После дежурных процедур представления присутствующих и обозначения повода для встречи приступили к обсуждению актуальных и назревших вопросов После дежурных процедур представления присутствующих и обозначения повода для встречи приступили к обсуждению актуальных и назревших вопросов

«Европоцентризм заменяется на самородность российской цивилизации»

Строго говоря, с татарстанскими педагогами накануне в КФУ встречались два московских гостя. Первым участники встречи лицезрели начальника департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах администрации президента России Владислава Кононова. Спустя 10 минут появился и слегка задержавшийся Владимир Мединский.

После дежурных процедур представления присутствующих и обозначения повода для встречи приступили к обсуждению актуальных и назревших вопросов: что не так с новой линейкой учебников по истории России, что делать с ЕГЭ, обоснованы ли планы об урезании школьных часов на предмет обществознание?

Первым начал Кононов, который напомнил, что сейчас ведется работа по созданию единой линейки учебников истории для учащихся 5–9-х классов, и выступил с кратким обзором грядущих изменений в курсе изучения истории. В основном речь шла об узкоспециализированных вещах.

«Во-первых, первобытность на территории России и первое государственное образование на территории России будут изучаться в рамках изучения истории древнего мира в 5-м классе, — декларировал чиновник АП РФ. — Во-вторых, в 7-м классе несколько изменена хронологическая граница: Василий III не отрывается от Ивана III. Нет смысла отрывать сына от отца. В 8-м классе изучение истории будет вестись по воцарение Николая I, по восстание декабристов, то есть первая четверть XIX века».

Самое же главное изменение, по словам Кононова, будет в том, что внимание отныне акцентируется на событиях и явлениях, имеющих консолидирующее, объединяющее значение. «Европоцентризм заменяется на самородность российской цивилизации. Особое внимание уделяется личности в истории — это одно из требований главного редактора», — отметил он.

Одновременно с продолжением разработки государственной линейки учебников истории, ее уже так и прозвали — «учебник Мединского», в 32 регионах по поручению президента России ведется работа по созданию государственных учебников региональной истории. Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в Татарстане эту работу местное минобрнауки ведет совместно с Академией наук РТ, а авторский коллектив возглавляет замдиректора Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов.

«Вы скажете, что история Татарстана давно успешно преподается, в чем новизна? — продолжил Кононов. — Исключительно в том, что это учебники, которые будут включены в федеральный перечень учебников, то есть станут рекомендоваться минпросвещением. И даются обязательные часы на изучение краеведения в 5-м, 6-м и 7-м классах».

Еще одно важное нововведение, по словам спикера, — в 5-м классе учебники региональной истории будут начинаться с общего для всех модуля, который сейчас изучается в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Предполагается, что этот предмет упразднят, а с его важнейшей части — „Россия — наш общий дом“ — будет начинаться учебник по краеведению», — сообщил сотрудник АП РФ.

В завершение своего выступления Кононов напомнил об инициативе минпросвещения. Так, согласно проекту приказа министерства, который был опубликован 22 февраля на портале нормативных правовых актов, предлагается сохранить преподавание предмета обществознание только в 9–11-х классах и с сокращением отведенного на это времени. Так, из 136 часов, выделенных на обществознание в 6–9-х классах, предлагается оставить 34 часа лишь в 9-м. В 10-м классе предмету будут уделять один час еженедельно вместо двух. Для 11-го класса изменений не предусмотрено.

По мнению председателя Российского военно-исторического общества, школьников «заваливают количеством минометов», то есть предоставляется слишком много ненужной информации По мнению председателя Российского военно-исторического общества, школьников «заваливают количеством минометов», т. е. предоставляется слишком много ненужной информации

«Ни я не способен это запомнить, ни школьник»

После этого слово было предоставлено Мединскому. Экс-министр культуры России и помощник главы государства начал с острой самокритики. «Мне учебник не нравится, я считаю, что он нуждается в улучшении», — сказал он об издании, автором которого стал вместе с ректором МГИМО Анатолием Торкуновым и директором Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном.

По мнению председателя Российского военно-исторического общества, школьников «заваливают количеством минометов», т. е. предоставляется слишком много ненужной информации. «Например, открываю свой учебник для 10-го класса, [раздел] о Великой Отечественной войне, — привел пример Мединский. — Как я такое мог пропустить? 33 раза читал — и опять то же самое, сквозь пальцы протекло. И все равно на Восточном фронте в годы ВОВ был уничтожено столько-то дивизий противника, а на Западном — столько-то дивизий, а минометов — столько-то и орудий. Ни я не способен это запомнить, ни школьник».

