Именно на 43-й год беспрецедентного директорства Мухаметзянова (находящегося у руля театра с 1981-го) та самая система, выстроенная им почти за полвека, начинает давать сбои Именно на 43-й год беспрецедентного директорства Мухаметзянова (находящегося у руля театра с 1981-го) та самая система, выстроенная им почти за полвека, начинает давать сбои Фото: «БИЗНЕС Online»

1. Самый скандальный Шаляпинский фестиваль в истории

Удивительно, но 42-й международный оперный фестиваль им. Шаляпина оказался богат на самые разнообразные скандальные истории, ставшие поводом для обсуждения в медиа того, как и чем живет сегодня ТГАТОиБ им. Джалиля. Причем диапазон этих событий впечатляет — от дискуссии вокруг творческих и этических итогов появления Валерия Гергиева за дирижерским пультом в день премьеры «Жизни за царя» до прорыва трубы, устроившего потоп в здании Казанской оперы и отменившего фестивальный спектакль «Турандот». Известный анекдот про «всю систему надо менять» приходит на ум сам собой, но власти республики, в том числе отвечающие за культуру, предпочитают ничего не замечать.

Впрочем, и в прошлые годы были всякие инциденты, вроде изгнания тенора Хачатура Бадаляна, чей рост не устроил директора театра Рауфаля Мухаметзянова, или появления в афише неизвестных, обычно итальянских, певцов, чья вокальная форма оказывалась таковой, что даже не позволяла их выпустить на сцену.

Но именно на 43-й год беспрецедентного директорства Мухаметзянова (находящегося у руля театра с 1981-го) та самая система, выстроенная им почти за полвека, начинает давать сбои. И вот уже в оперном мире России обсуждают не очередное гениальное дирижирование нынешнего руководителя Большого и Мариинского театров, а то, насколько было оправдано появление Гергиева в Казани за день до премьеры нового спектакля, с двух репетиций ворвавшегося в проект, который готовил в качестве музыкального руководителя маэстро Андрей Аниханов.

В дополнение к этому ситуация обнажила и особенности кадровой политики театра им. Джалиля, а именно — отношение к солистам. Ведущий бас Мариинки Станислав Трофимов у себя в соцсетях написал, что за пару недель до начала Шаляпинского фестиваля с его агентом связывались из столицы РТ и звали спеть Ивана Сусанина. Т. е. в Казанской опере буквально до самой премьеры «Жизни за царя» искали солиста на главную партию, имеющего опыт работы с этой партитурой вместе с Гергиевым. И пусть у певца будет минимум репетиций и он едва сможет выучить все мизансцены… Хотя в самом ТГАТОиБ эту партию готовил Михаил Казаков, который в итоге и вытащил на себе оба премьерных спектакля.

Однако на этом обсуждение внутренней кухни театра не закончилось и даже вылилось в смелую дискуссию двоих его сотрудников. Но к этой теме мы еще вернемся.

Пожалуй, на Шаляпинском-2024 был только один артист, который здесь и сейчас делает блестящую международную карьеру — это баритон Владислав Сулимский. В Казань его смогли «выписать» на второстепенную роль Амонасро в «Аиде» Пожалуй, на Шаляпинском-2024 был только один артист, который здесь и сейчас делает блестящую международную карьеру, — это баритон Владислав Сулимский. В Казань его смогли «выписать» на второстепенную роль Амонасро в «Аиде» Фото: «БИЗНЕС Online»

2. Не «фестиваль голосов», а фестиваль одних и тех же голосов

Привычная режиссерская вторичность оперных спектаклей в театре им. Джалиля, прячущаяся за масштабные декорации и видеотехнологии, традиционно объясняется тем, что в Казани делают ставку на приглашенных вокалистов, а сам Шаляпин-фест — это «фестиваль голосов». И правда, история форума помнит появление здесь и Артура Эйзена, и Ирины Архиповой, и Марии Биешу, и Дмитрия Хворостовского. Вот только всех их уже нет в живых, а звезды подобного уровня сейчас в казанской афише отсутствуют.

