В текущем году 8 млн рублей разделят на 10 картин. Полнометражные фильмы предлагают снять за 2 млн рублей, короткометражки — на 500 тыс. рублей В текущем году 8 млн рублей разделят на 10 картин. Полнометражные фильмы предлагают снять за 2 млн рублей, короткометражки — за 500 тысяч Фото: Нурия Фатхуллина

«Вы не смотрите только в рот государству»

Татарстанский кинематограф хоть и отмечает в этом году 100-летний юбилей — дата значимая и внушительная, — но из года в год авторы, если они не нашли финансирования из других источников, вынуждены биться за мизерные по меркам отрасли средства, разыгрываемые минкультом РТ в рамках ежегодного конкурса. В текущем году 8 млн рублей разделят на 10 картин. Полнометражные фильмы предлагают снять за 2 млн рублей, короткометражки — за 500 тысяч. Авторам не запрещается привлекать деньги со стороны, однако вопрос меценатов, готовых поддержать рублем татарское кино, остается открытым. В то же время, например, в соседнем Башкортостане через фонд грантов главы РБ на развитие кинематографа ежегодно выделяют 50 миллионов.

Театр ценнее кино? В минкульте признали, что для Татарстана «важнейшее из искусств»

Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель киноконцерна «Кыргызтасмасы» Талант Толобеков, который планирует в РТ снимать фильм, субсидии — вещь хорошая, и он видит, как у местных режиссеров горят глаза. Но нужно еще немного времени, чтобы их желание снимать свое кино реализовалось. По его словам, еще пару лет назад в Киргизии кинематограф был не в лучшем виде, этим занимались любители из числа кавээнщиков, но сегодня в стране в год снимается около 50 фильмов, каждые 8 дней запускается новая картина в производство и в 90% случаев — на частные средства. Кроме того, чтобы раскочегарить татарстанское кино, по его мнению, нужны лекции и мини-лаборатории, где будут учить снимать фильм за 8 часов, за 24 часа и пр. Собеседник издания также считает, что кинематографистам РТ сначала нужно иметь за спиной опыт, чтобы меценаты захотели быть причастными к кино.

«У нас всего на два фильма в год государство выделяет средства, около 20 миллионов. И представьте, больше 40 фильмов частники снимают. В маленьком Бишкеке находят банкиров, инвесторов, закладывают машины, квартиры, сгорают, находят еще что-то, аккумулируют. И эта индустрия конкурирует с Голливудом! Кассу делают 50 на 50, — поделился Толобеков. — Вы не смотрите только в рот государству. Когда перестанете надеяться на государство, вы, наоборот, помогаете. Когда будете выходить в прокат, начнете налоги платить — государство увидит, что целая экосистема создалась, самостоятельно развивается, тогда они будут помогать. А сейчас мы привыкли от кого-то манны небесной ждать. Когда мы 30 лет назад получили независимость, первыми, кого выбросили за борт, были  кинематографисты, потому что это считается самым дорогим удовольствием. И они самостоятельно начали выживать».

Первым свой 26-минутный докфильм «Алифба» о сложной судьбе авторов татарского букваря Рамзие Валитовой и Салее Вагизове презентовал председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров Первым свой 26-минутный докфильм «Алифба» о сложной судьбе авторов татарского букваря Рамзии Валитовой и Салея Вагизова презентовал председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров Фото: mincult.tatarstan.ru

«Много вопросов, на которые, мне кажется, вы не совсем готовы ответить»

Что касается питчинга минкульта, то начинающие режиссеры наравне с опытными защищали свои кинопроекты перед экспертной комиссией, члены которой особо не церемонились с конкурсантами и прямо говорили о провальности их проектов. Мероприятие состоялось на площадке Галереи современного искусства ГМИИ РТ, и первым свой 26-минутный докфильм «Алифба» о сложной судьбе авторов татарского букваря Рамзии Валитовой и Салея Вагизова презентовал председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. Чтобы увеличить свои шансы на получение 500 тыс. рублей, он заявился не только в номинации «Демонстрация объектов нематериального культурного наследия РТ», но и фильмов, посвященных письменному наследию народов РТ. Впрочем, такой ход оправдал себя, и заявка в последующем была одобрена во второй номинации.

Хотя московский продюсер, гендиректор ООО «Продюсерский центр Хорошо продакшн» Наталья Иванова сомневалась, что за такие деньги можно снять столь серьезную картину. А директор киностудии «Башкортостан» им. Абдразакова Юнир Аминев удивлялся, почему выбор пал на документалку, если было бы любопытнее снять анимационное кино о сохранении татарского языка.

