В роли главного способа поиска партнера укрепляются дейтинг-сервисы. Ими в России пользуются 10–11 млн человек В роли главного способа поиска партнера укрепляются дейтинг-сервисы. Ими в России пользуются 10–11 млн человек Фото: ru.freepik.com

Миллионы россиян ищут пару онлайн

Одной из главных сквозных тем этой недели в Татарстане стала демография, точнее, ее довольно печальное состояние в республике. Накануне недружественного Дня всех влюбленных кабмин РТ решает провести брифинг, посвященный Году семьи, где выясняется, что президент Татарстана Рустам Минниханов поручил «тщательно» разобраться, почему в республике разводятся, и вообще объявляют, что неженатые мужчины меньше живут. Вице-премьер Роман Шайхутдинов на отчетном совете Верхнеуслонского района пеняет сильному полу за падение браков почти на треть. Наконец, Daily Mail выкладывает подробности love story Тома Круза и Эльсины Хайровой, что, впрочем, вряд ли позитивным образом скажется на местной демографической ситуации. Так или иначе, проблема острая по всей стране (по оценкам SuperJob, в России за последние 10–15 лет убыл 1 млн человек с рынка труда), а как ее решать — до конца неизвестно.

В роли главного способа поиска партнера укрепляются дейтинг-сервисы. Ими в России пользуются 10–11 млн человек: примерно каждый 8-й житель трудоспособного возраста. Если верить исследованию аналитического центра «НАФИ», на сайтах и приложениях знакомств регистрировались 69% молодых россиян (от 18 до 35 лет). А 14 февраля трафик приложений и сайтов знакомств взлетает, по подсчетам Yota, в 1,5 раза. Для кого-то такой формат экономит драгоценное время на поиски партнера (для самых разных целей), для кого-то создает иллюзию бесконечного выбора пары. Причем сегодня технологии подстраивают алгоритмы подбора под самые разные запросы: и для долгосрочных отношений, и для необременительных встреч, а есть даже сервисы, которые предлагают найти партнера при помощи психологических тестов и эзотерической совместимости.

Востребованность таких сервисов иллюстрируют объемы рынка. По данным исследования компании Statista, которое публикует «КоммерсантЪ», в 2023-м прибыль дейтинг-индустрии в РФ составила примерно $43 млн — на $5 млн больше, чем годом ранее. Но как устроен этот рынок?

По данным исследования компании Statista, в 2023-м прибыль дейтинг-индустрии в РФ составила примерно $43 млн — на $5 млн больше, чем годом ранее По данным исследования компании Statista, в 2023-м прибыль дейтинг-индустрии в РФ составила примерно $43 млн — на $5 млн больше, чем годом ранее Фото: ru.freepik.com

Дейтинг на продажу

До СВО на дейтинг-поляне России безоговорочно доминировали Tinder (входит в американский холдинг Match Group) и Badoo (созданный российским предпринимателем с армянскими корнями Андреем Андреевым, но зарегистрированный в Лондоне). Они вместе занимали более половины рынка, так что их уход из РФ, хоть и привел в моменте к проседанию рынка в деньгах почти втрое, но освободил пространство для маневра новым компаниям. И началось великое брожение пользователей, которые начали пробовать все подряд в поисках удобного импортозаменителя. Причем переделы пирога продолжаются до сих пор.

Tinder (до отключения): три тарифа — Plus, Gold и Platinum. В каждом — разный функционал: от увеличенного лимита на свайпы до функции просмотра симпатии инкогнито. Tinder Plus — 700 рублей, Gold — 2 тыс. рублей, Platinum — 2,8 тыс. рублей в месяц.

Badoo (до отключения): основные опции в приложении бесплатные. Стоимость платной подписки (VIP-статуса), позволяющей продвигать анкету, — около 600 рублей в месяц.

