Ежегодное общее собрание Татпотребсоюза началось с посещения новой казанской макаронной фабрики Ежегодное общее собрание Татпотребсоюза началось с посещения новой казанской макаронной фабрики Фото: Сергей Елагин

Экскурсия по макаронной фабрике и музею Татпотребсоюза

Ежегодное общее собрание Татпотребсоюза накануне началось с посещения президентом РТ Рустамом Миннихановым новой казанской макаронной фабрики. Производство на ней было запущено менее месяца назад — объем выпуска изделий в будущем достигнет 5 т в день. Экскурсию провел председатель правления Татпотребсоюза Рашат Шаймарданов. Вместе с ними посетил макаронную фабрику гость из Москвы — председатель совета Центросоюза РФ Дмитрий Зубов, а также министр сельского хозяйства РТ Марат Зяббаров. Пишущую прессу на мероприятие не пустили, но, как сообщается на сайте главы региона, ежегодно райпо и магазины потребительских кооперативов готовы покупать и реализовывать 800 т макаронной продукции фабрики. Остальные 700 т будут попадать в торговые сети республики.

После того как гости полюбовались процессом производства макаронных изделий, а также удостоверились, что паллеты уже полны упаковок с только что произведенными рожками, они отправились в здание Татпотребсоюза, расположенное в 10 минутах ходьбы. Здесь Минниханову снова провели экскурсию — уже по музею Татпотребсоюза, который воссоздали в этом году. Рассказали об истории кооперативов Татарстана и показали магазин, выполненный в советском стиле и наполненный аутентичными продуктами. «Состоишь ли ты членом кооператива?» — строго вопрошал со стены плакатный крестьянин с косой. После неформальной части Минниханов в приподнятом настроении занял свое место в президиуме.

Как считает Шаймарданов, важнейшей задачей на будущее является развитие электронной торговли изготавливаемой кооперативами продукции Как считает Шаймарданов, важнейшей задачей на будущее является развитие электронной торговли изготавливаемой кооперативами продукции Фото: Сергей Елагин

«Торговля на селе — это сердце потребительской кооперации, она необходима в каждом селе и деревне»

О том, как татарстанские кооператоры прожили 2023 год, рассказал председатель правления Татпотребсоюза Шаймарданов. Начал он с того, что с начала СВО кооператоры республики перечислили как бойцам в зоне спецоперации, так и пострадавшим жителям новых регионов страны 13,7 млн рублей на приобретение товаров первой необходимости, оборудования, средств защиты и транспорта. В это время включили короткий видеоролик, снятый в зоне СВО.

«Татпотребсоюз, рэхмет, ура!» — восклицали с экрана благодарные бойцы.

Татпотребсоюз даже организовал в Лисичанске и Рубежном торговые точки, где продают продукцию предприятий потребкооперации из РТ. Работники райпо и кооперативов освоили изготовление маскировочных сетей, окопных свечей, различных приспособлений и оборудования.

Во время операции «Буран», когда города и районы буквально засыпало снегом, кооператоры тоже не остались в стороне — обеспечивали людей, попавших в сложную погодную ситуацию, горячим питанием, вовремя развозили хлеб и товары первой необходимости сельчанам. Это, как считает Шаймарданов, еще раз подчеркивает социальную важность кооперативов.

Далее спикер подвел итоги сразу трех лет работы в рамках концепции развития потребкооперации в РТ, принятой на 2021–2025 годы. Выручка за три года составила 61,3 млрд рублей, причем каждый год она увеличивалась на 10%. 54% средств принесла заготовительная деятельность, 26% — розничная торговля, 14% — производство собственной продукции и 5% — общественное питание.

Розничный товарооборот за последние три года составил более 16,8 млрд рублей (рост 18%). «Торговля на селе — это непрерывная система продажи товаров первой необходимости. Это сердце потребительской кооперации, она необходима в каждом селе и деревне в любой форме — автолавка или стационарный магазин», — уверен глава Татпотребсоюза.

135 автолавок в мобильном формате торгуют в 1,2 тыс. населенных пунктов. Ежемесячный товарооборот каждой машины в среднем — по 376 тыс. рублей. За три года построено уже 136 пунктов комплексного обслуживания населения — это такие сельские магазины обновленного формата. В 2024-м будет построено еще 9. Шаймарданов призвал равняться на лидеров — магазины молькеевского сельпо и алексеевского райпо, где каждому покупателю в год продают товаров на сумму более 28 тыс. рублей. Ежегодно в сельпо растут продажи алкоголя (плюс 3% в год).

