например, в Татарстане снижается интерес к лингвистике, философии, изобразительному и исполнительскому искусству. Старший брат президента РТ попросил министерство культуры сформировать долгосрочное видение и систему грантов, которые бы дополняло госзадание научных организаций по наиболее важным направлениям развития в сферах, связанных с культурой. Также Рифкат Нургалиевич предложил в 2025 году укрупнить научные мероприятия, выставки и конференции и попросил принять концепцию комплексного формирования научной компетентности личности в РТ.

Вадим Дулат-Алеев поддержал систему госзаказа и грантов Вадим Дулат-Алеев поддержал систему госзаказа и грантов Фото: rais.tatarstan.ru

Ректор Казанской консерватории им. Жиганова Вадим Дулат-Алеев поддержал систему госзаказа и грантов, однако считает, что не должно быть требований по наукометрии, чтобы искусствоведение не оказалось в условиях неравной конкуренции с гуманитарными науками университетского типа.

Искусственный интеллект vs культура

Какие новые вызовы важны в формировании повестки научных исследований? Это бум информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и за счет этого формирование цифрового неравенства, возрастающая сложность и многообразие процессов в культуре и сфере креативных индустрий, необходимость обеспечения стратегических перспектив развития различных городов и сельских территорий, ответила приглашенная на мероприятие директор центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами Высшей школы экономики Татьяна Абанкина.

По ее словам, если говорить о фундаментальных исследованиях, то изучение влияния ИИ на культурное поведение, систему ценностей и мотиваций различных социальных групп — темы, которые сегодня обсуждаются на ведущих мировых научных площадках.

Но самая любопытная часть заседания случилась как раз после доклада московского гостя. Президент Татарстана поинтересовался: чем закончится развитие ИИ? «Любое новшество всегда было угрозой. Промышленная революция тоже была угрозой паровым машинам. Наверное, люди способны как-то контролировать. Как вы считаете, в области культуры какие угрозы ИИ несет и что необходимо предпринять?» — обратился он к Абанкиной, которая ответила, что ИИ развивается очень активно, остановить это не можем, но и риски чувствуются.

«В ИИ должны быть некие моменты, которые должны ограничивать их. Как бы мы не атрофировались, итак таблицу умножения многие не знают. Если ИИ может сыграть, спеть или что-то, то зачем учиться?» «В ИИ должны быть некие моменты, которые должны ограничивать их. Как бы мы не атрофировались, и так таблицу умножения многие не знают» Фото: ru.freepik.com

— Внутренняя устойчивость каждого и взаимопонимание, основанное на культуре, позволят сохранить этические ценности и за счет этого обеспечат контроль и преодоление разрушительных, может быть, тенденций, рисков, — резюмировала профессор ВШЭ.

— Очень примитивный вопрос. Культура, она же [основывается] на личности — исполнитель, голос… Насколько ИИ может заменить эти таланты? — был обеспокоен президент РТ.

— В петербургской капелле был концерт, исполняли симфонию Шостаковича, которую сгенерировал ИИ. Произвело сильное впечатление. Возможности ИИ масштабны, но, мне кажется, талант человеческого гения… Все равно ИИ, если говорить о Рахманинове, сгенерировал это на основе произведений Рахманинова, не заново создал, — отвечала Абанкина.

— Самое главное же исполнитель. Если ИИ будет нас подменять в этом, зачем в консерватории 7–10 лет учиться, мучиться? У нас есть бактериологическое оружие, есть ядерное оружие… В ИИ должны быть некие моменты, которые должны ограничивать их. Меня очень беспокоит — как бы мы не атрофировались, и так таблицу умножения многие не знают. Если ИИ может сыграть, спеть или что-то, то зачем учиться? В кого мы превратимся? Это же страшно, — подытожил президент РТ.

В дискуссию свою лепту решил внести композитор, заслуженный деятель искусств РТ Эльмир Низамов, сказав, что чем сильнее развивается ИИ, тем ценнее становится живой человеческий труд. Однако Рустам Нургалиевич прервал полет его мыслей, сказав, что он ошибается, поскольку ИИ дает прогресс, но «как бы мы с тобой не остались примитивными, главное, чтобы не разленились».

Председатель всемирного форума татарской молодежи, IT-координатор образовательной платформы «Ачык университет» («Открытый университет») Райнур Хасанов добавил, что ИИ хоть и становится неотъемлемой частью жизни, но татарский язык пока не смог полностью интегрироваться в мир искусственного интеллекта. Чтобы исправить ситуацию, необходимо собрать качественные наборы данных, обработать и разместить их в открытом доступе в интернете. В будущем можно реализовать такие проекты, как цифровизация национального наследия с использованием технологии оптического распознавания символов для текстов, написанных арабскими буквами на старотатарском, и создавать большие информационные библиотеки, цифровизируя творчество татарских деятелей культуры. Минниханову идея понравилась, он сказал, что нужно поддержать проект, в том числе финансово.

Марат Ахметов сообщил, что ученые свои диссертационные работы в области татарской культуры вынуждены защищать на русском языке, потому что на татарском языке нет программы по антиплагиату Марат Ахметов сообщил, что ученые свои диссертационные работы в области татарской культуры вынуждены защищать на русском языке, потому что на татарском нет программы по антиплагиату Фото: rais.tatarstan.ru

И, пожалуй, одну из важнейших тем заседания поднял вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов, причем вне повестки. Он с досадой сообщил, что ученые свои диссертационные работы в области татарской культуры вынуждены защищать на русском языке, потому что на татарском нет программы по антиплагиату. «Как это по татарскому языку можно писать диссертация на русском? Тузга язмаган хәл! (вздор — прим. ред.). Надо сделать. Если мы любим себя, то диссертация должна писаться на родном языке», — поручил президент Татарстана. И в завершение мероприятия только он начал было поздравлять присутствующих с Днем работника культуры, как кто-то с задних рядов параллельно стал разговаривать. «Кто там говорит, алло? Если вам поговорить надо, можете выйти. Игорь, что-то ты плохо работаешь. Выгони этих бескультурных людей», — грозно, но с легкой улыбкой обратился он к охране. Но выгонять никого не стали.