Алексей Цапелик: «Бетон производится и продается, но везти его до заказчика буквально некому и не на чем. Пришлось проявить инициативу — продать свою машину, мотоцикл, вложить все сбережения, взять кредит и купить старенький КАМАЗик» Алексей Цапелик: «Бетон производится и продается, но везти его до заказчика буквально некому и не на чем. Пришлось проявить инициативу — продать свою машину, мотоцикл, вложить все сбережения, взять кредит и купить старенький «КАМАЗик» Фото: Динар Ахметзянов

Путь от поставщика до производителя: «Моя первая грузовая машина до сих пор снится мне в страшных снах — тот «КАМАЗ» постоянно ломался»

— Алексей Казимирович, в 2024-м вам исполнилось 34 года. Насколько мне известно, вы пришли в сферу производства бетона не сразу. Давайте вспомним, с чего все началось.

— Я, еще будучи студентом, работал в группе компаний «КАН АВТО», где прошел очень хорошую школу продаж. За пять лет успел побывать в роли и обычного консультанта, и менеджера, и руководителя отдела. Но меня не покидали мысли о желании развиваться в той сфере, где есть возможность нарабатывать себе клиентскую базу. С легковыми автомобилями сделать это сложно, потому что покупатель редко возвращается во второй раз.

По удачному стечению обстоятельств меня позвали работать на небольшой бетонный завод — мол, приходи и помогай реализовывать продукцию. Начав вариться в этой сфере, я стал замечать большие упущения в процессе. В первую очередь в глаза бросался серьезный недостаток рабочей техники. По-другому говоря, бетон производится и продается, но везти его до заказчика буквально некому и не на чем. Пришлось проявить инициативу — продать свою машину, мотоцикл, вложить все сбережения, взять кредит и купить старенький «КАМАЗик».

— Как шло развитие в последующем?

— Очень постепенно. Моя первая грузовая машина до сих пор снится мне в страшных снах — тот «КАМАЗ» постоянно ломался. Помню, что каждый раз смотрел на него перед рейсом и думал, доедет ли он вообще сегодня или нет. Но потребность на рынке была и правда большая, поэтому заработать на вторую машину все же получилось.

Водителей в начале моего пути тоже страшно не хватало. Бывали и случаи, когда сам садился за баранку и ехал в рейс.

За 8 лет купил 20 машин, и с каждой покупкой улучшалось и качество техники. Скажу так — далеко не у каждого крупного бетонного предприятия имеется такой автопарк, потому что это просто-напросто очень энергозатратно: водителей в кучу собери, машины эксплуатируй и чини.

— Прибегали к помощи партнеров или инвесторов?

— Никогда. Уверен, что лучший партнер — это банк, потому что деньги дает без лишних вопросов. Сами, наверное, понимаете, как банковские платежи могут мотивировать вставать каждое утро на работу? С инвестором или партнером ситуация складывается иначе. Устал — ну ничего страшного, партнер ведь и за тебя может поработать.

«Людям стало удобно сотрудничать с моей командой напрямую. В определенный момент спрос превысил предложение. Так и возникла потребность в собственном предприятии» «Людям стало удобно сотрудничать с моей командой напрямую. В определенный момент спрос превысил предложение. Так и возникла потребность в собственном предприятии» Фото предоставлено Алексеем Цапеликом

— В 2024 году вы решили открыть и собственное производство бетона. Почему пошли на такой шаг?

— Это, кстати, интересный момент. Бетонные заводы обычно капризные и деньгами за услугу платить не любят. Я часто слышал: «Денег нет, Алексей, забирай бетоном». Получается, что я занимался и реализацией продукции других предприятий. Схема работы выстраивалась следующим образом: сначала оказывал услуги по перевозке, получал оплату от завода в виде его товара, находил покупателя этого товара, снова отгружал и только потом видел деньги за свою работу.

Из-за таких бартеров появилась своя клиентская база. Людям стало удобно сотрудничать с моей командой напрямую. В определенный момент спрос превысил предложение. Так и возникла потребность в собственном предприятии.

Завод еще находится, так скажем, в пусковом режиме. Пока продолжаем докупать оборудование и набирать штат.

