Российско-узбекистанские отношения находятся на пике своего развития Российско-узбекистанские отношения находятся на пике своего развития Фото: kremlin.ru

«Не было такого названия этнического»

Российско-узбекистанские отношения находятся на пике своего развития, взаимодействие осуществляется практически во всех сферах. Казалось бы, живи да радуйся, но в последнее время отношения между сторонами омрачены непониманием, возникшим из-за обидных высказываний различных московских политиков и медиаперсон в адрес Ташкента, которые звучат словно по расписанию. Не успеет утихнуть один скандал, связанный с высказываниями одного из руководителей Госдумы Петра Толстого, как возникает новый. Российский МИД РФ уже устал заявлять, что подобные высказывания не имеют ничего общего с внешнеполитическим курсом нашего государства.

Вот и последний случай вызвал широкий резонанс в Узбекистане, заставив напрячься официальные власти страны. Напомним, что только в декабре минувшего года Ташкенту пришлось реагировать на громкое заявление сопредседателя российской партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», писателя Захара Прилепина, который призывал к аннексии Узбекистана и юридической отмене распада СССР. И вот спустя месяц, 22 января, в эфире телеканала «НТВ» известный российский историк-консерватор Михаил Смолин заявил, что узбеков и казахов до революции 1917 года не существовало.

«Смотрите, как появился Казахстан. Сначала он назывался Казакской республикой в составе РСФСР. То есть вообще никаких казахов не было, — сообщил Смолин. — Потом внутри Казахской ССР создали Киргизскую АССР. Потом взяли и отделили ее от РСФСР. То есть там настолько волюнтаристски принимались решения о формировании наций. Например, узбеков никогда не существовало до революции. Не было такого названия этнического. Взяли, создали из нескольких среднеазиатских народов узбеков. Кто такие азербайджанцы? Нет такой национальности».

Если в Казахстане на это заявление не было особой реакции — там уже привыкли, то в Узбекистане по этому поводу разразилась целая дискуссия, в основном в неформальном секторе: социальных сетях, форумах, на общественных площадках. Основная тема: что делать, как реагировать? Ввести ограничения на деятельность российских СМИ, ответить законодательно, например, принять закон о декоммунизации, отказаться от «пережитков» советского прошлого, готовиться к худшему — к мобилизации населения?

МИДу Узбекистана в этот раз не пришлось реагировать: вызывать российского посла, как это было в случае с высказываниями Прилепина, направлять ноту протеста и т. д. Свою роль в нивелировании конфликта, видимо, сыграла почти мгновенная реакция российского МИДа в лице официального представителя ведомства Марии Захаровой, которая заявила: «Упомянутые одиозные высказывания носят чисто субъективный характер, не имеющий ничего общего с теми реалиями, о которых только что было сказано, и остаются целиком на совести автора».

«Создается впечатление, что им интересна такая риторика»

Но все это не смогло остановить дискуссию, развернувшуюся в узбекистанском обществе. И в этот раз не обошлось без особого мнения «узбекского Жириновского», лидера партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), заместителя спикера законодательной палаты Олий Мажлиса Алишера Кадырова, который предложил пересмотреть использование русского языка в образовании, на телевидении и в других сферах.

«Официальная российская сторона ограничивается констатированием странного поведения шовинистов. Создается впечатление, что им интересна такая риторика, — считает Кадыров. — В последнее время мы не слышим ничего, кроме шовинистических высказываний на русском языке. В этом случае нужно подумать о практических мерах по налаживанию отношений. Например, русский язык непропорционально широко используется в образовании и на телевидении русскоязычными соотечественниками, доля которых не достигает и 3 процентов! Этот дисбаланс необходимо исправить».

И этим политик не ограничился. В своем телеграм-канале он развил начатую мысль, но уже с экскурсом в историю. По его словам, обычный человек вполне может и не знать о трехтысячелетней государственности древних тюркских народов, в том числе узбеков. Однако если историк не знает об этом, то такого необразованного специалиста следует игнорировать.

Далее он отметил, что, безусловно, за 3 тыс. лет было достаточно взлетов и падений, но решение Амира Тимура (Тамерлана) не идти на Москву после разгрома войск золотоордынского хана Тохтамыша стало «самой большой ошибкой».

Тема Тимура, помимо всех прочих намеков, — это еще как бы рефлексия о несостоявшемся грандиозном проекте — установке в Самарской области памятника грозному полководцу. Напомним, что пять лет назад правительство Узбекистана хотело воздвигнуть монумент в честь победы Тамерлана над ханом Золотой Орды Тохтамышем, которая была одержана более 600 лет назад.

Судя по откликам в социальных сетях и на форумах, в Узбекистане мало кто поддержал высказывания Кадырова Судя по откликам в социальных сетях и на форумах, в Узбекистане мало кто поддержал высказывания Кадырова Фото: Азат Ахунов

«Осталось перейти к главной проблеме — искоренить русский язык»

Судя по откликам в социальных сетях и на форумах, в Узбекистане мало кто поддержал высказывания Кадырова. Подавляющее большинство раскритиковало его, посчитав провокатором, который хочет вбить клин между узбеками и русскими.

