Власти хотят ударить по легальным промышленным майнерам, которые к тому же помогают развивать технологии искусственного интеллекта Власти хотят ударить по легальным промышленным майнерам, которые к тому же помогают развивать технологии искусственного интеллекта Фото: Cfoto/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Нарушено все что можно!»

Абсолютно неадекватным, репрессивным, нарушающим все правила ценообразования и недискриминационного доступа и подменяющим собой российское законодательство называли накануне на заседании в ТПП РФ проекты правительственных постановлений, подготовленных минэнерго. Документы были опубликованы в самом конце прошлого года и предлагают изменения в нормативные акты, «касающиеся особенностей энергоснабжения объектов, на которых осуществляется майнинг цифровых валют». Проще говоря, для промышленных майнеров предлагается увеличить тарифы на передачу электроэнергии сразу в 2–5 раз (как решит руководство конкретного региона), а следить за ними должен некий «коллегиальный орган», который будет вести специальный реестр майнинг-ферм. Если постановление будет принято в таком виде, это драматически изменит правила игры. Созданная в прошлом году ассоциация промышленного майнинга уже подготовила негативный отзыв на этот документ и презентовала его накануне на заседании комиссии по майнинговой деятельности и технологии блокчейн, созванной специально, чтобы отреагировать на это «ЧП, которое может существенно повлиять на отрасль».

«Я предупреждал, что надо иметь различные варианты действий на случай неадекватного поведения тех или иных ФОИВ (федеральных органов исполнительной властиприм. ред.). То, что нас щелкнули по носу, — хорошая основа для выработки наших предложений. — говорил председатель cовета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. — В связи с таким неадекватным отношением к отрасли, по-другому сказать не могу… Когда читал, у меня дыбом вставали волосы! Все предпринимательское сообщество должно выработать единую позицию».

Собственно, выработкой консолидированной позиции ТПП занимается активно, благо первый заместитель Гамзы Сергей Безделов с прошлого года стал одновременно директором ассоциации промышленного майнинга. Он уже провел рабочую группу с участниками и пришел к выводу, что «этими постановлениями нарушено все, что можно нарушить, с точки зрения конкуренции, дискриминации и законодательства, тех норм и правил, которые указаны в законах и других нормативно-правовых актах». И вот почему.

Владимир Гамза: «Я предупреждал, что надо иметь различные варианты действий на случай неадекватного поведения тех или иных ФОИВов» Владимир Гамза: «Я предупреждал, что надо иметь различные варианты действий на случай неадекватного поведения тех или иных ФОИВ» Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Майнинг в России: от белых промышленников до «абсолютного Чикаго»

По словам Безделова, весь майнинг в России (а наша страна — лидер по добыче криптовалют в Европе и один из лидеров в мире!) делится на три блока:

Промышленный майнинг. Это абсолютно законопослушные майнеры. Они создают большие ЦОДы для производства криптовалют, и на них происходит интеграция с важными проектами малого и среднего бизнеса по искусственному интеллекту. «Промышленные майнеры вышли из окопов, видны и понятны всем», — убежден Безделов. К слову, по оценкам вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, объем мощности промышленных майнеров в России только за 2023 год возрос с 800 до 1,7 тыс. МВт — более чем в 2 раза.

Серый майнинг. «Есть заводы с советских времен, где не используются выделенные мощности. Директора предприятий закупают оборудование или отдают мощности на аутсорс и майнят, чтобы закрыть часть своих производственных затрат, — говорил директор ассоциации. — Но это все-таки полу-Чикаго».

«Абсолютное Чикаго», по его словам, — это дачи, гаражи, квартиры, где идет нарушение закона. «В жилом секторе майнинг — это, по сути, воровство электроэнергии, подмена деятельности. От подобного происходят пожары и отключения, это недопустимо!» — констатировал Безделов.

По его мнению, именно две последние категории (а в некоторых регионах они занимают до 50% рынка майнинга) привели к дефициту электроэнергии, например в Иркутске. Именно для его преодоления и были разработаны проекты правительственных постановлений, вот только участники рынка считают, что они не решат проблемы.

