В священном Коране есть прямое упоминание о зернах в контексте разнообразия мира: «А на Земле разные края и страны, виноградники и посевы, и пальмовые рощи — от единого корня и от корней разных. Орошаются они одной водой, но мы предпочитаем для еды одни сорта другим» «В священном Коране есть прямое упоминание о зернах в контексте разнообразия мира: «А на Земле разные края и страны, виноградники и посевы, и пальмовые рощи — от единого корня и от корней разных. Орошаются они одной водой, но мы предпочитаем для еды одни сорта другим» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рожь — кислый хлеб, пшеница — пресный хлеб». Татарская поговорка

Земля — это планета семян

Мы уже говорили, что рацион древнейшего человечества изначально складывался из растительной пищи, а затем был обогащен мясом. Злаки никуда не делись. Они были и остаются важнейшим источником углеводов и других полезных веществ. Получал их человек главным образом за счет сбора зерновых. Конечно, ягоды, коренья и другая подобная пища также были серьезным подспорьем и обогащали рацион микроэлементам и ферментами, придавая особый вкус обычной еде. Но все же семена злаковых растений были главным источником крахмала и протеина.

Земля не просто планета. Это планета семян. Они находятся везде, мы встречаемся с ними ежедневно и ежечасно. Начиная с утреннего кофе (истолченные зерна) и хлеба (те же истолченные зерна), и так целый день. Зерна — это еда, масла, напитки (от пива до виски), красители, пряности, волокна, топливо и многое другое, что мы привыкли не замечать и считать само собой разумеющимся.

«Татары, как военно-служилое сословие, питались лучше, были сильнее и на 10 сантиметров выше крепостных»

В священном Коране есть прямое упоминание о зернах в контексте разнообразия мира: «А на Земле разные края и страны, виноградники и посевы, и пальмовые рощи — от единого корня и от корней разных. Орошаются они одной водой, но мы предпочитаем для еды одни сорта другим» (Коран. Сура «Ар-Ра’д», 13: 4).

Отмечу, что мировая философия уже давно обдумывала этот вопрос. Недаром у нас в ходу выражения «зерно науки», «зерно сомнения», «плоды знаний», «сеять семена знаний». Связь между всем живущим и семенами была понятна и осмыслена людьми с глубокой древности. Но в современном городском и информационном мире эти прямые и конкретные слова стали абстракциями. Хотя понимание, что стоит «сеять разумное, доброе и вечное», выбирать правильные плоды и не плодить (простите за невольный каламбур) ложные сущности, актуально как никогда.

Зерна — это буквально «хлеб наш насущный», говорится в одной из главных молитв христиан. В так называемой молитве Господней из Евангелия от Матфея (Мф.6:9-13). Хлеб насущный, т. е. данный на один день, на одно насыщение. В молитве есть призыв не стремиться к чему-то большему, а трудиться каждый день и вкушать плоды этих трудов. Понятно, что за такими словами стоит целая философия древних земледельцев, о которой мы еще поговорим далее. Сейчас же нужно отметить, что под понятием «хлеб насущный» мы подразумеваем и пищу, и хозяйство, даже образ жизни. Поскольку именно семена давали и дают нам все это. Правда, в последнее столетие успехи химии сильно изменили такой баланс.

Само русское слово «хлеб», которым переведено это библейское понятие, абсолютно точно соответствует синонимичному ряду из семитских языков, где «хлеб» («айш») буквально значит «пища» и «жизнь». Именно такой смысл основным зерновым культурам дан и во множестве других языков, древних очагов земледелия. Например, в китайских южных диалектах, японском и индокитайских языках слово «рис» означает «кушанье» или «пища».

Основой питания и производства пищи для человечества являются в значительной степени злаки «Основой питания и производства пищи для человечества являются в значительной степени злаки» Фото: «БИЗНЕС Online»

Основа питания и пищи для человека — злаки

Именно благодаря семенам человечество смогло освоить нашу планету. В какой-то степени человечество — это порождение той революции в природе, которую совершили растения, перейдя к размножению с помощью семян. Некоторые ученые утверждают, что современный человек вообще не мог бы появиться в мире, где семена отсутствуют.

