Дина Лаврикова возглавила АО «Нэфис Косметикс» в декабре 2020 года Дина Лаврикова возглавила АО «Нэфис Косметикс» в декабре 2020 года Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

Дина Лаврикова возглавила АО «Нэфис Косметикс» в декабре 2020 года. Выпускница Казанского государственного технологического университета начала строить карьеру на предприятии в 2004-м с должности менеджера по развитию рынка. Через 6 лет стала руководителем департамента контроля стандартов работы, а в 2012-м — коммерческим директором. Должность директора по продажам Лаврикова заняла в 2014 году. На посту гендиректора сменила Рустема Нуреева.

Об итогах года: иммунитет к изменениям и инвестиции в производство

  • В целом для «Нэфис Косметикс» 2023 год прошел хорошо. Конечно, остаются сложности, вызванные внешними факторами. Но у нас уже выработался некий иммунитет. Не первый год мы живем в постоянно меняющемся мире. Особого эмоционального дискомфорта эти изменения в прошлом году не вызвали.
  • Даже в условиях нестабильности компания продолжила путь развития. Нам есть чем гордиться. Мы закрепили лидерство на российском рынке жидкостей для мытья посуды. Что касается стиральных порошков, в рамках короткого периода времени (июль – август) мы вышли на вторую позицию на рынке вместо третьей. Традиционно первые места в порошках занимают транснациональные компании. Ставим перед собой цель в следующем году закрепить за собой «серебро» в рамках долгосрочного периода.
  • Каждый год мы достаточно много средств вкладываем в модернизацию и поддержание инфраструктуры, расширение производственных мощностей. В прошлом году на эти цели ушло около 800 млн рублей. Это существенно больше, чем в 2021-м и предыдущие годы, но на уровне инвестиций 2022-го. Мы их не сокращаем, хотя времена непростые. Понимаем, что в этих инвестициях наше будущее.
  • Например, на фоне роста объемов реализации жидких моющих средств (ЖМС) мы запустили уже 10-ю высокоскоростную линию по их производству. Одна такая линия производит сотню тонн готовой продукции в сутки. Также приняли решение вывести участок производства колпачков в отдельный завод.
  • Запустили новое инновационное производство так называемых гель-гранул. По новой технологии происходит умное смешивание жидкой и сухой фракций, благодаря чему средство сочетает в себе функционал геля и качество стирки порошка. Не секрет, что сухие средства пылят и могут долго растворяться в воде, а если они полностью не растворились, то остаются белые разводы на ткани. В гель-гранулах мы объединили хорошую плотность средства, высокую скорость растворения и содержание эффективных компонентов.
  • Что касается замены спецхимии, мы активно работаем с азиатскими аналогами. Что-то появляется и внутри России, но пока это небольшие локализованные производства. Безусловно, такие проекты в рамках года-двух не реализуются, но я надеюсь, что процессы начаты. То, что мы ушли от зависимости от недружественных стран и переключились на аналоги, — это хорошая возможность, но не стопроцентная. Важно развивать технологическую независимость страны.

Каждый год мы достаточно много средств вкладываем в модернизацию и поддержание инфраструктуры, расширение производственных мощностей «Каждый год мы достаточно много средств вкладываем в модернизацию и поддержание инфраструктуры, расширение производственных мощностей» Фото: «БИЗНЕС Online»

О засилье сегмента низкокачественной бытовой химии

  • Сейчас в России в большом объеме стали производить и реализовывать бытовую химию по очень низкой цене. Считаю, что многие из этих средств не удовлетворяют современным критериям и не обладают сильными моющими характеристиками. На мой взгляд, в нашей стране нужно сформировать такую систему оценок, которая бы четко отслеживала появление некачественных товаров бытовой химии.
  • Мне не нравится эта тенденция больше даже с политической точки зрения. Переключение на товары низкого качества формирует не очень хорошую репутацию для тех продуктов, которые производятся внутри страны. Со временем люди начинают искать качественные товары, но производителям, привыкшим работать в низком ценовом сегменте, тяжело перестроиться. Легко сделать простое дешевое средство, и много усилий и вложений надо для того, чтобы произвести действительно хороший продукт.
  • Сложившаяся тенденция повлияла и на нашу компанию: объемы производства и реализации наших продуктов по итогам года сократились примерно на 15%. Но мы осознанно не идем в сегмент низкокачественных товаров, потому что уважаем и ценим своего потребителя, не предлагаем ему такой продукт. Готовы терпеть потери натурального объема в надежде на то, что покупатели вернутся к хорошим, качественным товарам. Ведь если смотреть на расход продукта, то никакой экономии от применения дешевых моющих средств нет. Наша компания продолжит поддерживать высокую планку своей продукции.

