Сервис каршеринга «Яндекс Драйв», который почти два года назад ушел из Казани, возвращается Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв», который почти два года назад ушел из Казани, возвращается Фото: «БИЗНЕС Online»

Второе «пришествие» «Драйва»

Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв», который почти два года назад ушел из Казани, возвращается. В конце февраля в телеграм-канале компании появился короткий анонс без каких-либо деталей: «А еще в марте снова заработаем в Казани». Правда, широкая публика то объявление практически не заметила. Видимо, потому компания сегодня начала рассылать «спящим» пользователям в столице Татарстана сообщения о возобновлении работы.

«В марте „Драйв“ возвращается в Казань», — говорится в сообщении, которое публикуется в соцсетях. Здесь же ссылка на приложение, но никаких других деталей нет. Пока в приложении не видно автомобилей и нет деталей и сроков перезапуска, убедился сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online».

В пресс-службе «Яндекс.Драйва» сегодня подтвердили нашему изданию, что компания возобновит работу в столице Татарстана. «В свой день рождения „Яндекс.Драйв“ объявил о возвращении в четвертый город присутствия — Казань. Даты старта работы и другие подробности сервис объявит чуть позже, пользователи смогут узнать об этом из приложения», — сообщили там.

Остальные детали компания не раскрыла и пообещала уточнить подробности перед запуском. А открытых вопросов остается много. Например, когда именно «Яндекс.Драйв» возобновит работу, какие автомобили привезет в город и какими будут тарифы? По словам собеседника «БИЗНЕС Online», перезапуск сервиса в Казани запланирован «после 26 марта», т. е. уже на следующей неделе.

Еще в конце февраля на анонс отреагировали в профильном сообществе любителей каршеринга в Казани. «Если правда, я рад возвращению их… Самый лучший карш», — написал пользователь с ником Денис Ефимов в сообществе «Каршеринг Казань» во «ВКонтакте». Другой комментатор Bulat Bulat предположил, что в Казань «перекинут» из Москвы старые Volkswagen Polo и Skoda Rapid и «немного нового Китая». «Нужно же куда-то девать пятилетнее старье, которое по требованиям московского дептранса уже не может работать в каршеринге столицы. Машины 2018–2019 годов выпуска с пробегом около 200 тысяч километров — наше все», — съязвил в комментариях Денис Новиков.

Комментатор Bulat Bulat предположил, что в Казань «перекинут» из Москвы старые Volkswagen Polo и Skoda Rapid и «немного нового Китая» Комментатор Bulat Bulat предположил, что в Казань «перекинут» из Москвы старые Volkswagen Polo и Skoda Rapid и «немного нового Китая» Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Прямо сейчас в Казани работает только один крупный сервис каршеринга. Это компания «Делимобиль», которая пришла в столицу Татарстана в апреле 2021-го. Таким образом, «стаж» у нее уже три года. До ухода «Драйва» это был, по сути, главный и единственный конкурент сервиса от «Яндекса» на местном рынке. На старте компания завезла 300 машин и обещала, что немецких иномарок бизнес-класса в городе будет значительно больше, чем в других миллионниках. Иные преимущества, которые предъявляла компания, — это бо́льшая зона покрытия, чем у конкурента, и возможность взять машину в аренду водителям с 18 лет и без стажа. Чтобы арендовать автомобиль «Драйва», напомним, нужен возраст от 21 года и стаж не менее двух лет. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу «Делимобиля».

На первый взгляд рестарт «Драйва» в Казани выглядит плюсом для рядового клиента. Конкуренция за потребителя должна в теории приводить к повышению качества услуги и установлению комфортных цен. Как будет на практике, пока можно только гадать. Для казанского рынка возвращение крупного игрока на рынке каршеринга интересно еще и тем, как это повлияет на цены на такси. Эксперимент «БИЗНЕС Online» в сентябре 2023-го показывал, что за последний год поездки в Казани стали дороже в 1,5 раза. По итогам января 2024-го стоимость поездки на такси в Татарстане увеличилась на 5%, превысив 33,3 рубля за 1 км, подсчитывал Росстат. Не исключено, что появление каршеринга несколько сбавит спрос на такси, а это понизит цены. Но это опять же в теории. Кстати, не исключено, что «Яндекс.Драйв» решил вернуться в Казань, заметив бешеный спрос на машины и взлетевшие ценники летом прошлого года. Этим летом спрос вряд ли будет ниже.