Как считает главный кооператор региона, важнейшей задачей на будущее является развитие электронной торговли, использование площадок Ozon, «МегаМаркет», Wildberries.

Объем производства собственной продукции за три года составил 8,2 млрд рублей. Наиболее развито производство хлеба и хлебобулочных изделий, на них приходится основная доля в структуре выпускаемой продукции Объем производства собственной продукции за три года составил 8,2 млрд рублей. Наиболее развито производство хлеба и хлебобулочных изделий, на них приходится основная доля в структуре выпускаемой продукции Фото: «БИЗНЕС Online»

«На телеге с лошадью заготовитель посещал каждую деревню — предлагал свистульки детворе за куриные яйца…»

Заготовительная деятельность ежегодно растет на 10%, за три года выручка заготовителей составила 33 млрд рублей. С одного двора закуплено продукции на сумму 43 тыс. рублей.

Кооператоры заготавливают кожсырье, шерсть, картофель и овощи, а совместно с сельскими школьниками — лекарственное сырье и др. Проводят даже курсы для начинающих.

Вспомнил Шаймарданов, как работали заготовители в советское время. «Многие из вас помнят: на телеге с лошадью заготовитель посещал каждую деревню — предлагал свистульки детворе за куриные яйца, собирал все виды сырья из подворья», — ностальгировал спикер, заявляя о необходимости вернуться к выездной форме заготовок.

Предполагается, что по селам по определенному графику будет ходить спецтранспорт, собирающий сырье. «В обеспечении автотранспортом мы надеемся, что вы, Рустам Нургалиевич, как всегда, поддержите нас!» — обратился Шаймарданов к президенту РТ под аплодисменты зала.

Объем производства собственной продукции за три года составил 8,2 млрд рублей (рост в 1,7 раза за три года). Наиболее развито производство хлеба и хлебобулочных изделий.

«На полную мощность задействована макаронная фабрика. Ее продукция должна быть на полках каждого магазина и на предприятиях общественного питания», — заявлял главный кооператор региона, который только утром провел для Минниханова экскурсию по новой макаронной фабрике.

«На полную мощность задействована макаронная фабрика. Ее продукция должна быть на полках каждого магазина и в предприятиях общественного питания» «На полную мощность задействована макаронная фабрика. Ее продукция должна быть на полках каждого магазина и на предприятиях общественного питания» Фото: Сергей Елагин

«Наши производственные предприятия научились и умеют производить, но не умеем торговать», — сетовал кооператор. И вновь обратил внимание на то, что сегодня маркетплейсы — «один из самых эффективных каналов продаж», которые позволяют выходить за пределы района и республики. «Широко пользуются такой формой реализации товаров агрызское райпо, кукморский кооператив, бугульминский и бавлинский хлебозаводы. Они смогли найти точку сбыта далеко за пределами республики», — хвалил кооператор.

В общепите оборот за три года составил 3 млрд рублей (рост в 2 раза). «К концу 2023-го товарооборот составил уже 1 миллиард 270 миллионов рублей с ростом по году 30 процентов», — сообщил Рашат Рифкатович. Ставку надо делать на современные форматы, наставлял спикер, например, продавать продукцию в формате «доставка еды» и «навынос». В пример он привел фирменную сеть пекарен в Бугульме.

В целом за три года кооператорами была получена прибыль 830 млн рублей. В отрасли работают 3,5 тыс. человек. В бюджеты разных уровней уплачено налогов и сборов на 2,2 млрд рублей. Объем инвестиций за три года составил 2 млрд 724 млн рублей. Долгов перед государством кооператоры не имеют, но без проблем все равно не обходится.

«Требует своего решения проблема низкого уровня заработной платы», — ратовал Шаймарданов. Средняя зарплата в отрасли всего 34,5 тыс. рублей, что на 26% ниже, чем в организациях сельского хозяйства.

Кооператоры должны развиваться в части сельского туризма, уверен глава Татпотребсоюза, ведь они «могут удивить туристов вкусными блюдами татарской кухни». «Ожидая сельской „экзотики“, туристы предпочитают отдыхать с максимальным комфортом, поэтому организациям потребительской кооперации необходимо развивать гостиничный бизнес на селе», — напоминал он. И одной такой новой туристической точкой на карте Казани может стать тот самый музей потребкооперации.