Mamba: основные опции в приложении бесплатные. Платная подписка стоит от 599 рублей в неделю. С ее помощью можно сохранять анонимность при входе и отключить рекламу, сделать профиль более заметным.

«VK Знакомства»: большинство функций бесплатные. Стоимость премиум-подписки на «VK Знакомства» на месяц составляет 599 рублей, три месяца — 999 рублей, полгода — 1 490 рублей. Позволяет видеть лайкнувших пользователя, возвращаться к пропущенным анкетам и ставить пять суперлайков в день вместо одного.

Loveplanet.ru: бесплатное общение сильно ограничено. Платная подписка на месяц — 1 тыс. рублей, три месяца — 1,5 тыс. рублей.

Twinby: базовые функции бесплатные, платная подписка на три месяца — 899 рублей. Дает доступ к различным функциям, в том числе встроенным играм.

«ДругВокруг»: премиум-подписки нет, но необходимо платить за дополнительные возможности (например, подарки пользователям).

Teamo: базовые функции бесплатные, подписка на год — 1,8 тыс. рублей. Как отмечают пользователи, сидеть в приложении без подписки практически невозможно.

Отечественные гиганты в этот момент максимально вложились в рекламу, заполонили все информационное пространство и в итоге не только перетянули трафик Tinder и Badoo, но и отъели долю своих конкурентов из РФ. Основные сливки трафика сняли уже известные широкой публике Mamba и «VK Знакомства», последние прошлым летом очень удачно превратились из внутреннего сервиса VK в самостоятельное приложение. В результате, как подсчитали в МТС, по итогам 2023 года месячная аудитория сервисов для знакомств выросла на 6–10% (если верить статистике Tele2, на 18% по итогам 2023-го относительно января 2022-го).

До СВО на дейтинг-поляне России безоговорочно доминировали Tinder и Badoo До СВО на дейтинг-поляне России безоговорочно доминировали Tinder и Badoo Фото: Fabian Sommer/dpa / www.globallookpress.com

Алгоритмы гигантов читают переписки и следят, кто кого лайкает

Успешнее всего из этой турбулентности выныривает старенькая Mamba, основанная еще в 2003 году. По оценкам гендиректора компании Андрея Бронецкого, рост месячной выручки после ухода Tinder составил 100%. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе организации, суточная посещаемость в начале года составила порядка 1,3 млн пользователей, ежемесячно на сервисе регистрируются около миллиона человек (цифра колеблется в зависимости от месяца).

«Процесс перетока аудитории будет продолжаться как минимум года полтора, поэтому на ближайший год мы перераспределили маркетинговые бюджеты в пользу России, Беларуси и Казахстана», — отметили в компании, объясняя популярность узнаваемостью, большой базой анкет (если проводить параллель с ночными клубами, то их «клуб» самый большой, популярный и оживленный), функционалом и безопасностью, а также новыми технологиями. Искусственный интеллект фактически помогает людям знакомиться. Он учитывает, как ведет себя пользователь, кого лайкает, кого добавляет в бан, следит за тем, как у него настроен поиск, что написано в его профиле, как заполнены поля и т. д.

«Отдельная работа — это купирование деятельности мошенников. Благодаря постоянному улучшению алгоритмов мы им практически не оставляем шансов, маргинальные анкеты „живут“ максимум 20 минут, а то и меньше. Но никаких подробностей здесь раскрывать не можем, так как они могут быть использованы во вред», — резюмировали в компании.

50% сервиса составляют миллениалы: мужчины 30–35 лет, женщины 27–32 лет, которые живут в городах-миллионниках России. У них высшее или неоконченное высшее образование, стабильный средний доход или высокий доход, они пользуются только приложением, причем мужчины чаще всего на Android, а женщины — на iOS.

Чаще всего они живут в пригороде или спальных районах, трудятся менеджерами в компаниях в центре города, мужчины добираются на работу на автомобиле, а женщины — на общественном транспорте (это видно по передвижению анкет)

В большинстве случаев они не были женаты и ищут пару для длительных отношений по интересам, главное в паре для них — совпадение по менталитету и взглядам, стилю жизни, привычкам и интересам.

