«Вину признаю», — коротко говорил в суде по каждому из 9 эпизодов преступлений Юрий Николаев, последний находящийся на свободе лидер ОПГ «Мамшовские». Он находился в международном розыске 15 лет, но в прошлом году был пойман в Перми. На его счету, по версии следствия, 6 попыток крупных краж из ПАО «Нижнекамскнефтехим», организация убийства и хранение оружия. Спустя год после задержания дело Николаева легло на стол Верховного суда РТ. О том, в чем обвиняют последнего из «Мамшовских», — в материале «БИЗНЕС Online».
Юрий Николаев — единственный из авторитетов ОПГ, кто смог избежать тюремного заключения в 2011–2014 годах, когда силовики полностью зачистили ряды группировки
Кто был у руля ОПГ: версия обвинения
В Верховном суде РТ на прошлой неделе вновь на какое-то время воцарилась «атмосфера 90-х». В здание привели очередного подозреваемого в преступлениях прошлых лет — одного из лидеров нижнекамской ОПГ «Мамшовские» Юрия Николаева, таковым его считают следком и МВД по РТ. Он единственный из авторитетов ОПГ, кто смог избежать тюремного заключения в 2011–2014 годах, когда силовики полностью зачистили ряды группировки. Создатель ОПГ Александр Мамшов получил тогда 20-летний срок, еще пятеро активистов — от 14 до 18 лет колонии.
Николаев со дня возбуждения дела в 2008-м скрывался и по апрель прошлого года находился в международном розыске. Но сотрудники уголовного розыска нашли его в России — в Перми, после чего заключили под стражу. К слову, в 2018 году в Перми был задержан еще один лидер ОПГ Олег Никитин, уже получивший после 12-летний срок. Сегодня уголовное дело Николаева легло на стол судьи Рустама Яруллина.
Николаеву 55 лет, он родился в Рыбнослободском районе, жил в Нижнекамске. До задержания официально нигде не работал, лишь подрабатывал грузчиком, подсобным рабочим в разных конторках в Пермском крае, где и был найден силовиками. Николаев в суде был немногословен, но лицо от прессы не прятал, наоборот, постоянно смотрел в сторону направленных на него камер телефонов, изучая слушателей. После недолгого разъяснения прав и УПК слово в суде предоставили прокурору отдела уголовно-судебного управления Рушану Файрушину.
История «Мамшовских», со слов гособвинителя, началась в конце 80-х годов. Но полноценно ОПГ сформировалась к 1991-му, когда ее лидер Мамшов объединил своих подвижников. В «элиту» группировки вошли Николаев, Никитин, а также активисты с фамилиями Сорокин, Гапоненко, Бердников, Ганиев, Лушников, Зачетов, Тюкаев, Остроумов и др. В ОПГ входили непосредственно ее члены, а также люди, которые не являлись ее участниками, но их периодически привлекали к делам.
Иерархически ОПГ делилась на три возраста: старшие, средние и молодежную группу. Последняя была самой многочисленной, состав постоянно менялся. Тот, кто себя проявлял, мог перевестись выше. Николаев в этой иерархии относился к старшей группе, был приближенным к Мамшову, причем, со слов прокурора, подсудимый в ОПГ отвечал за распределение, хранение и пополнение общака. Иными словами, был «казначеем» группировки. А одним из способов пополнения общака, по версии прокуратуры, были кражи химпродукции с «Нижнекамскнефтехима».
Из-за споров за прибыль от реализации продукции НКНХ в группировке в 2002 году произошел конфликт между Остроумовым и еще одним участником ОПГ Бизяевым
Конфликт внутри группировки
Группировка, к слову, положила глаз на продукцию ПАО «Нижнекамскнефтехим» в 1998 году, продолжил прокурор. Тогда активные участники ОПГ стали разрабатывать первые планы хищения различной продукции завода для последующей реализации. Так, в январе 2000 года было принято решение вывезти с предприятия две фуры неонола. Николаев, считает обвинение, в июне того года попросил Остроумова найти исполнителей. На заводе группировка завербовала работника цеха, который должен был сопроводить машины на отгрузку.
