Наталья Павлова: «Зритель везде разный: питерскую публику, например, надо завоевать, московская принимает тепло, если тебя уже знает, а казанская просто очень восприимчивая и душевная» Наталья Павлова: «Зритель везде разный: питерскую публику, например, надо завоевать, московская принимает тепло, если тебя уже знает, а казанская просто очень восприимчивая и душевная» Фото: © Игорь Руссак, РИА «Новости»

«Всегда возвращаюсь в Казань с большим трепетом»

Наталья, вы редкая гостья в родной Казани. Как появилась идея совместного концерта с ГОНИ РТ Анатолия Шутикова? Чего ждете от концерта, определились ли с его программой?

— Я всегда возвращаюсь в Казань с большим трепетом, потому что скучаю по родному городу, по своим однокурсникам из Казанского музыкального колледжа. Они все собираются на концерт в филармонию, также придут мои одноклассники из школы, однокурсники родителей по Казанскому университету, родственники из Казани и Зеленодольска. Приедут даже друзья из Москвы, так что планируется домашняя, дружеская атмосфера. Последний раз я была в Казани 2,5 года назад, когда пела с ГАСО РТ Девятую симфонию Бетховена. Для следующего визита было сложно выбрать время, но я очень хотела приехать. Предстоящий концерт — прекрасная возможность встретиться с любимыми людьми и спеть для них.

Наталья Павлова — российская оперная певица, сопрано, солистка Мариинского театра.

Родилась в Казани. Обучалась в Казанском музыкальном колледже, затем — в Московской консерватории по классу хорового дирижирования. Академическому вокалу училась у Рафаэля Сирикяна.

За время карьеры гастролировала в Германии, Италии, Великобритании, Франции, Испании, Польше, США, Северной Корее. Выступала с такими известными дирижерами, как Геннадий Рождественский, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Александр Сладковский, Джанандреа Нозеда, Фуат Мансуров.

В сезоне 2015/2016 спела Сюзанну в незаконченной опере Шостаковича «Оранго» на Фестивале стран Балтийского моря в Стокгольме и на форуме «Би-би-си Промс» в Лондоне, а также партию Татьяны в «Евгении Онегине» в Софийской опере и на форуме «Сполето» в Чарльстоне.

В 2017–2018 годах исполнила партию Лиу в опере «Турандот» на сцене туринского театра Реджо, принимала участие в исполнении Лирической симфонии Цемлинского и Немецкого реквиема Брамса на фестивале «Сполето».

В 2018–2019 годах спела Донну Анну («Дон Жуан») в Оперном театре Ниццы, Татьяну («Евгений Онегин») в Тулонской опере и берлинской «Комише опер». Выступала на Эдинбургском международном фестивале и в Гонконгской опере.

В репертуаре певицы больше 30 партий. Среди них партии Татьяны («Евгений Онегин»), Тамары («Демон»), Иоланты («Иоланта»), Донны Анны («Дон Жуан»), Мими («Богема»), Виолетты («Травиата») и др.

Предложение о концерте поступило от оркестра Шутикова, с программой мы уже определились. В первом отделении прозвучат русские романсы и преимущественно арии русских композиторов, во втором — песни из зарубежных и советских оперетт и мюзиклов. Репертуар чудесный, особенно приятно мне будет спеть романсы Чайковского («Я ли в поле да не травушка была»), Рахманинова («Не пой, красавица, при мне»), арию Оксаны из оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Во второй части концерта мы с оркестром исполним фрагменты из мюзиклов Дунаевского, «Джудитты» Легара и Parla mi de amore.

В чем специфика такого концерта для оперного солиста, когда он работает не с симфоническим оркестром, а с оркестром народных инструментов?

— Это мое первое исполнение оперной классики с народным оркестром, и я еще не знаю, как именно это будет звучать. Но уверена, что концерт обещает быть интересным. Чем он отличается от выступления с симфоническим оркестром, скажу уже постфактум. Вообще, любой сольный концерт — большая нагрузка для артиста: в нем сочетаются разнохарактерные арии, песни, романсы, которые отличаются по тесситуре и звукоизвлечению. Это ответственная и напряженная работа: необходимо держать в голове много музыки и текста, и все это без суфлера. В данной программе у нас нет второго солиста и почти не будет времени передохнуть, а программа очень обширная. Такого большого сольного концерта у меня еще не было.

