ОБЫЧНЫЕ ПАРНИ ИЗ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

О том, что Якеменко был связан с лидерами ОПГ из Татарстана, впервые стало известно в 2010 году. Тогда вскрылось, что бывший чиновник являлся соучредителем компании «Акбарс». Среди других учредителей упоминались Адыган Саляхов (Алик), Александр Власов, Наиль Нуриахметов, Росиль Рахматуллин и Юрий Еременко (Ерема). Многие из них были осуждены за причастность к преступной деятельности «29 комплекса», а Еременко, в частности, был приговорен к пожизненному заключению.

Якеменко впервые прокомментировал свою взаимосвязь с ОПГ лишь спустя несколько месяцев.

«Это 1994 год был, если не ошибаюсь. Я занимался предпринимательской деятельностью, у меня была фирма по торговле автомашинами, и в том числе мы покупали и продавали «КАМАЗы», - рассказал Якеменко в интервью Lenta.ru. - Я знал этих людей («29 комплекс»), и они нам отдавали на реализацию машины. Тогда это были обычные 20-летние парни из, насколько я помню, Набережных Челнов, с которыми я сотрудничал точно так же, как и со всеми остальными».

«К вам приходит человек и говорит: «Здравствуйте, мы хотим поставить на реализацию партию «КАМАЗов». - «Хорошо. Справки-счета есть?» - «Есть» - «По рукам».

Газета «БИЗНЕС Online» после выхода статьи в Rolling Stone обратилась к Якеменко узнать его реакцию на рассказ Сватока. В Twitter экс-глава Росмолодежи прокомментировал просто: «Больной человек ((». На вопрос, будет ли Якеменко подавать в суд, экс-глава Росмолодежи ответил буквально следующее: «На него нет. Там же в статье написано, что у него нет ничего подтверждающего его слова».

ВАСЯ ТОГДА БЫЛ ЕЩЕ СТУДЕНТОМ

Тем не менее в откровении немало любопытных деталей о деятельности челнинской ОПГ и самого Якеменко.

Приводим текст публикации Rolling Stone, которая появилась в интернет-версии журнала вчера. В ней Сваток - уроженец Казани, бывший аппаратчик, рассказывает, как занялся бизнесом под крышей академии наук СССР.

«Теперь каждый второй олигарх. А я тогда был фактически один. У меня было около 100 разных бизнесов. Я первым ввез в Россию персональные компьютеры. Первым открыл в Москве бутики настоящей итальянской одежды. Самолетами, пароходами возил. Все легально, по документам, с уплатой всех налогов. В моей организации работали свыше 400 человек - в шикарном офисе во Дворце молодежи. Сотрудникам платил по 1,2 - 2 тысячи рублей в месяц, это в то время, когда люди в стране получали по 200, да и их могли ждать по два года. У меня же - полный социальный пакет, все одеты, обуты».

Перед Новым, 91-м, годом Сваток отправился в очередную деловую поездку - в Архангельск. Обратно в Москву улетал на чартере. В аэропорту к бизнесмену подошла девушка и попросила помочь: сказала, что ей срочно надо домой, а билетов нет. Сваток взял ее с собой на борт. Так он познакомился с двоюродной сестрой Якеменко Ларисой. По словам предпринимателя, это «серьезная девушка, закончившая ВУЗ при МИДе, после чего ее отправили в Архангельскую область строить железную дорогу для зеков и вывоза леса». Спустя непродолжительное время они поженились (Лариса оказалась беременной). И хоть прожили недолго, всего полтора года, бизнесмен стал помогать родственникам супруги - а именно устроил всех к себе в «Глобус».

«Вася тогда был еще студентом, - рассказывает Сваток. - Жил в Люберцах с кучей родственников, работу найти не мог. Я оплатил ему компьютерные курсы, купил для офиса самые последние цветные 486-е HP, сделал Якеменко системным администратором. Под Новый, 92-й, год купил целый парк автомобилей «Жигули», раздал всем родственникам Ларисы, включая Васю и его брата Бориса, оплатил первому свадьбу, позже назначил его начальником компьютерного отдела, благодаря чему он имел доступ ко всей документации и контрактам». Сваток считает это назначение роковой ошибкой. По его словам, о том, кто такой Якеменко, можно было догадаться с самого начала.

