Павел Трапезников: «Рынок электронной коммерции открывает огромное пространство для работы» Павел Трапезников: «Рынок электронной коммерции открывает огромное пространство для работы» Фото: Сергей Елагин

«Поняли, что все давно продается в интернете»

— Павел, как возник проект Клик Маркет?

— Официальной датой старта стал январь 2024-го. Но до этого наша материнская компания April cash& carry, основанная в Казани, несколько лет занималась оптовыми поставками цветов по классической схеме. В какой-то момент поняли, что все уже давно продается в интернете. А рынок электронной коммерции открывает огромное пространство для работы. Первое мобильное приложение для закупки товара цветочными магазинами разработали под одну из наших оптовых баз. Тем самым хотели упростить закупку цветов для партнеров, чтобы они могли заказывать партии свежесрезанных цветов и комнатных растений в любое удобное время быстро и просто, в пару кликов.

Сейчас этот проект достаточно большой, мы работаем по всей России и даже в Республике Беларусь. Когда настроили процессы в опте, то решили, что можем одновременно предоставить цветочным магазинам и площадку для сбыта закупленных ими цветов — уже в виде композиций. Мы переложили опыт разработки оптового маркетплейса на сервис доставки букетов, выделили специалистов в самостоятельный отдел, который плавно перерос в структуру под брендом Клик Маркет.

«Когда настроили процессы в опте, то решили, что можем одновременно предоставить цветочным магазинам и площадку для сбыта закупленных ими цветов — уже в виде композиций» «Когда настроили процессы в опте, то решили, что можем одновременно предоставить цветочным магазинам и площадку для сбыта закупленных ими цветов — уже в виде композиций» Фото предоставлено ООО «Драйв»

— Вы намерены развивать Клик Маркет по модели нишевого маркетплейса или есть амбиции стать универсальными?

— На данный момент Клик Маркет — узконаправленный маркетплейс, специализирующийся на букетах и комнатных растениях. Но мы стараемся расширять ассортимент околоцветочной продукцией. Это воздушные шары, мягкие игрушки, съедобные букеты и в целом подарки.

Механика заказа простая. Вы открываете мобильное приложение или сайт, выбираете понравившийся букет и указываете место и время, куда нужно отвезти. В зависимости от адреса мы показываем ассортимент букетов, которые доступны к заказу. Также вы сразу видите стоимость доставки и сроки — ближайшая доставка, как правило, от полутора часа.

Бывают моменты, что покупатель хочет сделать сюрприз. В этом случае он может указать в адресе вариант «Уточнить у получателя». После чего администраторы Клик Маркета сами свяжутся с получателем и спросят, куда и когда удобно подвезти. При этом сохранят атмосферу интриги, то есть не скажут, что приедут именно цветы, и умолчат, кто отправил подарок.

Что касается гигантов, многие площадки стараются добавить возможность доставки букетов. Но цветы — это достаточно специфичный товар. Чтобы его продавать, нужно понимать весь путь цветка, от среза до вручения конечному получателю. Не все могут похвастаться таким опытом. Мы не конкурируем с универсальными маркетплейсами по охвату. Зато можем предложить то, чего нет у больших игроков: глубокую экспертизу в категории, высокую прибыльность и аудиторию, мотивированную на покупку.

«Клик Маркет отличается выбором товара» «Клик Маркет отличается выбором товара» Фото предоставлено ООО «Драйв»

Скидки к 8 Марта на первый заказ

— Сколько селлеров зарегистрировано на Клик Маркете?

— Мы охватываем более 6 тысяч магазинов в системе Клика, личный кабинет доступен и для использования на персональном компьютере, а также в мобильном приложении.

В нашем случае магазины получают действительно почти все. Во-первых, это сервис закупки цветов с доставкой от базы до магазина. Второе — место сбыта с огромным охватом. У магазинов есть свой личный кабинет с гибкими настройками. Селлер в любой момент может «включить» или «выключить» тот или иной букет, добавить новый товар, расширить географию доставки и т. д. У нас нет ПВЗ, так как каждый магазин сам доставляет свои заказы, своими курьерами и сам решает, какая логистика оптимальна. Добавлю, что вход на площадку — бесплатный.