«Это (повышение тарифов) больно ударит только по промышленным майнерам, которые создали инфраструктуру, построили капитальные сооружения, подтянули новые квалифицированные кадры. Их загоняют в серую зону — это беспредел! Увеличивая стоимость в 2–5 раз, задним числом переигрываются условия, на которые были выделены мощности. Промышленные майнеры будут вынуждены оставлять постройки!» — рисовал Безделов драматические последствия.

Обращает он внимание и на то, что в российском законодательстве нет определения майнинга, а в постановлении есть (а это юридически некорректно). Что решение об увеличении тарифов от 2 до 5 раз еще и отдано на откуп территориальным властям, а это ведет к коррупционной составляющей: как они будут решать, в 2 раза повышать цену или в 5? «Если отдать на откуп местным властям, вспоминается сказка — была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Кто чью займет, наверное, всем понятно», — разводил руками он.

«В жилом секторе майнинг — это по сути воровство электроэнергии, подмена деятельности. От этого происходят пожары и отключения, это недопустимо!» «В жилом секторе майнинг — это, по сути, воровство электроэнергии, подмена деятельности. От подобного происходят пожары и отключения, это недопустимо!» Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

Умные тарифы, техаудит и другие альтернативы

Альтернативную программу решения вопроса энергодефицита на фоне развившегося серого и полусерого майнинга нарисовал еще один член ассоциации — директор по взаимодействию с госорганами компании Bitriver (оператор дата-центров для майнинга) Олег Огиенко. Он также убежден, что «репрессивная мера» с кратным увеличением тарифа на передачу электроэнергии приведет только к тому, что часть из легальных промышленных майнеров прекратит деятельность. «Часть тех, кто работал вбелую, начнет перетекать в серый сегмент. Произойдет увеличение перекрестного субсидирования, то есть вся промышленность станет платить больше за электроэнергию. Такими тарифами будет убиваться белый сегмент, дефицит никак не снизится. Но нас не очень слышат», — констатировал он.

Взамен Огиенко предлагает обратить внимание на серых майнеров, чтобы те снизили свою активность. Как? Главным образом другой непопулярной мерой — дифференциацией тарифов для населения по объему потребления, введением умных тарифов, которые вычисляют майнеров и повышают для них коэффициент. Но не только.

По мнению спикера, можно провести аудит заключенных договоров на технологическое присоединение различных субъектов на предмет нарушений и выявить таким образом нелегальных майнеров. Еще одна мера — проведение комплексных проверок документов на оборудование в местах, где расположены дата-центры. Так власти могут выявить оборудование, ввезенное без уплаты НДС, а значит, его отключить.

«Мы системно последние полтора-два года предлагали минэнерго то, что предлагает Олег [Огиенко]. Рисовали, говорили, писали, обозначали, что произойдет переток в серую зону, а энергодефицит будет расти. Почему этого не слышат? Мистика какая-то, — возмущался Безделов. — В профильном комитете, независимыми экспертами, союзом предпринимателей, некоторыми ФОИВ, в ФАС, в диалоге с Генпрокуратурой — везде говорится о негативных последствиях. Но я боюсь, что в результате на все наплюют и постановления выйдут».

«Для чиновника важно не решить проблему, а закрыть вопрос. Он должен в отчете по итогам года написать: вопрос закрыт, подготовлено постановление…» — грустно объяснил Гамза.

«Для чиновника важно не решить проблему, а закрыть вопрос. Он должен в отчете по итогам года написать: вопрос закрыт, подготовлено постановление» «Для чиновника важно не решить проблему, а закрыть вопрос. Он должен в отчете по итогам года написать: вопрос закрыт, подготовлено постановление» Фото: Cfoto/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Сегодня дискриминировали майнеров, завтра можно дискриминировать строителей и так далее»

Для придания еще большего веса своей позиции ТПП РФ даже заказала научное исследование НИУ ВШЭ. Его результаты на комитете представил директор центра исследований в электроэнергетике ВШЭ Сергей Сасим, который отметил, что развитие майнинга стало неожиданностью для отраслевых регуляторов.