Пожалуй, на Шаляпинском-2024 был только один артист, который здесь и сейчас делает блестящую международную карьеру, — это баритон Владислав Сулимский, в прошлом году он пел заглавную партию в «Макбете» на Зальцбургском фестивале. В Казань его смогли «выписать» на второстепенную роль Амонасро в «Аиде». Кстати, а среди женских голосов самым звездным можно назвать солистку Мариинки, уроженку Челнов и выпускницу Казанской консерватории Айгуль Хисматуллину, которая участвовала в прекрасном концерте камерной музыки в рамках параллельной программы фестиваля. Когда-то она не приглянулась на прослушиваниях директору Мухаметзянову, а в сезоне 2024/2025 споет Царицу ночи в Метрополитен-опере, оперном доме номер один в мире.

Интересно, что в этом году, по сути, в афише нет имен, которые бы были новыми для театра им. Джалиля. Зато по полной эксплуатируют «старичков». Тот же Казаков, еще один выпускник Казанской консерватории, ставший солистом Большого театра еще в 2001-м, пел 5 названий из 9 представленных на фестивале: Иван Сусанин в «Жизни за царя», Годунов в «Борисе Годунове», Рамфис в «Аиде», Гремин в «Евгении Онегине», Базилио в «Севильском цирюльнике». 58-летний тенор Ахмед Агади, поющий в Казани даже дольше, чем Владимир Путин управляет РФ, вышел в «Паяцах» и «Тоске». И т. д.

Наконец следующий момент. В целом ряде репертуарных спектаклей театра им. Джалиля, а их и показывают на Шаляпинском фестивале, довольно стабильный состав солистов. В «Борисе Годунове», «Паяцах», «Севильском цирюльнике» и др. он почти не меняется, будь то фестивальный показ или текущий. Но тогда не совсем понятно, почему в феврале цены на билеты взлетают почти в 2 раза, достигая 4–5 тыс. за место в партере. Очевидно, что здесь дирекция театра ставит на известный тезис «публика — дура».

Артур и Эльза Исламовы Артур и Эльза Исламовы Фото: «БИЗНЕС Online»

3. Первые лауреаты Шаляпинской премии — редактор им. Москвы и «морж» из Казани

Еще одно событие, которое чиновники от культуры преподносили как большое достижение, но на самом деле лишний раз обнажившее проблемы, которые есть в этой отрасли. На фестивале состоялось награждение первых лауреатов республиканской Шаляпинской премии для молодых (от 18 до 35 лет) артистов за достижения в области музыкального и вокального искусства. Лауреатами стали 35-летний Айдар Сулейманов и 34-летний Ирек Фаттахов. Однако их карьеры лишний раз показывают, как непросто бывает в Татарстане талантам академического вокала.

Сулейманов — известный в республике артист, когда-то он представлял республику на «Тюрквидении», регулярно участвует в фестивале «Yзгәреш җиле», пел на сцене оперного театра в мюзикле «Алтын Казан». Вот только сейчас он уехал в Москву, где является редактором музыкальных программ НТВ, пусть и участвуя в вокальных телепроектах, но, по сути, так и не став востребованным певцом со своей программой и регулярными гастролями.

Фаттахов — бас из труппы театра им. Джалиля. На старте Шаляпинского фестиваля он спел Русского воина в «Жизни за царя» и Коллена в концертной версии «Богемы». А по поводу награждения премией СМИ с гордостью написали, что артист еще споет Ротного в «Евгении Онегине» и Ризничего в «Тоске». Вот только все это, кроме Коллена (у этого второстепенного героя хотя бы есть крохотные сольные номера), абсолютно «моржовые» партии, состоящие из пары фраз. Не самый выигрышный репертуар для перспективного баса и действующего владельца престижной награды. Зато демонстрирующий отношение к собственным кадрам в театре им. Джалиля.

Только Гульнора Гатина за последние годы сумела по-настоящему растопить сердце директора Мухаметзянова. При этом Артур Исламов, скорее вопреки, чем благодаря, стал главным открытием фестиваля 2024-го. Эффектный баритон за последнее время сильно прибавил в мастерстве, продемонстрировав отменное владение вокальными стилями и регистрами, и тонкое чувство камерной музыки. За месяц он появился в казанской «Богеме» и в программе классического романса (оба вечера, к слову, стали лучшими событиями форума из увиденных корреспондентами «БИЗНЕС Online»). Очень хвалили солиста и за Сильвио в «Паяцах». А вот в «Севильском цирюльнике» предпочли казаха Эмиля Сакавова, хотя в партии Фигаро с его техникой и актерской харизмой Исламов великолепен, что уже доказал на премьере спектакля в прошлом году.

