Мастера и Маргариту в фильме сыграли звездные Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, являющиеся парой в реальной жизни Мастера и Маргариту в фильме сыграли звездные Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, являющиеся парой в реальной жизни Фото: Алексей Белкин

Роман Булгакова в кино

Любая попытка интерпретировать «Мастера и Маргариту» — мощная заявка на хит и при этом почти невыполнимая. Многие уверены — удачных адаптаций легендарного романа Булгакова нет ни в кино, ни в театре. В кинематографе до появления фильма 2024 года было пять экранизаций истории Мастера и Маргариты. Из них российскому зрителю лучше всех известен сериал Владимира Бортко с Анной Ковальчук и Александром Галибиным в главных ролях. Также визуализировать роман или его части пытались Анджей Вайда («Пилат и другие», 1972), Александр Петрович (полнометражный фильм «Мастер и Маргарита», 1972), Мацей Войтышко (телесериал «Мастер и Маргарита», 1988) и Юрий Кара (полнометражный фильм «Мастер и Маргарита», 1994).

О съемках фильма, буквально только что ставшего премьерой, объявили еще в 2018 году, анонсировав впечатляющий бюджет в 800 млн рублей. Тогда за дело взялся Николай Лебедев — режиссер «Экипажа» и «Легенды №17». Фильм должен был выйти в прокат в 2021 году, но в 2020-м его заморозили, по слухам, из-за конкуренции с одноименной лентой База Лурмана, которую тот снимал в Голливуде. Как бы там ни было, в 2023 году работу над картиной возобновили, а ее новым режиссером стал Михаил Локшин  получавший кинематографическое образование в Штатах постановщик фильма «Серебряные коньки». Бюджет, увеличенный до 1,2 млрд рублей, многочисленные интервью членов команды, а затем и динамичный трейлер обещали зрителям зрелищный блокбастер, переосмысляющий роман Булгакова. Подогревало интригу и то, что Мастера и Маргариту в фильме сыграют звездные Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, являющиеся парой в реальной жизни.

Блокбастер Локшина снят по мотивам книги, о чем авторы предусмотрительно упоминают в титрах Блокбастер Локшина снят по мотивам книги, о чем авторы предусмотрительно упоминают в титрах Фото: Алексей Белкин

Индивидуум в «новом мире»

Посмотреть долгожданную новинку можно уже сегодня, но те, кто ожидает увидеть картину, точно соответствующую литературному источнику, с большой долей вероятности, разочаруются. Ревнивым поклонникам романа лучше пересмотреть сериал Бортко 2005 года, где режиссер искусно и с любовью визуализирует булгаковский текст. Блокбастер Локшина же снят по мотивам книги, о чем авторы предусмотрительно упоминают в титрах. «Мастер и Маргарита» в фильме не только и не столько реальность, где существуют персонажи. Это тот самый роман судьбы, которому посвящает свою жизнь герой Цыганова, совмещающий в себе роли Мастера и самого Булгакова. Отсюда причудливая нелинейная комбинация сцен в сравнении с первоисточником (к примеру, действие начинается с погрома в квартире критика Латунского, обесценившего творение Мастера), появление новых сюжетных линий (скандал с отменой премьеры пьесы Мастера «Пилат» в театре), яркие переключения между реальностью, любовными сценами романа и казнью Иешуа в Древней Иудеи и неожиданный квазишекспировский финал, о котором речь пойдет ниже.

С другой стороны, команда Локшина постаралась создать фильм, максимально созвучный дню сегодняшнему. И булгаковский роман для этого — это более чем благодатная основа. На примере судьбы Мастера авторы показывают горькую судьбу индивидуума во время строительства «нового мира». Причем стройку новой реальности (будущей Москвы 1930-х годов) режиссер преподносит буквально — на площадях непрерывно что-то строгают и варят, дороги воодушевленно ремонтируют, на Патриарших прудах готовятся запустить трамваи… А те, кто не вписывается в индустриальную струю и идеологию времени, обречены страдать (у Локшина Мастера пытают в подвалах НКВД) и в итоге погибнуть среди новеньких многоэтажек на глазах чиновников в накрахмаленных пиджаках.

