«Увеличение массива преступлений было прогнозируемо», — заявил сегодня врио министра Алексей Соколов, выступая перед Рустамом Миннихановым на коллегии МВД по РТ «Увеличение массива преступлений было прогнозируемо», — заявил сегодня врио министра Алексей Соколов, выступая на коллегии МВД по РТ Фото: rais.tatarstan.ru

Почему не представили нового министра и кто уходит в отставку

Коллегия МВД по Татарстану прошла в закрытом для прессы и посторонних формате уже четвертый раз, хотя формально в 2021-м итоговое совещание и отчет полиции закрывали, только ссылаясь на коронавирус. Но традиция, к сожалению, прижилась.

Сегодня отчет ведомства впервые за 13 лет прошел без Артема Хохорина. Министр написал рапорт в конце декабря, и ряд силовиков ожидали, что на коллегии представят его преемника. Но этого не произошло и произойти в принципе не могло: указ об отставке Хохорина пока не подписан, он находится в отпуске — до февраля и, по данным собеседников, сейчас вообще не в Казани. Да и будущий министр внутренних дел по РТ пока не выбран, документы на его назначение еще не переданы в администрацию президента России.

Таинственный рапорт Артема Хохорина: что стоит за отставкой главы МВД по Татарстану?

В такой атмосфере неопределенности и проходила коллегия, которую проводил врио министра Алексей Соколов — первый зам Хохорина и начальник республиканской полиции. Впрочем, выступать с высокой трибуны для него дело привычное: в прошлом году он уже отчитывался перед депутатами Госсовета РТ за проделанную работу ведомства. Да и в целом прекрасно владеет обстановкой в МВД.

Стало известно, что в отставку уходят начальники двух крупных отделов МВД: Олег Хохорин из Зеленодольска и Юрий Пономарев из Елабуги Стало известно, что в отставку уходят начальники двух крупных отделов МВД: Олег Хохорин из Зеленодольска и Юрий Пономарев из Елабуги Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако команда его в ожидании кадровых перемен редеет. На самой интересной части коллегии — закрытой и только для своих — стало известно, что в отставку уходят начальники двух крупных отделов МВД. Это Олег Хохорин (родственник уходящего в отставку министра) из Зеленодольска и Юрий Пономарев из Елабуги.

Собеседники нашей газеты в МВД поясняют: скандального оттенка их рапорты не имеют. Оба давно собирались на пенсию — каждому под 60, они давно имеют выслугу лет и «так и так собирались в отставку». Теперь, после ухода Артема Валерьевича, сдерживающих факторов не осталось. К слову, известны имена их сменщиков. В Елабугу, вероятно, уедет начальник отдела МВД по Сармановскому району Олег Камалюков. А вот в Зеленодольск — Айрат Багаувов, он несколько лет руководил отделом МВД по Альметьевску, а в прошлом году был назначен замом начальника управления участковых уполномоченных МВД по РТ. Причем источники нашей газеты внутри ведомства тогда подчеркивали: должность переходная.

Кроме Хохорина и Пономарева, «на чемоданах» сидят еще около десятка руководителей районных отделов МВД, которые готовы уйти на пенсию. Объективно говоря, подчеркивает один из наших источников, кадровый вопрос в руководящем составе и «на земле» может стать первоочередным для нового министра.

В работе коллегии приняли участие президент РТ Рустам Минниханов и заместитель главы МВД России, статс-советник Игорь ЗубовФото: rais.tatarstan.ru

Телефонные кражи догоняют все остальные преступления

В первой части с присутствием президента РТ Рустама Минниханова и заместителя главы МВД России, статс-советника Игоря Зубова с пространным докладом, повторим, выступил Соколов. По его словам, в прошлом году в Татарстане зарегистрировали 55 тыс. преступлений — это на 3 тыс. больше, чем в 2022-м. «Увеличение общего массива преступлений было прогнозируемо», — успокаивал врио министра. Виной всему — «интенсивный рост» телефонных интернет-мошенничеств: их в этом году стало больше в 1,5 раза — 26,5 тысячи. «В каждом третьем случае преступники действовали из-за пределов Татарстана», — отметил Соколов. Получается, что в остальных случаях это не так.

