Большое интервью сербского полузащитника Николы Чумича Большое интервью сербского полузащитника Николы Чумича Коллаж: «БИЗНЕС Online», фото: Alexei Belikov, Russian Look, globallookpress.com

«У нас дружная команда»

— Никола, все говорят, что у Рашида Рахимова тяжелые сборы. Это так?

— Правда. Наверное, самые тяжелые в моей карьере — могу вспомнить только время, когда выступал в Швейцарии за «Люцерн». Но это хорошо — поможет команде в сезоне. Нам предстоит много игр, а первая встреча после паузы — с «Краснодаром», лидером чемпионата и тяжелым соперником.

— На каком языке общаетесь с Рахимовым?

— По-разному. Когда нахожусь рядом с Валентином Вадой, общаемся на испанском, когда рядом с сербами — по-сербски. Через 2–3 месяца, уверен, заговорю по-русски.

— Рахимов — демократичный тренер? Вы можете прийти к нему в кабинет и сказать, что с чем-то не согласны?

— Он открытый, но так делать не буду. Я уважаю его решения и установки. Он отличный человек и очень помог мне в адаптации, мы с ним часто разговаривали. Помогло и то, что в команде уже были сербские игроки. Чувствую себя как дома.

«Рашид Рахимов очень помог мне в адаптации» «Рашид Рахимов очень помог мне в адаптации» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В «Воеводине» вы были капитаном. В «Рубине» можете взять слово перед командой в раздевалке?

— Нет, в команде есть более опытные игроки — Мартынович и Иванов. Будет неправильно, если я так выступлю. В «Воеводине» я все-таки был капитаном.

— Говорят, что когда в команде много представителей одной страны, то есть разделение на местных и иностранцев. Есть ли такое в «Рубине»?

— Это не так. У нас дружная команда.

— Помимо тренировок, проводите время с одноклубниками?

— На сборах сил мало на что остается, вне тренировок восстанавливаемся. Если я не сильно устал, то играю на приставке в NBA, а если устал, то в Football Manager. В Казани мы гуляем по городу, можем вместе посмотреть Лигу чемпионов, сходить на хоккей. Часто проводим время все вместе.

Амплуа: полузащитник.

Дата рождения: 20 ноября 1998 года.

Место рождения: Ужице, Сербия.

Карьера игрока: «Слобода» (Сербия) — 2015/16; «Металац» (Сербия) — 2016/19; «Раднички» (Сербия) — 2018, 2020 (аренда); «Олимпиакос» (Греция) — 2020–2022; «Спортинг» (Испания) — 2020/21 (аренда); «Люцерн» (Швейцария) — 2021/22 (аренда); «Войводина» (Сербия) — 2022/23; «Рубин» — с 2023 года по настоящее время.

«Езжай в Россию не раздумывая!»

— Когда появилось предложение от «Рубина»?

— В конце летнего окна. События развивались очень быстро: 11 сентября я узнал об интересе, а 14-го уже оформлял переход. Когда «Рубин» вышел с предложением, я позвонил президенту «Воеводины», чтобы он отпустил меня, сказал: «Босс, я хочу уехать. Понимаю, что ситуация получилась сложной — конец трансферного окна, но прошу меня понять, я хочу сделать следующий шаг в карьере». Он меня понял и пожелал удачи. Благодарен, что пошел навстречу.

— А когда было предложение от «Партизана»?

— За месяц до этого. Был еще интерес из МЛС — хороший клуб и хорошее предложение. Но на тот момент клуб не хотел меня продавать.

— Из «Воеводины» решили уйти, потому что клуб не попал в еврокубки?

— Это так. Был большой акцент на то, чтобы выйти в следующий этап Лиги конференций с «Воеводиной». У нас имелись большие амбиции. Играли против АПОЭЛя — показали хорошую игру, но по итогам двух матчей проиграли. В Сербии всего 4–5 команд, которые борются за высокие места и еврокубки. Хотелось сменить обстановку: в Сербии не очень хорошие стадионы, плохие поля, зимой там невозможно играть в футбол.

— «Рубин», как и другие команды РПЛ, не участвует в еврокубках. Не смутил этот момент?

— В любом случае чемпионат России более сильный. Для моего будущего это хороший вариант.

— Что вы знали о Казани?

— Когда узнал об интересе «Рубина», позвонил Милошу Красичу — экс-игроку ЦСКА. Он рассказал много хорошего о России, Казани и «Рубине». Сказал: «Езжай не раздумывая, „Рубин“ — это большой клуб. Он выигрывал чемпионат России с Саво Милошевичем». Он мой друг, я уверен в его словах. В свое время он мне уже помогал с переходом в «Воеводину».

