«Рубин» проводит сборы в Турции — наш корреспондент попал на тренировки команды «Рубин» проводит сборы в Турции — наш корреспондент попал на тренировки команды Фото: rubin-kazan.ru

Ассистенты в роли полевых

«У вас есть характер, но есть и пижонство. Нужно задуматься. Меня давно настораживает, что вы носите в себе мысль, что все хорошо», — этими словами начал первую тренировку после поражений от «Ботева» (0:1) и «Волгаря» (0:2) Рашид Рахимов. Игроки стыдливо прятали глаза, но внимательно слушали речь тренера.

После мотивационной вводной игроки, осмысливая услышанное, побежали круг по полю, а помощники Рахимова Бенджамин Дюррей, Александр Дутов и Олег Кузьмин доводили до идеала инвентарь — измеряли точное расстояние между фишками, аккуратно раскладывали манишки, расставляли мячи.

Дальше Дюррей поделил игроков на три команды, каждой раздав манишки определенного цвета. Задача проста: линией из игроков резко перестроиться к фишкам определенного цвета, сделать передачу на закрепленного тренера — Дутова или Кузьмина. Дюррей в таких упражнениях спец, и вообще его фирменный конек — интерпретации разного рода квадратов. Немец даже написал о таких упражнениях книгу «Рондо в футбольной тренировке».

Дюррей написал книгу об упражнениях в футболе Дюррей написал книгу об упражнениях в футболе Фото: rubin-kazan.ru

Есть тренеры, которые наблюдают за тренировкой с чашечкой кофе возле бровки, а то и вовсе на трибуне. Рахимов не из таких. Он вовлечен в процесс и всегда перемещается по полю, сам одет в тренировочную форму и при необходимости вводит мяч в игру. 58-летний наставник в прекрасной физической форме, ежедневно занимается в тренажерном зале, а одна из его привычек — это индивидуальная тренировка перед игрой. Своего рода ритуал. Наверняка и его помощники тоже спортивного мышления: Дутов и Кузьмин и вовсе играют роль полевых игроков в упражнениях. Не скажешь, что они закончили с игровой карьерой несколько лет тому назад.

Отдельно стоит отметить переводчика Артура Заставниченко. Жаль, на нем нет датчика движений, чтобы отследить его километраж за тренировку. Частые рывки к иностранцам для перевода случаются не реже, чем раз в три минуты. Рахимов и сам переключается на разные языки — его знания позволяют говорить на английском, персидском, сербском, испанском, немецком, а Артур любой из них может перевести на русский. При этом получается не сухой перевод — Заставниченко передает даже эмоциональность тренера.

Переводчик Заставниченко не только переводит слова, но и доставляет до игроков эмоциональный посыл Переводчик Заставниченко не только переводит слова, но и доставляет до игроков эмоциональный посыл Фото: «БИЗНЕС Online»

После поражения от «Волгаря» Рахимов не стал мучить игроков бегом с нагрузками и утяжелителями, а провел работу над ошибками. Исправляли те моменты, которые тренеру особо не понравились, моделируя их на поле. Рахимов буквально каждому объяснил, кто и что должен делать. Без критики, оскорблений и даже нецензурных слов. Лишь раздражался в тех случаях, когда игроки после объяснений раз за разом делали неправильно.

Ничего лишнего

Что выводит тренера из себя, так это то самое пижонство. В упражнении на завершение атаки некоторые пытались сыграть изящно. «Зачем? Просто забей! Зачем это все? Поставь ногу, оцени положение», — говорил Рахимов, приостановив упражнение громким свистком. В перерывах на водопой один из игроков сел на корточки — Рахимов сделал замечание: «Так не сиди. Если сел — сделай приседание с прыжком, а просто не сиди — ноги забьются». Другому крепко досталось за то, что в игровом упражнении, сыграв пяткой, потерял мяч на своей половине поля — тренер отчитал его перед всей командой. Повторить финт больше никто не рискнул.