Топ интересов для мужчин: спорт, домашняя еда, путешествия на автомобиле, сериалы, позитивное общение, саморазвитие, отдых на природе, политика, собаки, честность.

Топ интересов для женщин: саморазвитие, йога, позитивное общение, сериалы, море, животные, спорт, косметология, шопинг, иностранные языки.

Еще один гигант дейтинг-рынка — «VK Знакомства» — за два прошедших года сумел привлечь на свою площадку 26 млн пользователей. «Средняя месячная аудитория „VK Знакомств“ в третьем квартале 2023-го достигла 2,9 миллиона пользователей, что на 51% больше по сравнению с третьим кварталом 2022-го», — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе соцсети «ВКонтакте».

Данный сервис сделал упор на развитие внутренних алгоритмов: поиск ботов, блокировка обманных схем, новые решения для борьбы со спамом. «Специальная нейросеть автоматически отправляет фото откровенного характера на модерацию еще на этапе заполнения анкеты, а также диалоги, где часто встречаются подозрительные сообщения. Кроме того, сами пользователи могут оставить жалобы на подозрительные анкеты. В декабре 2023-го сервис запустил новую технологию защиты пользователей: алгоритм распознает подозрительные сообщения в ходе переписки людей и мягко напоминает о безопасной зоне общения в виде автоматического предупреждения», — добавили представители «ВКонтакте».

VK удалость привлечь внимание молодежи к сервису и благодаря его связке с уже распиаренным VK Fest VK удалось привлечь внимание молодежи к сервису и благодаря его связке с уже распиаренным VK Fest Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

В лидерстве этих двух сервисов нет ничего удивительного: и у Mamba (31,19% которой принадлежит Mail.Ru Group), и у VK есть все возможности, чтобы заполучить аудиторию: деньги на рекламу, на специалистов по арбитражу трафика, анонс приложений в рамках крупнейших форумов. А что делать более маленьким и менее известным платформам, которых, кстати, с каждым годом становится все больше и больше? Ответ дают сами создатели подобных ресурсов: работать на свою целевую аудиторию, искать собственных спонсоров и не пытаться угнаться за гигантами. По крайней мере пока.

Дейтинг made in Tatarstan

В многообразии видов и форм дейтинг-сервисов выделяются сервисы «татарских» и «исламских» знакомств, некоторые из которых были сделаны и в Татарстане. Впрочем, не только они: стартапы из Иннополиса, к примеру, экспериментируют с технологической начинкой приложений, не ограничивая пользователей по религиозно-национальным признакам. Другой вопрос — могут ли они претендовать на сколь-либо значимую долю рынка. Корреспонденты пообщались с создателями и лично протестировали несколько любопытных сервисов. Для чистоты эксперимента профиль заполнялся под псевдонимом. По легенде, девушка (вряд ли мужчинам будут очень активно писать) ищет спутника для серьезных отношений.

Tatarlove.ru: татары в поисках татар

Официальное позиционирование. Сайт уверяет, что является потомком легендарного портала Tatarland.ru — первой татарской соцсети, запущенной еще в 2002 году. Справка гласит, что благодаря порталу «образовалось много новых татарских семей, а многие уже обзавелись потомством».

Разработчики о проекте. Как рассказала «БИЗНЕС Онлайн» администратор сайта Tatarlove.ru Алсу Валеева, проект изначально задумывался не как обычный дейтинг-сервис, а как ресурс с узконациональным направлением и широкой географией. Первое место по посещаемости татарстанцы делят с москвичами.