В моментах по силе воздействия фильм не уступает лучшим отечественным драмам. Человеческую трагедию в нем воплощает не только безжалостный социум, серая беспросветная Москва, поглощающая энергию героев, и экспрессионистская музыка Анны Друбич, но и страшное осознание того, что человек (даже самый влиятельный в обществе) не вправе управлять своей судьбой и его жизнь — во власти высших сил. Именно поэтому в картине им уделено столько внимания. Изначально авторы планировали назвать фильм «Воланд», и это название в контексте действия, возможно, более уместно.


Царство потусторонних сил

Все эпизоды, на которых зритель вжимается в кресло и не отрывается от экрана, разворачиваются с участием Дьявола и его свиты (на них авторы не пожалели спецэффектов). Это и кровавое убийство Берлиоза (Евгений Князев), где под зловещий смех Коровьева (Юрий Колокольников) главу МАССОЛИТа буквально расплющивает трамвай. И сеанс черной магии на премьере агитационного мюзикла «Вперед в будущее», где Кот Бегемот гигантским когтем театрально отрезает голову глашатаю. И обольстительные ласки Геллы (Полина Ауг), в которую мессир превратил студентку театрального вуза. И аскетичный бал Сатаны, где Воланд гипнотизирует Маргариту властным, почти влюбленным взглядом (а гости, вышедшие из ада, скромно стоят в сторонке, не отвлекая зрителя от созерцания процесса).

На главную роль пригласили Аугуста Диля, и это определенно выбор, корреспондирующий с булгаковским замыслом. 48-летний немец — воплощение джентельменского обаяния: прищуренный взгляд и лукавый акцент выдают темную сторону Воланда, но обходительность добавляет ему аристократического благородства. К концу фильма Сатана-Диль фактически становится хранителем священной книги: именно он появляется в финальном кадре за чтением «Мастера и Маргариты».

Кажется, что лирические герои на экране — лишь необходимые фигуры в сюжете жизни-романа Кажется, что лирические герои на экране — это лишь необходимые фигуры в сюжете жизни-романа Фото: скриншот из фильма

Любовь, которая не спасает

В харизме потусторонних сил меркнет жертвенная любовь Маргариты и в целом чувства влюбленных. И это, пожалуй, главный просчет фильма (ведь концепция режиссера предполагает, что «новый мир» губит не только карьеру Мастера, но и их с Маргаритой счастье). В итоге кажется, что лирические герои на экране — это лишь необходимые фигуры в сюжете жизни-романа. Их трогательная, но не великая любовь прописана крупными мазками, от смазанной первой встречи на советском параде (секундный взгляд) до бытовых зарисовок в доме Мастера, где Маргарита жарит любовнику яичницу. Две постельные сцены тоже лишены магии и выглядят буднично, вопреки рафинированной красоте актеров.

Поэтому неожиданный трагический финал, где герои добровольно уходят из жизни, в целом не удивляет. Их любовь не может спасти от вынужденной разлуки, потому Мастер выбрасывается из здания психиатрической клиники, а Маргарита выпивает яд. Тем печальнее, ведь в фантазии писателя все происходит иначе: на страницах романа влюбленные навеки соединяются по воле Воланда.

Романтический флер во многом нивелирует Снигирь, придавшая Маргарите земной осязаемости. Напористая леди с сигаретой в зубах и в цветных платьях — катализатор всех любовных перипетий. Она без смущения соблазняет Мастера, а в его романе спокойно является обнаженной на бал Сатаны. Зато необычайно выразительным получился полет Маргариты над ночной Москвой, где она в бунтарском порыве срывает красные знамена.

Философ с острым умом

Мастер в новом фильме — больше творец, чем лирический герой. И здесь сдержанная элегантность и проникающая актерская интонация Цыганова пришлись как нельзя кстати. Артист сыграл философа с острым умом и яркой фантазией (по его воле рождаются все герои и события сюжета) и недюжинной смелостью: правилам «нового мира» с подсказки Воланда он без колебаний предпочитает свободу в мире ином.

Долгожданную новинку однозначно стоит смотреть, причем заинтересует она и зрителей старшего поколения, и молодежь. Первые при отсутствии снобизма оценят нетривиальный режиссерский взгляд на роман, вторые (даже если не знакомы с первоисточником) — панорамные съемки, яркие спецэффекты и динамику фильма: 2,5 часа у экрана пролетают незаметно.