«Подворовывать он стал чуть ли не с первого дня, хотя и по мелочи, - говорит бизнесмен. - Выполнял частные заказы, которые проходили мимо кассы. Я все знал, но разбираться не захотел. При обороте в миллиарды рублей (только личных денег у меня было 300 миллионов) то, что крал Вася, можно было списать на «усушку-утруску». Разбор полетов, увольнение, подготовка следующего компьютерщика, передача ему всех дел были бы для меня в тысячу раз большей проблемой, чем закрыть глаза на издержки. К тому же в то время у меня были задачи поважнее: утром проснуться живым и вечером живым заснуть. Кругом гибли от рук бандитов все мои знакомые из ЦК ВЛКСМ, кто начал заниматься коммерцией. Каждые бизнес-переговоры, неважно с кем - с академиками или людьми в погонах, плавно перетекали в воровскую «стрелку». Это чудо, что я тогда остался жив».

АЛИКА И ЕРЕМУ ИЗ «29-ГО КОМПЛЕКСА» ОН ПРЕДСТАВИЛ КАК ПАРТНЕРОВ ПО БИЗНЕСУ

История восхождения Якеменко, по версии его начальника, началась с того, как на пороге фирмы «Глобус» появился человек по имени Вахтанг Шкубулиани - вольный борец из Сочи, 240 килограмм живого веса и два метра роста. «Знакомый знакомых, - рассказывает Сваток. - Он приехал и сказал: «Я вам сделаю кучу бизнес-проектов, у вас тут деньги вкладывать негде, давайте я продам вам за 11 миллионов рублей 200 гектаров земли в Сочи». Мы с ним туда съездили, я посмотрел землю, согласился на покупку, организовал кооператив и... расслабился. Подумал, что Вахтанг хочет работать, пусть денег у него нет, зато есть возможности и связи, и доверился ему. А спустя какое-то время он приехал ко мне в офис с тем самым Аликом Большим и Еремой из «29-го комплекса». Он представил их как партнеров по совместному бизнесу. Я тогда задумал один большой социальный проект: хотел для офицеров группы войск, выходивших из Германии, сделать 300 фермерских хозяйств на территории нынешнего Южного федерального округа - Краснодар, Ставрополь, Ростовская область. Чтобы они не в бандиты пошли, а делом занимались. Для этих хозяйств нужно было закупить «КАМАЗы», поставить которые обязались как раз Саляхов и Еременко. Они никем у меня не работали, никаких должностей не занимали - речь шла только о партнерских услугах по поставке грузовиков. Тем не менее они ежедневно торчали в офисе и общались в основном с Васей». Для покупки «КАМАЗов» Сваток взял под свои активы кредит в $1 млн. в банке «Менатеп» - в том самом, откуда позже вышли Ходорковский, Невзлин и Сурков.

«Менатеп» три месяца тянул с перечислением денег, - рассказывает бизнесмен. - А потом вдруг выдал наличными - явно с какого-то «левого» склада. Я лично ездил получать семь мешков из-под картошки, набитые купюрами, сам их грузил в «Жигули». В это время, как я узнал позже, «29-й комплекс» уже окончательно договорился о «сотрудничестве» с Якеменко. Вася фактически вошел в их организационный комитет. Хорошо, что все деньги прямо в мешках я успел скинуть в банковское хранилище к своим друзьям. Дальше я еду в Челны, где мне обещали показать «КАМАЗы», завод, на котором их производят, и прочее. На завод меня не привозят, грузовиков никаких нет, я сижу там неделю, меня кормят «завтраками», и уезжаю я оттуда уже при полном понимании того, что попал в капкан, что у меня в «Глобусе» сидят обыкновенные бандиты, которые хотят, чтобы я отдал им свои деньги ни за что. Они говорили об этом с Васей прямо в офисе, пока меня не было. Как узнал? Я всех прослушивал и «писал», соответствующая аппаратура у меня была».

Сваток принял решение, выражаясь блатным сленгом, «прикинуться ветошью». По телефону он сказал своим новым партнерам, что возникла заминка - офицеры, мол, не сильно хотят становиться фермерами, а потому насчет покупки «КАМАЗов» нужно еще подумать. Прилетев в Москву, в офис он не вернулся, поселившись в гостинице «Белград». Собирался связаться с казанским управлением ФСБ, чтобы «всю гоп-компанию приняли», но не успел.