Я очень рада выступить в Татарской государственной филармонии имени Тукая. Помню, когда-то пела там русские и цыганские романсы под традиционные семиструнные гитары. Программа была приурочена ко дню рождения Пушкина и очень понравилась публике, потом мы исполняли ее в Москве.


«Хорошо, что в Казани есть оркестр такого уровня, как ГАСО РТ»

— Вы уже упомянули об исполнении с ГАСО РТ Александра Сладковского в Казани Девятой симфонии Бетховена. Можете ли более подробно вспомнить тот концерт?

— Конечно. В ГАСО РТ работает много моих знакомых, а со Сладковским я в прекрасных отношениях. Александр Витальевич — большой профессионал, у него есть свое видение даже самых известных классических шедевров. Опыт исполнения Девятой симфонии Бетховена со Сладковским был для меня очень интересным, хотя эту симфонию я пела больше 30 раз с разными дирижерами в разных странах. И вообще, ГАСО РТ — слаженный и прекрасно звучащий коллектив, поэтому я всегда с радостью с ними выступаю. Хорошо, что в Казани есть оркестр такого уровня.

— Какие у вас впечатления остались от казанской публики?

— Публика здесь не меняется: она всегда теплая и дружелюбная. Я помню это еще по студенческим концертам в филармонии под управлением Любови Дразниной. которая долго была главным хормейстером театра имени Джалиля. Под ее руководством мне посчастливилось петь в училищном хоре. Уже позже я выступала по всему миру и знаю, что зритель везде разный: питерскую публику, например, надо завоевать, московская принимает тепло, если тебя уже знает, а казанская просто очень восприимчивая и душевная. Ведь послевкусие от выступления у артиста зависит не только от его исполнительского мастерства и нынешнего состояния, но и от публики. Концерт — это всегда взаимообмен энергией. Я благодарна казанцам за то тепло, которым они меня всегда одаривают.

Почему ваши творческие визиты в родной город бывают столь редко?

— Это зависит не от меня, а от приглашений. Мы с агентами делаем все для того, чтобы я чаще возвращалась в Казань, но пока получается так, как получается. Мой календарный план складывается из предложений. Но в дальнейшем я рассматриваю Казань как место, куда хочу возвращаться и реализовывать свои проекты. Здесь работают замечательные музыканты, тот же Анатолий Иванович Шутиков. Он большой профессионал и прекрасный человек, с ним интересно и приятно общаться. И, конечно, хочется спеть в оперном театре — я там еще ни разу не пела.

Тогда, в 2021 году, в свой предыдущий приезд, вы говорили, что общались с кастинг-менеджером театра имени Джалиля Еленой Остроумовой и вроде бы были какие-то перспективы приезда в Казанскую оперу. Почему этого до сих пор не случилось? Все-таки вы поете в Мариинке и Виолетту, и Татьяну, и Лиу.

— Предложений из театра имени Джалиля пока не было. Если они поступят, я их с радостью рассмотрю и спою в родном театре, тем более что ТАГТОиБ стал родоначальником моего интереса к оперному искусству. Там я услышала свою первую оперу — это была «Снегурочка» Римского-Корсакова. Мама рассказывала, что в свои 4,5 года я простояла почти весь спектакль ошарашенная тем, как в маленьком человеке рождается такой большой звук. Студенткой я ходила на все Шаляпинские фестивали, рвалась за кулисы, где познакомилась с тенором Юрием Марусиным. Он потрясающе пел Германа в «Пиковой даме» и до сих пор для меня пример того, как нужно проживать роль.

Я благодарна Казанской опере и хочу вернуть ей все то, чем она меня наградила. Напитавшись в ТАГТОиБ знаниями и впечатлениями, я уехала в Москву и Петербург, много гастролировала, будет здорово вернуться и одарить родную сцену всем, чему я научилась. Это как приехать и обнять родного человека, который бескорыстно тебе что-то отдал. Театр имени Джалиля подарил мне много любви и эмоций, как и другие культурные институции в Казани, например филармония. До сих пор помню, как была там на концертном исполнении балета «Шурале» и главный герой бегал по рядам партера. Эти детские ощущения закладывают интерес к профессии.

— В юности в Казани вы подрабатывали регентом в храме.