При этом будет заблуждением думать, что Рахимов пресекает любые попытки сыграть неординарно. Наоборот, Дардан Шабанхаджай несколько раз за счет техники и скорости выбирался из сложных ситуаций на чужой половине поля — тренер хвалил. Касра Тахери брал игру на себя, Никола Чумич и Лазар Ранджелович лезли в обыгрыш — всех их Рахимов поддержал. На чужой половине поля это имело смысл. Наставник жестко пресекает ошибки в простых ситуациях, в простых передачах и на своей половине поля.

Рахимов не поощряет слишком сложные действия на поле Рахимов не поощряет слишком сложные действия на поле Фото: «БИЗНЕС Online»

Все тренировки разные

Любой учитель или тренер скажет, что у него в классе/команде нет любимчиков, но со стороны видно особое отношение к отдельным игрокам. Но как не относиться по-особенному к Тахери, который, кроме персидского, не понимает никакого другого языка? Даку Рахимов отчитывает по-отечески и больше подбадривает, чем критикует. Но внимание уделяется каждому. Порой тренировки и игры дают противоречивую информацию. Вот Умарали Рахмоналиев: в играх молодой узбекистанец не так заметен, зато на тренировках полон уверенности в себе, отдает передачи с двух ног, берет на себя ответственность.

В воскресенье футболисты провели две тренировки на поле, в понедельник — одну. Все они разные После двух поражений интересно увидеть, какие выводы сделали игроки. Следующий соперник, пожалуй, самый грозный из всех на этих сборах. У «Арды» встреча с «Рубином» предпоследняя перед стартом чемпионата. Т. е. болгары сейчас вышли в свой пик подготовки, игроки в оптимальной форме.

Штрафов за сахар нет

В «Калисте», где проживает «Рубин», питание «все включено». Правда, не для игроков. В некоторых клубах установлен лимит по калориям, кто-то запрещает чизкейки или тортики. В «Рубине» более лояльный европейский подход. Игрокам не говорят, чем питаться на завтрак или обед, поэтому выбор блюда — дело сугубо личное. Хотя в ассортименте мясо любого вида, фрукты, овощи, рыба и любые напитки, но ни разу не было замечено, чтобы кто-то из футболистов злоупотреблял доверием.

В любом случае, набрав тарелку, игроки сидят все вместе рядом с тренерским штабом. Если увидят «праздник желудка», последует не очень приятный разговор. Но есть нюанс — некоторым игрокам все-таки есть рекомендации по приему пищи ввиду восстановления.

Кухня отела «Калиста» Кухня отеля «Калиста» Фото: «БИЗНЕС Online»

В «Регнуме», где до этого базировался «Рубин», у команды была отдельная кухня со своим шеф-поваром. Здесь же всё на общей кухне и в общем зале. Хотя в соседях «Арсенал» и «Навбахор», у каждого клуба своя зона питания. Чаще всего знакомые между собой футболисты перекидываются несколькими словами. Константин Нижегородов и Артем Попов тепло встречают бывших экс-одноклубников, вспоминая старые истории или розыгрыши.

Рахимов смотрит за будущими соперниками

В свободное от игр и тренировок время игроки вольны распоряжаться досугом по своему усмотрению. Молодежь играет в приставку, кто-то прогуливается по территории отеля, который, кстати говоря, в трех минутах ходьбы от моря. Чумич смотрит матчи Евролиги с участием сербских команд. Он живет в одном номере со своим другом Ранджеловичем. Даку — с Вуячичем, а его друг Шабанхаджай — с Тахери.

Тренерский штаб сосредоточен на анализе игр и тренировок, но находит время выбираться на другие матчи. Рахимов посетил товарищеские игры российских клубов в соседних отелях. Ходил на ЦСКА – «Факел» и «Ахмат» – «Сочи». Эти визиты тренер прокомментировал так: «Мы даже на табло не смотрели, были интересны другие вещи».