28 лет назад под стенами Казанского кремля раздались выстрелы из двух пистолетов, после чего помещение самого известного на тот момент городского паба «Раки» оказалось залито кровью. Был убит один из авторитетов казанской ОПГ «Низы» по прозвищу Сапог — за ним долго охотились выходцы с «Кинопленки». За 9 месяцев до этого «Красный Восток» помпезно открыл возрожденный старинный бар, где гендиректор компании Айбат Айбатов угощал VIP’ов свежим пивом. Через несколько месяцев не станет и Айбатова, которого убьют в центре города. О том, как у стен Кремля появился и погиб легендарный бар, как сложилась история тех, кто с ним связан, и кто понес ответственность за расстрел, — в материале «БИЗНЕС Online».
Бар «Раки» у стен Кремля был знаковым местом Казани
Убийство на глазах генерала
27 марта 1996 года, Ярмарочная площадь (ныне площадь Тысячелетия). У стен Казанского кремля в пивном баре «Раки» обедали люди. Кто-то заказал пиво с морепродуктами, кто-то просто сидел, слушая собеседников. Один из столиков тогда занял казанский предприниматель с фамилией Исмаилов. К нему примкнули трое безработных — Валерий Мустаев и еще два человека с фамилиями Суров и Гаджиев. Мустаев в криминальном мире был известен как лидер казанской ОПГ «Низы» из Московского района по прозвищу Сапог, а Суров с Гаджиевым были его людьми.
Газеты того времени писали, что примерно в 14:00 в бар зашел молодой человек в кожаной куртке (в 90-е свидетели утверждали, что он был один). Минуя охрану, он зашел в зал, где стоял небольшой полумрак. Молодой человек немного постоял у входа, дожидаясь, пока его глаза привыкнут к такому свету, оглядел заведение и вдруг направился в сторону Сапога, мирно беседующего за кружкой пива. Не дойдя до его столика, неизвестный достал из-под куртки два пистолета и открыл шквальный огонь. Все посетители в этот момент легли на пол, а незнакомец, отстрелив два магазина, так же спокойно покинул заведение.
Валерий Мустаев в криминальном мире был известен как лидер казанской ОПГ «Низы» из Московского района по прозвищу Сапог
Пороховой дым стал рассеиваться, и под столиком, где сидел Сапог, разлились лужи крови — все четверо получили ранения, от которых трое скончались на месте, а Сапога госпитализировали, но он все равно скончался на больничной койке. Примечательно, что в этот момент в баре также находились руководители Казанского юридического института МВД РФ генерал Наиль Сафиуллин и полковник Борис Кофман. Но их стрелявший то ли не заметил, то ли не испугался.
На место прибыла милиция, но след нападавшего уже простыл. А позже какие-то дети случайно найдут два пистолета в районе Ленинской дамбы.
Криминальные войны «Низов»
В милиции это ЧП квалифицировали как очередную бандитскую разборку. К тому времени группировки Казани разделились на два лагеря. Лидер ОПГ «Жилка» Хайдар Закиров (Хайдер) решил объединить группировки. Но часть ОПС была против этого, поэтому и произошло деление, а в 1995-м началась настоящая криминальная война. Врагами ОПГ «Низы», которые выступили против Хайдера, исторически была соседствующая с ними группировка «Кинопленка». Но к тому году и в ней произошел раскол: так появились «бригада Ташкента» (лидер — Ирек Мингазизов) и «бригада Ильфатея» (лидер — Эльфат Сунгатуллин). Первый поддержал «Жилку» и воевал на ее стороне, в то время как Ильфатей выбрал сторону объединения группировок «Севастопольские».
Спустя пару недель после расстрела в баре «Раки» правоохранители задержат 19-летнего сына одного из «Ташкентовских». Он подходил по описанию фоторобота. Оперативники посчитали, что тот якобы отомстил «Низам» за смерть своего отца в январе 1996-го.
Дело даже дошло до суда, парня приговорили к 15 годам колонии, но Верховный суд РФ полностью его оправдал. У следствия новых кандидатов в подозреваемые не было. Дело временно приостановили. Но «Ташкентовские» все равно оставались в поле зрения оперативников.
Штатный киллер «Жилки» Андрей Перевицких (в центре) по прозвищу Арнольд вместе с «Ташкентовским» Сергеем Кузнецовым (Кабан) расстрелял «Низовских» в пивбаре «Раки»
Из-за чего «покраснели» «Раки»
И вот почему «Ташкентовским» уделялось такое внимание. «Низы» с самого начала казанской криминальной войны выступили против Хайдера и имели с ним личные счеты. Так, Сапог считался бригадиром «Низов», у которого под контролем был ряд казанских предприятий, в том числе база стройматериалов в поселке Левченко. Но эта территория нужна была Хайдеру, из-за чего и сложился очередной конфликт. Хайдер и велел Ташкенту избавиться от Сапога. Так посчитало следствие.
«Одним из самых громких преступлений, совершенных „Ташкентовскими“, стал отстрел участников бригады Сапога. Вечером 23 января 1996 года в казанском кафе „Мозаика“ на улице Восстания „Ташкентовские“ расстреляли пятерых „Низовских“. Четверо скончались на месте, один получил тяжелые ранения, но выжил. Главной целью киллеров был Сапог, но тот опоздал на встречу в кафе и, придя в „Мозаику“, обнаружил только остывающие трупы товарищей», — писали в книге «Бандитская Казань – 2» руководитель уголовной коллегии Верховного суда РТ Максим Беляев и старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий.
