Чулпан Закирова: «Не пройдя опыт артиста, как можно быть руководителем творческого коллектива?» Чулпан Закирова: «Не пройдя опыт артиста, как можно быть руководителем творческого коллектива?» Фото: Андрей Титов

«Не пройдя опыт артиста, как можно быть руководителем творческого коллектива?»

Чулпан Ринатовна, как вы пришли в мир танца, вы же юрфак КГУ окончили? Наверное, тяга к танцам у вас с детства была, а родители настояли, чтобы получили «нормальную» профессию. Так было?

— Да, классический вариант (улыбается). Танцы сопровождали меня всю жизнь, учитывая, что я выросла в искусстве. Моя мама — актриса театра имени Камала, и я с детства участвовала в спектаклях, в 14 лет меня уже взяли в труппу, дали роли, даже главные. Конечно, я была нацелена на театральный вуз. А танцами я занималась с 7 лет. Пошла сама в ДК химиков и записалась в танцевальный кружок. А там оказался очень сильный по тем временам коллектив «Молодость». В его составе я объездила полмира.

— А в КГУ вы, наверное, участвовали в фестивалях «Студенческая весна»?

— Конечно! Это даже не обсуждалось. И стало понятно, что хореография — это моя судьба. Спасибо папе (Ринат Закиров — председатель исполнительного комитета всемирного конгресса татар (20022020), директор национального культурного центра «Казань» (19912017) прим. ред.) за то, что он поддержал меня, спросил: «А чего не хватает для дальнейшего развития?» Я ответила, что в Казани мало танцевальных коллективов. И при поддержке городских властей мы с папой приступили к созданию нового танцевального коллектива. В 1997 году ансамбль танца «Казань» был создан. Я в то время параллельно училась на юрфаке.

— Но на первых порах вы не были руководителем этого коллектива?

— Конечно, ведь у меня не было хореографического образования. И потом, не пройдя опыт артиста, как можно быть руководителем творческого коллектива?

— Кто являлся первым руководителем ансамбля?

— Год «Казань» возглавляла Салима Аминова, затем — Ильдар Эльбрусович Хамидуллин. Он и сегодня у нас работает главным балетмейстером. На начальном этапе в коллективе было 8 человек.

— С какого танца началась история ансамбля?

— С татарского, конечно. Этот танец вошел в наш золотой фонд. «Синий туман» — известная композиция, это визитная карточка «Казани».

«Я каждый год объезжаю хореографические училища в близлежащих регионах, являюсь членом комиссии на выпускных экзаменах» «Я каждый год объезжаю хореографические училища в близлежащих регионах, являюсь членом комиссии на выпускных экзаменах» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Как привлекали артистов в ансамбль?

— Администрация Казани для наших артистов выделила комнаты в общежитии квартирного типа. Со временем нам отдали под жилье весь первый этаж с отдельным входом. И вот это нам во многом помогло привлекать артистов.

Закирова Чулпан Ринатовна родилась 24 июля 1977 года в Казани. Окончила юридический факультет КГУ (1999), хореографическое отделение при музыкальной школе № 11 г. Казани (1999), балетмейстерский факультет ГИТИСа по специальности «режиссура хореографии» (2005). Народная артистка РТ (2013).

1984–2002 — солистка ансамбля народного танца «Молодость».

1991–2002 — артистка театра им. Камала.

1997–2003 — артистка балета муниципального ансамбля танца «Казань».

С 2003 года — художественный руководитель муниципального ансамбля танца «Казань».

2009–2015 — заведующая кафедрой хореографического искусства Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ.

С 2020 года — художественный руководитель Казанской городской филармонии.

Первое время 70 процентов новичков были приезжими со всей России. Я каждый год объезжаю хореографические училища в близлежащих регионах, являюсь членом комиссии на выпускных экзаменах. А запросы направляем во все творческие вузы страны.

— Какие этапы становления прошел ансамбль?