Прямо сейчас в Казани работает только один крупный сервис каршеринга. Это компания «Делимобиль», которая пришла в столицу Татарстана в апреле 2021 года Прямо сейчас в Казани работает только один крупный сервис каршеринга. Это компания «Делимобиль», которая пришла в столицу Татарстана в апреле 2021 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Приключения каршеринга в Казани

«Яндекс.Драйв» впервые запустился в Казани в мае 2019-го и проработал три года. Интересно, что за год до этого прекратил работу на тот момент единственный каршеринг в столице Татарстана — TimCar. Уходя с рынка, игрок сослался на «низкую покупательную способность» жителей столицы РТ, сказались и сложности со взысканием убытков.

Уже на следующий день после запуска «Драйва» в Казани произошло первое ДТП с участием каршеринговой машины. Водитель Hyundai Creta столкнулся с другой машиной на улице Восход и сбежал с места происшествия. В начале июля в аварии с участием пяти автомобилей были повреждены два арендованных. Запомнился запуск и откровенно беспощадным отношением некоторых арендаторов к машинам. К примеру, один из водителей устроил дрифт на парковке ТЦ «Парк Хаус», а другой застрял в песке на пляже у Казанки.

В каком-то смысле «открытием» запуск каршеринга в Казани стал и для МВД по РТ. Вскоре после прихода сервиса ГИБДД по Татарстану начала проводить рейды «Каршеринг». В декабре 2019 года на тот момент министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин отмечал, что за полгода с момента запуска «Драйва» в республике произошло 255 ДТП с участием машин каршеринга, в которых погиб один человек, еще 13 получили травмы. Есть случаи перевозки наркотиков на автомобилях, отмечал министр и подчеркивал, что сфера краткосрочной аренды машин недостаточно урегулирована. При проверке в МВД выяснили, что 152 зарегистрированных аккаунта принадлежат «лишенникам», еще 12 — третьим лицам, три зарегистрировано по подложным документам. На том совещании Хохорин даже предложил обязать агрегаторов регистрировать пользователей каршеринга только с согласия «компетентных органов» и ввести штрафы за передачу аккаунтов. Та идея, кажется, так и осталась на словах. Вряд ли в ГИБДД по РТ будут очень рады возвращению сервиса.

«Яндекс Драйв» впервые запустился в Казани в мае 2019 года и проработал три года «Яндекс.Драйв» впервые запустился в Казани в мае 2019-го и проработал три года Фото: © Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press / www.globallookpress.com

На апрель 2021 года у «Драйва» было 440 машин в Казани. Тогда же аналитики сервиса хвалились, что один каршеринговый автомобиль совершает около 7–8 поездок в сутки, большинство парковок в дневное время длится не больше часа. В парке «Делимобиля» при заходе на рынок в апреле 2021-го было также около 440 машин. За два года присутствия «Драйва» в Казани водители не «эволюционировали», говорил тогда в беседе с «БИЗНЕС Online» представитель федерации автомобилистов России (ФАР) в РТ Рамиль Хайруллин и критиковал возможность арендовать машину без стажа. В числе доводов в пользу «Яндекс.Драйва» эксперты нашего издания отмечали сильную экосистему «Яндекса».

Вероятно, и теперь на нее будет сделан упор в борьбе с «Делимобилем». Как два игрока поделят рынок и не получится ли так, что «Яндекс» займет «пригретое» место монополиста, которое сейчас у «Делимобиля», — это отдельный вопрос. По состоянию на июль 2021 года у двух сервисов было 819 машин в Казани.

«Жалеть каршеринг не надо. Это навязанный бизнес»: почему из Казани ушел «Яндекс.Драйв»?

В апреле 2022 года СМИ сообщили, что из-за истекающих лизинговых договоров «Драйв» может потерять до 35% автопарка. Тогда «Яндекс» признал проблему обновления автопарка. Оператор вынужден возвращать машины собственникам, новые условия лизинга невыгодны, а дефицит на авторынке делает практически невозможной покупку новой техники, писала газета. Спустя месяц «Драйв» объявил об уходе из столицы РТ. «С момента запуска „Драйва“ в Казани прошло три года, и пришло время часть машин парка вернуть обратно лизинговому партнеру. Сейчас происходит много изменений, и из-за сложившейся ситуации на авторынке нет возможности обновить парк в городе», — сказали в компании. 31 мая 2022 года пользователи в Казани получили уведомления о прекращении работы сервиса.

Означает ли нынешний анонс, что «Яндекс» окончательно решил вопрос с дефицитом машин, — это отдельный вопрос. Стоит заметить, что сейчас «Драйв» присутствует лишь в трех российских городах — Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Из 10 базовых автомобилей, которые доступны в столице, 6 моделей китайского производства. В Питере из пяти базовых машин три модели с китайскими корнями. Не исключено, что водители в Казани увидят и каршеринговый «Москвич», который есть на дорогах Москвы.