«Сложно познакомиться с представителями своей национальности людям, которые проживают в крупном многонациональном городе, — отметила Валеева. — К нам на сайт приходят татары в поисках татар, хотя ресурс открыт для всех. Сами мы татары, но не из РТ, поэтому понимаем ценность и значимость знакомств с людьми своей национальности. На наш сайт приходят письма от пользователей с благодарностью, что мы помогли им создать семьи. Некоторые пишут спустя много лет, когда уже появились дети. Я и сама нашла свою судьбу здесь. Нашей семье в 2023 году исполнилось 10 лет, оловянная свадьба, двое детей. И таких примеров много», — резюмировала Валеева, подчеркнув, что приход или уход с рынка альтернативных сервисов существенного влияния на tatarlove.ru не оказывает.

Контрольное тестирование. Регистрация в Tatarlove.ru максимально простая. А вот над анкетой придется повозиться. В том числе указать цель знакомства (среди вариантов — секс на 1–2 раза, регулярный секс, фиктивный брак и даже совместная аренда жилья). Далее предлагается указать национальность, вероисповедание, уровень владения татарским языком, семейный статус, наличие детей, материальное положение, наличие жилплощади, дачи, личного транспорта и сексуального опыта. Идентифицировать себя как жаворонка или сову, оценить готовность к переезду в другой город/регион и подробно расписать, что такое счастье, важна ли романтика в отношениях, что не смогли бы никогда простить, кто является любимым литературным персонажем и ценный совет, который получали в жизни…

Интерфейс ностальгический и визуально, и содержательно. Например, можно посмотреть самые популярные или самые красивые профили (все зарегистрированные пользователи автоматически участвуют в конкурсе «Самые красивые татары года»). Как и везде, встречаются пользователи, пытающиеся сохранить анонимность, заменив имя звездочкой или угрожающим обещанием «Найду, обниму, сохраню и не отпущу». В рубриках такое выглядит забавно: «Легкий Наркотик загрузил 6 новых фото».

Активность… так себе. За пару часов профиль корреспондента посмотрели 16 мужчин, из которых всего трое решились написать сообщение из серии «как дела?», «чем занимаешься?» и не более. Мобильного приложения нет, а выбор ограниченный — за более детальный подбор придется доплатить. Например, чтобы поднять анкету повыше, придется купить местную «валюту» — лав. 5 лав (лавов?) равны 50 рублям.

Tatarnikah: платят только мужчины. Но в евро

Официальное позиционирование. Этот сайт предлагает искать пару татарам и мусульманам из разных регионов России. «Вы можете найти успокоение в том, что наши пользователи — это такие же люди, как и вы, люди с твердой верой в Бога и Божественный Символ Веры», — говорится в пространном описании на портале, что, впрочем, не мешает прикреплять к анкетам фото в шортах и с декольте.

Разработчики о проекте. «Хотя в названии указывается на татарское и мусульманское предназначение, мы никак не ограничиваем возможности регистрации наших пользователей по национальной или религиозной ориентации. Тем не менее подавляющее большинство пользователей здесь определяют себя как татары, исповедующие в той или иной степени ислам», — рассказала «БИЗНЕС Online» представитель сайта Алия Нигматуллина. Она говорит, что трафик постоянно растет, хотя ресурс нигде не рекламируется, благодаря улучшению ранжирования сайта в поисковых системах. «Мы уделяем много внимания алгоритмам обнаружения и отсечения профилей мошенников. Они основаны на fuzzy logic и дают результат, близкий к стопроцентному», — добавила она.

Tatarnikah имеет и платные услуги, которые предлагаются пользователям-мужчинам после «ознакомительного периода». Для женщин все функции сайта бесплатные. Тарифных планов два: базовый (10 евро в месяц) и премиум (12 евро в месяц) — в обоих случаях предлагается купить годовую подписку. «Основное различие заключается в том, что премиум позволяет максимально выделить ваш профиль и подчеркнуть ваш статус», — добавила представитель Tatarnikah.

Контрольное тестирование. Сайт «олдскульный», просветительский, с подборкой статей в духе: «Халяльные знакомства в интернете», «Почему татарки — хорошие жены». Жалко, что они, похоже, не обновляются.