— В 2001 году в театре оперы и балета прошла презентация нашего ансамбля. Известный в стране режиссер Лина Арифулина поставила нам этот концерт. В нашей презентации приняли участие танцевальный коллектив «Тодес», башкирский, татарский, удмуртский, марийский государственные ансамбли песни и танца. В то время у нас уже было 24 артиста. На презентации ансамбля был великий режиссер театра имени Камала Марсель Салимжанов. Для меня его благословение: «Чулпан, так держать!» сейчас как путеводная звезда.

— Когда вы возглавили ансамбль?

— Окончив юрфак КГУ и немного поработав по специальности, я окончательно поняла, что это не мое. В 2000 году уехала в Москву учиться на балетмейстерском факультете ГИТИСа. Неделю была в Казани, неделю в столице, поскольку я продолжала играть в театре и танцевать в ансамбле. Отрабатывала концерт и садилась в поезд… В 2003-м стала художественным руководителем ансамбля.

«Мне мама всегда говорит: «Ты делай качественно товар, и его будут разбирать» «Мне мама всегда говорит: «Ты делай качественно товар, и его будут разбирать» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Всегда мечтала о хореографическом спектакле»

— Какие вехи развития ансамбля считаете важными?

— Первые четыре года мы усиленно работали над пополнением репертуара. Мне мама всегда говорит: «Ты делай качественно товар, и его будут разбирать». Мы приглашали балетмейстеров со всей России для постановки новых танцев. И сами ставили — у нас в штате два балетмейстера, вместе со мной — три. Но я всегда мечтала о хореографическом спектакле, чтобы был единый сюжет. В те же годы мы создали детскую хореографическую студию, потому что я понимала, что любой уважающий себя коллектив должен иметь подрастающее поколение. Даже неважно, пойдут они потом в профессию или нет. Это аудитория, которая будет воспитываться на нашем искусстве.

На первые концерты коллектива в театре имени Камала зрители заполняли ползала, и они удивлялись: «Надо же, можно смотреть спектакль, состоящий из танцев!» Никто, кроме нас, в Казани не предлагал репертуар, состоящий из танцев народов мира. Это и привлекало людей. Мы формировали своего зрителя, воспитывая в нем любовь к танцевальному искусству.

— В России много подобных ансамблей?

— Думаю, не так много. Как правило, государственные коллективы направлены на национальный репертуар — татарский, башкирский, казачий и так далее. А танцы народов мира имеют в репертуаре немногие. Это, конечно, главный танцевальный коллектив нашей страны — ансамбль имени Игоря Моисеева. Из региональных — государственный ансамбль танца имени Файзи Гаскарова в Уфе, губернский балет «Кострома», театр танца «Байкал» в Улан-Удэ.

«В конкурсах мы участвовать не можем, потому что для профессиональных коллективов их практически не существует» «В конкурсах мы участвовать не можем, потому что для профессиональных коллективов их практически не существует» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Наверное, вы участвуете в конкурсах?

— К сожалению, в конкурсах мы участвовать не можем, потому что для профессиональных коллективов их практически не существует. Самый знаменитый из них — имени Махмуда Эсанбаева, но он только для солистов и дуэтных исполнителей. И премий для танцевальных коллективов нет.

— Несправедливо! Для профессиональных театров конкурсы и премии есть, а для танцевальных коллективов нет.

— Мы подавали заявку для участия в премии «Золотая маска» и «Хрустальное сердце театра», но нам отказывали — не формат.

— Когда вы почувствовали, что стали востребованным коллективом и получили признание зрителей?

— Свой зритель нарабатывался в течение многих лет. А когда мы в 2016 году выпустили первый одноактный балет «Казанское сокровище» и на него за месяц были распроданы все билеты, мы поняли, что это успех, признание.

«Сегодня у нас в репертуаре около 70 танцев, в том числе ирландское степ-шоу» «Сегодня у нас в репертуаре около 70 танцев, в том числе ирландское степ-шоу» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— До своего первого спектакля вы шли 19 лет!

