Участники дискуссии поговорили в том числе о реализации национального проекта «Экология», действие которого завершается в этом году. Время подводить предварительные итоги Участники дискуссии поговорили в том числе о реализации национального проекта «Экология», действие которого завершается в этом году. Время подводить предварительные итоги

60,5 млрд рублей на экологию за 6 лет

В решении экологических проблем один из главных факторов — это диалог власти, бизнеса, науки и общества. Вокруг этого, казалось бы, банального тезиса строилась беседа на очередном заседании экспертного клуба «Волга», прошедшем накануне в Казани. Тезис очевидный, но оттого не становится менее актуальным. Участники дискуссии поговорили в том числе о реализации национального проекта «Экология», действие которого завершается в этом году. Время подводить предварительные итоги.

За последние 6 лет на природоохранные мероприятия в Татарстане направили 60,5 млрд рублей, из них 17,6 млрд — бюджетные деньги. Сумма предотвращенного возможного ущерба за это же время составила более 65 млрд рублей, а экологическое благополучие улучшено для 3,5 млн жителей республики, рассказал министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков.

В 2023 году Татарстан принял участие в четырех федеральных проектах нацпроекта «Экология» — это «Оздоровление Волги», «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение лесов».

Были завершены два крупнейших пилотных проекта:

— в рамках проекта «Чистая страна» завершилась рекультивация Самосыровского полигона площадью более 14 гектаров. Работы велись с 2021 по 2023 год, удалось улучшить качество жизни порядка 350 тыс. человек.

— по проекту «Оздоровление Волги» завершился демонтаж бездействующих трубопроводов Озерного месторождения нефти в акватории Нижнекамского водохранилища. Стоимость реализации составила 930,5 млн рублей.

В 2024 году завершается проект рекультивации иловых полей — одного из наиболее крупных объектов накопленного вреда, представляющих угрозу для Волги. Рекультивация идет в связке с тотальной реконструкцией очистных сооружений. Проект пилотный и пока единственный в подобных масштабах в России. Работы ведутся в рамках проекта «Оздоровление Волги», их стоимость превышает 8 млрд рублей.

Таких показателей удалось достичь в том числе благодаря работе с учеными, отметил министр. Например, без науки «не смогли бы подойти» к решению проблемы иловых полей. «Рассмотрено 36 разных технологий, которые реализованы по всему миру, — отметил Шадриков. — А нацпроект „Экология“ позволил нам ликвидировать накопленную проблему». Другой показательный пример — рекультивация и дегазация Самосыровской свалки.

Степан Калмыков (справа): «Если мы думаем не только о завтрашнем дне, а еще и о послезавтрашнем, то естественно решение экологических задач является важнейшим приоритетом» Степан Калмыков (справа): «Если мы думаем не только о завтрашнем дне, а еще и о послезавтрашнем, то, естественно, решение экологических задач является важнейшим приоритетом»

«Здоровье людей, продолжительность жизни — это в том числе экономические показатели»

Цивилизованное государство отличается от нецивилизованного тем, что вкладывают в науку и экологию, подхватил доктор химических наук, вице-президент Российской академии наук (РАН) Степан Калмыков. «Если мы посмотрим на экономический эффект от [решения] экологических проблем… Это не просто людям стало проще или комфортнее дышать. Это здоровье, продолжительность жизни, а это уже в том числе и экономические показатели. Здоровый человек дольше работает, платит налоги и так далее, — посмотрел эксперт на тему с неочевидного ракурса. — Это важнейшая вещь. Поэтому если мы думаем не только о завтрашнем дне, а еще и о послезавтрашнем, то, естественно, решение экологических задач является важнейшим приоритетом».

Пример тандема «власть – наука» — это подписанное в 2019 году соглашение между минэкологии РТ и РАН. Кстати, это первый подобный документ в России, направленный на решение экологических проблем. Это «очень широкое соглашение», отметил Калмыков. «Оно одновременно касается и вопроса экспертизы (а РАН является ведущим экспертным органом, мы осуществляем до 50 тысяч экспертиз самых различных в год), и проектов, госзаданий институтов и университетов, каких-то крупных государственных программ. Конечно же, это конкретные проекты, например связанные с Нижнекамским промышленным узлом, с переработкой нефти», — поделился он.

«Понимают проблему» и сами предприятия Нижнекамского промузла, которые занимаются сокращением выбросов в атмосферу. Например, в 2018 году на качество атмосферного воздуха там от местных жителей поступило 568 жалоб, а по итогам прошлого — всего 60, заметил Шадриков.

Сегодня очень важно говорить об «экологоориентированной» экономике и открытости промышленных предприятий, продолжил министр. Глава ведомства рассказал, что в Татарстане министерство следит за качеством воздуха с помощью 17 автоматических станций контроля. Еще 10 открыли сами предприятия республики и активно делятся своими данными. На прошлой неделе было подписано соглашение с еще одним предприятием на открытие такой станции.