«Когда узнал об интересе „Рубина“, позвонил Милошу Красичу — экс-игроку ЦСКА» «Когда узнал об интересе «Рубина», позвонил Милошу Красичу — экс-игроку ЦСКА» Фото: Alexei Belikov, Russian Look, globallookpress.com

— А вы помните матчи с участием Красича?

— Конечно! В детстве у меня были длинные волосы — я хотел быть похожим на Красича, он был моим кумиром. Когда мы встретились, я ему в этом признался. Мы и играли на одной позиции. Когда в Сербии «Црвена Звезда» выступала в Лиге чемпионов против «Манчестер Сити», мы вместе были на этом матче.

— Чем он сейчас занимается?

— Наслаждается временем с семьей. Возможно, он вернется в футбол, но мы об этом не разговаривали.

«С Ранджеловичем мы играли в трех клубах. Это судьба!»

— А с Лазаром Ранджеловичем созванивались перед переходом в «Рубин»? Все-таки он в прошлом году играл в России.

— Конечно, Лазар — мой лучший друг. Мы знаем друг друга пять лет, и, наверное, за это время не было и нескольких дней, чтобы мы не созванивались. Когда я связался с ним, чтобы узнать его мнение, он написал: «Я тоже могу перейти в „Рубин“». Счастлив, что мы играем вместе. Гораздо легче адаптироваться, когда рядом друг.

— Вы познакомились, когда играли вместе в «Олимпиакосе»?

— Раньше. Мы оба выступали за «Раднички», потом вместе в «Олимпиакосе», а теперь — в «Рубине». Это судьба!

«Знание языка — дань уважения стране, где играешь»

— Вы играли в разных странах. Какой язык самый сложный?

— Немецкий — 100 процентов. Я играл в Швейцарии в германоязычной части.

— Где адаптироваться было сложнее всего?

— В Испании. Когда я перешел в «Спортинг», начался ковид. Я был один, не знал языка — было сложно. Мне помогал мой соотечественник. Он до сих пор там, легенда, лучший бомбардир — это Урош Джурдевич.

Первые полгода я не говорил по-испански, а по-английски испанцы не очень хорошо понимают. Я учил язык, и это мне помогло — я стал больше играть, быстрее адаптировался и все вокруг стало лучше. Поэтому я сейчас понимаю, что мне нужно говорить на русском. Будет легче не только на поле, но и за его пределами. Общаться с медиаслужбой, администраторами и сотрудниками клуба. Знание языка — дань уважения стране, в которой ты играешь.

«Сложнее всего было в Испании. Когда я перешёл в „Спортинг“, начался ковид» «Сложнее всего было в Испании. Когда я перешел в «Спортинг», начался ковид» Фото: Martin Meienberger, Keystone Press Agency, globallookpress.com

— Какие у вас успехи в изучении русского?

— Понимаю, но говорить проще на английском. Однако я стараюсь общаться по-русски, слушаю русскую музыку. В школе нам преподавали русский, у меня была пятерка. Наши языки похожи, и сербам легче выучить его, чем ребятам из других стран.

— Кого слушаете на русском?

— Очень нравится песня «Горький вкус» (Султан Лагучевприм. ред.).

«Вуячич ударил меня так, что я не мог встать»

— Когда вы выступали за «Воеводину», то играли против «Партизана» где был Игор Вуячич. Кажется, он провокационный защитник, выводит игроков атаки из себя. Вы с его провокациями сталкивались?

— В той игре я отдал голевую передачу — как раз подсек мяч над ним. Иногда я ему об этом напоминаю! Почувствовал на себе, каково играть против него в единоборствах. Он меня ударил так, что я несколько минут не мог встать. Что сделал он? Подошел ко мне и стал кричать: «Вставай! Не тяни время!» На самом деле он очень хороший футболист, и я рад, что он играет в нашей команде, а не соперника.

— В России есть такие защитники, как Вуячич, по стилю игры?

— Таких много. В российском чемпионате так и надо играть — жестко, плотно.

«Я рад, что Вуячич играет в нашей команде, а не в команде соперника» «Я рад, что Вуячич играет в нашей команде, а не соперника» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы почти каждый год отправлялись по арендам. Постоянная неопределенность с будущим влияла на выступления?