— Но ежегодно в театре имени Камала презентовали новую программу танцев народов мира. Сегодня у нас в репертуаре около 70 танцев, в том числе ирландское степ-шоу.

Первые годы мы собирали коллектив. Это очень сложно, потому что таких артистов не так много выпускается, а у некоторых было недоверие, поскольку ансамбль не носил звания «государственный». Кроме того, многие считали, что у меня завышенные требования к исполнителям. Но сегодня я понимаю, что иначе нельзя, потому что уровень техники танца растет и растет и зрителя все время надо удивлять. Чтобы было феерично и ярко, нужны хорошо подготовленные артисты. С учетом того что ежегодно из одного хореографического училища выпускаются 12–15 «народников» и в лучшем случае только четверо из них идут в профессию, ощущается нехватка кадров. Кроме того, предельный стаж в нашей профессии — 20 лет, но многие выдерживают только 15 и потом просто «красиво ходят». Танцы — это очень травмоопасная профессия! У нас ежедневно 6 часов тренировок, как в спорте.

— Но зарплата у вас не как у спортсменов?

— У нас зарплата как у среднестатистического гражданина. Мы, конечно, стараемся поддерживать артистов из внебюджета. В профессии остаются только фанаты своего дела.

Чем занимаются танцоры на пенсии? Им же всего по 40 лет на тот момент.

— В основном преподают.

«Предельный стаж в нашей профессии — 20 лет, но многие выдерживают только 15 и потом просто «красиво ходят» «Предельный стаж в нашей профессии — 20 лет, но многие выдерживают только 15 и потом просто «красиво ходят» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«На один спектакль требуется порядка 450 костюмов»

— Ваш отец много лет возглавлял национально-культурный центр «Казань» и исполком ВКТ. Наверное, это сказалось и на ансамбле «Казань», у истоков которого он тоже был?

— Безусловно. Папа всегда тяготел к творчеству. Более того, все вокалисты, которые сегодня работают в Казанской городской филармонии, им лично приглашены со всей России. А наш ансамбль работал по творческим проектам всемирного конгресса татар, ездил по всем регионам. Миссия коллектива — пропаганда татарской культуры. В репертуаре «Казани» татарская программа всегда занимала базовое место.

— Какие спектакли появились у вас в репертуаре после 2016 года, после премьеры шоу «Казанское сокровище»?

— «Великий шелковый путь», «Голубая шаль», «Голливуд». Сейчас готовим новый спектакль — «Кысса-и Йусуф» по Кул Гали. Надо сказать, это дорогостоящее удовольствие — один спектакль стоит миллионы рублей. Основная доля затрат приходится на костюмы. На один номер требуется минимум 20 костюмов, а номеров в двух отделениях примерно 20–24. На один спектакль необходимо порядка 450 костюмов. Плюс реквизит, зарплата.

— Кто помогает с финансами?

— Раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов и мэр Казани Ильсур Раисович Метшин. Что-то финансируем сами за счет заработанных средств.

— Зарабатываемые вами средства — это какая часть бюджета ансамбля?

— Примерно 20 процентов.

«Мы же принимали участие во всех значимых мероприятиях, которых в Казани проводится очень много. От самых масштабных — Универсиада, WorldSkills, чемпионаты мира — до ежегодных праздников урожая» «Мы же принимали участие во всех значимых мероприятиях, которых в Казани проводится очень много. От самых масштабных — Универсиада, WorldSkills, чемпионаты мира — до ежегодных праздников урожая» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Наверное, качественный скачок произошел, когда ансамбль из НКЦ «Казань» переехал в свое здание — КЦ «Чулпан»?

— Ансамбль стал востребованным намного раньше. Мы же принимали участие во всех значимых мероприятиях, которых в Казани проводится очень много. От самых масштабных — Универсиада, WorldSkills, чемпионаты мира — до ежегодных праздников урожая. Параллельно с этим ведем собственную концертную деятельность. Мы свободны только в июле и первой половине августа, а в остальное время у нас по 2–3 мероприятия в неделю.