О снижении собственных цен: «Резерва больше нет»

  • По сравнению с 2022 годом цены на нашу продукцию снизились в среднем на 10%, т. к. в рамках промоакций мы смогли дать покупателям хорошие скидки. Если у нас появляется возможность с помощью каких-то акций давать дополнительную скидку, мы ее всегда щедро используем. Но больше такого резерва у нас нет.
  • В 2023 году произошел серьезный рост транспортных затрат, а они у нас составляют немалую часть [в себестоимости], поскольку «Нэфис Косметикс» обслуживает всю Россию: от Дальнего Востока до юго-западной части нашей страны. Расходы на логистику в разных направлениях выросли в среднем на 25%.
  • Кроме того, по сравнению с предыдущим годом сильно подорожала валюта. Санкции не лишили нас возможности покупать импортное сырье и оборудование. Но рост курса валют лег большими дополнительными затратами и «съел» ощутимую часть прибыли.
  • Третий серьезный аспект — рост фонда оплаты труда. Дефицит кадров толкает нас к повышению заработной платы сотрудникам. Зарплаты у 90% производственного персонала выросли на 40%.
  • Также на финансовые результаты компании влияет рост ключевой ставки. Обслуживание портфеля кредитов становится все сложнее.
  • Цены могут снизиться только тогда, когда уменьшатся затраты производителя. Если заставить снижать цены в условиях, когда расходы только растут, то через год производителя просто не станет. В таких условиях мы рискуем вернуться в историю, когда в стране существовал только сектор «купи-продай» и вся экономика крутилась вокруг него. Это нефундаментально и ненормально. Наверное, никто из нас этого не хочет. Внутри страны должны быть производства, и их должно быть больше.

Несмотря на рост зарплат, мы все еще испытываем дефицит кадров «Несмотря на рост зарплат, мы все еще испытываем дефицит кадров» Фото предоставлено «Нэфис Косметикс»

О восстановлении экспорта и неушедших конкурентах

  • В прошлом году, если вы помните, экспортное направление у нас сократилось из-за укрепления рубля, тогда по ценам мы стали неконкурентны в странах постсоветского пространства. Сейчас эти объемы восстановились, все хорошо. Доля экспорта в продажах «Нэфис Косметикс» — 10%, как и было раньше.
  • Что касается дальних стран, то в них везде присутствуют свои местные заводы и выдерживать ценовую конкуренцию с учетом дорогой логистики невозможно. Нерентабельно возить на большие расстояния бытовую химию, которая является относительно недорогой продукцией.
  • Если посмотреть на присутствие иностранных компаний в самой России, то это тоже локализованные производства. Отмечу, что, по моим наблюдениям, заявления транснациональных компаний об уходе или сокращении своего присутствия на рынке бытовой химии не были исполнены в полной мере. На нашем рынке не освободились какие-либо ниши, в которые могли бы перейти отечественные производители. Напротив, конкуренция даже усилилась, т. к. появились новые товары, например турецкие.