«В нашем случае магазины получают действительно почти все»

— В чем отличие вашего маркетплейса от цветочного интернет-магазина?

— Прежде всего Клик Маркет отличается выбором товара. Если говорить об интернет-магазинах, то клиент там ограничен поиском товара, потому что он покупает у конкретного магазина. В нашем случае пользователь пришел на гигантский «рынок» и смотрит предложения всех продавцов. Это, безусловно, сдерживающий фактор роста цены, потому что магазины стараются соблюдать конкуренцию. Кроме того, есть наша модерация, которая также следит, чтобы участники не задирали цены.

Есть также техническая поддержка — мы на связи с покупателями и селлерами. Цветы достаточно сложный товар, споры здесь возникают чаще, нежели в других категориях товаров. Причем претензии бывают с обеих сторон. Покупатель может сказать, что цветы поникли буквально на следующий день — может, везли с нарушением температурного режима, заморозили или изначально срез был с браком. Но и продавцы страдают от злоупотреблений, когда клиент под видом защиты своих прав пытается получить дополнительную выгоду. Например, заказывают роскошный букет из 100 роз, фотографируются для соцсетей, а потом пытаются вернуть под предлогом некачественного товара. Клик Маркет выступает арбитром в разрешении споров между магазинами и клиентами, мы заинтересованы сохранить лояльность обеих сторон

«В праздники нагрузка увеличивается в десятки, а то и в сотни раз» «В праздники нагрузка увеличивается в десятки, а то и в сотни раз» Фото: Сергей Елагин

— Как справляетесь с моментами пиковых запросов — мы сообщали, что в День святого Валентина казанцы столкнулись со сложностями в получении букетов?

— Да, в праздники нагрузка увеличивается в десятки, а то и в сотни раз. Застраховаться от этого можно подготовительными работами — это технические особенности, подготовка серверной части к высоким нагрузкам. В такие дни у нас всегда есть дежурная команда разработки, которая смотрит за стабильной работой сервиса. Что касается 14 Февраля, мы провели его достаточно стабильно. И стали спасительным «запасным аэродромом» для покупателей, которые не смогли сделать заказы в других маркетплейсах — обслуживали до 1,2 тысячи запросов в секунду! Это показывает, что стабильность сервиса очень важная часть, в нужный момент именно она выходит на первый план. Благодаря нашей команде разработчиков мы смогли принять дополнительный трафик.

Фото предоставлено ООО «Драйв»

— Как еще поддерживаете лояльность клиентов, кроме надежности сервиса?

— Тропинка к клиентам уже протоптана — это контекстная реклама, социальные сети, наружная реклама, работа с лидерами мнений. Но мы также стараемся искать новые пути к клиентам, активно используем промокоды. Это хорошо работает, всем приятно получать скидки.

Естественно, это ассортимент — у нас можно заказать и горшок с редким комнатным растением, а выбор комнатных растений у нас на площадке один из самых больших, и изысканную авторскую композицию, и недорогой букет. На 8 Марта мы подготовили большую подборку для клиентов. В нее включены все традиционные букеты на праздник — это тюльпаны, ирисы, мимоза. Они выделены в отдельную категорию, чтобы сразу отфильтровать актуальные на праздник предложения. Там вы найдете композиции на любой вкус, объем заказов и бюджет. А чтобы ваши читатели смогли сделать шаг к заказу букета через интернет именно через Клик Маркет, мы по промокоду «БО24» подарим скидку 500 рублей на первый заказ от 2,5 тысячи рублей.

Срок проведения акции — с 1.03.2024 по 31.03.2024. Промокод действителен на первый заказ от 2500 рублей без учета доставки.

Ссылка для скачивания приложения onelink.to/nwttzk