«Основная проблема в Узбекистане — русский язык, коррупцию победили, газ во все районы „провели“, отопление „шикарно“ работает, вода у нас „чистая, прозрачная“, прямо из-под крана можно пить, про медицину и образование я молчу. Осталось перейти к главной проблеме — искоренить русский язык и выдворить всех русских, тогда господин Кадыров будет спать спокойно! И Узбекистан зацветет!» — вот типичный комментарий, которых очень много.

Никто из комментаторов не видит опасности ассимиляции или угрозы национальному суверенитету страны. Людей беспокоит совсем другое: недостаток воды и энергоресурсов, ужасная экология, особенно в столице страны — Ташкенте. В духовной и культурной сфере люди хотят, чтобы все оставалось по-старому, ничего не хотят менять.

Можно отметить даже определенную закономерность: противники Кадырова пишут на кириллице, а сторонники, которых явное меньшинство, — на латинице. Это тоже своего рода показатель — несмотря на многочисленные «окончательные» решения, латиница не вошла в массовый обиход, ее использует в основном молодежь, изучавшая латинское письмо в школе в последние годы.

Надо еще понимать, что общественное мнение, предпочтения и вкусы местного населения во многом формируются российским телевидением, которое пользуется большой популярностью. Публика любит российские развлекательные передачи, ток-шоу и сериалы, знает всех телезвезд наперечет, с удовольствием ходит на их концерты и творческие вечера, когда те приезжают с гастролями в Узбекистан.

Здесь все еще сохраняется советская тенденция, когда русский язык считался языком элиты — чиновников высокого ранга, выдающихся деятелей науки и культуры — и в целом маркером интеллигентного и образованного человека.

Крупные города Узбекистана все еще русскоязычные (в том числе и за счет этнических узбеков), но узбекский язык день ото дня расширяет свою географию. К примеру, еще пять лет назад официальный документооборот велся в значительной степени на русском языке, сейчас же видно, что предпочтение отдается языку титульной нации.

Надо отметить, что русскоязычная среда в Узбекистане формируется не только за счет ТВ. Это еще различный цифровой контент: компьютерные программы и игры, голосовые помощники, навигаторы, переводные фильмы и сериалы, российская поп-индустрия, известные бренды, прежде всего продуктовые, широко представленные на прилавках Узбекистана, торговые сети и маркетплейсы. Не говоря уже о том, что миллионы трудовых мигрантов прошли через «российские университеты».

В целом из двуязычия здесь не делают трагедии: надо — говорят по-русски, в случае необходимости также легко переходят на узбекский. Ряд «прозападных» политиков и блогеров выдвигает идею резкого ограничения сферы использования русского языка, но не находят поддержки.

На Востоке не принято говорить прямо, как есть

Официальные власти пока действуют очень аккуратно и взвешенно, ограничиваясь благими пожеланиями — речи об отключении той или иной российской «кнопки» пока не идет. До сих пор эта тема не поднималась совсем — по крайней мере на высшем уровне. Но после феноменального успеха российского сериала «Слово пацана», который буквально за месяц перевернул умы узбекистанской молодежи, создал новый мейнстрим, было решено что-то делать. В конце прошлого года президент страны Шавкат Мирзиёев призвал чиновников кардинально повысить качество местного медиаконтента. Таким образом, путем честной конкуренции предлагается бороться с идеологической продукцией от «старшего брата».

Понятно, что во властных коридорах Ташкента вовсе не в восторге от сложившейся ситуации, но пока ничего не могут поделать — уж слишком тесные связи сложились с Москвой, и с каждым днем эти связующие нити становятся все крепче и крепче. Объективность такова, что Узбекистану пока не хватает своих ресурсов, хотя страна и сильно продвинулась в последние годы в экономическом плане. Приходится терпеть нападки российских политиков, общественных деятелей и медиаперсон

Глас «узбекского Жириновского» Кадырова — это, с одной стороны, маркер коллективного бессознательного, выражение дум и чаяний нового поколения. А с другой — артикуляция того, что нельзя произносить официально, во всеуслышание. Это еще и месседж о том, что «есть собственная гордость», и прощупывание почвы, возможной реакции.

Кадыров уже не первый год шокирует почтенную публику, делая эпатажные заявления, что, в общем-то, не принято в традиционном узбекском обществе. Выдвигал он свою кандидатуру и в президенты, проиграл, но не сильно переживал по этому поводу. В целом его эксцентричность никак не сказывается на политической карьере. Впрочем, это нормально — такие люди всегда были, есть и будут. Особенно на Востоке, где не принято говорить прямо, как есть. Тем более в условиях, когда нельзя молчать и надо как-то реагировать на нападки из Москвы.