«Поняв, что я не собираюсь переводить им деньги, «29-й комплекс» вместе с Васей устроил на меня охоту, - говорит бизнесмен. - Сижу в отеле и вижу, что вся эта свора подъезжает ко входу. Кто меня сдал - до сих пор понять не могу. Начинают прочесывать всю гостиницу. Дальше - захват, пистолет к виску, меня везут в офис. В фирме в этот момент фактически всем уже руководил Вася.

«КАЗАНСКИЕ» РАСТАЩИЛИ «ГЛОБУС» ЗА СЧИТАННЫЕ МЕСЯЦЫ

Проблема одна: миллион долларов лежит в банке на мою фамилию - попробуй, подойди. Тогда начали мне напрямую угрожать: маму, папу убьем, дом сожжем, и так далее - ты, мол, сорвал нам контракт. Угрожали лично Алик и Ерема, Вася в этом не участвовал - он просто ходил по офису, улыбался. В конечном счете мне пришлось оформить генеральную доверенность на всю сумму и на поставку 293-х «КАМАЗов» на фамилию Якеменко. Бумаги я переписал на него прямо в офисе. Пока он получал деньги, меня держали в заложниках на какой-то квартире в «Текстильщиках». Сидел там несколько дней, говорил с бандитами о бабах, о погоде, о том, как фирмы открывать, а сам мысленно прощался с жизнью. Ясно, что я им был нужен живым только в тот момент, мало ли что? Позже, когда я общался со знакомыми, которые имели дело с этой бандой, они в один голос говорили, что я в рубашке родился. Никто не понимает, почему я не отправился на тот свет. Видимо, сыграло то, что я смог убедить этих ребят: я не в претензиях и вообще не понял, что был в заложниках, это бизнес, а я их подвел... Они поверили, что никто искать их не будет, и успокоились. Был один шанс из тысячи остаться в живых, и он мне выпал». Миллион долларов, по словам Сватка, был только началом. «Казанские» растащили «Глобус» за считанные месяцы. «Забирали офисы, склады, доверху набитые товаром, у всех моих сотрудников отобрали машины, - рассказывает бизнесмен. - Вася расписывался на всех документах, сам стал ездить на шикарном «Мерседесе». То, что он натворил по «Глобусу», тянет лет на двадцать».

После этого Сваток виделся с Якеменко всего один раз, спустя несколько лет, когда Василий приехал в «Глобус» за документами об увольнении. До этого, по словам предпринимателя, будущий глава Росмолодежи от него скрывался, а решился на встречу уже тогда, когда работал в одной из структур управления делами президента, занимавшейся раздачей квартир для военных. Ему уже покровительствовал Владислав Сурков. «Одна из бандитских команд, грабивших мои склады в Щербинке, вывезла товара на 12 миллионов рублей, - вспоминает Сваток. - Это были чеченцы, боевые командиры, которые, насколько мне известно, и познакомили Васю с Владиславом. Лично я Суркова никогда не видел, сказать мне о нем нечего. Это уже не моя история...»

МОЛЧАНИЕ В 20 ЛЕТ

Отметим, что рассказ Сватока вызывает некоторые вопросы. Например, почему он рассказал эти детали перед тем, как Якеменко решил создать свою партию, и почему он так долго молчал.

В едином реестре юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, информация об объединении «Глобус» при академии естественных наук действительно есть, и Сваток числится в нем президентом. Как и в еще нескольких организациях, пишет журнал. Например, в учебно-продюсерском центре «Арт-дебют», осуществлявшем (по документам) финансовое посредничество. Или же в зарегистрированном в декабре 1991 года ООО «Кольцо» с юридическим адресом в Щербинке, занимавшимся транспортировкой, обработкой, хранением грузов, а также материально-техническим снабжением и сбытом (видимо, это тот самый склад, разграбленный позже чеченскими бандитами). Правда, фамилия Якеменко по базам данных ни в одной из этих структур не всплывает ни разу. Это может быть следствием как профессионального заметания следов, так и того, что все откровения Сватка кем-то инспирированы и являются не более чем еще одной внутриведомственной разборкой.