По словам Соколова, в прошлом году сотрудники МВД из Татарстана расследовали максимальное количество краж с банковских карт и мошенничеств. По этому показателю, а также по количеству пойманных преступников РТ — первая в ПФО и пятая в России.

При этом, судя по статистике, остальных преступлений за год в сумме было почти столько же, сколько всех телефонных мошенничеств, — почти 29 тысяч. Это на 15% меньше, чем годом раньше, и вообще самое низкое значение за 30 лет, подчеркивал Соколов. Снижается число убийств, разбоев, грабежей, краж, угонов машин.

«Не говорю, что кристально чист. Знал, что я в розыске»: как лидера «Кинопленки» отправляли в СИЗО

Идет работа и над «висяками»: по данным МВД, за год в Татарстане расследовали и направили в суд уголовные дела по 1,7 тыс. преступлений прошлых лет (большинство из них — кражи и мошенничества). Были в этом массиве и убийства. Соколов напомнил, что в этом году в Ростовской области задержали одного из лидеров ОПС «Кинопленка» — Эльфата Сунгатуллина (Ильфатея), который был в розыске с 2007-го. Еще одного беглеца — лидера бригады «Казаевские» (в составе ОПФ «Юдино») Николая Казаева взяли в Казани: он скрывался почти 10 лет. Уже направили в суд дело ОПГ «Тукаевские» по обвинению в бандитизме. Свой приговор наконец-то услышал Рашид Хачатрян (Джамбульский), которого осудили по «воровской» статье 210.1 УК РФ — о занятии высшего положения в преступной иерархии. Всего за весь 2023-й в Татарстане к уголовной ответственности привлекли 697 членов ОПФ и 110 лиц, которые совершили преступления в составе организованных групп. Эти цифры — примерно на том же уровне, что и в 2022-м.

Финансовые пирамиды до сих пор не уходят в закат: только в прошлом году БЭПники выявили 8 «организаций», от которых пострадали 8 тыс. вкладчиков Финансовые пирамиды до сих пор не уходят в закат: только в прошлом году бэпники выявили 8 «организаций», от которых пострадали 8 тыс. вкладчиков Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

Хищения по «демографии» и два ОПС

Возбудили в прошлом году два дела по особо тяжкой (и приносящей внеочередные звания) статье 210 УК РФ — о создании ОПС. Так, возбуждено дело по пирамиде Invest GT, организаторы и участники которой выманивали у людей деньги под видом брокерской деятельности. Еще одно громкое дело — о хищении авиационных деталей и оборудования с ПАО «КВЗ». Под следствие попали сотрудники вертолетного завода и «должностные лица ряда коммерческих организаций».

Борьба с экономическими преступлениями идет стабильно: за год сотрудники УЭБиПК МВД по РТ выявили 2,6 тыс. преступлений (примерно как и в 2022-м). В 2023 году экономические полицейские обеспечили возмещение ущерба на 3,8 млрд рублей. Но без громких задержаний и раскрытых резонансных схем.

«Есть высшие силы, которые все рассудят»: директора Казанского медколледжа заподозрили еще и в хищениях

Финансовые пирамиды до сих пор не уходят в закат: только в прошлом году бэпники выявили 8 «организаций», от которых пострадали 8 тыс. вкладчиков. 488 преступлений выявили в сфере «обнала», еще 20 — легализация и отмывание денег. В целом в кредитно-банковской сфере, к которой относятся эти преступления, в прошлом году случился «бум»: 143 факта против 34 годом ранее. Выросло и число уголовных дел по налогам — с 107 до 343. Сумма причиненного ущерба по налоговым делам, которые уже расследованы, — почти 2,3 млрд рублей.

