Аркадий Злочевский: «От прекращения зерновой сделки никто не пострадал, а выигравшие есть» Аркадий Злочевский: «От прекращения зерновой сделки никто не пострадал, а выигравшие есть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Главные бенефициары зерновой сделки — Турция и Китай»

Президент российского зернового союза Аркадий Злочевский на пресс-конференции, посвященной ситуации на мировом и российском рынках зерна, назвал последствия от приостановки летом прошлого года зерновой сделки: сейчас на мировом рынке цена за пшеницу 4-го класса — $220 за тонну, а когда сделка только прекращалась, цены стояли на уровне $270–280, так что «за это время цены снизились серьезно и потребители на мировом рынке только выиграли».

«От прекращения зерновой сделки никто не пострадал, а выигравшие есть, — замечает Злочевский. — Главным бенефициаром зерновой сделки стала Турция, она купила в рамках сделки 9 миллионов тонн зерна, из них 3 миллиона тонн — на Украине и 6 миллионов тонн — у нас (в России прим. ред.) по сниженным ценам», — сообщил Злочевский.

Вторым бенефициаром зерновой сделки стал Китай, который купил 6 млн т зерна, причем весь объем — у Украины. Он конкретизировал, почему Поднебесная не покупает ни килограмма российской пшеницы: зерно не проходит по строгим фитосанитарным требованиям КНР. При этом китайцы продолжают закупать пшеницу у Казахстана и Украины, чье зерно по фитосанитарным характеристикам «ничуть не лучше», чем российское, тем не менее наше зерно почему-то не проходит.

Недавно Китай разрешил поставки кукурузы и риса, «но это же не основные наши культуры, а вот пшеницу пока КНР не пускает, а это главный ресурс, который мы могли бы предоставить Китаю», — возмущался Злочевский. Рынок КНР для РФ остается очень перспективным, но «надо договариваться», чтобы страна открыла для нас свой рынок. «Китай наращивает закупки зерна, но не у нас! Надо договариваться с правительством, без решения партии и правительства КНР ничего не будет», — уверен он.

Напомним, что за время действия зерновой сделки российские производители зерна потеряли $1,2 млрд — из-за того что вынуждены были продавать зерно с дисконтом до $80 за тонну. Сегодня дисконт на российскую пшеницу сохраняется, но он составляет $10–20 за тонну, так что российские аграрии также в выигрыше. «Прекращение сделки принесло только плюсы», — резюмировал докладчик.

Поднебесная не покупает ни килограмма российской пшеницы: зерно не проходит по строгим фитосанитарным требованиям Китая Поднебесная не покупает ни килограмма российской пшеницы: зерно не проходит по строгим фитосанитарным требованиям Китая Фото: Wang Jianwei/XinHua / www.globallookpress.com

На элеваторах — рекордные запасы зерна, выход — в экспорте

Сбор зерна в РФ в чистом весе в 2023 году составил 142,6 млн т (147 млн т — с учетом новых территорий), в том числе пшеницы было собрано 92,8 млн тонн. Это второй по объему рекордный урожай зерна в РФ — после максимального 2022 года. Говорить об урожае 2024-го пока рано, уверен Злочевский, очень многое будет зависеть от погодных условий, но «аналитики ориентируются на диапазон 135–145 миллионов тонн — если не будет каких-то природных катаклизмов».

В России между тем остаются «рекордные переходящие запасы зерна», на 1 января 2024 года на элеваторах хранилось 39 млн т зерна, что на 1,4 млн т больше, чем на 1 января 2023-го. Это давит на внутреннюю цену зерна в стране. Чтобы оживить рынок, как считает Злочевский, нужно увеличивать экспорт, для чего необходимо повысить квоты.

Экспорт зерна из РФ с июля 2023 года по июнь 2024-го составит 65 млн т, но этого недостаточно, полагает спикер, «по-хорошему вывозить надо не менее 70 миллионов тонн», чтобы запасы зерна в стране сократились. Именно поэтому минсельхоз РФ уже рассматривает дополнительную квоту в 4 млн тонн. Злочевский уверен, что логистические мощности в РФ вполне способны отгрузить такие объемы зерна — при наличии спроса.

«В этом году мы активно расширяем географию поставок зерна», — сообщил эксперт. Россия наращивает поставки пшеницы в Латинскую Америку — даже Бразилия и Мексика начали активно покупать нашу пшеницу, хотя ранее делали это куда менее энергично.

Главные потребители российского зерна по-прежнему Египет и Турция. Остальные лидеры в зависимости от года сменяют друг друг: если ранее крупные объемы «хлеба» закупал Иран, то в нынешнем сезоне неожиданно в топ-5 ворвалась Бангладеш, а в предыдущие годы «выстреливали» Саудовская Аравия и т. д.

Экспорт зерна из РФ с июля 2023 по июнь 2024-го составит 65 млн тонн, но этого недостаточно, полагает спикер Экспорт зерна из РФ с июля 2023 года по июнь 2024-го составит 65 млн т, но этого недостаточно, полагает спикер Фото: Wang Jianwei/XinHua / www.globallookpress.com

Кроме того, Россия куда активнее начала осваивать африканский рынок: если ранее РФ поставляла зерно в основном в северные страны, то в прошлом году были налажены каналы поставок и на запад Африканского континента. «Ранее эти рынки принадлежали нашим конкурентам, мы их активно осваиваем», — отметил Аркадий Леонидович.