Дмитрий Зубов: «Некоторые мои коллеги даже с ревностью критикуют. Говорят, что я все время в Татарстане. Я отвечаю: «Работайте так же, как в Татарстане» Дмитрий Зубов: «Некоторые мои коллеги даже с ревностью критикуют. Говорят, что я все время в Татарстане. Я отвечаю: «Работайте так же, как в Татарстане» Фото: Сергей Елагин

«Зарплата 35 тысяч рублей. Мне стыдно за эту цифру»

После доклада Шаймарданова свою речь произнес московский гость Зубов: «Мне всегда очень приятно быть в Татарстане. Некоторые мои коллеги даже с ревностью критикуют. Говорят, что я все время в Татарстане. Я отвечаю: „Работайте так же, как в Татарстане“», — начал он свое выступление.

Похвалил он и Минниханова, напомнив, что в прошлом тот и сам работал в системе потребкооперации. «Он не забывает своих корней. За 7 лет на посту председателя Центросоюза ни разу не слышал от него отказа, только поддержка», — дополнял благодарности Зубов. Для контраста он отметил, что некоторые молодые губернаторы вообще не знают о существовании потребительских союзов: «А вы разве еще живы, кооперация?» — привел их слова Зубов.

«Мы сегодня стали заметны. И стали заметны благодаря труду. За цифрами стоят наши труженики с зарплатой 35 тысяч рублей. Мне стыдно за эту цифру», — подводил Зубов к проблеме низких зарплат отрасли. И тут же порадовал новостью о восстановлении санатория Центросоюза, мол, раньше таких санаториев были десятки, однако нашлись люди, которые их раздали за бесценок.

Минниханов заявил, что хотя план по открытию в каждом районе потребительского общества выполнен, но на деле в 8 районах райпо так и остались «неполноценными» Минниханов заявил, что хотя план по открытию в каждом районе потребительского общества и выполнен, но на деле в 8 районах райпо так и остались «неполноценными» Фото: Сергей Елагин

«Резиновые сапоги надеть нужно»

Подвести итоги работы кооператоров в 2023 году предстояло Минниханову. В селах РТ проживают 934 тыс. человек, все они нуждаются в качественных услугах, как в городе, и, кроме потребительских кооперативов, эту задачу решить никто не сможет. «Если кто-то это недопонимает, то очень обидно. От этого страдают сельские жители, которые и так во многом ущемлены по сравнению с городскими», — сожалел президент.

Минниханов напомнил о ранее поставленной задаче — открыть в каждом районе потребительские общества. Формально этот план выполнен, но в 8 районах райпо остались «неполноценными», т. е. не выполняют все возложенные на них функции (заготовка, переработка, торговля и общественное питание).

Это в городе: заказал доставку — и через 15 минут все привезли. В отдаленные села и деревни продукцию и товары первой необходимости привозят автолавки. Сами машины для кооперативов закупают на средства госпрограммы, но важно не только доставить, но и качественно обслужить.

В крупных селах создают стационарные магазины. «Они должны эффективно работать. Оборот не менее 500 тысяч рублей. Для этого нужен хороший ассортимент и необходимо держать ценовую линию», — подсказывал Минниханов.

Нужно находить применение пустующим и неэффективно используемым площадям Татпотребсоюза. Там, где нет высокой необходимости в торговле, можно открывать цеха (кондитерские, швейные), чтобы был использован «каждый квадратный метр».

Макаронная фабрика президенту понравилась, но он уверен, что подобных цехов в республике должно быть больше. «Что это такое? Один макаронный цех. Хорошо, конечно, когда ничего не было. Это в каждом большом районе, городе надо поставить», — возмутился он.

Скромной ему показалась маржинальность предприятий переработки — только в 10%, а также выручка 107 сельпо — всего 3 млрд рублей. Сосредоточенность на производстве хлеба и хлебобулочных изделий (65%) тоже не радует. Он призвал разнообразить ассортимент, быть более «гибкими и современными», подстраиваться под пожелания потребителя, который не такой, как раньше.

Тем не менее он выразил огромную благодарность всем участникам совета, назвав их «патриотами кооперации». А вот руководство районов он призвал изменить отношение к кооперации. «Многие коллеги не понимают. Они в деревне ни дня не жили. Резиновые сапоги надеть нужно. Как обеспечить сельское население хлебом, товарами первой необходимости? У нас другой структуры, [кроме как потребкооперации], нет», — завершил собрание Татпотребсоюза Минниханов.