Тем не менее судьба Сапога была уже решена. Спустя много лет следствие выяснит, что 27 марта 1996 года штатный киллер «Жилки» Андрей Перевицких по прозвищу Арнольд вместе с «Ташкентовским» Сергеем Кузнецовым (Кабан) отправился кататься по городу в поисках врагов. «Остановившись на Ярмарочной площади, мужчины решили пообедать в одном из самых популярных на тот момент пивбаров Казани — „Раки“. Зайдя в зал, они увидели „Низовских“. Обрадованный встречей Перевицких быстро принес из автомобиля пистолеты, и киллеры разрядили по обойме в обедавших авторитетов», — говорилось в книге «Бандитская Казань – 2». Это было сделано настолько быстро, что свидетели говорили лишь об одном стрелке (либо по каким-либо причинам делали это специально).
Задержат «Ташкентовских» только 10 лет спустя. 6 выживших после 90-х участников бригады будут судить в Верховном суде РТ в 2010 году. Тогда всех их признали виновными в бандитизме, 16 убийствах и других преступлениях. Все они были совершены в период криминальной войны между организованными преступными сообществами «Жилка» и «Севастопольские». Суммарный срок тюремного заключения для бандитов составил 99 лет. Кабан за «раковый» расстрел получил 20 лет колонии.
«Бандитская» эпоха «Раков»
Еще в начале XX века у стен Казанского кремля располагалась известная питейная. В 90-е пивоваренная компания «Красный Восток», владевшая баром, решила его полностью обновить, сделав из забегаловки крутейший по тем временам паб. На входе выставили охрану, состоявшую из сотрудников милиции (!), а сам бар был обновлен до неузнаваемости. Здесь подавали свежайшее неразбавленное пиво, а помимо всяких закусок, ввели целое средиземноморское меню. Подавали практически все деликатесы, доступные в 90-е.
Открывали бар помпезно в 1995 году. На открытие директор «Красного Востока» Айбат Айбатов даже пригласил мэра Казани Камиля Исхакова. Но так вышло, что «Раки» появились в самый разгар бандитских войн. Спустя несколько месяцев главного виновника торжества Айбатова убьют у его собственного дома.
Как считает следствие, все началось в 1995 году, когда гендиректор фирмы «Сандра» Борис Булатов (к слову, сын бывшего секретаря татарского обкома КПСС) и Айбатов запустили на «Красном Востоке» совместную линию по производству Coca Cola. Партнеры не смогли поделить прибыль: 70% доходов от производства заграничного напитка получал «Красный Восток», 30% — фирма Булатова «Сандра». Булатов вложил в строительство линии $800 тыс., но все производственные расходы нес пивзавод, так что запуск напитка становился для него нерентабельным.
В итоге у партнеров испортились отношения, Айбатов отстранил Булатова от участия в производстве и отказался выплатить ему компенсацию, которую Булатов оценил в 2 млрд рублей (неденоминированных). Булатов подал в суд, но добиться возвращения денег так и не смог. Тогда он и заказал убийство Айбатова. Булатов поручил застрелить Айбатова своему телохранителю Сергею Павлову, который был участником группировки «Хади Такташ». Павлов поручение успешно выполнил, причем совершенно бесплатно.
В 2005-м Павлова и Булатова приговорят за это к 9 и 11 годам колонии соответственно. В 2010-м Булатов умрет за решеткой.
В 2001 году на Ярмарочной площади снесли все постройки, и бар был единственным зданием, красовавшимся под стенами Кремля. Более того, к открытию готовилась мечеть Кул Шариф, и верующие просили закрыть пивной бар «Раки» как «источник адского греха»
Как закрывали легендарную питейную
Бар «Раки» просуществует до 2005 года. Паб пережил многое, но не вписался в празднование тысячелетия Казани. Еще в 2001-м на Ярмарочной площади снесли все 200-летние постройки, и бар был единственным зданием, красовавшимся под стенами Кремля. Более того, к открытию готовилась мечеть Кул Шариф, и весной 2005-го союз мусульманских женщин РТ обратился к президенту РТ Минтимеру Шаймиеву с просьбой закрыть пивной бар «Раки», т. к. «рядом с историческим завоеванием нашего века находится источник адского греха и запретного». Вот такая формулировка.
Айрат Хайруллин, которому по наследству перешли «Раки», мечтал построить его напротив — у здания стадиона (архивное фото 2003 года). Но этому было не суждено сбыться
Бар снесли, но один из основателей «Эдельвейс-Групп» Айрат Хайруллин, которому по наследству перешли «Раки», мечтал построить его напротив — у здания стадиона. «Мы никогда не рассматривали этот пивбар как бизнес. Для „Красного Востока“ „Раки“ были своеобразной реликвией, талисманом. Потому что еще до революции на этом месте стояла пивная купца Александрова, того самого, что построил пивной завод, впоследствии названный „Красным Востоком“. На этом месте продавали пиво более 100 лет, продавали до того, как родился я, до того, как родился мой отец… Так что „Раки“ для меня не совсем бизнес, это скорее история. Хотя и с точки зрения бизнеса „Раки“ — удачный проект. Но еще раз подчеркну, доходность в данном случае дело не главное. Пивбар с названием „Раки“ в Казани будет, „Красный Восток“ собирается открыть его на другой стороне Ярмарочной площади, у Центрального стадиона», — рассказывал он «Вечерней Казани» в 2005 году.
Но и этому было не суждено сбыться. В 2007 году городские власти отдали «Эдельвейс Групп» в качестве равноценной компенсации за снесенное здание и долю в праве собственности на Центральный стадион. А в 2022-м «Эдельвейс Групп» отсудила у исполкома Казани 2,8 млн рублей компенсации за снесенных «Раков».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.