Основой питания и производства пищи для человечества являются в значительной степени злаки. Злаковые — это семейство однодольных растений, к которым относятся известные и давно используемые в хозяйстве растения: пшеница, рожь, овес, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник. Этот перечень показывает, что представить любую кухню народов мира без злаков невозможно.

Человечеству знания о семенах достались от его предков-приматов. Но не все так просто. Семена хорошо защищены от внешнего воздействия. Некоторые, как ягоды, «приспособились» к тому, чтобы их съело какое-то животное и семя оказалось в унавоженной земле, из которой спустя время появляется растение и дает плоды. Другая стратегия у травянистых сортов. Они разносятся ветром и водой, животными на значительные расстояния, покрывая собой любой свободный участок земли, пригодный для произрастания.

Особое значение имели в этом отношении травы, которые покрывали огромные пространства земли. Они служили не только кормовой базой для многочисленных стад животных, но и позволяли людям собирать зерно дикорастущих злаков и выкапывать коренья. Степь в этом смысле является естественным источником злаков и растений, а также охотничьими угодьями для людей. Охотники, добывающие мясо для приготовления пищи, по сути дела, потребляли энергию, которую взяли животные у растений и благодаря устройству своих организмов и желудочным бактериям переработали и концентрировали в себе. Люди переварить эту растительную пищу были не в состоянии, потому охота и скотоводство в значительной степени основаны на злаках и семенах. Степь более приспособлена для существования человека, чем лес.

Вспомним хотя бы древние легенды и мифы. Порой в них рассказывается, что именно в лесной чаще живет всякая нечисть — лешие, оборотни, водяные, Баба-яга и Соловей-разбойник, туда на смерть ведут девушек. А вот степь с такой чертовщиной не ассоциируется. Как источник опасности она появляется лишь тогда, когда возникает противостояние лесных и степных обитателей. Человечество возникло в саванне и там жило, и осваивало оно практически всегда открытые пространства. Потому степь и формирующие ее злаки — это реальная колыбель человечества.

Огнем пользовался еще наш дальний предок — человек прямоходящий, но только его потомки сделали из случайного использования огня повседневную кухню «Огнем пользовался еще наш дальний предок — человек прямоходящий, но только его потомки сделали из случайного использования огня повседневную кухню» Фото: commons.wikimedia.org

Что будет, если есть то же самое, что шимпанзе?

Желудок человека мало приспособлен для переваривания косточек (ну совсем никак) и даже зерен злаков. Здесь наши предки столкнулись с дилеммой — развивать мозг или желудок. Приматы, которые довольствовались крепкими и большими желудками, приматами и остались. Есть записки одного современного профессора, который решил понять, как питались наши предки, и во время экспедиции в Уганду ел то же, что местные шимпанзе. Через неделю подобной жизни он сильно оголодал и понял, что такой рацион ему не подходит. Изучение показало, что у шимпанзе, которые наиболее близки к нашим предкам, больше и крепче зубы, сильнее челюсти и больше желудок. Питание сырым мясом ему тоже не помогло. Чтобы получать необходимые калории, человеку пришлось бы двигать челюстями и переваривать пищу примерно 6 часов в день. А еще ведь надо бегать за этой едой.

Словом, размышления привели профессора к простой мысли: все дело в допищеварительной подготовке и приготовлении пищи, что позволило людям выживать с относительно небольшим желудком, но сравнительно большим мозгом. Каким образом? Огонь. Им пользовался еще наш дальний предок — человек прямоходящий (Homo erectus), но только его потомки сделали из случайного использования огня повседневную кухню.

Перескакивая через этапы и века, обратимся к периоду, от которого принято отсчитывать начало человеческой цивилизации. В эпоху неолита в некоторых регионах Старого Света (обычно так называют Плодородный полумесяц — Дельта Нила, Ближний Восток и Двуречье, бассейн Инда и междуречье Хуанхэ и Янцзы) начинает развиваться земледелие. Т. е. целенаправленная обработка земли для производства растений, используемых в пищу. Это привело ко многим серьезным изменениям в обществе в целом.

