Арк — городская цитадель и обитель Бухарских эмиров Арк — городская цитадель и обитель бухарских эмиров

Бухара в опасности

По всему Узбекистану разнеслась тревожная весть, которая многих повергла в шок: «Разрушают центр Бухары, на этом месте будут строить туристический комплекс!» Так это или нет — доподлинно неизвестно, но люди готовы поверить в любой слух, поскольку не доверяют властям и ждут подвоха. Тем более что примеров уничтожения старой добротной архитектуры в угоду «стеклу и бетону» достаточно. 

В прошлом году, например, снесли здание бывшего КГБ, расположенное в самом центре Ташкента. Еще крепкое, массивное строение, возведенное в 1950-е в стиле сталинского ампира, теперь будет напоминать о себе только со старых фотографий и открыток. На его месте возведут 22-этажный отель премиум-класса Radisson. До этого разрушили Дом кино — шедевр советского архитектурного искусства: там проводились международные кинофестивали. Да и вокруг Дома ничего не осталось — на этом месте теперь блестят своими огнями небоскребы «Ташкент-Сити».

«Ташкент-Сити» «Ташкент-Сити»

Буквально на днях общественность еле отстояла еще один шедевр — «икону Ташкента»: здания издательства «Шарк», включая знаменитую высотку с курантами выдающегося архитектора Рихарда Блезэ.


Узбекистан прощается с советским прошлым, обрывая последние связующие нити. В той же Бухаре, городе с двухтысячелетней историей, идет массовое строительство жилья, вырубаются деревья, которых и так мало, сносится все, что можно и что нельзя, на каждый освободившийся пятачок втыкается новый дом. Все это садится на старые коммуникации, что ведет в итоге к прорывам и обрывам. Древний город накрыла строительная пыль, снующие туда-сюда грузовики беспощадно загрязняют его вредными выхлопами. Остается лишь кивать на Ташкент, мол, там еще хуже — по итогам 2023 года столица Узбекистана заняла третье место в мировом рейтинге по загрязнению воздуха.

За взятки покупаются «сладкие» участки, часто с людьми, которых отправляют на выселки, а порой и на улицу «За взятки покупаются «сладкие» участки, часто с людьми, которых отправляют на выселки, а порой и на улицу»

Массовое жилищное строительство — это бич всей страны

Что же случилось в Бухаре, где обычное «ЧП районного масштаба» потрясло многих людей по всей стране. Во-первых, Бухара — это не только историческая жемчужина страны, а город, где зарождалась и вершилась история Узбекистана. Это то же самое, что Париж для французов или Афины для греков. Хотя в данном случае нельзя обойтись упоминаем одной лишь Бухары. Надо сказать и о Самарканде, и о Хиве, и о Коканде — все они дороги сердцу каждого узбекистанца. Во-вторых, массовое жилищное строительство — бич всей страны. Это не только нарушение экологии. За взятки покупаются «сладкие» участки, часто с людьми, которых отправляют на выселки, а порой и на улицу.

Попытки облагородить территорию вокруг центральных исторических ансамблей в Бухаре начались еще в 2017 году: были снесены три рынка, примыкающих к стенам Пои-Калян (включают мечеть Калян, которую строили еще Тимуриды, а завершали Шейбаниды, медресе Мири Араб первой половины XVI века и минарет Калян 1127 года).

Медресе Мири Араб и минарет Калян Медресе Мири Араб и минарет Калян

Вместо этого чуть ли не под покровом ночи началось строительство гостиниц прямо впритык к архитектурным жемчужинам. «Реконструкцию» удалось остановить лишь благодаря вмешательству ЮНЕСКО — с 1993 года бухарские памятники находятся под охраной международной организации. В 2020-м, в самый разгар пандемии, когда местные жители сидели под замком и не имели права передвигаться по улицам, власти вновь попытались реализовать задуманное, но и в этот раз их планы были сорваны благодаря голосам возмущенной общественности.

Но возмущения достигли своей кульминационной точки только сейчас, чему предшествовали события полуторамесячной давности. В конце прошлого года, буквально за неделю до празднования Нового года, вышел документ, заверенный подписью премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова. В нем говорилось, что в центре Бухары намечено построить туристический центр по подобию аналогичного в Самарканде. Для этого планируется выделить 32,6 га земель, расположенных вокруг исторических объектов.

Позже выяснилось, что для начала строительства необходимо снести 29 объектов. В их числе здание хокимията Бухарской области — последний крупный проект вышеупомянутого архитектора Блезэ. Также под снос попадают областная прокуратура, Бухарский государственный медицинский колледж, колледж культуры, стадион «Бухара Арена» и еще ряд зданий.