— В культурной программе саммита БРИКС вас уже пригласили выступать?

— Нам сообщили, что мы обязательно должны быть.

— Можно сказать, что ансамбль танца «Казань» — это часть госкультурной «машины»?

— Да, практически все красочные культурные мероприятия проходят с нашим участием.

— А как часто вы проводите концерты на своей площадке, на которые можно купить билет?

— Из-за участия в городских и республиканских мероприятиях часто не получается, только 5–6 раз в месяц.

— Если с билетами столько раз в месяц, то много заработать не получится. А за выступления на мероприятиях платят?

— По-разному. В основном выступаем как бюджетное учреждение. Мы же зарплату получаем из бюджета.

«Практически все красочные культурные мероприятия проходят с нашим участием» «Практически все красочные культурные мероприятия проходят с нашим участием» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Выступали вместе с итальянским певцом Аль Бано»

— «Ансамбль танца „Казань“ выезжает на гастроли за пределы Татарстана или выступает только в республике и городе?» (Ринат)

— До пандемии с гастролями было все прекрасно. Мы принимали участие в фестивалях по линии международной организации фольклорных фестивалей CIOFF. С ними мы проехали Юго-Восточную Азию, всю Европу. Для каждого города, куда приезжают участники фестиваля, устраивается праздник с уличным шествием.

— Что вы получаете за участие в фестивале?

— Главное — это знакомство с культурой других стран. А гонораров там нет. Организаторы оплачивают проживание и питание участников, а за дорогу мы платим сами.

— И какой интерес там участвовать, если гонорара нет?

— Знаете, в искусстве гонорарная мотивация практически не присутствует, за исключением жизненных потребностей. Творчество — это в первую очередь желание нести искусство. А на фестивалях очень важно общение. Я такой багаж знаний набрала там! Мы и диски друг у друга покупали. Ведь для танца довольно тяжело написать музыку.

— Кроме фестивалей, гастроли есть?

— Очень много. Постоянно. Выступаем практически по всей России. Мы сами организовываем гастроли ансамбля по республике и стране. К примеру, выступали в Астрахани, нескольких городах Башкортостана. По приглашению татарской диаспоры гастролировали по трем городам Австралии. В 2018 году по поручению аппарата президента РТ выступили в 6 городах Узбекистана. Мы выступали вместе с итальянским певцом Аль Бано — в первом отделении мы, во втором — он. На четвертом концерте певец подошел к организаторам и сказал, что после ансамбля «Казань» выходить сложно, предложил поменяться местами. Концерты проходили на стадионе, и, конечно, красивая картинка с ансамблем воспринималась лучше. Танцевальные шоу вообще очень красочные и энергетически мощные.

Что касается заграничных гастролей, то это чаще было участие в фестивалях. Я много лет мечтала о коммерческих гастролях, и мы шли к этому, у нас уже были намечены гастроли по Польше и Франции, но наши планы очень сильно подкосила пандемия.

«Поддерживаете ли вы тезис „Межкультурный диалог — залог успешного торгово-экономического сотрудничества“»? (Ильшат)

— Безусловно! Мы очень часто работаем в культурной программе политических и экономических мероприятий. Когда партнеры познакомились с вашей культурой, традициями и обрядами, разговор начинается более теплый.

«В 2019 году президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов по ходатайству Ильсура Раисовича Метшина выделил средства на реконструкцию нашего здания, и сегодня это культурный центр «Чулпан», где базируются Казанская городская филармония и ансамбль танца «Казань» «В 2019 году президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов по ходатайству Ильсура Раисовича Метшина выделил средства на реконструкцию нашего здания, и сегодня это культурный центр «Чулпан», где базируются Казанская городская филармония и ансамбль танца «Казань» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Многие самодеятельные коллективы республики под наши фонограммы танцуют, а татарские танцы — по всей России»

— Когда ансамбль получил свое здание — КЦ «Чулпан»?