— А какой объем способен производить ваш завод?

— 10–15 тысяч кубов в месяц. В следующем году планируем увеличение мощностей до 25 тысяч кубических метров.

— А это много или мало?

— Могу сказать, что единицы предприятий по Казани способны производить и реализовывать такой объем.

— А сколько стоит запустить бетонное предприятие?

— Возьмем для понимания положение «ноль», когда нет ни земли, ни оборудования, ни машин, ни офиса. Собственный завод обойдется в минимум 50 миллионов рублей.

— А работу в качестве перевозчика не остановили?

— Нет, сейчас продолжаем работу с крупными компаниями, например холдингом «Ак Барс» и Казанским ДСК. Если говорить об объектах, то наш бетон идет и на строительство нового здания театра имени Камала.

«Пуск производства у нас произошел в сентябре, и мы уже выиграли тендер одного казанского сельхозпредприятия на строительство подъездной дороги к зернохранилищу и разъездов на самой территории» «Пуск производства у нас произошел в сентябре, и мы уже выиграли тендер одного казанского сельхозпредприятия на строительство подъездной дороги к зернохранилищу и разъездов на самой территории» Фото предоставлено Алексеем Цапеликом

«Одна ошибка в этом бизнесе может закончить твою деятельность»

— Ваш путь кажется необычным — вы сначала закрыли потребность в автопарке и только потом пришли к открытию собственного предприятия.

— Я закрывал потребности там, где, как говорится, свистело. Насколько это стандартно — судить сложно. Но одним из положительных моментов сотрудничества с другими производителями бетона была возможность учиться на ошибках. Приведу пример. Бетоносмеситель на заводе располагается на втором этаже, чтобы легче было осуществить погрузку. Операторскую же часто «сажают» на первый этаж, и сотруднику приходится бегать от «мешалки» к кнопкам и обратно. Мы же решили сразу обойти эту проблему и поставить операторскую на втором этаже, в самом, так скажем, сердце производства.

— А что сейчас строится на бетоне компании «АСК»?

— Пуск производства у нас произошел в сентябре, и мы уже выиграли тендер одного казанского сельхозпредприятия на строительство подъездной дороги к зернохранилищу и разъездов на самой территории. Заказчик предпочел построить дороги не из асфальта, а именно из бетона.

На данном объекте, к слову, осваиваем еще одну нишу — предоставление заказчику и рабочей бригады. Это первое строительство, где пригласили строителей. Получается, закрываем объект под ключ — от производства до реализации.

— А какова география поставки?

— Бетон, говоря простым языком, продукт скоропортящийся, поэтому плечо поставки не должно превышать 150 километров. Приходят иногда заявки и дальше, но чаще всего отказываемся и советуем поискать поставщика ближе.

«Риски при дальней поставке остаются даже при использовании химии» «Риски при дальней поставке остаются даже при использовании химии» Фото предоставлено Алексеем Цапеликом

— А нет никаких способов сделать так, чтобы бетон доехал до дальнего заказчика и не потерял прочности?

— Да, есть специальные химические добавки, но никакими волшебными свойствами они не обладают. По-другому говоря, риски при дальней поставке остаются даже при использовании химии.

— Как бетон проверяется на прочность?

— Образец — кубик бетона — размещают под прессом и давят на него с постоянно возрастающей нагрузкой. К слову, многие заводы предоставляют услуги такой лаборатории: приезжает лаборант, берет образец материала и проводит исследование. Мы решили установить собственную лабораторию, чтобы не терять время и проверять прочность производимого материала, можно сказать, «с колес».


— Наверное, одна ошибка в этом бизнесе стоит действительно много…

— Да, сложно даже представить масштаб потерь. Расскажу историю. Мы совместно с другой организацией занимались поставкой и заливкой бетона для опор моста через Волгу (входит в состав трассы М12 прим. ред.). Сюда шло около тысячи кубов бетона. Чтобы дать понимание по масштабу, скажу, что на небольшой двухэтажный коттедж требуется всего 40 кубометров. И вот на середине заливки одной из опор у нас ломается бетононасос. Однако у подрядчика была готова оперативная замена техники. Подстраховались, потому что процесс заливки останавливать нельзя! Если застынет частично, придется демонтировать, а это колоссальные затраты, которые могут пустить под откос весь бизнес.