После этого Николаев и Ко наняли два «КАМАЗа», водители которых ничего не подозревали о планирующемся хищении, считает прокурор. 16 июня в 16:00 две 16-тонные автоцистерны заехали на территорию ПАО, после чего сотрудник цеха сопроводил машины на точку отгрузки, где в них стали заливать неонол. Но сотрудники службы безопасности предприятия увидели это и задержали сотрудника цеха. Остальные участники хищения скрылись. Кража на 400 тыс. рублей не удалась. Это первый эпизод дела Николаева.
Вторым эпизодом стала организация убийства. Из-за споров за прибыль от реализации продукции НКНХ в группировке в 2002 году произошел конфликт между Остроумовым и еще одним участником ОПГ Бизяевым. В итоге после большого «совещания» в верхушке ОПГ было принято решение отстранить Бизяева от дел. Огорченный таким раскладом Бизяев напал на Остроумова, после чего лидеры ОПГ решили убить первого.
Николаев, по версии гособвинения, обратился к киллеру Сорокину, которого вооружили двумя пистолетами системы Макарова. Выбрали и место нападения в селе Афанасьево Нижнекамского района. В итоге в конце сентября киллер подкараулил Бизяева в селе, где и расстрелял из двух пистолетов. Бизяев погиб не сразу: спустя пару дней он скончался в хирургическом отделении.
На нынешнем заседании Николаев заявил в суде, что признает вину по всем эпизодам
Пытались вывезти реагенты и каучук, но не смогли
В 2004 году группировка решила похитить с НКНХ реагенты. Но в этот раз «Мамшовские» подготовились: подделали маршрутные листы, выдали лжедоверенности, а также добыли разовые пропуска на предприятия, оформили липовые счета-фактуры и т. д. По приказу Николаева, считает прокурор, Остроумов подыскал сотрудника завода, который должен был отгрузить реагенты в машины с документами. 26 апреля две машины заехали на территорию ПАО, где их загрузили химией. Но в дело вновь вмешались сотрудники безопасности предприятия, поймав работника ПАО при отгрузке. Кража с ущербом в 248 тыс. рублей не удалась.
В мае 2004 года ОПГ узнала, что на заводе производят и каучук. Николаев и Мамшов, считают силовики, указали «подчиненному» Гапоненко подыскать грузчиков и работника предприятия. В итоге были сделаны документы, подобраны мешки для каучука, но в момент вывоза с предприятия вновь появились сотрудники безопасности ПАО. Кража с ущербом в 856 тыс. рублей не удалась.
27 июля ОПГ снова покусилась на реагенты. Тогда был «нанят» начальник смены ВОХР НКНХ Расим Рахманов. Во время вывоза химии Рахманов, как посчитали в ОПГ, помешал краже, что в «голове» «Мамшовских» расценили как урон авторитету и решили отомстить охраннику. Николаев и Никитин попросили своих «молодых» вычислить, где живет Рахманов, и избить его. В итоге летом того года, проследив за жертвой, группировщики напали на него с деревянными палками, жестоко избив. Мужчина пролежал в коме пять дней и скончался, не приходя в сознание.
Далее последовали еще два неудачных ограбления ПАО. В мае 2005 года группировщики попытались вывезти с предприятия полистирол, но все обернулось фиаско благодаря все той же службе безопасности. Последняя попытка кражи датируется 9 июля 2008-го, когда «Мамшовские» попытались вывезти неонол. После этого были возбуждены уголовные дела, а участники ОПГ оказались в разработке у силовиков. Николаев — единственный, кому удалось скрыться.
Но на нынешнем заседании он заявил в суде, что признает вину по всем эпизодам. Судья Яруллин даже перечислил каждый эпизод по отдельности. «Вину признаю», — отвечал Николаев на каждое из предъявленных обвинений. На этом заседание завершилось, в ближайшее время суд приступит к исследованию доказательств и допросу свидетелей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.