Владимир Путин в феврале дал поручение подготовить предложения по оптимальным тарифам на проезд по платной трассе М12 с учетом востребованности жителями регионов и бизнесом (на фото справа — предправления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко) Владимир Путин в феврале дал поручение подготовить предложения по оптимальным тарифам на проезд по платной трассе М12 с учетом востребованности жителями регионов и бизнесом (на фото справа — предправления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко) Фото: rais.tatarstan.ru

«Автодор» не станет снижать тарифы на М12?

Правительство РФ и «Автодор» подготовили предложения по оптимальным тарифам на проезд по платной трассе М12 с учетом востребованности жителями регионов и бизнесом. Такое поручение президент России Владимир Путин дал в феврале после жалобы москвича Сергея Гвоздева-Карелина на декабрьской пресс-конференции. Кремль поручил в срок до 15 марта «представить предложения по определению оптимальных тарифов». И этот день наступил.

«Правительством подготовлен соответствующий доклад президенту Российской Федерации и будет представлен в установленные сроки», — коротко ответили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе правительства РФ.

Перекус за 500 рублей, темнота, проблемы со связью и зайцы: как на самом деле работает трасса М12?

Развернутый ответ дали в госкомпании «Автодор», которую возглавляет Вячеслав Петушенко. Там повторно проанализировали стоимость проезда по трассе М12 «Восток» и пришли к выводу, что ничего менять не надо. Это следует из ответа компании на запрос газеты «БИЗНЕС Online».

«В соответствии с поручением президента РФ по итогам большой декабрьской пресс-конференции государственная компания „Автодор“ обосновала тарифы на проезд по М12 „Восток“. Установленные тарифы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и экономически обоснованы для пользователей», — сказано в ответе компании.

Доехать от Москвы до Казани по трассе М12 «Восток» на легковом транспорте можно за 4 481 рубль, а с учетом максимальной скидки в 15% по программе лояльности — за 3 809 рублей Доехать от Москвы до Казани по трассе М12 «Восток» на легковом транспорте можно за 4 481 рубль, а с учетом максимальной скидки в 15% по программе лояльности — за 3 809 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Доехать по трассе М12 «Восток» от Москвы до Казани сегодня можно за:

  • 4 481 рубль, или 6 рублей 4 копейки за проезд 1 км платного участка на легковом транспорте до развязки с трассой Р241 Казань – Ульяновск. При этом стоимость проезда от Арзамаса до Казани составляет 1 660 рублей, или 5 рублей 9 копеек за 1 километр. С учетом максимальной скидки в 15% по программе лояльности стоимость проезда от Москвы до Казани — 3 809 рублей.
  • 9 926 рублей на грузовике длиной свыше 2,6 м с тремя и более осями от Москвы до развязки М12 с дорогой 241 Казань – Ульяновск. С максимальной скидкой 15% по программе лояльности получается 8 437 рублей.

«Действующий уровень тарифов на М12 „Восток“ сопоставим с тарифами на платных участках М11 „Нева“. Услуга проезда — конкурентный рынок (всегда есть альтернатива)», — подчеркнули в «Автодоре».

В госкомпании отметили такие преимущества М12:

  • В сравнении с М7 «Волга» водители на М12 экономят время в пути и топливо, «а при наличии заторов на дороге — еще и на ночлеге», отмечают в госкомпании.
  • Для грузового транспорта платные участки выгоднее по сравнению с бесплатным маршрутом за счет экономии на ГСМ, оплат в системе «Платон» и сокращения времени в пути.
  • Платные дороги позволяют экономить на страховке из-за более низкого шанса попадания в ДТП, а также за счет снижения износа грузового транспортного средства.

«Сдерживающим фактором для роста тарифа является также конкуренция с бесплатными дорогами, ж/д транспортом и самолетом. Семье из троих человек проезд по основным направлениям (Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань, Москва – юг) на автомобиле более выгоден», — к такому выводу пришли в «Автодоре» после повторного анализа цены проезда.

22 февраля трассу за рулем «КАМАЗа» посетил Владимир Путин. В кабине был и Марат ХуснуллинФото: © Александр Казаков, РИА «Новости»

За два месяца — 3,6 млн поездок. Но…

Однако данных ни по количеству поездок, ни по объемам выручки, которые позволили бы объективно судить о популярности М12, «Автодор» почему-то не раскрывает.

Некоторые цифры можно узнать из публичных заявлений. Напомним, что 22 февраля трассу за рулем «КАМАЗа» посетил Путин — он побывал в первой многофункциональной зоне сервиса в Татарстане. В кабине был и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. В своем телеграм-канале Хуснуллин написал, что с момента открытия (21 декабря 2023 года) на всем протяжении М12 было зафиксировано 3,6 млн проездов.