— Как бы ошибка не стала роковой для жизней людей…

— До трагедии такого масштаба не дойдет. После заливки на стройке буквально каждый день следят за процессом затвердевания бетона. Миллионы кубов за 8 лет поставили, и я не разу не встречал ситуаций, где застройщики пренебрегали бы проверкой.

«Мы совместно с другой организацией занимались поставкой и заливкой бетона для опор моста через Волгу. Сюда шло около тысячи „кубов“ бетона» «Мы совместно с другой организацией занимались поставкой и заливкой бетона для опор моста через Волгу. Сюда шло около тысячи кубов бетона» Фото: «БИЗНЕС Online»

Конкуренция на рынке бетона: «После первого снега будто рубильник кто-то отключает — ни одного звонка»

— А какая конкуренция на рынке бетона в Казани?

— Конкуренция огромная, только по городу я могу перечислить больше 90 предприятий. Мы с вами разговариваем об очень старом и традиционном бизнесе. Это тебе не биткоины майнить! Но поэтому я, наверное, и полюбил этот бизнес — бетон будет нужен всегда, его и через 200 лет ничто не заменит. Еще один приятный бонус — на фундамент у людей, как правило, есть деньги, копилка пустеет ближе к фасаду или крыше.

— Я так понимаю, что особо сражаться ни с кем не приходится? Строительная сфера в Казани развивается отлично, работы, наверное, на всех хватает…

— Летом действительно ощущается большой спрос, но вне сезона сражаться с конкурентами, как вы говорите, все же приходится. После первого снега будто рубильник кто-то отключает — ни одного звонка.

Первый месяц предприятия приходят в себя и разгребают дела, на которые не хватало времени в строительный сезон, например ремонтируют оборудование и технику, приводят в порядок кадровые и «бумажные» дела. Те, кто хочет продолжать работу зимой, вступают в борьбу за клиента. Такие предприятия можно пересчитать по пальцам, потому что производить и поставлять бетон в минусовые температуры очень дорого. Кубометр бетона весит 2,5 тонны, а ведь этот объем нужно еще как-то разогреть. Представьте только, какие это энергозатраты!

Предприятия, которые закрывают производство на зиму, могут перекупать бетон у действующих заводов. В ноль уходят, но работают, чтобы не потерять даже самого небольшого клиента.

«Рассматриваю только отечественного производителя. Можно, конечно, приобрести бетонный завод итальянского производства. Но, если вдруг что-то сломается, простоишь несколько дней в ожидании ремонта» «Рассматриваю только отечественного производителя. Можно, конечно, приобрести бетонный завод итальянского производства. Но, если вдруг что-то сломается, простоишь несколько дней в ожидании ремонта» Фото: Динар Ахметзянов

Почему проще покупать российское оборудование, а водителя искать на китайский грузовик

— Сфера бетона серьезно зависит от состояния строительного рынка. Возьмем хотя бы рынок жилья, который весь 2023-й «штормило» от резких скачков цены и спроса. К концу года прошел ряд повышений ключевой ставки и условий по первоначальному взносу. Не столкнулись с трудностями?

— Ощущается большой спрос, поэтому ставка никак на нас не повлияла. Приведу пример. Мы сотрудничаем с одним застройщиком, который строит частные дома в Казани. Он за месяц успевает залить до 20 фундаментов. Дома улетают как пирожки. Та же ситуация и с квартирами.

— При таких объемах одного завода, наверное, и не хватит…

— Да, думаю, что нам в дальнейшем будет необходимо два завода. Один все же не справится с потребностями наших клиентов.

— А каких производителей оборудования рассматриваете?

— Только отечественного производителя. Можно, конечно, приобрести бетонный завод итальянского производства. Но, если вдруг что-то сломается, простоишь несколько дней в ожидании ремонта. В отечественное же оборудование кол воткнул — и все, оно заработало.

Я больше скажу — мы выбрали казанского производителя, потому что так проще эксплуатировать завод. Запчасти для замены, ремонтники — все в оперативном доступе.