К слову сказать, бесплатные поставки зерна в Африку также продолжаются — уже поставлено порядка 200 тыс. т, а общий объем, который планируется поставить, — около 0,5 млн тонн. «Все, что заявляли наши руководители, выполняется», — сообщил Злочевский.

В перспективе РФ надо смотреть на страны Юго-Восточной Азии, но «нужно приспособиться к особенностям поставок»: в этих государствах нет накопительных хабов для хранения зерна, поэтому они требуют стабильность по качеству и ритмичность поставок. «Было бы неплохо эту инфраструктуру нам организовать там, тогда мы проходим на премиальный рынок, а там цены повыше», — рассуждает Злочевский.

Главные потребители российского зерна по-прежнему — это Египет и Турция Главные потребители российского зерна по-прежнему Египет и Турция Фото: Ahmed Gomaa/XinHua / www.globallookpress.com

Мировые цены на данный момент не имеют перспектив роста

Для реализации залежавшегося в РФ зерна важна и конъюнктура цен. «Мы же последний тендер в Египте проиграли, хотя заявок было подано очень много, в том числе и от Российской Федерации, но ни одна российская компания не выиграла, победило украинское и румынское зерно, и это тоже звоночек — цены-то мировые снижаются!» — акцентировал спикер.

Увы, мировые цены на данный момент не имеют перспектив роста. «После очень высоких цен, которые мы своими же действиями спровоцировали в 2022 году, мир подстроился, добавились посевные площади и инвестиции по пшенице, и это нам бумерангом возвращается снижением цен», — заключает президент российского зернового союза.

Сегодня цена на нашу пшеницу составляет $128 за тонну — это самая низкая закупочная цена из всех стран-конкурентов, что является прямой демотивацией для производителей.

Но при этом внутрироссийскую ценовую ситуацию, как он считает, вполне легко исправить — для этого «достаточно всего лишь отказаться от пресловутых пошлин». Но рассчитывать на это особо не приходится, поскольку сборы от пошлин формируют половину от «беспрецедентных мер поддержки» аграриев, которую минсельхоз РФ обещает сохранить и в 2024 году (500 млрд рублей).

Пошлины, отбираемые у зерновиков, возвращаются животноводам, мукомолам, масложировикам, но это же делает невозможным для чиновников отказаться от этих пошлин, мол, где в этом случае искать источники бюджета?

«Но мы же понимаем, что это тришкин кафтан — тут потянул, а там порвалось, идет перераспределение, но деньги возвращаются не в те карманы, из которых они изъяты», а это плохо, т. к. подрывает производственную базу.

Сегодня цена на нашу пшеницу составляет $128 за тонну — это самая низкая закупочная цена из всех стран-конкурентов, что является прямой демотивацией для производителей Сегодня цена на нашу пшеницу составляет $128 за тонну — это самая низкая закупочная цена из всех стран-конкурентов, что является прямой демотивацией для производителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вся Ростовская область заполонена подсолнечником с новых территорий, что продавливает цены»

Зерно, полученное в новых регионах России, пока не учитывается в общих объемах, но оно уже начинает давить на внутренний российский рынок. «И если пшеница во многом „утекла“ по старым украинским каналам сбыта, то по масличным мы ощутили это давление в полной мере — вся Ростовская область заполонена подсолнечником с новых территорий, что продавливает цены на перерабатывающих предприятиях еще ниже», — сообщает глава зернового союза РФ.

Пока ценообразование зерна с новых территорий «осуществляется по другим правилам» — с учетом высокого уровня риска для его вывоза цены на тот же подсолнечник там «беспрецедентно низкие». В результате временами цены на подсолнечник в РФ падали до 20–21 тыс. рублей за тонну, что «практически себестоимость производства», но этих объемов было не так много, сейчас цена реанимировалась до 28–30 тыс. за тонну. Такой период придется пережить, пока этот рынок не интегрируется в общероссийский, заключает спикер.

Говоря о ценах на зерновые внутри РФ, Злочевский отметил, что если в южных регионах РФ пшеница 4-го класса стоит 13 тыс. рублей за тонну, то в Поволжье — 10 тыс., а «это уже себестоимость». С учетом инфляции и высоких ставок привлечения кредитных ресурсов ситуация осложняется еще больше. «Картина плохая в Поволжье, на Урале, в Сибири тоже ценовые провалы возникают, как и в Центральном Черноземье. А вот хронически страдают Поволжье и Урал», — сетует он.

В стоимостном выражении объем производства зерновых с 2019 года вырос на 56%, а издержки за это же время увеличились на 62%, «это прямой показатель, что мы в минусе, в убытках».

Из новых проблем, на которые указывает Злочевский, — введение квот на ввоз в Россию семян из недружественных стран. «Квоты распределили, но не так, как изначально доваривались», их получили «компании, которых никто не знает». «Компании, которые являются производителями и поставщиками семян, в шоке, так как „мы же договаривались: получим квоты и займемся локализацией на территории РФ, а тут нас бортанули“», — разъясняет их позицию президент зернового союза РФ.

Это ставит вопрос по снабжению семенами российских сельхозпроизводителей, что, в свою очередь, будет влиять на цену продукции, «хотелось больше плановости и предсказуемости», заключает спикер.