«Если «Яндекс» агрессивно зайдет, то, конечно, выдавят «Делимобиль». Они могут»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, почему «Яндекс» решил перезапустить каршеринг в Казани, хорошо ли это и чего ждать.

Рамиль Хайруллин — представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ:

— Мне кажется, [каршеринговым компаниям] надо пересмотреть свою политику предоставления автомобилей, чтобы не [сдавать в аренду] всем подряд. Очень много негативных было вещей, связанных именно с каршерингом машин: дают людям без водительского удостоверения, лишенным прав, которые находятся в непонятно каком состоянии, наркотического, алкогольного опьянения, либо возят непонятно что. «Яндекс» — крупный игрок. Мне кажется, что они должны задавать [тренды], а дальше уже остальные должны на это равняться.

Сложно сказать, почему они решили вернуться в Казань. Наверное, ниша рынка выпала, и ее надо заполнять, потому что какие-то каршеринги у нас все равно здесь есть. Наверное, свое присутствие хотят, чтобы было во всем и везде: такси, каршеринг, маркеты. Монополизироваться, может, хотят.

Какие машины стоит ожидать? Ситуация такая, что сейчас, скорее всего, станут на Китай смотреть. Наверное, будет акцент на какой-то бюджетный сегмент, наши автомобили, могут быть бэушные. Безопасность играет большую роль. Если очень убитая машина, мало ли что произойдет. Я бы все-таки рекомендовал новые автомобили сдавать, начинать заново входить туда с новыми машинами. Но если бэушные, должны быть [возрастом] не больше трех лет.

Если он («Яндекс» — прим. ред.) агрессивно зайдет, как вот раньше заходил, когда фактически везде стояли эти автомобили арендные, то, конечно, выдавят [«Делимобиль»]. Они могут.

Как в Москве, [заработать], конечно, не получится, там рынок совсем другой. Понятно, что если они машины даром будут отдавать, то точно не заработают. Единственное, что они смогут, — это играть своими тарифами. Cтанут брать объемом.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Расширение предложения — это всегда плюс. Может быть, они (предложенияприм. ред.) не всегда с первого взгляда кажутся очевидными, нужными, востребованными и доступными, но любое расширение предложения всегда играет на потребителя. Конкуренция — это хорошо. Конкуренцию никто не отменял, поэтому чем больше окажется вариантов для потребителей, тем лучше. Думаю, «Драйв» будет прекрасно уживаться с «Делимобилем», точно так же как они уживаются [с ним] в других регионах присутствия. А на такси, думаю, вообще никак не скажется.

Каршеринг — это не замена личному автомобилю. Я в этом глубоко уверен. Нам очень часто говорят, что каршеринг снижает количество машин на дорогах. Это не так, потому что каршеринг на самом деле увеличивает число автомобилей на дорогах. Такой арендой в значительной степени (примерно 90 процентов) пользуется кто? Во-первых, это человек, у которого есть машина, но сегодня ему удобнее на каршеринге в один конец куда-то доехать. Во-вторых, те, у кого нет автомобиля. Разбил [личную машину], не купил — там вариантов миллион. Так бы он поехал на общественном транспорте, а здесь пользуется каршерингом. Это расширение вариантов предложения.

Почему компания решила вернуться? Общий-то ответ очевиден: есть определенный бизнес-кейс, который либо складывается, либо нет. Очевидно, в «Яндекс.Драйве» посчитали, что теперь неплохой момент вернуться в эту нишу именно в Казани. В настоящее время что мы имеем? Весну. Сейчас поедут [в Казань] туристы в большом количестве со всех городов. Я думаю, что они будут активно пользоваться. Но это не значит, что запуск сервиса рассчитан только на туристов.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Вообще, каршеринг, если не доводить до фанатизма, — это очень удобный, полезный сервис для жителей города. То есть если не говорить о том, что вот завтра у нас будет один только каршеринг. Как, помните [фразу из фильма «Москва слезам не верит»], «будет одно сплошное телевидение» (речь о цитате «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение» — прим. ред.)? Как дополнение общественному и личному транспорту, это, безусловно, очень полезная история. У кого-то, например, машина сломалась, и человек пользуется на время ремонта каршерингом. У кого-то вообще автомобиля нет, и он берет арендованную периодически, чтобы на дачу съездить. Грубо говоря, лучше, когда каршеринг есть, чем когда его нет.