Большой критике подвергся фильм «Наследие в камнях» от АНО «Центр содействия сохранению исторического и культурного наследия „Татнефть-Наследие“» об эпиграфических памятниках татар времен Волжской Булгарии. «Одни общие слова, а что конкретно вы будете доносить? Вы будете рассказывать о камнях?» — не выдержала Иванова. Руководитель проекта Мария Минеева отвечала, что планируется показать не только камни, но в том числе развитие территории и памятники архитектуры. На вопрос «Какие?» она ответила: «Которые вошли в ЮНЕСКО». Методом исключения остается лишь догадываться, о чем конкретно идет речь, если в РТ четыре объекта в списке всемирного наследия ЮНЕСКО — Казанский кремль, остров-град Свияжск, Болгарский историко-археологический комплекс и астрономическая обсерватория им. Энгельгардта Казанского федерального университета.

У комиссии еще были вопросы по научному консультанту, сценаристу, на какие две камеры за 72 тыс. рублей собрались снимать фильм, которых будет недостаточно… «Много вопросов, на которые, мне кажется, вы не совсем готовы ответить», — заключила директор Центрального дома кинематографистов РФ Екатерина Головня, которая порекомендовала камни группировать и выпускать в формате мини-сериала. «О Булгарии, конечно, надо снимать, но в 500 тысяч они не уложатся», — добавил Аминев.

Режиссер Булат Минкин просил деньги на четыре картины по 10 минут о музыкальных инструментах думбра, саз, курай и дэф, которые он позиционировал как фильм-медитация и фильм-вдохновение. Презентация прошла успешно, и, как порекомендовала Иванова, если чуть-чуть доработать, то работа может иметь успех и стать востребованной в школах. Все шло хорошо, пока Минкин не прокололся на вопросе о количестве струн в думбре. Режиссер не смог ответить. До следующего года у него есть время восполнить эти пробелы, когда он сможет повторно подать заявку на конкурс, поскольку в этот раз ему не повезло и жюри отдало финансирование журналисту Радифу Кашапову, который в качестве режиссера решил снять фильм «Сосна чабатасы» о некоем уникальном танце жителей деревни Нижняя Сосна Балтасинского района РТ. Гендиректор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов, правда, говорил, что «это тот случай, когда деньги потратите в никуда», однако комиссия нашла проект достойным полумиллиона рублей.

Алексей Барыкин продемонстрировав уже почти готовый фильм про вице-премьера РТ Евгения Варакина, курирующего восстановительные работы в Рубежном и Лисичанске Алексей Барыкин продемонстрировал уже почти готовый фильм о вице-премьере РТ Евгении Варакине, курирующем восстановительные работы в Рубежном и Лисичанске Фото: mincult.tatarstan.ru

«Вообще хочется, чтобы это был некий фрик, может, немного полноват»

На 1 млн в номинации «Фильм, посвященный защитникам Отечества, исполняющим свой служебный долг, и их семьям» претендовал фильм «Герои наших дней. Наследие!» Раниса Саубанова из Альметьевска (истории защитников Родины разных времен и поколений) и цикл фильмов Алексея Барыкина о подшефных Татарстану городах ЛНР Лисичанске и Рубежном. Первый режиссер читал по бумажке о своем кинематографическом детище, и комиссия в жесткой форме попросила своими словами рассказать, кто станет его действующими лицами. Барыкин выглядел куда выигрышнее, продемонстрировав уже почти готовый фильм о вице-премьере РТ Евгении Варакине, курирующем восстановительные работы в Рубежном и Лисичанске.

«Варакин абсолютно мирный человек, руководитель, грубо говоря, предприятия ЖКХ. Он занимался ремонтом дворов, облицовкой труб. И вот однажды он получает назначение, когда ему говорят: „Мы тебе готовы дать очень высокую должность вице-премьера РТ, но ты едешь в зону боевых действий“. 2 июня освободили Лисичанск, через две недели они уже были там. Причем привезли маленькую команду и высадили посередине города, а в соседнем квартале шли стрелковые бои. Сейчас это самый влиятельный человек в регионе», — рассказал руководитель исполкома татарстанского отделения Культурного фронта России. По итогу именно заявка Барыкина получила одобрение жюри.

