Экс-игрок и тренер «Ак Барса», а ныне тренер «Сибири» Александр Завьялов дал интервью «БИЗНЕС Online» Экс-игрок и тренер «Ак Барса», а ныне тренер «Сибири» Александр Завьялов дал интервью «БИЗНЕС Online» Фото: ak-bars.ru, hcsibir.ru / коллаж: «БИЗНЕС Online»

«Славься, Сибирь» — это до мурашек»

— Александр Васильевич, в матче с «Амуром» вам в лицо прилетела шайба. Как себя чувствуете?

— На следующий день после прилета я уже чувствовал себя замечательно, пребывал в рабочем ритме. Офтальмолог сказал, что с глазом полный порядок. А так, все хоккеисты на профессиональном и любительском уровнях рано или поздно получают шайбой в лицо. Не помогает даже визор.

— В декабре вы перешли на должность тренера «Сибири». Каковы задачи клуба на сезон?

— Мы должны выходить на матч и играть правильно, на победу. Если это будет происходить в каждой игре, все хорошо.

— Почему последние матчи тяжело даются «Сибири»?

— Другие тоже хотят — чтобы быть выше в турнирной таблице или выйти в Кубок Гагарина. Последний наш матч с «Амуром» из той серии, когда игры идут на вылет.

— С «Нефтехимиком» на этой неделе будет такой же матч?

— Да, и их два: один — на выезде, другой — дома.

— У вас есть уверенность, что команда окажется в плей-офф?

— Без уверенности нельзя работать. Дашь слабину — ребята сразу это почувствуют.

— Ваши обязанности в «Сибири» остались теми же, что и в «Торпедо», «Ак Барсе» и «Витязе»?

— Да, я по-прежнему отвечаю за меньшинство и работу защитников.

«После исполнения гимна они кричат: „Славься, Сибирь“ — это до мурашек» «После исполнения гимна они кричат: «Славься, Сибирь», — это до мурашек» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы работаете с хоккеистами из неиграющего состава?

— Мы делаем это все вместе, в том числе с Сергеем Владимировичем Кривокрасовым. Ребята, которые не попали в основной состав, остаются и работают по полной программе. Внимание уделяется всем, независимо от места в составе.

— Как вы отреагировали на снятие четырех очков у «Сибири»?

— Все прекрасно понимают, что крайним в таких вопросах будет оставаться клуб. Но, думаю, все должны признавать свои ошибки.

— Когда вы были игроком, то приезжали в Новосибирск в старый дворец. С 2023-го команда переехала на новую арену, вместительность которой более 10 тысяч человек. Как теперь ощущаете себя во время матчей?

— Все знают, что в Новосибирске очень азартные и громкие болельщики. После исполнения гимна они кричат: «Славься, Сибирь» — это до мурашек. Когда приходит полный дворец, атмосфера отличная. И неважно, как складывается матч — выигрываем, идем вровень или проигрываем.

— Казани нужен такой же дворец?

— Казани такой не помешал бы.

Амплуа: защитник

Дата рождения: 28 октября 1969 года

Место рождения: Овсянка

Карьера игрока: «Итиль» (бывш. «Ак Барс», Казань) — 1991–1995; «Ак Барс» (Казань) — 2004; СКА (Санкт-Петербург) — 2004–2006; «Торпедо» (Нижний Новгород) — 2006–2008; «Югра» (Ханты-Мансийск) — 2008/09; «Дмитров» — 2008/09; «Ариада-Акпарс» (Волжск) — 2009–2011 

Карьера тренера: «Ариада-Акпарс» (Волжск) — 2011/12; «Торпедо» (Нижний Новгород) — 2012–2016; «Ак Барс» (Казань) — 2016–2019; «Трактор» (Челябинск) — 2019/20; «Нефтехимик» (Нижнекамск) — 2020/21; «Амур» (Хабаровск) — 2021/22; «Витязь» (Балашиха) — 2022–2023; «Сибирь» (Новосибирск) — 2023 – н. в.

Достижения игрока: чемпион России (1998), серебряный призер чемпионата России (2000, 2002), бронзовый призер чемпионата России (2004)

Достижения тренера: Кубок Гагарина (2018)

«До предложения «Сибири» смирился с той мыслью, что буду готовить себя на следующий сезон»

— Вы вошли в тренерский штаб «Сибири» не сразу, а только по ходу сезона. Как пришли к такому варианту?

— После ухода из «Витязя» два месяца сидел дома и смотрел хоккей. Многое для себя осознал: что не получилось в Балашихе, что вышло хорошо. Когда сидишь без работы, сжигаешь себя изнутри. Тут последовал звонок от руководства клуба, мы поговорили, после чего я вошел в тренерский штаб.

— Были ли другие предложения?

— Нет. Я даже смирился с той мыслью, что буду готовить себя на следующий сезон.

— Что для вас предпочтительнее: быть ассистентом в КХЛ или главным в ВХЛ?

— Глубокий и расплывчатый вопрос. Думаю, каждый тренер стремится стать главным в КХЛ — это приоритет. В этом сезоне мне удалось возглавить «Витязь», я многое проанализировал из того периода, но, что именно, не хочу выносить в прессу. Благодарен, что мне дали шанс.