— Да, это сложный психологический момент. Особенно потому, что я всегда уходил в самом конце трансферного окна. Но у «Олимпиакоса» много футболистов — 40–50 игроков, и постоянно кто-то уходит или приходит. Не могу сказать, что мой переход в «Олимпиакос» был ошибкой — после этого опыта я сделал определенные выводы. Но я был молодым 21-летним парнем, хорошо выступал в Сербии. По сути, в Греции я так и не получил своего шанса.

— Это глобальная проблема, что из чемпионата Сербии всегда уходят молодые футболисты и потом не могут раскрыть себя?

— Такая проблема существует. Некоторые игроки уезжают из Сербии в молодом возрасте, ведь в 17–18 лет ты еще ничего не знаешь, слишком молод. В чемпионате Сербии есть гранды, как «Црвена Звезда» и «Партизан», куда многие стремятся попасть. Но в остальных клубах условия скромнее, поэтому игроки зачастую ищут возможность попасть в топ-чемпионаты Европы.

— Сейчас в такой же ситуации Урош Дрезгич.

— У него хорошая ситуация, он молодой футболист с хорошим уровнем игры. Я видел его матчи в чемпионате Сербии. А здесь, в «Рубине», у него есть старшие товарищи, которые ему помогают. Мы всегда с ним общаемся, поддерживаем. Я думаю, этот год у него будет лучше, чем предыдущий. Я помогаю ему с русским.

«Если в Сербии будет Fan ID, то просто никто не придет»

— Чем вам запомнилась Греция?

— Меня впечатлили болельщики — у клуба невероятные фанаты. Как в Сербии! У «Црвены Звезды» и «Партизана» очень мощные болельщики, особенно на баскетболе. Сейчас все говорят о них.

— Вас удивило, что в России так мало болельщиков на трибунах?

— Я знаю, что в РПЛ есть Fan ID. Думаю, это одна из причин, почему в лиге не такая большая посещаемость. Но таковы правила.

— А в Сербии как-то пытались ограничить фанатов?

— Нет. Если такое будет, то просто никто не придет.

— А сколько ходило болельщиков на «Воеводину» в Сербии?

— На еврокубки стадион полный, но обычно — 4–5 тысяч зрителей.

— Вы не сыграли за главную сборную. Когда вы были ближе всего к дебюту?

— Я летом попал в заявку на матч, сидел в запасе, но сыграть так и не удалось. Думаю, может появиться возможность после чемпионата Европы. У Сербии очень большой выбор игроков.

— Однажды вы сами отказались от вызова, чтобы пройти предсезонную подготовку. Правда?

— Не совсем так. Эту ситуацию больше раздули в СМИ. Никакого отказа от сборной не было, и я никогда не скажу нет своей национальной команде. Было так: 15 сентября я приехал в «Воеводину», в последний день трансферного окна, а до этого я работал индивидуально. Не прошел предсезонку. Я позвонил спортивному директору сборной, чтобы объяснить ситуацию. Сказал, что для меня важно быть в форме, подготовиться. Если нужно, чтобы я поехал, — приеду, если с этим проблем нет — буду готовиться и набирать форму. Мы услышали друг друга. Вторую часть сезона я провел хорошо, забил много мячей, и меня снова вызвали в национальную команду.

— Сейчас есть диалог с тренерским штабом?

— Последние полгода мы не контактировали.

«Надеюсь, в этот раз на Евро у Сербии все получится»

— Когда вы выступали в молодежке, то играли вместе с Душаном Влаховичем — звездой Сербии и «Ювентуса» сегодня. Какой он был тогда?

— Он просто зверюга! Я такого никогда не видел! Голоден до голов, у него есть инстинкт форварда. Думаю, в этом сезоне он забьет много голов.

— Он лучший игрок Сербии сегодня?

— Для меня — нет. Митрович, Тадич, Милинкович-Савич — лучшие. С Сергеем я вместе играл — он потрясающий футболист с невероятной техникой. Он мне помогал в сборной. Я пришел из маленького клуба «Воеводина», а они лучшие игроки в своих чемпионатах. Он мне помогал освоиться. «Спрашивай все что нужно, я помогу», — говорил он мне.

«С Сергеем Милинковичем-Савичем я вместе играл — потрясающий футболист» «С Сергеем Милинковичем-Савичем я вместе играл — потрясающий футболист» Фото: Fabrizio Corradetti, Keystone Press Agency, globallookpress.com

— У Сербии всегда много высококлассных игроков. Почему у вас не получается стать топ-сборной?