Tatarnikah имеет и платные услуги, которые предлагаются пользователям-мужчинам после «ознакомительного периода». Для женщин все функции сайта бесплатные Tatarnikah имеет и платные услуги, которые предлагаются пользователям-мужчинам после «ознакомительного периода». Для женщин все функции сайта бесплатные Фото: «БИЗНЕС Online»

Анкета по изнурительности похожа на Tatarlove. Целей знакомств больше, чем в классических дейтингах, в их числе «переписка» (любовные письма и отправка голубей?), «продолжительные отношения», «брак», «семья, рождение детей». Необходимо также указать рост и вес (пункт про «спрашивать такое нетактично» не работает). Огромный перечень вопросов об образовании, роде деятельности, социоэкономическом статусе, жилье. А в «семейном статусе» можно указать пункт «женат» (для поиска второй супруги?).

Активность на сервисе слабая: то ли аудитория небольшая, то ли мы выбрали не те фото. За два вечера так никто и не написал. Рекомендации работают странно — выдают претендентов значительно старше или младше указанного возраста. Зато разные опросы, поиски анкет, рейтинги в духе «топ-100» помогают скоротать время в тоскливом одиночестве и ожидании лайков…

«Анаем»: вам не сюда, если не сможете способствовать сохранению нации

Официальное позиционирование. «Анаем» идеологически похож на TatarLove и Tatarnikah. Основан в 2013 году татарами из Нижегородской области. Название с мишарского диалекта переводится как ласковое обращение к близкому человеку: «мой хороший» или «моя милая».

Позиционирует себя как сайт для серьезных отношений, который призван соединить татар в любой части страны для создания семьи с сохранением национальных традиций. На старте предупреждают: «Пожалуйста, не регистрируйтесь в тематическом национальном проекте для татар, если не сможете способствовать сохранению нашей нации». Более того, грозятся выгнать за незнание или неуважение татарских традиций и миссии проекта. А еще за несерьезные намерения, поиск свободных отношений, за «интерес к людям сильно старшего или сильно младшего возраста». Есть платная подписка — от 279 до 990 рублей, в зависимости от срока.

Разработчики о проекте. На запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

В честь Года семьи создатели запустили программу, участники которой намерены создать семью до конца 2024-го В честь Года семьи создатели запустили программу, участники которой намерены создать семью до конца 2024-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Контрольное тестирование. Приложение по функционалу не особо уступает другим аналогам. Например, как в Tinder можно «свайпать» профили и ставить лайки, однако диалог можно начать с любым пользователем, которого найдешь в недрах приложения. Мужчины здесь, в отличие от Tatarlove.ru, более активны — за пару часов профиль посмотрели более 120 человек, а написали сообщения порядка 10. Контингент оказался действительно приличным — непристойности не предлагают, фото интимного характера не отправляют, разговоры как и при стандартном знакомстве о месте работы, хобби и пр. Более решительные сразу предложили встретиться в этот же день, некоторые пригласили в ресторан и просили дать номер телефона, чтобы общение перетекло в более удобные мессенджеры.

В честь Года семьи создатели запустили программу, участники которой намерены создать семью до конца 2024-го. Разработчики заботливо информируют, что выбор не бесконечен и «перепрыгивание с одного на другого приведет лишь к психологическим расстройствам». Однако вдоволь пообщаться с потенциальными мужьями не удалось — по неизвестной причине сервис перестал работать.

Интересно, что после регистрации на Tatarlove.ru создать аккаунт на «Анаем» с этого же устройства не получилось: всплывало сообщение, что «сегодня профиль уже зарегистрирован». Хотя и почта, и контакты на двух сайтах указывались разные. IP-адрес отслеживают? Кстати, в отзывах в App Store пользователи тоже отмечают эту проблему.