«Мне удалось возглавить „Витязь“, я многое проанализировал из того периода» «Мне удалось возглавить «Витязь», я многое проанализировал из того периода» Фото: «БИЗНЕС Online»

Да, пошло не так, как должно. Не хочу вспоминать то, что было. Рад, что остался в хороших отношениях с руководством и игроками, но требовалось принимать какое-то решение. Когда ты проигрываешь 12 матчей подряд, понятно — что-то идет не так. Решил взять весь удар на себя и показать: «Ребят, я не согласен с тем, что происходит в нашей команде». Я должен был это сделать. Просто так приходить и получать зарплату — это неправильно, непрофессионально.

— Ваш этап в «Витязе», когда вы возглавляли команду, из серии «плохой опыт — это тоже опыт»?

— Полностью согласен. Это хороший профессиональный и жизненный опыт.

— В каких отношениях вы остались с Зинэтулой Билялетдиновым после вашего и его ухода из клуба в 2019 году?

— Остались хорошие и теплые отношения. Он мне дал очень многое за три года, которые мы работали вместе. Для меня это профессор. У Билялетдинова нет мелочей, для него важно все.

— Когда он вернулся в клуб в декабре 2022 года, не предлагал ли он вам войти в тренерский штаб «Ак Барса»?

— Такого разговора не было: на тот момент я работал в «Витязе» помощником у Буцаева. Да и в целом у него имелись ассистенты, с которыми он дошел до определенного результата. Зинэтула Хайдярович не станет менять помощников, с которыми он добился успеха.

— После Билялетдинова в «Ак Барс» пришел Квартальнов. Вы четыре года вместе играли в Казани…

— То, что мы играли вместе, — это хорошо, но с тех пор прошло много лет. Мы стали тренерами, к тому же у Дмитрия Вячеславовича свой тренерский штаб. У него было свое понимание, они вместе многое прошли. Считаю, что это нормальный рабочий процесс.

«Билялетдиов мне дал очень многое за те три года, в которые мы вместе работали» «Билялетдинов мне дал очень многое за те три года, в которые мы вместе работали» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Уходить из дома, где ты востребован, — для чего и зачем?»

— В Казани вы дважды стали чемпионом: игроком — в 1998 году, тренером — в 2018-м. Какое из этих чемпионств более ценно?

— Ценны оба. Между этими победами большой промежуток. Когда я был игроком, мы за несколько матчей до конца сезона досрочно стали чемпионами. А когда тренером, вспоминаю, как мы забили гол в большинстве и счет стал 1:0. Как мы выстояли впятером против 6 полевых игроков соперника — это дорогого стоит.

— В чем была главная сила чемпионского «Ак Барса» 2018 года?

— В тренере, коллективе единомышленников, хорошем подборе российских игроков и легионеров — все сложилось воедино. Каждый много и кропотливо работал, это дало результат.

— С кем из чемпионов 1998 года общаетесь?

— С Дмитрием Балминым, Ильнуром Гизатуллиным, Рафой Якубовым, Айратом Кадейкиным. Мы все были близки, когда были партнерами по команде, но жизнь нас разбросала. Тем не менее стараемся поддерживать связь — например, в мае прошлого года съехались в Казань, провели хороший матч.

«Жизнь нас разбросала, но мы стараемся поддерживать связь» (на фото — Айрат Кадейкин) «Жизнь нас разбросала, но мы стараемся поддерживать связь» (на фото — Айрат Кадейкин) Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какой подход у Моисеева был лично к вам?

— Каким бы ни был тренер, требовательным или нет, только по завершении карьеры ты понимаешь, что он хотел только лучшего, хотя ни один тренер не может быть идеальным для всех игроков.

— Вы более 10 лет работаете тренером. Сейчас что-нибудь берете из наработок Моисеева?

— Тот хоккей ушел в прошлое, игра стала кардинально другой: размер площадки, система, скорости — все изменилось. Раньше было больше времени, чтобы принять решение, сейчас нужно быстрее думать.

— Вы провели в «Ак Барсе» 14 сезонов подряд. Могли ли в какой-то момент уйти?

— Уходить из дома, где ты востребован, — для чего и зачем? Я был доволен условиями. В 2004-м, когда я уходил из «Ак Барса», руководство, скорее всего, хотело большего результата. Возможно, думали, что без меня команда сыграет лучше. Это спортивная жизнь: рано или поздно хорошее всегда заканчивается.

«Появится предложение — с удовольствием рассмотрю. Но сегодня я в „Сибири“ и хочу делать своё дело честно» «Появится предложение — с удовольствием рассмотрю. Но сегодня я в «Сибири» и хочу делать свое дело честно» Фото: «БИЗНЕС Online»

— То есть вы ушли из «Ак Барса» не по своему желанию?

— Мне не стали предлагать контракт, а тут на меня вышел Борис Петрович Михайлов, который был главным тренером в СКА. Им требовался опытный игрок — я уехал на два года в Санкт-Петербург.

— Хотели бы снова вернуться в «Ак Барс» тренером?

— Появится предложение — с удовольствием рассмотрю. Но сегодня я в «Сибири» и хочу делать свое дело честно.