Население обширных регионов перешло к оседлому образу жизни, образовались постоянные поселения, позднее возникли города, затем религиозные системы, а позднее и государства. Английский археолог Гордон Чайлд назвал это «неолитической и урбанистической революцией». С этого момента принято отсчитывать время становления и эволюции человеческой цивилизации. Прогресс, конечно, был, но настолько ли «прогрессивным», как представлялось еще совсем недавно эволюционистам и их наследникам вплоть до марксистов, для которых все, что двигало хозяйство к капитализму, считалось важным, а любые остановки и замедления — традиционализмом и консерватизмом?

Подобную идеологию усвоили и мы. Потому смотрим на прошлое именно через такие эволюционные очки.

Татары и башкиры регулярно практиковали на местах летовок обработку земли и сбор урожая, а на время ухода на зимовье — засев озимых «Татары и башкиры регулярно практиковали на местах летовок обработку земли и сбор урожая, а на время ухода на зимовье — засев озимых» Фото: Public Domain, commons.wikimedia.org

Татары и башкиры Южного Приуралья практиковали «удаленное земледелие»

Не отрицая важности оседлого земледелия и его роли в истории человечества, следует понять, как произошел такой переход и чего стоил людям этот прогресс. Надо развеять мысль, утвердившуюся в головах некоторых историков и археологов, что земледелие возникло исключительно в зоне Плодородного полумесяца. Это не так. С глубокой древности люди не просто собирали злаки и коренья, но и помогали полезным и питательным растениям выжить и развиваться. Даже аборигены Австралии устраивали стоянки в местах, богатых злаками, кореньями, взрыхляли землю и сажали нужные семена, чтобы спустя определенное время вернуться и собрать их, сделав новые посадки. Они делали хлеб и варили каши из разных сортов семян. Такой способ удаленного земледелия был очень характерен для всех человеческих коллективов.

В степной Евразии нечто подобное практиковалось племенами, которых мы по традиции именуем кочевыми, хотя научно правильнее было бы назвать их неоседлым населением. Например, татары и башкиры в Южном Приуралье регулярно практиковали на местах летовок обработку земли и сбор урожая, а на время ухода на зимовье — засев озимых. Конечно, это не развитое земледелие, и результаты его были подвержены климатическим колебаниям. При мягкой зиме озимые давали хороший урожай, а бесснежные и суровые зимы могли его уничтожить. Так и хорошее лето давало богатый урожай, а неблагоприятное — низкий.

В любом случае результат был выше затрат. Потому такая практика была распространена до массового освоения этой территории земледельцами и вытеснения неоседлого населения в степь, превращая их в кочевников и ломая их уклад жизни и хозяйства. Примерно так произошло с казахами и частично с монголами, сделав их хозяйство моноцентричным, а потому подверженным перепадам погоды и климатическим изменениям.

Это был рукотворный процесс расширения империй в степную зону. Но что, если подобные процессы произошли на Ближнем Востоке примерно 10 тыс. лет назад? Климат стал меняться, плодородные луга и степи отступали под натиском пустыни, и люди были вынуждены ограничивать территорию обитания, переходя к интенсивному земледелию.

Дело в том, что охота и собирательство требуют значительной территории для пропитания. Например, подсчитано, что на территории современной Украины в каменном веке проживали родовые общины, в которых было 50 тыс. человек, а уже в Средние века — не меньше двух десятков миллионов человек. Такой резкий подъем народонаселения был немыслим при прежнем способе хозяйствования.

В этих условиях люди должны были интенсифицировать свои занятия земледелием, превратив его в основной способ добычи пропитания. Конечно, это можно назвать революцией, но больше похоже на ситуативную адаптацию, которая происходила в ряде регионов мира в разные годы и столетия. Процесс этот растянулся на несколько веков, если не тысячелетий, и земледелие становилось все более интенсивным по мере того, как менялась окружающая среда и из травянистых равнин превращалась в полупустыню. Так люди попали в полную зависимость от урожая злаков.