Смотрится на первый взгляд внушительно: в среднем за 60 дней это 60 тыс. поездок в сутки. Однако без разбивки на участки полная картина непонятна. Очевидно, что наибольшей популярностью пользуются отрезки М12 в Московской области, где пользователи, в частности, объезжают знаменитые пробки в районе Балашихи. Однако далее по трассе количество транзакций падает. Это можно понять из анализа новогоднего трафика. По данным «Автодора», с 29 декабря по 8 января по М12 совершили 739,5 тыс. поездок. Бо́льшая часть пришлась на отрезок от Москвы до Владимира. И лишь около 3% трафика — 22 тыс. поездок — было зафиксировано на участках от Владимирской области до Татарстана.

Так что чем дальше от Москвы — тем реже пользуются платными дорожными удобствами.

Нужна тарифная комиссия, «независимый орган», который оценит обоснованность нынешних тарифов. Плюс надо учитывать «рыночную составляющую». «Я бы вообще с ноля начал, там дорогу запустили раньше, чем инфраструктура была готова к этому», — говорит эксперт Нужна тарифная комиссия, «независимый орган», который оценит обоснованность нынешних тарифов. Плюс надо учитывать «рыночную составляющую». «Я бы вообще с нуля начал, там дорогу запустили раньше, чем инфраструктура была готова к этому», — говорит эксперт Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это чисто экономический вопрос»: на скидку особо и не рассчитывали

Со скептицизмом к идее пересмотра тарифа по поручению главы государства еще в феврале отнеслись эксперты «БИЗНЕС Online» — тогда вышло поручение президента по итогам пресс-конференции. Вспомним эти комментарии.

«Я знаю, как наши чиновники умеют все красиво преподносить. Мы же это проходили, когда история по „Платону“ была. Сначала скинули, а потом постепенно-постепенно поднимали и каждые полгода-год тариф пересматривали», — говорил директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников, который считает текущий тариф на М12 неоправданно дорогим.

Нужна тарифная комиссия, «независимый орган», который оценит обоснованность нынешних тарифов, говорил Сотников. Плюс надо учитывать «рыночную составляющую», настаивает собеседник газеты. «Я же не могу, например, машины отправлять по такой цене, которая мне вздумается, просто никто заказывать не будет транспорт. Есть какой-то баланс устоявшихся цен, мы в рынке находимся и за каждый рубль торгуемся с клиентами. Какую-то цену выстрадаем, и все так работают в бизнесе. Здесь надо начинать точно не с высоких цен, а с минимальных. Я бы вообще с нуля начал, там дорогу запустили раньше, чем инфраструктура была готова к этому», — добавил предприниматель.

А не дороговата ли М12? Тариф от Москвы до Казани почти как от Милана до Неаполя или от Парижа до Бордо

Оптимальный тариф на платной трассе — это вопрос не политический, не вопрос поручения правительству или компании, заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин. «Это чисто экономический вопрос. Если у меня тариф нулевой, потребителей (автомобилистов) много, а доход нулевой. Если у меня тариф очень большой, условно, тысяча рублей [за километр], то желающих ехать мало. И опять же, доход нулевой! Соответственно, решается задача: какая эластичность по тарифам? Если мы сделаем тариф на рубль меньше, на сколько прибавится автомобилистов? Если тариф больше — на сколько их убавится? Это совершенно конкретная экономическая задача, ее много раз решали для многих заказчиков, для платных дорог. И в таком случае я выбираю тариф, который обеспечит мне максимум произведения трафика на тариф. Вот это называется оптимальным тарифом, если не вмешивается никакая политика», — описал эксперт.

«Я знаю, что цена должна быть в размере 4−4,5 тысячи рублей. Я проверю», — указал президент. Молниеносно тогда откликнулся «Автодор», который впервые озвучил стоимость поездки от Казани до Москвы в 4 481 рубль «Я знаю, что цена должна быть в размере 4−4,5 тысячи рублей. Я проверю», — указал президент. Молниеносно тогда откликнулся «Автодор», который впервые озвучил стоимость поездки от Казани до Москвы в 4 481 рубль Фото: «БИЗНЕС Online»

«На самом деле, как я понимаю, это поручение было после прямой линии уже исполнено мгновенно. Там тарифы оказались, по-моему, уже на тысячу рублей меньше, чем заранее были обещаны», — отмечал председатель союза пассажиров России Кирилл Янков. «Зная, как устроена бюрократия, предполагаю, что будет именно так: отчитаются за это поручение тем, что они сделали это (понизили тарифприм. ред.) сразу», — сказал собеседник. По его мнению, «тариф уже не поднимут»: «Я думаю, что это маловероятно, потому что президент четко выразился и вся страна это видела».

«Мы считаем в первую очередь деньги!»: а вы готовы платить 5–6 тысяч за проезд по М12 до Москвы?

Действительно, в декабре ситуация выглядела так, что президент России сразу «вмешался» в стоимость поездки по дороге после жалобы жителя Москвы на вероятную цену проезда по М12 за 6 тыс. рублей в один конец. «Я знаю, что цена должна быть в размере 4−4,5 тысячи рублей. Я проверю. Мне кажется, что прямая арифметика тут может не так работать», — указал президент.

Молниеносно тогда откликнулся «Автодор», который впервые озвучил стоимость поездки от Казани до Москвы в 4 481 рубль.