«У нас в парке много машин „КАМАЗа“. Но и китайцы очень крутую технику делают. Кроме того, на „китайца“ даже водителя найти легче, потому что в салоне созданы условия легкового автомобиля — планшет, панорамная камера, климат-контроль и другие удобства» «У нас в парке много машин КАМАЗа. Но и китайцы очень крутую технику делают. Кроме того, на „китайца“ даже водителя найти легче, потому что в салоне созданы условия легкового автомобиля — планшет, панорамная камера, климат-контроль и другие удобства» Фото предоставлено Алексеем Цапеликом

— Наверное, такого же подхода придерживаетесь и при покупке грузовых машин?

— Да, у нас в парке много машин КАМАЗа. Но и китайцы очень крутую технику делают. Кроме того, на «китайца» даже водителя найти легче, потому что в салоне созданы условия легкового автомобиля — планшет, панорамная камера, климат-контроль и другие удобства. Есть две вещи, о которых надо думать нашим производителям, — надежность и удобство работы водителя, потому что это конкуренция.

— А что по цене?

— «КАМАЗ» с миксером на сегодняшний день стоит около 8 миллионов рублей, китайский Shacman обойдется приблизительно в 9,5 миллиона. Однако последний вмещает на 30 процентов больше бетона. Поэтому надо смотреть и считать, что будет эффективнее в работе.

— А не может быть проблем с запчастями для «китайца»?

— Российский рынок китайской техникой обеспечен, так что мы с проблемами не сталкивались. Для сравнения: у нас есть одна машина марки МAN, у которой со временем сломалась рессора. Мы ждали запчасть три недели! Но техника так долго простаивать не может, она должна работать.

Вообще, перевозка — самая тяжелая вещь в этом бизнесе, потому что у тебя на доставку — от двух до четырех часов. Если машина сломалась в дороге, ты не можешь просто отложить рейс на завтра. В таком случае ты теряешь десяток кубов материала и попадаешь на дорогостоящий ремонт или замену бочки.

— А как менялась стоимость техники по мере вашего развития?

— В 2017 году покупал «КАМАЗ» за 4–5 миллионов рублей. Рост в 2 раза меня не впечатляет, цена в это время росла на все, не только на грузовую технику.

«Перевозка — самая тяжелая вещь в этом бизнесе, потому что у тебя на доставку от двух до четырех часов. Если машина сломалась в дороге, ты не можешь просто отложить рейс на завтра. В ином случае ты просто теряешь десяток „кубов“ материала и попадаешь на дорогостоящий ремонт или замену бочки» «Перевозка — самая тяжелая вещь в этом бизнесе, потому что у тебя на доставку — от двух до четырех часов. Если машина сломалась в дороге, ты не можешь просто отложить рейс на завтра. В таком случае ты теряешь десяток кубов материала и попадаешь на дорогостоящий ремонт или замену бочки» Фото предоставлено Алексеем Цапеликом

Дефицит цемента, песка и гравия: как эти проблемы отразились на бетонщиках

— Последние два года строительный рынок ощущал серьезный недостаток цемента. Как эта проблема отразилась на вашей компании?

— Да, дефицит цемента на рынке стал очень болезненной проблемой, достать его было и правда сложно. Думаю, в цене он вырос примерно на 40 процентов, сейчас берем по 7–8 тысяч рублей за тонну.

Но эта ситуация принесла и свои плюсы — застройщики стали иначе относиться к производителям и поставщикам бетона. Мне в срок начали возвращать все долги, чтобы мы ненароком не остановили поставки и так дефицитного материала.

«Ситуация нездоровая»: арматура в Татарстане подорожала на четверть, цемент – на треть

— А с какими причинами связываете такой дефицит?

— Железная дорога не справлялась. С началом СВО серьезно нарушилась логистика, которая до этого выстраивалась годами. Армия России, по понятным причинам, загрузила ж/д пути своими задачами. Дефицит в таком положении вполне ожидаем.

От одного из железнодорожников слышал, что иногда для продолжения движения приходилось ждать, когда пройдет военный эшелон, хоть целый день. Точное же расписание его движения неизвестно.