Затронул в своем выступлении Мединский и ситуацию с обществознанием, которое школьники, по его словам, называют «общага». Он привел в пример свою дочь, которая вынуждена ходить на пять уроков «общаги» в неделю и заучивать на них ответы к ЕГЭ вместо реального получения знаний. «Мы выбрали ЕГЭ по „общаге“, поэтому у нас пять уроков… Это называется, что мы воспитываем гражданина? Мы воспитываем человека, исполненного чувством глубокого презрения к окружающему обществу и пониманием того, что „ну ладно, я играю по вашим правилам“», — сказал помощник президента РФ и добавил, что задача — сделать обществознание востребованным предметом, который рассказывал бы о жизни в обществе.

«Они [школьники] не имеют никакого представления о реальном обществе, о жизни, — возмущался Мединский. — Не знают, что такое госуслуги, не понимают, что им будет, если они в хорошем случае девочку дернут за косичку, в плохом — кинут бутылкой в полицейского. И что им было бы за это в Америке».

Дальше возмущение спикера перешло на нынешние учебные пособия по обозначенному предмету и заданиям в них, которые были зачитаны публике для оценки их адекватности: «Опираясь на собственный социальный опыт, приведите примеры реализации семьей досуговой функции». На этом спикер не собирался успокаиваться и раскритиковал советскую образовательную систему, где на обществоведении в юности ему приходилось заучивать «Моральный кодекс строителя коммунизма».

«Сложно у нас, к сожалению, очень сложно идет подготовка учебника обществознания», — признал в конце эмоционального выступления Мединский и призвал преподавателей совместными усилиями создать хороший продукт.

Педагоги продолжали защищать предмет «Обществознание» и часы, отведенные под него. Педагоги продолжали защищать предмет обществознание и часы, отведенные под него

«Ни один топ-чиновник ни разу не читал учебника истории»

Наконец слово дали преподавателям, которые, казалось, ждали возможности высказаться.

«Какая-то база, основа должна же быть? Какова функциональная значимость предмета и учебника тогда? Убрать можем все, но мы тогда лишаем, соответственно, детей мышления, еще раз повторю, что критическое мышление, о котором мы говорим и которое сейчас нужно в борьбе с фейками и так далее… Оно ведь не формируется просто так, это длительная работа», — прозвучал первый вопрос-размышление. Во второй части вопроса содержалась и претензия к тому, что, пока существует ЕГЭ, ученики не будут воспринимать обществознание и историю полноценно.

Отвечая на это, Мединский заметил, что сначала необходимо сделать лучше программу и учебник, а затем уже заняться ЕГЭ: «Понимаете, все эти годы шла дискуссия в общественном пространстве вокруг того, нужен ли ЕГЭ. Такая дискуссия порочна, потому что в то время, как мы обсуждали, нужен ли ЕГЭ, ни один топ-чиновник ни разу не читал учебника истории, никогда вообще… Мы дискутировали о форме приема знаний, но никого не интересовало, какие знания данный учебник или учебная программа несут детям».

Тем временем педагоги продолжали защищать предмет обществознание и часы, отведенные под него. «У нас дети и так уже мычать скоро начнут», — даже прозвучало в зале.

Кононов попробовал еще раз привести аргументы в пользу инициативы минпросвещения, отметив, что «есть ощущение, что курс обществознания формирует потребителя», и приведя ряд примеров из современных учебников. Но, судя по общению нашего корреспондента с педагогами после мероприятия, убедить высокие московские гости смогли далеко не всех.

«Среди других предметов нам, преподавателям истории и обществознания, сложнее всех, потому что сам предмет находится в постоянной модернизации, — напомнил один из собеседников газеты. — Да, это связано с новыми веяниями, изменением ситуации. Наши предметы личностно образующие, это именно тот урок, где ученики могут высказаться, спросить… А ведь совершенно ушла у нас философия из данного курса. Это напрасно, потому что философия еще больше расширяет мировоззрение. Мы очень надеемся, что нас услышат, потому как, повторяю, опыт всех предшествующих десятилетий как раз показывает, что предмет обществознание необходим».