Но тут же возникает вопрос по поводу его аварийности. Дело в том, что до сих пор операторам каршеринга так и не удалось снизить аварийность. И мы видим, что по-прежнему и по поддельным аккаунтам люди ездят, и каким-то образом за руль попадают несовершеннолетние. В общем, в этом плане продолжается определенный бардак.

Почему компания возвращается? В 2022 году достаточно большое количество брендов ушло с российского рынка, поставки машин сорвались. И «Яндекс» закрыл дефицит, просто уйдя из города. Сейчас, соответственно, уже наладились поставки, это и китайские машины те же самые. Так что, думаю, это показывает некую нормализацию автомобильного рынка и его доступности, как минимум для операторов каршеринга.

Спрос [в Казани], конечно же, будет. Очевидно. И в целом у «Яндекс.Драйва» есть своя аудитория, которая приезжает в Казань и живет здесь. А вообще, в целом конкуренция на рынке — это хорошо, потому что она приводит к тому, что цены находятся на приемлемом для потребителей уровне.

Вячеслав Лысаков — руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», экс-депутат Госдумы:

— «Яндекс» сейчас испытывает достаточно много проблем. Поменялись владельцы. Я знаю из достоверных источников, что меняется команда сверху донизу, пришли новые люди. Зачастую это люди, которые слабо ориентируются в проблемах автомобильных, проката и других транспортных вопросах. Поэтому объяснять с точки зрения логики действия «Яндекса» и его различных подразделений сейчас было бы неправильным. Происходят метаморфозы с компанией, и в ближайшее время мы увидим многие изменения в политике «Яндекса» в отношении тех или иных сфер деятельности. Надо исходить прежде всего из того, что поменялись владельцы, появились новые интересанты, меняется кадровый состав.

Количество нарушений уже беспокоит специалистов. Удельный вес нарушений людьми, которые пользуются каршерингом, явно больше удельного веса нарушений ПДД по сравнению с группой обычных пользователей, владельцев транспортных средств. Исходя из этого, я считаю, что было бы странным радоваться развитию подобного вида бизнеса в любом регионе, в Татарстане или Москве. Хотя чиновники им очень гордятся и считают, что это прогрессивный формат. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения.

К каршерингу как виду бизнеса отношусь крайне негативно. Почему? Это возможность получить автомобиль лицам, не имеющим зачастую даже права на управление транспортным средством. Это известно, как делается. С помощью поддельных аккаунтов иногда несовершеннолетние получают возможность взять автомобиль, потому что он арендуется бесконтактно, в отличие от проката, где необходимо показать свои документы, водительское удостоверение, оплатить прокат. И с точки зрения организации информационного, программного обеспечения вопросы безопасности всех участников дорожного движения абсолютно не гарантированы. Мы знаем, что на автомобиле каршеринга очень часто водители создают аварийные ситуации. В том числе потому, что это чужая машина, ее не жалко, как говорят в народе.

Хотя есть вполне адекватные и дисциплинированные люди, законопослушные, которые считают такой формат передвижения в пространстве более удобным, чем общественный транспорт или содержание собственного автомобиля. Я, в отличие от таких сограждан, считаю, что во владении личной машиной есть определенный кайф. Уход за ней, общение, понимание того, что никто чужой не сидел у тебя за рулем. В этом есть определенный элемент интимности в отношениях с четырехколесным другом.

Тем не менее, несмотря на то что есть определенная группа людей адекватных и законопослушных, этот вид пользования автомобилем привлекает очень много людей, которые создают угрозу для остальных участников дорожного движения. В том числе и в криминальных целях используется этот автомобиль. Также обезличено, получается, пользование, совершается уголовное преступление, и все, и сложно найти концы, практически невозможно, потому что аккаунт до сих пор можно подделать. Вот пока не будут эти вопросы решены, распространение такого вида проката автомобилей необходимо ограничивать. Пока не будут решены подобные вопросы технически.

Артур Еникеев — генеральный директор ООО «Форвард» (запускало каршеринг TimCar в Казани):

— «Делимобиль» же есть. В любом случае клиентская база одна, клиенты будут пользоваться и тем и другим сервисом. Это рынок быстрый. Пользователи «Делимобиля» быстро узнают, что появился дополнительный каршеринг.

Какие машины привезут в Казань? Особой альтернативы в автомобилях нет: либо китайские, либо российские. Здесь покупательная способность пониже, чем в Москве, поэтому могут оттуда отправить старые машины. Но цифр я не знаю, это все субъективно.