— Это здание всегда было нашей базой, а в НКЦ «Казань» даже репетиционного зала не имелось. В советский период это был кинотеатр, со временем здание совсем обветшало. В 2000-х годах предпринимались попытки реанимировать здание, сделали к нему пристрой. В 2019-м президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов по ходатайству Ильсура Раисовича Метшина выделил средства на реконструкцию нашего здания, и сегодня это культурный центр «Чулпан», где базируются Казанская городская филармония и ансамбль танца «Казань». Зрительный зал у нас на 450 мест, есть четыре репетиционных зала.

— Как эта площадка стала Казанской городской филармонией?

— Все шло одновременно в 1997 году. Тогда было предложено не только создать танцевальный коллектив, но и филармоническое объединение, чтобы и вокалисты были, и ведущие концертов. И создали концертно-филармоническое объединение, в состав которого вошел ансамбль танца.

При ансамбле есть оркестр народных инструментов «Казан нуры» под управлением Расима Ильясова. Расим и его оркестр внесли огромный вклад в развитие нашего танцевального коллектива. Писать музыку для танцев — это особый вид творчества. Здесь нужно учесть и соло, и массовый выход, акцент сделать и на прыжок, и на присед и так далее. Считаю большим достижением, что многие самодеятельные коллективы республики под наши фонограммы танцуют, а татарские танцы — по всей России. Я к этому отношусь нормально, пусть они на нашем материале учатся. Это же наша миссия — продвигать татарскую национальную культуру.

«Что из себя представляет ансамбль танца „Казань“ сегодня? У вас всегда шикарные костюмы, кто их создает?» (Альфия)

— У нас сегодня 55 артистов балета и 20 музыкантов оркестра. В Казанской филармонии 28 вокалистов. У нас огромная костюмерная! Уже много лет костюмы нам шьет мастерская «Эдем», а точнее Зульфира Ахмерова. Мы очень дотошно относимся к костюмам, чтобы все тесемочки-пуговки были подобраны правильно. Картинка складывается из мелочей. Много лет дизайнером-модельером наших костюмов была художник Людмила Волкова.

«У нас сегодня 55 артистов балета и 20 музыкантов оркестра» «У нас сегодня 55 артистов балета и 20 музыкантов оркестра» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Расскажите о вокалистах — кто они?

— Народные артисты Татарстана Алина Шарипжанова, Рустем Закиров, Резида Шарафиева и Айдар Габдинов, дуэт «Фарида-Алсу», народный артист РТ и заслуженный артист Башкортостана Рустем Асаев, заслуженные артистки РТ Ляйсан Махмутова и Марина Карпова и другие. У нас много академических певцов, которые исполняют романсы и арии из опер и оперетт.

— Как часто они выступают?

— Вокалисты участвуют в сборных концертах на различных городских и республиканских мероприятиях и раз в год в Казанской филармонии дают сольные концерты. Я возглавила филармонию всего три года назад, и три года она существует как самостоятельное юрлицо. А раньше филармоническое объединение состояло при НКЦ «Казань», и у вокалистов всегда были концерты. Но так как отсутствовала своя сценическая площадка, не получалось давать концерты в массовом режиме.

— «Выступают ли в Казанской филармонии приглашенные артисты или только свои, которые в штате?» (Диляра Шакирова)

— Очень редко. Когда в контексте мероприятия требуется конкретный исполнитель или когда у заказчика есть свои предпочтения.

— Что изменилось в филармонии после того, как вы ее возглавили?

— Добавились проекты, объемы. Если раньше артисты больше были заняты на мероприятиях, то сейчас акцент делаем на собственных проектах. Идет активный творческий поиск. Начали выпускать хорошие детские сказки — по 1–2 каждый год, причем они у нас не классические, а с нашей интерпретацией. Первая сказка называлась «Золушка на новый лад»: мы взяли сюжет, а текст написали в новой стилистике, чтобы детям было интересно и понятно. Традиционные духовные ценности мы доносим более современным языком, понятным детям. Первая сказка понравилась зрителям, и мы пошли по этому пути. На сегодня у нас есть «Алладин», «Дед Мороз проспал», «Три богатыря». В этом году выпустили сказку на татарском языке по произведению Наки Исанбета «Мырау батыр».