Переход к оседлости и земледелию был вызван климатическими изменениями, а не сознательным выбором человечества. И это верно. Хотя в целом подобное стало шагом в сторону развития цивилизации «Переход к оседлости и земледелию был вызван климатическими изменениями, а не сознательным выбором человечества. И это верно. Хотя в целом подобное стало шагом в сторону развития цивилизации» Фото: 100tatarstan.ru

Сельскохозяйственный труд влиял на продолжительность жизни и рост людей

Для Китая этот путь был примерно таким же, но связан с внезапным отступлением Желтого моря и образованием в низовьях реки Хуанхэ обширных болот, которые при осушении давали повышенные урожаи. Этот же путь прошли земледельцы в Дельте Нила и Двуречье Тигра и Евфрата. Но и здесь для постоянного осушения болот требовались коллективные усилия, объединения поселений, что не оставляло времени и возможностей для охоты и собирательства.

Можно сказать, что с момента образования поселений заниматься охотой могли только специально подготовленные люди, входившие в элиту общества, не занятые ручным трудом. С этого времени охота стала не источником пропитания, а забавой и воинской тренировкой, а также источником мяса для этой самой элиты. Именно так формировались разные кухни для простого народа и аристократии.

Английский теоретик Джон Бернал в середине прошлого века не поддерживал идеи Чайлда и подчеркивал, что переход к оседлости и земледелию был вызван климатическими изменениями, а не сознательным выбором человечества. И это верно. Хотя в целом подобное стало шагом в сторону развития цивилизации. Но заплатило человечество за то, что вступило на этот путь, слишком высокую цену. Оседлые земледельцы вынуждены были заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом, а не охотой и собирательством. В этом смысле правы Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые в своем пафосном и почти поэтическом воззвании назвали такое «идиотизмом деревенской жизни». Вряд ли бы наши предки согласились на такую «революцию», если бы у них был другой выбор.

Тяжесть условий этой жизни и все ее прелести в начальный период в полной мере демонстрирует такой факт. На основании изучения скелетов в Греции и Турции можно сделать вывод, что средний рост охотников постледникового периода (14 тыс. лет назад) составлял около 176 см у мужчин и 165 см у женщин. К концу III тысячелетия до н. э. средний рост людей в этой же местности снизился: у мужчин стал 160 см, у женщин около 150 сантиметров. Страшно сказать, насколько изменилась в худшую сторону продолжительность их жизни. По разным подсчетам, в разных регионах мира разница между жизнью охотников (примерно 26–30 лет) и земледельцев достигала 5–7 лет. Это понятно, поскольку скученное совместное проживание людей вместе со скотом, а также «непрошеными гостями» — мышами, крысами, воробьями и голубями — было чревато вспышками различных заболеваний.

Суть сокращения ассортимента в том, что в разных регионах вырабатывалась своя система чередования разных культур, для того чтобы не истощить почву, а поддерживать ее высокую урожайность «Суть сокращения ассортимента в том, что в разных регионах вырабатывалась своя система чередования разных культур, для того чтобы не истощить почву, а поддерживать ее высокую урожайность» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Плодородном полумесяце нут, чечевица и горох выращивались наряду с пшеницей и ячменем

«Люди города» — аристократы, воины и жрецы — питались лучше и были в целом выше и здоровее. Но «прогресс» не может не поражать. Неудивительно, что жители Афин звали в городскую стражу, выполнявшую полицейские функции, скифов. Они не были земледельцами, ели мясо и пили неразбавленное вино, выделяясь своим ростом и первобытным здоровьем. Такой персонаж, как «благородный дикарь», распространенный в европейской литературе и культуре от античности до «Аватара» Джеймса Кэмерона, — явление вполне одного порядка. Народ на’ви в блокбастере — трехметровые гиганты, благородные жители планеты Пандора — только подчеркивает, что культурная традиция Запада удивительно стабильна.