Одновременно некоторых жемчужин академической сцены в ТАГТОиБ и вовсе не замечают. Например, Эльзу Исламову обладательницу мощного сопрано и чуткого интерпретатора слова. На камерном вечере фестиваля она возвела в ранг оперных сцен «Детскую» Мусоргского, как мастер крупной формы раскрылась на прошлогодней премьере оперы Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар», но на минувшем фестивале оперных партий не получила. Выходит, при недостатке кадров в театре им. Джалиля готовая певица, лауреат престижных конкурсов в России и Китае фактически остается без театральной карьеры.

Надо ли говорить, что и татарских опер на Шаляпинском фестивале – 2024 не было.

Михаил Казаков (Сусанин) и Екатерина Сергеева (Ваня) в опере «Жизнь за царя» Михаил Казаков (Сусанин) и Екатерина Сергеева (Ваня) в опере «Жизнь за царя» Фото: республика21век.рф

4. Профанация вместо создания полноценной оперной труппы

Вопрос создания настоящей оперной труппы, способной решать серьезные художественные задачи, в Казани уже давно перезрел. Да, модель работы исключительно с приглашенными певцами была эффективна в силу комплекса причин в 1980–1990-е годы. Но и прошедший форум лишний раз доказал сомнительность этой системы в нынешних реалиях существования театра им. Джалиля. Сегодня для полноценной жизни ТАГТОиБ необходима новая модель, которая будет опираться на ресурсы собственной труппы. В идеале это должен быть постоянный штат разноплановых артистов, которые живут и работают в Казани. Только в этих условиях театр сможет поднять на достойный исполнительский уровень репертуарные спектакли и обеспечить качество будущих премьер.

Своя труппа даст артистам возможность полноценного вхождения в спектакль — погружения в режиссерскую концепцию, осмысления ее связей с музыкальной партитурой, инкрустации образов в конкретную сценографию, акцента персональных достоинств с помощью костюмов и света. Все это в разной мере страдало на спектаклях минувшего форума, где от пламенных характеров «Тоски» остались бледные тени, в нежно-юном антураже «Онегина» Татьяна и Ленский выглядели «пожившими бойцами», а тесные туалеты «Аиды», сидевшие на гастролерах впритык, утяжеляли их силуэты.

Также постоянный штат позволит решить технические проблемы исполнения, которые остро стояли на прошедшем фестивале. Неточности в интонации («Тоска»), звуковой дисбаланс в ансамблях («Аида»), отсутствие контакта с хором (московская «Богема»), «несинхрон» солистов и оркестра («Жизнь за царя») — все это следствие нехватки репетиций, которых в ТАГТОиБ с приглашенными артистами, как правило, одна-две.

Полноценная труппа поможет добиться от участников спектаклей стилистического единства в исполнении, наладить необходимую «химию» между солистами, которой на спектаклях Шаляпин-феста было не так много, а также создать более тесный контакт артистов с руководством театра, повысив продуктивность труда. Находясь внутри коллектива, проще понять его художественную политику, вектор развития и подстроить работу под конкретные задачи. Ну и конечно, даже средняя по размерам труппа дает подстраховку в виде равноценной замены солиста на случай непредвиденных обстоятельств — болезни или отъезда. Благо возможность создать оперную труппу в Казани сейчас есть: рассчитывать можно не только на молодых талантов, которых ежегодно поставляет Казанская консерватория и Институт культуры, но и на уже сформировавшихся певцов.

Возможно, что те же вопросы руководству театра им. Джалиля задают и учредители из министерства культуры РТ. Но в ответ в ТГАТОиБ занимаются откровенной профанацией. «1 марта 2024 года в состав оперной труппы Татарского академического государственного театра имени Мусы Джалиля вошли две новые солистки — Светлана Касьян и Екатерина Сергеева. Обе певицы знакомы казанской публике — ранее они неоднократно выступали в спектаклях театра как приглашенные артистки», — гласит новость на сайте Казанской оперы.