Дмитрий Шиллер: «Проект по очистке малых рек, на мой взгляд, необходим. Тем более мало городов, которые могут похвастаться реками, которые имеют название города» Дмитрий Шиллер: «Проект по очистке малых рек, на мой взгляд, необходим. Тем более мало городов, которые могут похвастаться реками, имеющими название города»

«Чем глубже мы вмешались в природу, тем глубже мы должны ей помочь»

Тандем власти и науки вызывает у людей доверие, такой подход помогает объяснить обществу проблемы на «человеческом языке», рассуждал на заседании клуба председатель отделения Российского географического общества (РГО) в Татарстане Дмитрий Шиллер.

Он напомнил о проекте по улучшению экологического состояния рек и водоемов. Реализуется он на реке Казанке совместными усилиями минэкологии РТ и РГО. Суть проекта в выявлении источников воздействия на Казанку, обнаружении источников загрязнения. К сожалению, с карты Татарстана за последние 50 лет исчезло 3,1 тыс. водных объектов.

«Чем глубже мы вмешались в природу, тем глубже мы должны ей помочь. Проект по очистке малых рек, на мой взгляд, необходим. Тем более мало городов, которые могут похвастаться реками, имеющими название города, — Казанка, Москва-река. Такие сакральные истории мы должны не просто беречь, а поддерживать, вычищать и делать из них зоны притяжения», — подчеркнул эксперт.

Марсель Гильмеев (слева) привел результаты опроса, проведенного совместно с проектом «Татарстан — республика достижений». Оказалось, что 71% опрошенных жителей республики оценивают ситуацию с экологией в РТ как «выше среднего» Марсель Гильмеев (слева) привел результаты опроса, проведенного совместно с проектом «Татарстан — республика достижений». Оказалось, что 71% опрошенных жителей региона оценивают ситуацию с экологией в РТ как «выше среднего»

«Лет 20 назад у нас пешеходы были второстепенными на улицах»

Жители Татарстана достаточно большое внимание уделяют вопросам экологии, отметил руководитель обособленного подразделения АНО «Диалог Регионы» в РТ Марсель Гильмеев. Он привел результаты опроса, проведенного совместно с проектом «Татарстан — республика достижений». Оказалось, что 71% опрошенных жителей региона оценивают ситуацию с экологией в РТ как «выше среднего» или «средне». 95% респондентов учитывают вопросы экологии при переезде.

На 4,6–4,7 из 5 баллов жители РТ оценили улучшение качества воды, воспроизводство лесов, рекультивацию свалок, снижение объемов выбросов в атмосферу.

А чего жители РТ ждут в будущем? Как отметил эксперт, это развитие инфраструктуры для организации раздельного сбора мусора, продолжение программы по очистке водоемов и озеленению территорий, развитие инфраструктуры для электротранспорта, продолжение контроля за промышленными предприятиями и работы по повышению экологического воспитания.

Экологическое просвещение, по словам Калмыкова, медленный и поступательный процесс. «Лет 20 назад у нас пешеходы на улицах тоже были второстепенными, а теперь их все пропускают. Научились же, — напомнил он. — А это (просвещениеприм. ред.) то же самое. Приезжаешь куда-то на берег реки или озера, кушаешь и не бросаешь тут же мусор».

Что касается электротранспорта, то для его развития необходимо развивать инфраструктуру, связанную с производством источников накопителей тока, утилизацией. «Почему бензиновый транспорт [такой популярный сейчас]? Потому что на любом перекрестке у вас есть заправка», — заметил Калмыков.

Глава минэкологии рассказал о работе по сохранению популяции соколов-балобанов. Он <a href="https://www.business-gazeta.ru/news/618534" target="_blank">напомнил</a>, что эти птицы пропали из поля зрения специалистов 50 лет назад Глава минэкологии рассказал о работе по сохранению популяции соколов-балобанов. Он напомнил, что эти птицы пропали из поля зрения специалистов 50 лет назад

Соколы-балобаны и норичник теневой

Еще одним вопросом встречи стало биоразнообразие в республике. Глава минэкологии рассказал о работе по сохранению популяции соколов-балобанов. Он напомнил, что эти птицы пропали из поля зрения специалистов 50 лет назад. Но в прошлом году в республику привезли 10 соколят, которых вывели в питомниках в Подмосковье.

«В рамках границы реки Казанки есть ООПТ (особо охраняемая природная территорияприм. ред.) республиканского значения — „Русско-Немецкая Швейцария“. Очень много было дискуссий, почему там ООПТ, — привела пример начальник отдела Института пространственного планирования РТ Дарья Толовенкова. — А потому что там растет норичник теневой и текут родники. С коллегами из КФУ делали различные эксперименты. [Они пришли к выводу], что он больше не растет, если его поливать другой водой, а вот именно этот химический состав воды позволяет ему развиваться».

Благодаря усилиям ученых и активистов в Казани появился питомник краснокнижных растений, также отметила участница беседы. «Не хочу утверждать, но, кажется, это первый после распада СССР питомник краснокнижных растений в России», — заметила она.