Условия выживания толкнули людей не только на тяжелый труд, создание устойчивых социальных связей и укрепленных городов, становление правителей, воинов, появление религий с развитой мифологией и догматикой, но и к отбору нужных семян и постоянной работе по выведению из них крупных, стойких и плодовитых сортов. Археологические исследования, проведенные близ современного Алеппо (крупнейший город Сирии), показали, как из небольшого сообщества охотников и собирателей возникло поселение. В рацион его ранних жителей входило более 250 различных растений, в том числе 120 видов семян, включая 34 злака. Но спустя пару столетий поселение превратилось в город с населением до 6 тыс. человек, которые занимались земледелием. К этому времени разнообразие злаков сократилось до чечевицы, нута и нескольких сортов пшеницы, ржи и ячменя. Селекция шла непрерывно, создавая и унифицируя продовольственные культуры.

Суть сокращения ассортимента в том, что в разных регионах вырабатывалась своя система чередования разных культур, для того чтобы не истощить почву, а поддерживать ее высокую урожайность. Это выражается в чередовании злаков и бобовых. Дело в том, что бобовые с помощью бактерий-симбионтов фиксируют атмосферный азот, естественным образом удобряя почву, а также позволяют снизить количество вредителей. В Плодородном полумесяце нут, чечевица и горох выращивались наряду с пшеницей и ячменем. В Китае ранние земледельцы чередовали рис с соей, адзуки и машем. В Африке просо и сорго с горохом и арахисом. В степной зоне Евразии происходило культивирование пшеницы, ячменя и ржи с просом и чечевицей.

Это был не просто способ поддержания урожайности, но и возможность готовить различные блюда, которые подходили по вкусовым качествам. Например, крахмалистые злаки прекрасно дополнялись бобовыми богатыми растительным белком. Уже в древности закладывались основы местной кухни.

«Даже хорошо известная нам оранжевая морковь в природе была белой или фиолетовой, а ныне популярный сладкий оранжевый сорт был выведен в XVI веке в Голландии садоводами как дань уважения штатгальтеру Вильгельму Оранскому» Фото: ru.freepik.com

Куда делась фиолетовая морковь

Сегодня практически все продукты питания человечества происходят от одомашненных растений и животных. Большинство из них прошло искусственную селекцию. Сначала ситуативную и непроизвольную — люди просто выбирали для посадки более крупные и легкоочищаемые семена, а затем стали отбирать, целенаправленно культивировать определенные качества диких в недавнем прошлом растений.

Пшеница, арбуз, кукуруза, тыква, овца и куры, которых мы знаем, никогда в природе не встречались — они продукт направленной селекции и никогда бы не появились, если бы не человек. Даже хорошо известная нам оранжевая морковь в природе была белой или фиолетовой, а ныне популярный сладкий оранжевый сорт был выведен в XVI веке в Голландии садоводами как дань уважения штатгальтеру Вильгельму Оранскому. Интересно, что попытка одного известного риелтора (да-да) продавать натуральный фиолетовый сорт полностью провалилась. Покупатели наотрез отказывались его брать.

При этом непрерывное увеличение урожайности не способствовало продуктовому изобилию. С одной стороны, происходил постоянный рост населения, с другой — аристократия не была заинтересована в этом. Излишки продуктов продавались или обменивались на предметы роскоши или складировались. Именно контроль за едой был главным стержнем существования едва родившегося государства, позволяя содержать больше воинов и жрецов. И война стала важным источником развития общества. Захват новых территорий позволял увеличить объем изымаемых продуктов, новых подданных и предметов роскоши. При этом чаще всего объектами экспансии стали народы, продолжавшие жить отдельными общинами, занимаясь скотоводством и охотой. Историописание цивилизованных стран ради оправдания своих походов и сочинило миф о варварах «с раскосыми и жадными глазами», которые только и мечтают, чтобы совершить набег и захватить их богатства. И это еще один миф.

Правда же в том, что бескрайняя периферия цивилизованных стран сама стала преобразовываться от соседства и их воздействия. С началом экспансии государств против своих соседей начался и процесс консолидации народов степей Евразии. По словам одного историка, «варвары заглядывали в государство, но не были в нем». Они долгие века не могли объединиться в устойчивое государство, но часто имитировали его, являясь своеобразным зеркалом цивилизации. Используя некоторые его атрибуты и престижные вещи, периферийные народы реально не имели сложной социальной организации. Примерно так обстояло дело и с земледелием.