TalkNow: требуется $700 тысяч

Официальное позиционирование. Сервис TalkNow, основанный студентами Иннополиса Юрием Зарубиным и Иваном Абрамовым, от Tinder и Badoo отличается упором на аудио. Одним из первых инвесторов в стартап было ООО «Дигинавис» экс-министра связи РФ Николая Никифорова. Тот вложил в проект $100 тыс., что позволило выпустить мобильное приложение TalkNow и инвестировать в маркетинг.

Разработчики о проекте. «В феврале 2021 года я сидел в популярной на тот момент соцсети Clubhouse. В один из вечеров мне в голову пришла идея создать приложение для знакомств с помощью голоса. Я собрал команду, привлек инвестиции, мы начали заниматься продуктом. Конкурентов много, но в основном это все скучные приложения с фото и текстовым описанием, — объясняет логику формата Зарубин. — Наш пользователь — тот, кто устал от классических дейтинг-приложений, у него есть негативный опыт использования конкурентов. В TalkNow пользователям нравится то, что сразу можно понять характер собеседника, мэтчи вызывают больше доверия из-за голосового общения и представляют бо́льшую ценность, нежели анкеты в других приложениях», — поделился Зарубин.

Команда вначале планировала выход на рынок США, поэтому и приложение создано только под iOS. Как отметил Зарубин, договоренности по инвестициям в 2021 году были, однако февраль 2022-го все изменил. Впрочем, ближайшая цель остается прежней — привлечение нового раунда финансирования и поиск стратегического партнера, который помог бы с привлечением трафика. Для дальнейшего развития TalkNow требуется $700 тысяч. «Теперь инвестиции или стратегического партнера мы рассматриваем из РФ или СНГ», — добавил сооснователь.

Главная «фича» TalkNow — запись аудио для своего профиля, голосом ответив на один вопрос из списка, вроде «что вы делали сегодня утром?» Главная «фича» TalkNow — запись аудио для своего профиля, голосом ответив на один вопрос из списка, например: «Что вы делали сегодня утром?» Фото: «БИЗНЕС Online»

TalkNow работает по модели freemium. Основной функционал полностью бесплатен, но если пользователь хочет получить доступ к расширенным функциям, то он может купить подписку.

Контрольное тестирование. Яркий современный интерфейс. В анкете, словно по заветам Pure, есть пункт «ищу на одну ночь», а в ленте показов три опции: «девушки», «парни» или все… Прямо видится над собой образ судьи Олега Нефедова из Верховного суда, который таки запретил пропаганду ЛГБТ*. С другой стороны, поиск друзей тоже никто не отменял. Многие пункты анкеты зашифрованы в виде эмодзи… и выбор там довольно скудный. Например, мечты пользователей ограничиваются пиктограммами «букет», «мешок денек», «платье» и «кольцо». Сложно сказать, какую мечту каждая из них олицетворяет, но начинаешь задумываться о смысле существования.

Главная фича TalkNow — запись аудио для своего профиля, голосом ответив на один вопрос из списка, например: «Что вы делали сегодня утром?» (Как это поможет узнать лучше человека?) Зарегистрироваться без этого нельзя, поэтому кажется, что многие записывают голос для галочки. А он прикрепляется к профилю, причем непонятно, на какой вопрос отвечал человек. Получается забавно: только находишь симпатичную анкету, а там: «Эм… ну я…ну я встал… вот. Кофе выпил… за окном — cold, за компом — old». Зато сразу понятно, что нет, вот этот голос всю жизнь слушать точно не хочется.

Все остальное в приложении выглядит так же, как в классическом дейтинге: фото, личные данные, описание (тоже в виде эмодзи). За целый день взаимных лайков так получено и не было. Вероятно, корреспондент не привлек местную аудиторию, а может, ее попросту пока мало. Не постигла удача и в онлайн-чате — туда никто так и не заходил. Вердикт: ярко, стильно, молодежно, но пока сыровато.