— В этом году добавилась еще одна проблема — взлетела стоимость инертных материалов (гравия, песка). Вы рассказывали нашему изданию о росте цены в 40 процентов. Чем объяснить резкое повышение?

— Я связываю такой рост с несколькими причинами. Месторождений в Казани уже не остается, а те, что есть, продают очень дорого. Компании, занимающиеся добычей, начали брать участки дальше, из-за чего существенно выросло плечо доставки.

В начале навигационного сезона очень долго ждали начала поставок инертных материалов. Слухи ходили такие — поставщики открывали месторождение и обнаруживали за пластом один ил. Баржам приходилось идти все дальше и дальше в погоне за качественным материалом.

Причалы, кроме того, не могли принимать баржи из-за ухода воды в Волге.

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

— Ожидаете снижения или повышения цены?

— Думаю, цена в будущем будет только расти.

— А как выросла стоимость бетона в связи с этими проблемами?

— Средняя цена товарного бетона выросла на 40 процентов до 7,5 тысячи рублей за кубометр.

— А какой объем от стоимости строительства занимает бетон?

— Ну давайте посчитаем. На «свечку» в 20 этажей нужно 8 тысяч кубических метров бетона. Берем его среднюю стоимость в 7,5 тысячи за куб, умножаем на объем и получаем 60 миллионов рублей — столько на бетон потратит застройщик. В этом доме, допустим, 200 квартир со средней площадью в 50 «квадратов». Получается, что строится 10 тысяч квадратных метров жилья. Возьмем себестоимость «квадрата» в 100 тысяч рублей и получим сумму в миллиард — представим, что такая у нас стоимость строительства. Исходя из таких расчетов бетон в стоимости строительства занимает 6 процентов. Но это все очень приблизительно — ваш вопрос больше к сметчикам.

«Первый миллион я советую заработать в найме, в сотрудничестве со взрослыми и опытными людьми. Не стоит сразу рваться в предпринимательство, не имея за плечами ни опыта, ни собственных денег» «Первый миллион я советую заработать в найме, в сотрудничестве со взрослыми и опытными людьми. Не стоит сразу рваться в предпринимательство, не имея за плечами ни опыта, ни собственных денег» Фото: Динар Ахметзянов

«Меня иногда спрашивают: «А вы уборщице какой KPI придумали»?

— С подобными объемами работы остается свободное время?

— У меня ощущение, что совсем и нет такого времени. Когда работаешь на кого-то, все-таки есть возможность после рабочего дня переключиться на что-нибудь другое. А тут… На этапе развития и освоения, так скажем, новых ниш о своем деле думаешь даже во сне.

Недавно ездил в отпуск и, наверное, тысяч 40 потратил только на звонки, потому что не могу пустить работу на самотек. Повторюсь — одна оплошность в этом бизнесе может разрушить буквально все.

— Говорят, бизнес в одиночку не построишь…

— Это вопрос не одного дня. Поиск хорошего руководителя, который сможет забрать на свои плечи часть ответственности, растягивается на годы. Сказать, что в сотруднике я уверен, как в себе, смогу после того, как буду видеть, что он справляется со всеми рабочими вопросами без сложностей и непонимания.

Но я с вами согласен — делегировать ответственность важно. Сейчас занимаюсь обучением своего руководящего состава.

— А какой кадровой политики придерживаетесь?

— У меня в компании оклада ни у кого нет. Даже у бухгалтерии есть система мотивации — их зарплата зависит от документооборота. Бывает, подтрунивают: «Алексей, а вы уборщице какую мотивацию придумаете?»

— И традиционный вопрос — как построить успешный бизнес?

— Первый миллион я советую заработать в найме, в сотрудничестве со взрослыми и опытными людьми. Не стоит сразу рваться в предпринимательство, не имея за плечами ни опыта, ни собственных денег. При этом накопить первый капитал можно с помощью кредита, к примеру на машину.

Не стоит намеренно искать партнеров и инвесторов. Думаю, лучший партнер — это банк, потому что дает деньги, не задавая лишних вопросов. Кроме того, обязательства перед ним всегда держат в тонусе.

Третий момент — заниматься нужно только тем, что нравится и что получается. Неправильно смотреть в ту сторону, которая, скажем, ярче светится.