«Сопровождают» силовики и нацпроекты: в прошлом году выявлено 74 преступления при реализации программ. Причем больше всего — 58 — по нацпроекту «Демография». То самое направление, которое сейчас активнее других развивают в стране. Например, в хищениях по нацпроекту заподозрили директора медколледжа Зухру Хисамутдинову.

В 2023 году мигранты совершили 560 преступлений (больше всего — кражи, грабежи, изнасилования) В 2023 году мигранты совершили 560 преступлений (больше всего — кражи, грабежи, изнасилования) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Отказаться от мигрантов мы не можем. Вся эта экономика требует людей»

Возможно, самая болезненная тема из доклада Соколова — о мигрантах. Они в прошлом году совершили 560 преступлений (больше всего — кражи, грабежи, изнасилования), в отношении них — 446. Соколов констатировал, что в общей статистике это немного, потому «мигрантские» преступления в целом не влияют на общую ситуацию с криминалом в Татарстане.

В целом в прошлом году в РТ на учет встали 397 тыс. мигрантов. Это не значит, что в республике столько иностранцев: они могут вставать на учет несколько раз за год. Но хотя бы для сравнения: по данным МВД по РТ, в Москве за год на миграционный учет встали 3,3 млн иностранцев и людей без гражданства, в области — 2,4 млн, в Санкт-Петербурге и ЛО — 2 млн, в Краснодарском крае — 466 тыс. человек.

А вот российское гражданство в Татарстане получили 5 тыс. человек. По местам проживания мигрантов полиция провела почти 13 тыс. рейдов (в 2022-м — 11,5 тыс.), по итогам которых составила почти 20 тыс. административных протоколов. Можно сказать, что ни один рейд не обходился без нарушений со стороны мигрантов. Кроме того, 225 человек депортировали, еще 3 тыс. выдворили, еще 4,4 тыс. иностранцев закрыли въезд в РФ. Последние два показателя в 2 раза больше, чем в 2022-м.

«Отдельно хочу остановиться на теме миграции. Мы свои предложения подготовили, Мишустину я это представил… Отказаться от мигрантов мы не можем. Вся эта экономика требует людей, — не „по бумажке“ и не протокольно комментировал тему Минниханов. — Совершенно правильно вы, Игорь Николаевич [Зубов], сказали, что с мигрантами надо работать. Нужно создать им условия, чтобы они социализировались. На заседании совбеза республики и совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям мы выработали комплекс мер для социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. Игорь Николаевич, эта работа идет всегда совместно с министерством внутренних дел. Надеемся на вашу поддержку».

«В очередях ходят мошенники: «Дай 150 тысяч, и будет тебе квота!»: Липский создает спецотдел по мигрантам

Выйдя к трибуне, президент РТ сразу же выразил слова благодарности всему коллективу МВД и «лично» Владимиру Колокольцеву за постоянную поддержку Татарстана. Несмотря на все вызовы, в том числе на фоне СВО, по словам Рустама Нургалиевича, республика уверенно движется вперед, в чем общая заслуга всех ведомств, в том числе и МВД. «Криминальная обстановка в Татарстане остается стабильной. Огромные слова благодарности личному составу за добросовестную работу и ответственность», — заявил Минниханов.

Первое, о чем просил Минниханов, — обеспечить безопасность во время проведения в Татарстане крупных международных мероприятий, что ожидаются в этом году: БРИКС, выборы, «Игры будущего» и т. д. Второе — внимательнее следить за межконфессиональными и межнациональными конфликтами, усилить профилактику, в том числе и за протестными группами, включая противников СВО. Третье — плотнее и нестандартнее работать с молодежью и несовершеннолетними. Четвертое — усилить работу по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, стать ближе полицейским с профильными ведомствами: минцифры, минобрнауки и, конечно, «Татмедиа», с помощью которого нужно усилить разъяснительную беседу с населением. Пятое — не сбавлять натиска в борьбе с наркотиками и коррупцией, особенно если, не дай бог, это связано с гособоронзаказами.

Такие задачи теперь будут стоять и перед новым министром.