1. Первый зал экспозиции лишь введение в тему, в нем экспонатов нет. Выставка объединяет предметы хранилища Эрмитажа разного художественного уровня, но все они посвящены одной теме — «Обман в искусстве». Из окон Эрмитажа появляются персонажи, в основном XVIII века, который был периодом расцвета «обманок». В центре — «обманка», знакомая всем с детства, — нарисованный объемный очаг в каморке папы Карло, который Буратино принимает за настоящий огонь.

  2. На противоположной стене посетителей встречал главный символ «обманок» в искусстве — муха. На разных экспонатах у нее своя функция: где-то художник ставил мушку, чтобы закрыть проявившееся пятно на фарфоре, где-то как раз с целью игры со зрителем — убедить его в правдоподобности изображения. На отдельных картинах эти фирменные мухи настолько натуральны, что иногда рука невольно тянется смахнуть их с холста.

  3. В петербургском музее одноименная выставка проводилась в 2018 году, однако казанская экспозиция ее не дублирует: при сохранении основных, самых ярких экспонатов охват ее сузился, в казанский Эрмитаж организаторы решили не привозить античные, египетские и восточные экспонаты, а ограничились лишь Россией и Европой. Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский видит в этом свой смысл. «Эрмитаж имеет свои особенности, казанский Эрмитаж — свои: в частности, это как раз игра с виртуальной реальностью, с инклюзией, вот эти объемные тактильные фигуры, которые здесь становятся все лучше и лучше <…> Трудно представить себе более увлекательную выставку, где можно ходить, рассматривать, сравнивать, где все закручено в интригу. Это прекрасный способ рассказать о европейской и российской культуре», — рассказывал он в преддверии торжественного открытия выставки.

  4. Каждый зал экспозиции посвящен определенному типу «обманок» в искусстве. Так, первый зал демонстрирует живопись с эффектами «обманок», а также произведения прикладного искусства, которые имитируют картины. На снимке — «Портрет девочки» России XVIII века, который демонстрирует популярный в XVII–XVIII столетиях прием имитации объемной рамы.

  5. Одна из картин первого зала относится к первой половине XVI века — «Череп в нише» Бартоломеуса Брейна – старшего. Возникает иллюзия глубины пространства и связи двух пространств. В основном «обманки» в живописи — это именно иллюзорное пространство, иллюзорное искусство, иллюзорный объем, чаще всего созданные для развлечения и показа виртуозного мастерства художника, однако этот экспонат — обратный пример, иллюзорность картины не отменяет суть подобных произведений с нравоучительными надписями или табличками — напомнить о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

  6. Цель «растворить» границу между иллюзорным и реальным преследуют и эти «обманки» XVIII века: лишь в сравнении и вблизи можно определить, что является барельефом, а что — масляной картиной.

  7. Многие экспонаты оснащены тактильными уголками для слабовидящих.

  8. Второй зал посвящен классическому типу «обманок» зрения — «тромплей» (trompe-l’œil). На фотографии видна картина русского художника-любителя Григория Теплова, которая при этом является образцовой в своем роде: обилие предметов, закрепленных на деревянной стене, создает эффект трехмерности. Однако данный экспонат интересен не только этим: если вглядеться в центр картины, то можно разглядеть очень знакомый портретный силуэт… Рядом — одна из интерактивных зон, где посетители могут самостоятельно видоизменять композицию картины.

  9. В успехе экспозиции среди казанцев не сомневается директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин (слева на фото с Ильнуром Рахимовым, директором музея-заповедника «Казанский Кремль»): «Я думаю, что она будет посещаемой и любимой публикой, потому что выставка сочетает в себе и академический подход, и, с другой стороны, имеет забавные аспекты, которые привлекают, разумеется, более широкую, чем профессиональную, традиционную музейную аудиторию <…> Действительно, в нашей жизни иллюзия, обман или самообман — это распространенное явление. Можно подумать вообще о реальности мира, который мы видим. Правильно ли мы его воспринимаем, не надо ли вглядеться повнимательнее? И может оказаться, что то, что нам кажется колбаской на тарелке, просто нарисовано на ней. Поэтому вилкой не надо тыкать, не искушать себя этим иллюзорным».