— Да, я пела в храме на Арском кладбище. Это была моя первая практика сольного пения и дирижирования хором. Если идти от музыкального училища к Казанке, там есть единственный неснесенный дом с дырявой крышей. В нем жил священник с Арского кладбища и матушка, которая подвигла меня заняться регентством. Я пришла и думаю: «Они что, все гении там?» Дирижер говорит: «Та-та-та», — и все что-то поют. Я спросила у матушки: «А что они поют вообще?» Она ответила: «Так все знают».

На следующий день матушка дала мне книжечку «Литургия. Всенощные бдения». Ну я с перепуга выучила все, а буквально через три недели у меня был дирижерский дебют. Тогда главным регентом в храме был помощник хормейстера ТАГТОиБ Александр Николаевич Федотов, еще у него был помощник Максим. В одну из Вербных суббот они оба не пришли, понадеявшись друг на друга, дирижировать было некому, и матушка вытолкнула меня с книжечкой к хору. Сказала: «Я тебе все дам, просто давай тон и дирижируй». Я очень волновалась, но справилась. Это было мое боевое крещение.

Батюшки уже, к сожалению, нет в живых. Когда я в прошлый раз была в Казани, то заходила в этот неснесенный дом за зеленой сеточкой. Открыла дверь, посмотрела, поплакала. Там все пахнет историей и впечатлениями.


«Я не жду и не мечтаю, а просто работаю над новыми партиями»

Как у вас обстоят дела в Мариинском театре? Есть ли какие-то новые партии и спектакли, которые вызывают у вас самой чувство гордости?

— Дела в Мариинском театре обстоят продуктивно. У меня в репертуаре больше 30 партий «высшего положения». Так называются главные партии в оперном театре, такие как Татьяна («Евгений Онегин»), Виолетта («Травиата»), Мими («Богема»). Недавно я дебютировала в роли Коринны в «Путешествии в Реймс», которую выучила за две недели — гордость, не то слово. Каждая партия меня чему-то учит, Коринна, например, помогает осваивать бельканто. В конце марта я спою Наташу в концертной версии «Русалки» Даргомыжского, которую пела всего раз на фестивале «Звезды белых ночей». Сейчас снова будет концертное исполнение, а потом, вероятно, спектакль.

Каждая партия приходит к артисту не напрасно. Это трамплин для будущих свершений, поэтому не могу сказать, чем я особенно горжусь. Есть партии, над которыми я работаю, и у меня будет возможность спеть их в Мариинском театре. В прошлом году мне многое дала моя Дездемона в «Отелло». Виолетта из «Травиаты» раскрыла меня еще в самом начале пути. Каждый раз я возвращаюсь к ней с трепетом и после каждой «Травиаты» выхожу с новыми навыками и ощущениями — это партия, которая растит меня бесконечно. Я очень благодарна всем своим героиням: к ним интересно возвращаться со временем и находить что-то новое. Это так здорово — находить разнообразные грани в каждой своей партии, отражаясь от партнеров, дирижеров, режиссеров спектаклей.

— Какие партии вы разучиваете сейчас?

— Сейчас я учу Адриану Лекуврёр, это полезная, белькантовая партия. Недавно выучила Марию в «Мазепе». Она вокально крепкая, возможно, сейчас мне полезнее петь более лирические партии, такие как Коринна, Виолетта или Мими, но драматургически Мария мне очень интересна. Думаю, все героини приходят ко мне вовремя. Я не жду и не мечтаю, а просто работаю над новыми партиями и, даже изучая их в классе, профессионально расту. В планах также спеть Волхову в опере «Садко» и еще много чего интересного.

«Я хочу реализовать себя в России»

— У вас было и немало зарубежных проектов: театр Реджио в Турине, Комише опер в Берлине и так далее. Знаю, что вы очень цените работу с итальянским маэстро Джанандреа Нозедой, который в свое время работал с оркестром Мариинского театра в качестве приглашенного дирижера.