Здание хокимията Бухарской области архитектора Ричарда Блезэ. Открытка 1989 г. Предоставлено А. Ахуновым Здание хокимията Бухарской области архитектора Ричарда Блезэ. Открытка 1989 года. Предоставлено А. Ахуновым

Известная организация Alerte Heritage, защищающая архитектурное наследие, осудила готовящееся властями варварское уничтожение центра Бухары: «Здание бухарского хокимията является произведением Ричарда Блезэ, наиболее полно сохранившим свои качества памятника архитектуры, который следует воспринимать в единстве с тщательной градостроительной разработкой площади перед ним, включающей озелененный бульвар — один из редких модернистских бульваров Узбекистана, сохранивших свою структуру до наших дней. Любая реконструкция квартала, включенного в буферную охранную зону ЮНЕСКО и включающего здание Блезэ, должны включать его сохранение и уважительный учет в проработке окружающих строений».

Типичный образец архитектуры «Нового Узбекистана» Типичный образец архитектуры «нового Узбекистана»

Замхокима по вопросам культурного наследия Ботиржон Шахриеров заявил, что между историческим центром и советскими постройками «нет гармонии», поэтому препятствия для сноса отсутствуют.

В представлении местных чиновников «гармония» заключается в строительстве однотипных безвкусных белых «дворцов» с фасадом из темного зеркального стекла, которые словно грибы после дождя повырастали по всему Узбекистану.

Жители Бухары, пожалуй, впервые подняли свой голос против решения властей «Жители Бухары, пожалуй, впервые подняли свой голос против решения властей»

«Ощутила прямо нож в сердце»

Жители Бухары, пожалуй, впервые подняли свой голос против решения властей: публично выдвинули свои претензии и даже записали видеообращение к президенту страны. Эта тема всколыхнула всех, ее обсуждают как на улице, так и в социальных сетях.

«Я лично всегда любила и люблю Бухару больше, чем Самарканд, именно из-за ее аутентичности и незализанности под туристов, — пишет одна из пользовательниц сети. — Увидев эту новость, ощутила прямо нож в сердце, меня, как архитектора, очень расстраивает такое отношение правительства к нашей прекрасной истории и архитектуре, которую нужно сохранять и подчеркивать, а не убивать. А туристы к нам едут именно за историей, а не показушным фасадом, который они могут увидеть и в других городах».

«Туристы едут в Бухару не из-за новых сооружений и туристических центров, а из-за атмосферы древнего города, чтобы увидеть своими глазами ту историю», — вторит ей другой комментатор.

Эмоции бьют через край: «Все жители Бухары против этого проекта, переломали всю Бухару! Логики нет, просто вырвать центр города — сердце Бухары и построить никому не нужные современные постройки».

Идет «реставрация» Идет «реставрация»

«В Бухаре при получении 5 тысяч долларов США был задержан…»

Тема строительства новых жилых комплексов до последнего времени мало кого занимала. Строят и строят — плохо, что ли? В понимании местных жителей все это старье недостойно того, чтобы над ним трястись. Это не круто. Круто, когда у тебя все сверкает на солнце, отливает золотом и серебром. В узбекской традиции всегда было так — к Наврузу чистили и обновляли дом, сносили старое, прогнившее.

Даже если и велись реставрационные работы, то по верхам, ради видимости, порой грубо, особо не заботясь о сохранности памятника.

Сознание людей резко поменялось в последние годы. Возникло четкое понимание того, что все эти исторические объекты являются не только иллюзорным «историческим достоянием народа», а реальным активом, который приносит стране значительную прибыль, работает на ее авторитет — в конечном итоге положительно влияет на благосостояние граждан. Как минимум тех, кто связан со сферой туризма.

Президент Шавкат Мирзиёев пытается изменить ситуацию, хочет заставить чиновников работать во благо страны, научить болеть душой за дело. Но сложившиеся традиции не изменить в одночасье. Немалая часть местных должностных лиц воспринимают свои посты как пожалование на кормление, а получение «благодарности» — естественной, само собой разумеющейся вещью.

Тем не менее ведется активная борьба с коррупционерами. Вот, к примеру, новость последних дней: «В Бухаре при получении 5 тысяч долларов США был задержан архитектор научно-исследовательского института градостроительства, который через знакомых в главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Бухарской области пообещал помочь обществу с ограниченной ответственностью с разработкой и оформлением проектно-сметной документации на здания и сооружения, планируемые построить на земельном участке площадью 8 соток».

Да, в данном случае попался «пескарь», да и взятка рядовая. Но такие новости стали появляться все чаще и чаще. Всему свое время. Дойдет очередь и до «акул».

Заявления граждан в защиту подлежащих сносу объектов не остались гласом вопиющего в пустыне. Если раньше на них не обратили бы внимания, то сейчас чиновники постарались оперативно отреагировать.

Министр строительства Узбекистана Батыр Закиров заявил, что строительство туристического центра в центре Бухары пока является проектом. При этом из его слов следует, что власти настроены реализовать проект — ведется инвентаризация зданий, планируется согласование с ЮНЕСКО, выплата компенсаций.

Это заявление министра, которое само по себе выглядит как компромисс и уступка со стороны властей, необходимо воспринимать не только как победу «сердитых граждан», но и как явный признак нового формирующегося гражданского общества в Узбекистане.