О господдержке и вложениях в персонал

  • В прошлом году мы включились в национальный проект «Производительность труда» и получили хорошие результаты. Сейчас полученный опыт по улучшению производственных процессов, устранению потерь и внедрению бережливого производства поэтапно тиражируем внутри комбината. Приятным бонусом к этим результатам стало то, что по линии фонда развития промышленности мы получили льготный заем на 300 млн рублей. Эти средства пойдут на развитие завода ЖМС.
  • С 2023 года мы также активно участвуем в программе по поддержке трудоустройства молодежи. По ней государство компенсирует работодателям часть зарплаты молодых сотрудников. В целом «Нэфис Косметикс» работает с молодежью в разных направлениях: у нас развита система наставничества, а осенью стартовала стипендиальная программа для студентов технологического колледжа.
  • Несмотря на рост зарплат, мы все еще испытываем дефицит кадров. Татарстан — промышленный регион, поэтому здесь большая конкуренция за трудовые ресурсы. В основном не хватает рабочего персонала, который, как известно, склонен постоянно передвигаться, перемещаться.
  • Мы с пониманием относимся к этим процессам и видим в них мотивацию для дальнейшей работы над собой. Значит, нам надо еще больше работать, чтобы иметь возможность дальше индексировать заработную плату и модернизировать условия труда, бороться за то, чтобы люди выбирали нашу компанию. Например, в прошлом году мы ввели на комбинате круглосуточное питание, установили для работников вендинговые аппараты, отремонтировали комнаты приема пищи. В следующем году планируем закончить ремонт санитарно-бытовых помещений. Мы стремимся к тому, чтобы быть не только конкурентным работодателем, а лучшим!

Мы продолжим инвестировать средства в улучшение и расширение производственного комплекса. Объемы вложений будут сопоставимы с 2023 годом «Мы продолжим инвестировать средства в улучшение и расширение производственного комплекса. Объемы вложений будут сопоставимы с 2023 годом» Фото предоставлено «Нэфис Косметикс»

О планах на 2024 год

  • Мы продолжим инвестировать средства в улучшение и расширение производственного комплекса. Объемы вложений будут сопоставимы с 2023 годом.
  • Есть планы по диверсификации нашего продуктового портфеля. Центральная заводская лаборатория и научно-производственный центр находятся в постоянном поиске новых идей, решений, рецептур и продуктов, в том числе высокотехнологичных. Нужно постоянно следить за тем, что зарождается на рынке. Вот, например, кажется, что капсулы для стирки появились не так давно, а на самом деле они существуют уже лет 15. И львиную часть успеха в этом сегменте забрали те компании, которые начали заниматься данным направлением с самого начала. Многим кажется, что успех здесь и сейчас, но за ним стоит долгая работа.
  • Это как раз история о том, что, если ты хочешь быть эффективным для своего потребителя, ты должен вкладываться в развитие и инновации, а не производить товары низкого качества, не имея возможности содержать у себя научный центр. Если мы не будем заниматься новыми разработками, то их предложит кто-то другой. А будет еще хуже, если их предложат другие западные компании.
  • Наше внутреннее производство должно быть сильным и интеллектуальным, а это требует инвестиций. Надо любить, уважать своего потребителя, всегда заботиться о нем. Работа, которую мы проводим сегодня, зачастую незаметна вам, но она важна для будущего наших покупателей.

О помощи СВО

  • Я очень горжусь нашими сотрудниками, которые участвуют в СВО. Как они достойно работали здесь, на комбинате, так же добросовестно служат сейчас на благо Родины. Трое наших ребят отмечены государственными наградами.
  • Более 12 млн рублей компания направила на материальную помощь семьям работников, которые ушли на СВО, а также сотрудникам, заключившим контракт. Кроме того, для отправки в зону СВО было закуплено оборудование и техника на 24 млн рублей.
  • Конечно, мы не оставляем без внимания семьи мобилизованных бойцов и погибших участников из Татарстана, а также жителей регионов в зоне СВО. В совокупности в прошлом году им было направлено 331,4 т средств бытовой химии, в которых люди нуждаются каждый день. Также мы покупали и продуктовые наборы.

Если мы будем сильнее ситуаций, которые происходят вокруг нас, мы будем развиваться и будем выигрывать в этой постоянной борьбе за первенство. «Если мы будем сильнее ситуаций, которые происходят вокруг нас, мы будем развиваться и выигрывать в этой постоянной борьбе за первенство» Фото: «БИЗНЕС Online»

Совет предпринимателям

  • Главное — не унывать, потому что жизнь так устроена, что не перестанет преподносить нам сюрпризы. Просто надо иметь внутри себя силу, желание, навыки для того, чтобы бороться с возникающими вызовами. Если мы будем сильнее ситуаций, которые происходят вокруг нас, мы будем развиваться и выигрывать в этой постоянной борьбе за первенство. Сейчас важно работать не покладая рук, не вешать нос и знать, что качественный труд будет вознагражден желаемыми результатами.