— Джанандреа — чудесный дирижер, один из лучших в мире. Нозеда практиковался в Мариинском театре, Валерий Абисалович Гергиев был его наставником, и, так как Джанандреа много лет провел в России, он прекрасно говорит по-русски. Это было продуктивное время для Мариинского театра и самого Нозеды. С Джанандреа мы познакомились в Турине, куда я приехала прослушиваться. Он зашел на прослушивание, когда я пела Татьяну. Пока я пела, он прочитал мою анкету, потом подошел к сцене, по-русски спросил меня, откуда я, и после этого попросил спеть что-нибудь на итальянском языке. Я спела арию Виолетты и, еще не успев доехать до дома, получила приглашение на партию Лиу в «Турандот». Я была единственная русская в касте среди итальянцев. А петь итальянскую оперу в итальянском северном городе очень ответственно, там даже оперную звезду могут «забукать» из-за нечистого языка или фальшивых нот, в Италии трепетно относятся к своей культуре. Благо меня хорошо приняли и была отличная критика.

— Кого из дирижеров, с которыми сотрудничали, вы бы особенно выделили?

— Есть много талантливых мастеров, но я выделю троих дирижеров своей жизни — это Валерий Гергиев, Джанандреа Нозеда и Эса-Пекка Салонен. Они те самые волшебники, которые дарят сопричастность к магии музыки, умеют заворожить и с помощью музыки перенести на другую планету и певца, и зрителя.

— Сейчас сайт operabase, рассказывающий о расписании оперных артистов, выдает только ваши выступления в Мариинском театре. Решили пока поставить на паузу зарубежную карьеру?

— Да, это мой осознанный выбор. Летом мне предлагали контракт на 16 спектаклей «Травиаты» с туром по Великобритании. В прошлом году отказалась от уже подписанного контракта в Вене. Я не хочу быть «челночницей», летать в Европу через Стамбул, уезжать от семьи на 3,5 месяца без возможности быстро прилететь на выходные. Сегодня для меня важно понимать, чего хочу я, а хочу я реализовать себя в России. Сейчас для этого самое подходящее время, если уеду, то упущу важные шансы в своей жизни. Я это чувствую, поэтому выступаю в России и занимаюсь личными проектами, о которых пока рано говорить — они все на стадии разработки и утверждения.

— Вы имеете в виду продюсерские проекты? Они связаны с академическим вокалом?

— Вся моя работа направлена на реализацию классического вокального искусства. В продюсерскую деятельность я сейчас вкладываю много энергии и сил, развиваю проекты, о которых мы, надеюсь, поговорим, когда они будут реализованы.

На открытие Всемирного фестиваль молодежи в Сочи На открытии Всемирного фестиваля молодежи в Сочи Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

«Жизнь и за пределами оперного театра очень интересная»

То, что Валерий Гергиев теперь возглавил и Большой театр, как-то изменило жизнь Мариинки?

— Пока мы видим лишь сиюминутные действия, что будет глобально — пока нам не дано осознать, но я думаю, что скоро мы увидим результат воссоединения Большого и Мариинского театров. В Мариинском театре пертурбации пока не ощущаются, да и в Большом тоже.

— Как нынешняя ситуация в мире влияет на наши оперные театры?

— Думаю, положительно. Сейчас идет больше концентрации на внутренний рынок и внутреннюю реализацию. Поэтому у тех, кто хочет воплощать свои проекты, создавать что-то новое, идти вперед, сегодня для этого есть больше возможностей.

— Сейчас вы находитесь в Сочи на Всемирном фестивале молодежи. Что вы там делаете?

— 2 марта на открытии фестиваля я спою вокализ Лизы Бричкиной в классической обработке (разговор состоялся 1 марта,прим. ред.). Во время исполнения я буду летать над сценой на специальном тросе, не держась ни за что руками, — это должно быть очень красиво. Открытие Всемирного фестиваля молодежи — это очень масштабное событие. А потом до 7 марта в рамках форума пройдут различные мероприятия, в которых будет участвовать молодежь.

— Чем занимаетесь в свободное от работы время?

— Я очень люблю путешествовать. Периодически леплю из глины — это моя психотерапия, у меня есть большие вазы. Также я занимаюсь пилатесом — хожу на специальное обучение для профессионалов, чтобы понимать, как работает тело, это очень похоже на вокал. Мне интересно все, что связано с миром моды. Я слежу за трендами и знакомлюсь с нашими брендами одежды. У меня была коллаборация с фирмой Present and Simple: мы выпустили пять наименований под названием Love Opera. Презентация прошла в «Астории», где были оперные и балетные звезды Мариинки. Так что жизнь и за пределами оперного театра очень интересная.