«Артист — это штучный товар. Очень много наших студийцев идут в хореографическое училище, и мы этим гордимся» «Артист — это штучный товар. Очень много наших студийцев идут в хореографическое училище, и мы этим гордимся» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Хореография — отличный способ воспитания ребенка»

При ансамбле открыта детская студия. Сколько детей и какого возраста там занимается?

— Мы берем в студию детей с пяти лет, хотя вообще в хореографию всегда принимали в возрасте 7–8 лет. На сегодняшний день у нас порядка 500 детей занимаются по городу.

— «Какими способностями должен обладать ребенок, чтобы попасть к вам в детский ансамбль? Какой экзамен при приеме? Занятия платные или нет?» (Лариса)

— Желающих поступить к нам очень много, поэтому мы вынуждены отбирать наиболее способных. У нас свои критерии отбора. Во-первых, у ребенка должны быть природные физические данные: высота прыжка, гибкость спины, гибкость мышцы, выворотность стопы. К сожалению, сегодня процентов 60 детей косолапят. И в целом здоровье упало. Сегодня нагружать физически, как раньше, уже не получается: то обмороки, то кровотечение из носа… Или дети научились жалеть себя, или родители слишком их оберегают. Неженки. А мы все-таки даем нагрузку, чтобы на выходе получился артист.

— Какой процент выпускников детской студии становится артистом?

— К сожалению, не такой, о котором мечтаешь. Но, наверное, много и не должно быть, потому что артист — это штучный товар. Очень много наших студийцев идет в хореографическое училище, и мы этим гордимся. Каждый год кто-то из выпускников нашей студии приходит в ансамбль. Они уже со старших групп участвуют в наших мероприятиях, начиная с сабантуев. Из 400 детей, принимающих участие в общем концерте на каком-нибудь мероприятии, половина — из нашей студии.

— «Очень хочется у вас заниматься, но, к сожалению, у вас отсутствует школа в Ново-Савиновском районе. Планируете ли вы открытие филиала в Ново-Савиновском или Московском районе?» (Лиля)

— К сожалению, не могу пообещать, потому что это ведет к возрастанию объемов работы. А я все-таки за качество.

— Занятия в детской студии платные?

— Да, 2,3 тысячи рублей в месяц. В 12–13 лет по итогам экзаменов мы часть детей переводим на бюджетное обучение. Родителей мы предупреждаем, что к занятиям в студии нельзя относиться как к какому-то кружку. И родители нам здорово помогают, например с пошивом костюмов.

А вообще я считаю, что хореография — отличный способ воспитания ребенка. Во-первых, это эстетическое воспитание, прививается любовь к творчеству в любом его виде. Ведь наши студийцы не только репетируют, но и ходят на концерты и спектакли, ездят на фестивали. Во-вторых, работа в коллективе формирует чувство взаимопомощи, учит общаться. В-третьих, занятия приучают к дисциплине, собранности и порядку. В-четвертых, ребенок не болтается на улице и не зависает в телефоне. И плюс ко всему — физическая нагрузка, которой сегодня так многим не хватает. Да, нагрузка у нас повышенная, детей с заболеваниями мы не берем, но все-таки она не такая, как в спортшколе. Поэтому я считаю, что танцы — это золотая середина.

«Танцы — это народное достояние» «Танцы — это народное достояние» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«В народе пляски существовали всегда!»

— Можно ли описать словами особенности татарского танца?

— Начнем с того, что народный танец — это душа народа. Татарский народ очень трудоспособный. Я всегда поражаюсь чистоте и порядку в татарских деревнях, опрятности во внешнем виде людей. Определение женского начала в татарском танце — женственность, нежность, когда татарочки прикрываются платком от взгляда мужчин. А юркость и шустрость мужского характера больше выражается ногами мужчин в танце. Определение движения татарского танца — это острота, чистота и скорость работы ног.