BeAmore — 5 в 1

Официальное позиционирование. BeAmore — стартап свежий, возник тоже в Иннополисе в 2023 году. Его отличие — в мультифункциональности: приложение позволяет найти, например, того, с кем «захочется разделить момент, день, неделю или всю жизнь», подыскать компанию на вечер пятницы или сходить на трехминутное голосовое онлайн-свидание. Для этого придется заполнить профиль минимум на 75% и оплатить подписку — это такая прививка от ботов. Стоит недешево — от 3 тыс. до почти 6 тыс. рублей на срок от четырех месяцев до года.

Разработчики о проекте. «После ухода зарубежных игроков российский рынок дейтинга сократился почти вдвое по выручке. Мы запускались впритык, и нам не удалось собрать какую-либо значимую аудиторию. Маркетинговая стратегия, разработанная для нас в агентстве, оказалась провалом, так как пользователи в России не готовы активно пользоваться платным сервисами», — рассказал «БИЗНЕС Online» создатель приложения Владислав Внучков. Так что пришлось срочно менять позиционирование, вводить бесплатный функционал и… копировать Tinder.

Внучков обратил внимание, что большинство микросервисов в beAmore сейчас отключено. Перезапущены они будут ближе к осени, когда «начнется активное привлечение пользователей». «Для этого мы проходим акселерацию во ФРИИ, весной 2024 года готовим инвестраунд с целью привлечения средств от частных инвесторов с небольшими чеками. К слову вы, например, тоже сможете купить минимальный пакет акций и стать не просто пользователем, но и соинвестором», — предложил он.

Цели у beAmore амбициозны — перетянуть на себя порядка 25–30% российского рынка дейтинга как в части пользователей, так и финансов. «Мы не используем каких-либо ИИ-алгоритмов для подбора партнеров, так как пользователи Tinder жаловались на то, что неверно интерпретируются их предпочтения. Также мы не вводим ботов для создания активности внутри приложения. Я уверен: пользователи нас полюбят именно за наши микросервисы. Хотя воротилы дейтинг-бизнеса говорят, что это скорее утопия. Но время покажет…» — размышляет он.

В отличии от TalkNow в beAmore количество лайков не ограничено, но перманентно вылетает реклама с просьбой оформить подписку В отличие от TalkNow, в beAmore количество лайков не ограничено, но перманентно вылетает реклама с просьбой оформить подписку Фото: ru.freepik.com

Контрольное тестирование. Приложение выглядит ровно так, как положено сервису в бета-версии: концепция считывается, но багов нужно убирать еще много. Классическая регистрация по номеру телефона, при этом beAmore просит установить цифровой пароль, который запрашивается каждый раз при входе. Через Face ID было бы куда проще.

Количество лайков не ограничено, но перманентно вылетает реклама с просьбой оформить подписку. Без премиума выбрать можно только одну цель нахождения на сервисе — «Онлайн-знакомства». Может быть, поэтому в ленте постоянно всплывали анкеты людей, находящихся за 1 тыс. км (хотя геолокация была указана правильно). Отношения на расстоянии — это, конечно, романтично. Но вряд ли большинство их целенаправленно ищет. Из интересного: в чатах с пользователями есть два диалога с сервисом — отдельно важная информация, отдельно — поддержка beAmore. Удобно, и не надо лезть в настройки.

«Мэтчи» тут случались, причем к взаимному удивлению обоих сторон. Кто-то признавался, что был «почти уверен, что тут одни боты», другие жаловались, что «ближе чем за 300 километров никого не показывает». Они не знают, что им еще повезло.

С большой долей вероятности в ближайшем будущем дейтинг-приложения начнут преобразовываться в сервисы не просто для знакомства, но и для приятного провождения времени С большой долей вероятности, в ближайшем будущем дейтинг-приложения начнут преобразовываться в сервисы не просто для знакомства, но и для приятного провождения времени Фото: «БИЗНЕС Online»

Что будет дальше?