Так вот, по сути, это обман. Ничего в отношениях Светланы Касьян (ей мы посвятим отдельный пункт) и Екатерины Сергеевой с театром им. Джалиля не изменится. Сергеева остается в труппе Мариинского театра и так же продолжит приезжать в Казань, чтобы петь партии для меццо-сопрано в «Царской невесте», «Евгении Онегине», «Сююмбике», «Жизни за царя». Касьян тоже, очевидно, не будет появляться в столице РТ на длительный репетиционный период, только приезжать на спектакли 2–3 раза за сезон. Зато гонорары певиц, перешедших в штат, теперь не будут отражаться в отдельных контрактах на сайте госзакупок, ведь не секрет, что зарплаты оперной Казани вызывают у коллег из мира культуры зависть, а порой даже недоумение. Как тут не напомнить, что за несостоявшийся из-за потопа спектакль «Турандот» театр им. Джалиля тем не менее заплатил 1,2 млн рублей гонораров солистам и дирижеру.

Касьян называет свой голос уникальным и рассказывает, что ей рукоплещет весь мир. Хотя по большому счету в послужном списке певицы нет ни одного из топовых оперных театров мираФото: республика21век.рф

5. Дары Ватикана: Светлана Касьян — спорное приобретение Шаляпинского фестиваля и театра им. Джалиля

И в качестве вишенки на торте — вышеупомянутая новая солистка театра им. Джалиля Касьян. «БИЗНЕС Online» в своем тексте, предварявшем Шаляпинский фестиваль, справедливо заметил, что именно из нее будут делать первую звезду форума. Даже на нашу редакционную почту приходило предложение от агентов о том, чтобы сделать интервью. В итоге — сразу несколько развернутых материалов в казанских СМИ. А как же с пением?

С этим оказалось намного сложнее. Впрочем, Касьян оказалась дамой решительной и после статьи о ее провале в фестивальной «Аиде» в интервью давнему партнеру театра им. Джалиля «Вечерней Казани» обрушилась на «БИЗНЕС Online»: «В одном казанском издании гадость про мое исполнение партии Аиды написали, дескать, и голос мой не подходит, и не слышно меня… Верди в гробу, наверное, переворачивается! Критикам местного разлива не мешало бы почитать внимательно рукопись его партитуры, что и для какого голоса он написал… Я, конечно, знаю людей, которые кормятся тем, что профессионально „мочат“ артистов. Но тут случай какой-то уж совсем безнадежный, клинический. Если ты оканчивал консерваторию, то так писать стыдно!»

А еще Касьян называет свой голос уникальным и рассказывает, что ей рукоплещет весь мир. Хотя по большому счету в послужном списке певицы нет ни одного из топовых оперных театров мира. Максимум Римская опера или фестиваль Арена ди Верона, да и то несколько лет назад. Нынче ее западные ангажементы ограничиваются Белфастом, Бонном или Дюссельдорфом. А это примерно то же самое, как если бы немецкий певец рассказывал на родине, что покорил Россию, выступив в оперных театрах Петрозаводска и Йошкар-Олы.

Зато артистка много рассказывает о своем личном знакомстве с папой римским Франциском. Ее так и именуют — дама ордена Святого Сильвестра, сам понтифик ей вручил эту награду. Все дело в том, что муж артистки Леонид Севастьянов — глава всемирного союза староверов, входит в ближний круг Франциска. Правда, какое это имеет отношение к качеству пения Касьян — непонятно.

А еще новая солистка театра им. Джалиля успела публично подискутировать в соцсетях с виолончелистом местного оркестра, заслуженным артистом РТ Маратом Гильмутдиновым. Он сообщил, что Касьян на репетициях перед спектаклями «Аида» и «Тоска», где пела титульные партии, молчала. «Вы предлагаете два дня подряд петь Тоску в голос?.. Ни одна нормальная певица каждый день в голос Тоску петь не будет!» — парировала певица.

«Извините, но вы обе репетиции не издали ни звука, — продолжил Гильмутдинов. — Соответственно, на „Аиде“ (спектакле) у нас была полнейшая проблема коммуникации с вами и вашей невероятной свободой в темпоритме (т. е. Касьян постоянно не попадала в ритм — прим. ред.). Так профессионалы не работают».

Ну а дальше собеседники раскрыли тем, кому это было неизвестно, тонкости рабочего процесса в театре им. Джалиля. Касьян посетовала, что ей к тому же еще за день нужно было выучить по-режиссерски спектакль, который обычно «репетируют месяц, а то и два». «Как вы собираетесь у нас работать, если у нас всегда репетиции за день до спектакля? — ответил Гильмутдинов. — Не как по всему миру».