«Это неудобный потребитель, потому что создает проблемы, которую отрасль решает годами, включая отсутствие корректных ценовых сигналов в электроэнергетике, одним из примеров чему является перекрестное субсидирование. Есть Северный Кавказ, Дагестан, Чечня, где майнинг маскируется под сверхнормативные потери, электроэнергия вообще бесплатно используется для такой деятельности, — говорил он. — Для систем регулирования это та красная линия, после которой коллеги готовы идти на все, в том числе на нарушение принципов ценообразования и недискриминационных подходов».

Сасим подчеркивает, что проект постановления чреват тем, что, если получилось такие меры ввести один раз, это может повториться. «Сегодня дискриминировали майнеров, завтра можно дискриминировать строителей… Тем более что предположения о мобильности майнинга не подтверждаются цифрами: мы выяснили, что в среднем затраты на релокацию у промышленного майнинга в 3 раза превышают затраты на развертывание деятельности на месте. Вопрос о компенсации этих затрат в постановлении коллег остается без ответа», — продолжал он. Да и сама процедура, по мнению представителя ВШЭ, порождает массу вопросов: «на каждом этапе теневая коррупционная составляющая».

«Сам подход — повышение тарифов — не направлен на решение задачи дефицита генерирующих мощностей, потому что, по сути, предлагается подарить деньги Сетевой компании. Если вы согласны с тем, что сети недофинансированы, необходимо повышать тариф для всех. Если майнеры уйдут, сеть не получит даже тех денег, которые сейчас получает. Это в любом случае не очень красивое решение», — обратил внимание Сасим.

По словам спикера, серьезное опасение также вызывает бездействие самой проблемной с точки зрения энергодефицита Иркутской области. Она серьезно сопротивляется введению дифференцированных тарифов, а иного пути ВШЭ не видит. Некоторые другие участники, впрочем, тоже: игроки рынка мягко намекнули, что борьба с серым импортом майнингового оборудования может привести к потере поддержки отрасли. Да и техаудит присоединения — епархия энергетиков, там, особенно в текущих условиях, могут быть «свои ноу-хау», на которые не время сейчас указывать.

Буквально месяц назад председатель госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев заверил «БИЗНЕС Online», что регион будет выполнять поручение по устранению перекрестного субсидирования «через другие механизмы». «Сам я отношусь отрицательно к установлению дифференцированных тарифов. Наверное, теоретически в рамках Российской Федерации эта политика будет продолжаться. Рано или поздно вопрос о введении дифференцированных тарифов [в РТ] встанет. Пока мы считаем, что более правильно для населения иметь единый тариф, который дифференцирован только для города и села», — пояснил Груничев.

Замминистра строительства республики Алексей Фролов полагает, что для населения и так действуют ограничения по мощности, так что больший объем потребления не означает, что в домохозяйстве занимаются бизнесом или майнингом.

Напомним, с 1 июля следующего года тариф на электроэнергию планируется установить в размере 5,09 рубля за 1 кВт.ч для города и 3,57 рубля — для села. Тариф для электроплит составит 4,1 рубля. При этом понижающий коэффициент для электроплит повысится до 0,806. Это как раз обусловлено снижением перекрестного субсидирования.

«Я столько регионов и промпредприятий проехал, понимаю, почему постановление 11 лет не принимается. Сами энергетики, там, где профицитная энергосистема, говорят, что им по барабану. А предприятия находятся в полулетальном состоянии, ничего, кроме мелочи, не производят, но арбитражно торгуют этой электроэнергией. И областная администрация выступает против того, чтобы данную ситуацию искоренить, потому что других ресурсов поднять эти предприятия у нее не существует.

Есть еще одна проблема — нынешний политический период, который не допускает острых решений. Наверное, если МВД поставить задачу, они быстро выявят всех нелегальных майнеров. Но на это просто никто не пойдет», — заключил Гамза.