«Нацбаты с автомобилями обращались как в игре GTA: проезжает машина, направляют на водителя автоматы»

Целый миллион одобрили студентам Казанского института культуры Андрею Живаго и Тимуру Нуртдинову, которые замахнулись на полнометражный докфильм к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина под названием «Не напрасно посетил эту сторону: Пушкин в Казани». Все бы ничего, но в кадре не будет образа классика русской литературы, а предстанет лишь жеманный и манерный кот Баюн, который гуляет по локациям столицы РТ, где в 1833 году бывал Пушкин, рассказывает о герое и общается с прохожими. Головня указала на непроработанность проекта и оценила это как «пока на уровне прекрасной идеи». Но это не помешало комиссии отдать миллион молодым людям.

Самая большая сумма в 2 млн рублей предназначалась еще одной юбилейной номинации — 200-летию со дня рождения татарского ученого-этнографа, литератора и просветителя XIX века Каюма Насыри. Рассматривалась заявка только от АНО «Центр поддержки национальных проектов», но комиссия, несмотря на безальтернативность, не продлила конкурс и объявила 45-минутную сказку «Байдек» о похождениях мужичка по имени Байдек по произведениям Насыри победителем. «Предполагаем, что герой будет в возрасте 45–55 лет. Вообще хочется, чтобы это был некий фрик, может, немного полноват», — презентовал режиссер Марсель Махмутов, известный как автор курсов по актерскому мастерству и ведущий мероприятий. Экспертов, возможно, подкупило экспрессивное выступление Махмутова, который задумал фильм по примеру англо-американской картины «Анна Каренина» 2012 года, которую отличает театральность декораций. Татарстанская команда для своей работы планирует провести съемки в театре кукол «Экият».

Самая большая сумма в 2 млн рублей предназначалась еще одной юбилейной номинации — 200-летию со дня рождения татарского ученого-этнографа, литератора и просветителя XIX века Каюма НасыриФото: mincult.tatarstan.ru

«Научитесь выражать свои мысли кратко»

Справедливости ради стоит отметить, что еще пять заявок прошли на безальтернативной основе. Студия «Татармультфильм» за 1 млн снимет анимационное кино о булгарском правителе Алмуше «Сказ об Алмуше», к документалке за полмиллиона к 100-летию татарстанского кинематографа приложит руку фонд сохранения и развития творчества певицы Альфии Авзаловой, столько же получит БФ «Детские надежды» на цикл социальных роликов о соблюдении ПДД, охране окружающей среды, профилактике правонарушений, терроризма и экстремизма. Айдар Гайнуллин с фильмом «Алга?» на примере городской и деревенской семей хочет исследовать национальные семейные традиции, которые они чтят, а затем столкнет семьи в перетягивании каната, что, по его мнению, станет метафорой борьбы двух социальных слоев. Режиссер получил 500 тыс. рублей, хотя эксперты негодовали, что он даже не нашел героев.

В то же время конкурс на фильм о детских и молодежных театральных студиях РТ отложили, а единственную подавшую заявку команду отругали за то, что они «плавают» в вопросах кинопроизводства, и предложили минкульту организовать курс повышения квалификации для подающих надежды режиссеров. Таким образом, 500 тыс. осталось в копилке министерства.

В завершение мероприятия Головня подчеркнула, что ведомство Ирады Аюповой должно доработать условия конкурса, чтобы на столах экспертов лежало не только краткое содержание фильма, но и была предоставлена информация о режиссере, сколько картин он сделал, в каком жанре работал и т. д. «Молодые очень сильно могут волноваться, путаться и не находить слов. Но когда мы задаем элементарные профессиональные вопросы о жанре, хронометраже и видим ваше недоумение, то сами теряемся. Насколько вы справитесь с фильмом, если не представляете, что такое фильм?» — была огорчена директор Центрального дома кинематографистов. Старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Марджани АН РТ Бахтияр Измайлов добавил, что ему было крайне неловко, когда конкурсанты перед «уважаемыми кинематографистами, членами международных кинофестивалей» читали с телефона или даже сидя, что портило общее представление о проекте.

«Не давали представления о проекте, студии, некоторые выходили, даже не зная, какие будут герои. Это очень слабо. Деньги небольшие, но деньги есть деньги. Пожалуйста, не читайте о своем проекте по телефону, с экрана — это очень плохо. Если вы болеете этим проектом, живете, вас среди ночи разбуди — вы должны рассказать о нем. И научитесь выражать свои мысли кратко. Если вы беретесь, желаю вам, чтобы через год показали свои картины», — заключила Иванова.