— Сколько лет татарскому танцу? Есть версия, что все национальные танцы в СССР придумал Игорь Моисеев. Это так?

— Нет! Самый знаменитый балетмейстер татарского народа — Гай Хаджиевич Тагиров. Он единственный, кто конкретно описал татарский танец. И сегодня его книга является основным учебным пособием для изучения татарского танца.

— А до революции татарские танцы были?

— Танцы — это народное достояние, на свадьбах, сабантуях, вечерних посиделках всегда плясали. Но все мы помним Гая Хаджиевича и его описания движений татарского танца.

Что касается Игоря Моисеева, он одним из первых вынес народный танец на сцену. С тех пор и пошло понятие «народно-сценический танец». А в народе пляски существовали всегда!

— Как татарские танцы воспринимаются зарубежным зрителем?

— В рамках международного фестиваля, о котором я говорила, мы были и в Америке, и в странах Европы. Для человека, уважающего чужую культуру, все интересно. Как мы жадно рассматривали, например, танцы Филиппин, так же и наши танцы рассматривают. Даже вышивка на наших костюмах им интересна! И очень интересуются женскими украшениями. Чулпы их привлекали безумно! Рассматривали, просили сфотографировать. Мне кажется, любой национальный колорит интересен.

— Какие национальные танцы технически самые сложные?

— Существует градация в образовательной программе. Танцы, которые изучаются в первый год, — белорусский, эстонский. Самые сложные танцы — цыганский и испанский, где велика физическая нагрузка.

— Татарский танец по сложности на каком месте?

— Думаю, это середина и чуть выше среднего по сложности. Там важна острота движения ног, которая приходит, как я говорю, с многократным подходом. Прыжки, быстрота движения — это физически трудно. Нам иногда говорят: «Вы только руки поднимаете, а вам за это еще и деньги платят…» Бывало, знакомые спрашивали у меня: «Ты когда свои танцы бросишь и на нормальную работу устроишься?» На что я предлагаю взять скакалку и пять минут без остановки попрыгать. Пять минут — это один танец.

«Прошедший год запомнился и тем, что в филармонии появилось больше новых проектов. И в разы возросло количество зрителей, просмотров в интернете» «Прошедший год запомнился и тем, что в филармонии появилось больше новых проектов. И в разы возросло количество зрителей, просмотров в интернете» Фото предоставлено Чулпан Закировой

— Как часто идут представления и концерты в КЦ «Чулпан»?

Зависит от периода. Например, в каникулы в день по 2–3 спектакля. А в остальное время — со среды по воскресенье. Нашу афишу можно найти на официальном сайте.

— Когда вы сами перестали участвовать в танцах?

— Перестать танцевать меня заставила административная деятельность. Но все мы понимаем, что сцена любит молодость и красоту. Пенсию в 40 лет нам не зря дают: уже и прыжок не тот, и гибкость не та, легкость уходит.

— Скучаете без танцев?

— Знаете, если бы у меня этой насыщенности работой не было, может быть, и скучала бы. А пока скучать не приходится. Кроме того, я два часа в день веду репетиции, где тоже двигаешься, показывая элементы танца.

— Как поддерживаете свою физическую форму после того, как перестали танцевать?

— С утра — йога. У меня дочери школьного возраста, поэтому ежедневно заниматься не получается.

— Дочери танцами занимаются?

— Старшая танцует, а младшая танцы терпеть не может, зато она поет.

«Мы называемся ансамбль „Казань“ и в любом случае будем продвигать татарскую культуру, это наша миссия» «Мы называемся ансамбль «Казань» и в любом случае будем продвигать татарскую культуру, это наша миссия» Фото предоставлено Чулпан Закировой

«Мечта — создать мировое шоу и получить мировое признание»

— Какие события 2023 года считаете важными для коллектива?