В год в мире появляется около 8 тыс. новых дейтинг-приложений. Все они пытаются найти свою целевую аудиторию, обращает внимание доктор философских наук, профессор РАНХиГС Гульнара Краснова, написавшая книгу о феномене онлайн-дейтинга «Про это. Как и где знакомиться в интернете». «Есть примеры приложений знакомств для веганов, родителей-одиночек, знакомств по политическим взглядам, например сторонников Трампа и его противников. Поэтому ничего нет странного в том, что появляются новые стартапы с новыми идеями для знакомств. Проблема в том, что аудитория у них небольшая, — рассуждает она. — Ценность известных приложений — в числе их пользователей. Например, в той же Mamba были зарегистрированы в 2023 году около 70 миллионов пользователей, почти половина населения России. Работает-то так: чем больше пользователей, тем больше выбор».

Кроме того, не нужно забывать, что в среднем пользователь активен в дейтинг-сервисе около трех месяцев. Далее он либо находит партнера, либо разочаровывается в подобных сервисах. И, конечно, приложениям выгодно удерживать человека на платформе как можно дольше, подчеркнула Краснова. Как это сделать? Естественно, внедряя различные новые технологии во главе с ИИ.

«Тут надо заметить, что боты в онлайн-сервисах знакомств были всегда. И связано было это в том числе с тем, что в подобных сервисах мужчин всегда больше, чем женщин. Поэтому „недостающих“ женщин могли заменять боты… Известные приложения в отчетах о поведении своих пользователей в 2023 году отметили, что мужчины стали активно использовать различные ИИ-технологии. Помните известную историю, когда молодой человек внедрил в свою страницу на сайте знакомств чат GPT и ИИ около двух лет переписывался с девушкой? В итоге, правда, молодой человек на ней женился. Поэтому различные новые технологии привлекают как сервисы, так и сами пользователи. Конечно, здесь есть этические проблемы, и пока их решение только обсуждается. Что касается компаний, то они стремятся сделать свои алгоритмы более совершенными, создают различные тесты, анкеты, привлекают психологов, сотрудничают с крупными университетами и исследователями», — резюмировала Краснова.

По словам аналитика ФГ «Финам» Леонида Делицына, новые стартапы в сфере онлайн-дейтинга будут появляться и дальше: это устоявшийся исторический процесс. При этом с каждой новой крупной технологией появляется и новый способ знакомиться.

«Следующие поколения, скорее всего, будут общаться при помощи сервиса одного из тех стартапов, которые возникнут в ближайшие годы или даже прямо сейчас, — прогнозирует Делицын. — ИИ дейтинг-приложения используют по крайней мере 10 лет, и сейчас попытаются внедрять в первую очередь Chat GPT, чтобы можно было легче знакомиться с носителями другого языка, проявить эрудицию по любому вопросу, сочинять изысканные остроумные истории, помочь понравившимся девушке или юноше составить концепцию, бриф или комментарий и тому подобное».

При этом сегодня отечественным дейтинг-сервисам придется думать не только о том, как понравиться аудитории и найти инвестора, но и о том, как комфортно существовать в современной России. Как выстроить удобную модель оплаты, как корректно рекламировать продукт, как, не дай бог, случайно не пропагандировать что-нибудь нетрадиционное. Запрет ЛГБТ-движения* в РФ, например, уже заставил платформы начать трансформироваться: тот же сервис Pure убрал для российских пользователей возможность указывать сексуальную ориентацию. Учитывая же наступивший Год семьи, кто знает, каких новинок нам стоит ожидать на рынке. Может быть, традиционно-консервативных? Или дейтинг-приложения от «Госуслуг»? Или, возможно, онлайн-сервисам придется делиться с государством информацией о том, что же все-таки нужно российскому человеку, чтобы наконец завести семью и помочь стране в решении демографического вопроса…