  10. Одна из визитных карточек экспозиции — вырезанная из дерева фигура дамы с веером. Такие «обманки» часто ставились в темных углах комнат или на аллеях парков, и их благодаря специфическому освещению принимали за живых людей.

  11. Помимо тактильных станций, выставка оснащена и ароматическими уголками — заранее были подобраны экспонаты, которые могли бы рождать и обонятельную ассоциацию.

  12. Две веточки Фаберже, но здесь впечатляют не столько сами цветы и ягоды, сколько хрустальные вазы и хрустальная вода, которую даже работники музея при монтаже порой боятся расплескать.

  13. Главное занятие посетителей, конечно, разгадывание загадок экспонатов. Кураторы советуют попытаться самостоятельно разглядеть секрет каждого предмета, а затем уже проверить себя, прочитав подробное описание к нему.

  14. Так, окинув взглядом, например, данное нагрудное украшение начала XX века, сложно предположить, для кого оно было предназначено, ведь сделано оно из семян огурца.

  15. Еще один зал, к которому относится данная работа неизвестного художника, кураторы назвали залом-трансформером. Сейчас в нем представлены имитации карт, рисунков, писем и книг, выбивающихся из плоскости картины, но в июне он переживет перемену. «Не верьте глазам своим! Данный раздел „Имитация гравюры в вышивке“ вы увидите после ротации выставки 25.06.2024», — можно увидеть на табличке, свисающей посреди зала. «Мы сейчас показываем гравюры, а потом покажем другие предметы, которые имитируют гравюры. И когда вы первый раз зайдете в этот зал после ротации, вам покажется, что одни гравюры сменились на другие. Но только здесь не будет ни одной гравюры. Здесь появятся только их имитации», — рассказала куратор выставки Наталья Бахарева.

  16. А вот и полюбившиеся посетителям мухи на стаканах конца XVIII – начала XIX века.

  17. Джамиль Федотов — один из тех, кто приложил руку к оформлению выставки: «Хотелось в работе передать дух этих „обманок“, тоже поиграть. Я занимался визуальной частью, графическим дизайном, в основном афишами, пригласительными. И хотелось в самой афише тоже передать вот этот самый дух „обманок“, чтобы человек, который идет на выставку, уже на первичном уровне был заинтересован». Лично для себя он отметил экспонаты — сервизы, имитирующие фрукты и овощи.

  18. В завершающей части экспозиции расположились современные фарфоровые «обманки». «Такая „обманка“ доходит почти до грани, которая отделяет буквальное воспроизведение и произведение искусства. Но все-таки это показ виртуозного мастерства художника. Это не слепок. Бутафория — это слепок, да, а здесь совсем другая цель», — рассуждала в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» второй куратор выставки Ирина Багдасарова.

  19. «Обман. Не можем мы без этого», — шутит казанский художник Виктор Тимофеев (слева). В экспозиции он также проводит параллели с театром: «И это театр, мы сейчас поздравили Артамонова с Леухиным (дизайнеры выставкиприм. ред.) с премьерой. Похоже на театр». «Разница лишь в том, что в театре свет, актеры, зрители, сцена далеко и другие ощущения вызывает реквизит, — поддерживает эту мысль театральный художник Сергей Скоморохов.Я вам тайну открою. Настоящая вещь на сцене смотрится очень плохо. Там должна быть обязательно бутафория. Настоящие только артисты. А здесь все наоборот, потому что потрогать можно».

  20. Дни Эрмитажа в Казани проходят до 24 февраля, в это время зрители смогут посетить кураторские экскурсии и лекторий. Сама экспозиция в центре «Эрмитаж-Казань» будет работать до 29 сентября.