Низкая девелоперская активность и развитие онлайн-торговли привели к снижению обеспеченности жителей российских городов-миллионников торговыми центрами, пишет «Коммерсантъ». Наиболее заметное сокращение зафиксировано в Красноярске и Казани — на 7−8%.

По итогам 2023 года обеспеченность площадями в ТЦ в городах-миллионниках составила 500 кв. м на 1 тыс. человек, сократившись на 1,5%, подсчитали в NF Group. Снижение наблюдается в 10 из 15 рассматриваемых городов, тогда как ранее соответствующий показатель демонстрировал преимущественно положительную динамику, отмечают аналитики.

Фото: «БИЗНЕС Online»

За прошедший год самое выраженное снижение зафиксировали в Красноярске — на 8% (до 345 кв. м на 1 тыс. человек) и Казани — на 7,5% (до 363 кв. м), а также в Екатеринбурге — на 5,7%, Санкт-Петербурге — на 3,5%, Москве — на 1%. Директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева объясняет тенденцию тем, что в 2023-м во многих крупных городах не открывались новые ТЦ, при этом рост населения сохранялся.

Российский рынок торговой недвижимости находится под давлением внешних факторов с начала пандемии, к которым добавился массовый уход зарубежных брендов. По данным консалтинговой компании Nikoliers, в России в 2021 году введено 837,9 тыс. кв. м, в 2022-м — только 250 тыс. кв. м, а в 2023-м — 246 тыс. кв. метров. Девелоперы неактивно анонсируют новые проекты: увеличение ключевой ставки ЦБ привело к росту стоимости финансирования.