— Я и сам задаюсь этим вопросом. У нас одно из лучших поколений — сплав молодости и опыта. Надеюсь, в этот раз все получится, добьемся большего успеха. Мы сильнее, чем Словения и Дания. Выйти в плей-офф будет хорошим результатом. Помните чемпионат мира в 2010 году? Тогда в матче с Австралией Красич не забил пенальти, но, если бы мы выиграли в той игре, вышли бы в 1/8 финала. Мы с ним об этом вспоминали, когда созванивались.

«Охота и рыбалка — это не совсем про меня»

Во сколько лет вы поняли, что хотите стать футболистом?

— Мне было пять. Отец играл за любительский клуб, и я смотрел за его играми. Тогда полюбил игру и понял, что не вижу себя нигде, кроме как в футболе.

— В детстве какие кумиры у вас были?

— Кумиром всегда был Лионель Месси. Его игра меня завораживала и вдохновляла.

— А ваш земляк Неманья Видич?

— Да, Неманья тоже из Ужице. Для меня он самый лучший сербский футболист в XXI веке. У него невероятный характер и харизма. К сожалению, с ним не знаком.

— Какие места нужно посетить в первую очередь в вашем родном городе Ужице?

— Я скажу, что в первую очередь нужно попробовать наше местное блюдо — комплет-лепиня. Это хрустящая лепешка с фаршированным яйцом всмятку, каймаком и топленым свиным салом. Наше фирменное блюдо.

— В Казани реально найти это блюдо?

— Нет, только в моем родном городе. Даже в Белграде его не найти!

— Вокруг Ужице много лесов, есть река. Ходили на охоту или рыбалку?

— Есть знаменитая река — Цетина. В моем родном городе действительно много любителей такого отдыха, но это не совсем про меня.

«Димитриевич — лучший баскетболист в России»

— Какие у вас увлечения, помимо футбола?

— Я смотрю много баскетбола и большой фанат этой игры. В большей степени слежу за Евролигой — «Партизаном» и «Црвеной Звездой», за НБА не слежу пристально из-за разницы во времени.

— У нас в Казани УНИКС — чемпион России. Ходили на матчи?

— Пока не ходил, но скоро начнется плей-офф, так что обязательно посещу «Баскет-холл». Кстати, я прекрасно знаком с Ненадом Димитриевичем, мы с ним общаемся. Считаю, что он лучший баскетболист в России. Я ему пообещал, что приду.

«Я пообещал Димитриевичу, что приду на УНИКС» «Я пообещал Димитриевичу, что приду на УНИКС» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А кто лучший игрок для вас в НБА?

— Лука Дончич, тут без вариантов.

— У нас еще и сильная хоккейная команда — «Ак Барс».

— Да, знаю. Я ходил на матч, мне было очень интересно. Атмосфера была шикарной, мне понравилось.

— Если бы не футбол, чем бы вы занимались?

— Очень сложный вопрос, на который не могу дать ответ. Буквально вчера об этом задумывался. Каким было бы мое будущее? Не знаю. А что будет после футбола? Футбол — моя жизнь, и, даже когда закончится карьера, я все равно хочу остаться в нем.

«Невероятно расстроился, когда Клопп объявил об уходе из «Ливерпуля»

— Вы принимали участие в турнире по FIFA среди игроков на сборах?

— Да, но не совсем успешно. Победил Безруков, вторым стал Дрезгич. Я играл за «Арсенал».

— Вам нравится «Арсенал»?

— На самом деле нет, я болельщик «Ливерпуля», просто Рыбус в нашем турнире выбрал этот клуб раньше.

— Как давно следите за «Ливерпулем»?

— Давно, еще с детства. Мой отец болел за «Ливерпуль», потому эта любовь передалась и мне.

— Когда Юрген Клопп объявил о решении покинуть «Ливерпуль» в конце сезона, какие эмоции вы испытали?

— Невероятно расстроился. Его химия в отношениях с фанатами, футболистами и клубом — такое редко встретишь в мировом футболе.

— Когда переходили в «Рубин», предвкушали холодную зиму? Какие ощущения от российской погоды?

— В Сербии бывало холодно, но не настолько. Я видел и снег, и холода, но в Казани все это умножено на два. Этой зимой я видел, как завалило снегом машины в городе — это невероятно!

— Какие места в Казани понравились?

— Кремль — невероятное место, набережная тоже прекрасная. В апреле прилетает моя семья — думаю, моим здесь понравится.