— Ансамбль танца «Казань» внесли в Книгу почета города, а детская студия получила звание образцовой. Огромное событие и честь для студии — это то, что наш детский коллектив наряду с профессиональными учебными учреждениями выбрали для участия в фестивале «Танцуй и пой, моя Россия!», который проходил в Кремлевском дворце. Это прямо рывок!

— Как был сделан этот выбор?

— Организаторы фестиваля проехали по четырем регионам и провели смотр коллективов. Мы приняли в нем участие, и нас заметили. В Москве мы показали китайский номер «Шанхайские орнаменты», в котором участвовали 80 детей.

Прошедший год запомнился и тем, что в филармонии появилось больше новых проектов. И в разы возросло количество зрителей, просмотров в интернете. И то, что за месяц были проданы все билеты на 25 представлений нашей новогодней сказки, тоже показатель зрительского внимания к нам. В прошлом году мы создали вокально-инструментальный детский коллектив, шоу барабанщиц.

— В ноябре 2023 года ваш ансамбль выступал в Анкаре. Кто пригласил?

— Мы выступали на форуме мэров городов мира по поручению Ильсура Раисовича Метшина. Он очень тепло к ансамблю относится, всегда чувствуем его поддержку. И мы, в свою очередь, стараемся держать марку. Кстати, нас приглашают выступать на православных праздниках, говорят, что во всей России не могут найти лучшей «Калинки», чем наша. Мы работаем на одной площадке с такими прославленными коллективами, как Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого и Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Надеждиной.

— Что планируете на 2024 год?

— Мы разработали спектакль «Кысса-и Йусуф» по пьесе Кул Гали, приступаем к его сценическому воплощению. Думаю, в апреле состоится премьера. Также идет постановочная работа по танцам народов Латинской Америки. В 2024 году планируем гастроли по линии Росконцерта. Хотим поставить с вокалистами два спектакля в формате мюзикла, один из них на татарском языке. У нас очень сильные исполнители, что грех не работать с таким материалом. Нам говорят, что у нас формат музыкального театра, и мне это нравится, я вижу, что у нас есть потенциал для этого. Мы можем ставить музыкальные спектакли, где много вокала и танцев. А вообще творческая среда так непредсказуема — сегодня нет в плане, а завтра вдруг осенило (улыбается).

— Сегодня строится новое здание для театра имени Камала. Как считаете, когда они переедут, прежнее здание могли бы отдать Казанской городской филармонии и ансамблю «Казань» — с перспективой создания музыкального театра?

— Отвечу так: у нас есть руководство, которое нас во всем поддерживает, и ему виднее.

— Мой вопрос был для вас неожиданным или эта тема уже поднималась?

— Эта тема витала в разговорах: раз вы делаете такие проекты, то вполне можете стать музыкальным театром. Но конкретной задачи стать музтеатром нет. Просто я начала искать разные формы воплощения на сцене. У нас есть вокалисты, танцевальный ансамбль, оркестр, детская студия. И я начала объединять эти направления в одном проекте. Получились неплохие музыкальные спектакли, зритель на них идет. Во что это разовьется — покажет время.

«Мечта — создать мировое шоу и получить мировое признание» «Мечта — создать мировое шоу и получить мировое признание» Фото: Андрей Титов

— Вы многого уже добились — и здание у вас есть, и шоу ставите, и признание зрителей пришло. А какая мечта осталась пока не воплощенной?

— Это самый популярный и самый для меня сложный вопрос… Я много чего хочу. Наверное, мечта — создать мировое шоу и получить мировое признание.

— Мировое признание с татарским шоу?

— Необязательно. Мы называемся ансамбль «Казань» и в любом случае будем продвигать татарскую культуру, это наша миссия, но для удивления зрителя и разнообразия репертуара танцы народов мира — это очень хороший пласт. Он яркий, разнообразный.

— Газету «БИЗНЕС Online» есть время читать?

— Читаю регулярно! Мне нравится ваша стилистика. К журналистике я всегда относилась так: как жаль, что и в этой сфере профессионалов мало. А вашу газету мне читать интересно.

— Чулпан Ринатовна, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!