«За давосскими историями надо следить потому, что это ровно тот случай, который в русском языке описывается как «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» «За давосскими историями надо следить потому, что это ровно тот случай, который в русском языке описывается как «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» Фото: © Hannes P Albert / dpa / www.globallookpress.com

Давос-2024

На минувшей неделе в швейцарском Давосе завершился 54-й Всемирный экономический форум. Мероприятие, проходящее ежегодно (в те годы, когда мир не боится ковида, поджав хвост, лапки и прочие конечности), посетили без малого 3 тыс. гостей, из них главы 6 десятков государств. Мероприятие это чем дальше, тем больше превращается в ярмарку тщеславия: стоимость билета составляла до четверти миллиона баксов, что в разы больше предыдущих лет; видимо, важность озвучиваемых вопросов соответствует ценнику.

Как обычно, все это сопровождалось привычной уже клоунадой: уважаемые люди, слетевшиеся на частных джетах и поглощающие в товарных количествах деликатесы вроде бургеров из оленины, рассказывают urbi et orbi об ужасах изменения климата и необходимости получения белков из насекомых. Иная история — как можно хвастаться многообразием, равенством и инклюзивностью, когда вы платите себе в 300 раз больше, чем своим подчиненным? В общем, махнуть бы рукой на них на всех, но проявившиеся там персоны имеют слишком большое влияние в мире, чтобы их можно было игнорировать.

Еще раз: за давосскими историями надо следить потому, что это ровно тот случай, который в русском языке описывается как «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Та самая «повесточка», которую предполагается скармливать податному электорату по всей планете — особенно с учетом того, что парламентские и президентские выборы пройдут в этом году много где. С другой стороны, не стоит относиться к этому всему уж слишком серьезно. Мировые элиты нынешнего времени достаточно дурные в принципе и по сути своей, а их экспертная поддержка чаще ориентируется на локальный хайп, нежели на долговременные тренды. Банальный пример: в прошлом году практически не было речи об «искусственном интеллекте», а на этот раз вся эта тема вошла в фокус — на волне успеха больших языковых моделей и генеративных нейросетей.

Здесь важен еще один аспект. Основная задача элит, то, что они привносят в общий человеческий социум — управление этим самым социумом. Но особенность ситуации в том, что, пожалуй, со времен Второй мировой войны элиты не жили в режиме ярко выраженной ответственности. Пан или пропал. Или ты и твой социум победят тех, кто на той стороне, — или ты проиграешь в том числе и свою жизнь. И это простое соображение фильтровало элиты, отбраковывало худших и оставляло лучших — наиболее решительных, мудрых, дальновидных и осторожных, в зависимости от поста, задач и ситуации.

Теперь этого нет. Последний из титанов прошлых лет — Генри Киссинджер — убыл в лучший мир в прошлом году. В развитых странах у руля остались те, для кого ответственность — разве что только перед своим кланом, своей бандой, своей «грибницей», для кого нет экзистенциальных угроз. Качество управления закономерно падает, и это накладывается на общемировую экономическую ситуацию с завершением в 2008 году долговременного периода стабильного роста. Отсюда и проистекает ключевая тема форума — «восстановление доверия». Доверия элитам со всеми их закидонами со стороны социумов. И это довольно забавно, поскольку ключевые высказывания форума были отнюдь не о доверии.

Эмманюэль Макрон заявил, что 2024 год станет поворотным для европейцев, и что Европа должна прилагать больше усилий, чтобы ни происходило в США «Эмманюэль Макрон заявил, что 2024 год станет поворотным для европейцев и Европа должна прилагать больше усилий, что бы ни происходило в США» Фото: © Hannes P Albert / dpa / www.globallookpress.com

О рисках наступления социализма, переизбрания Дональда Трампа и «болезни Х»

Во-первых, это заход генсека ООН Антониу Гуттериша на тотальное реформирование всего и вся. Мол, совет безопасности ООН и Бреттон-Вудская система были заложены 80 лет назад, и, оказывается, нельзя строить будущее для внуков при помощи систем для дедов. Звучит красиво, но в деятельностном аспекте непонятно, тем более что Бреттон-Вудская система уже почти полвека как сменилась Ямайской. Тем не менее здесь явно в действии принцип трех конвертов, точнее, второго из них — «затевай реорганизацию».

Далее, поперек «восстановления доверия» отработала речь главы правительства КНР Ли Цяна. По его словам, Коммунистическая партия приветствует иностранных инвесторов с распростертыми объятиями, да только инвесторы за год отметились мощнейшим выводом капитала из КНР. Фондовый рынок упал на пятилетние минимумы, строительный сектор продолжает лихорадить, и заметный скачок в этом оттоке произошел как раз после речи Ли Цяна.

О «доверии», хоть и косвенно, высказался премьер-министр Испании Педро Санчес. Он пожаловался на распространение автократических режимов в западных странах. Он также сказал, что эта тенденция является лишь симптомом более глубоких проблем, в частности «эрозии среднего и рабочего классов». Его сосед по территории Эмманюэль Макрон заявил, что 2024-й станет поворотным для европейцев и Европа должна прилагать больше усилий, что бы ни происходило в США. Речь идет, судя по всему, о принятом чуть более года назад американском законе о контроле инфляции, который, несмотря на иное название, устанавливает мощные приоритеты американским технологическим компаниям. Европа, увидев это, взвыла, попыталась выбить себе преференции и даже что-то получила, но американское преимущество здесь неоспоримо.

Отметить следует также неплохую речь новоизбранного президента Аргентины Хавьера Милея, посвященную рискам наступления социализма в мире, хотя у меня сложилось впечатление, что ее мало кто понял во всей полноте. Форум также ритуально и традиционно боялся переизбрания Дональда Трампа, стращая падением рынка; ровно то же самое было и в 2016-м, но в тот год все провалы быстро выкупались, а 2017-й оказался чуть ли не самым спокойным за десятилетие. Обсуждали ситуацию в Газе и на Украине, заинтересованные спикеры активно вызывали на себя внимание людей, но особого результата это не принесло.

Особо также стоит коснуться старательного обсуждения «болезни Х». Непонятно с чего, непонятно как и откуда, но уже понятно, что погибнет в 20 раз больше народу, так что давайте обсуждать, как с этим будем бороться. Ковид показал, что продавать страх оказалось очень выгодно, для чего можно поэксплуатировать пророков-сциентистов вроде того же Юваля Ноя Харари с его «узаконенным тотальным биометрическим наблюдением» образца Давоса-2022. В итоге шуму было много, но и искусственность темы была видна самым бесстыжим образом.

«Самое важное в экономической сфере, с позиции форума — это оформляющийся, по мнению экспертов, тренд на антиглобализацию» «Самое важное в экономической сфере с позиции форума — это оформляющийся, по мнению экспертов, тренд на антиглобализацию» Фото: © Hannes P Albert / dpa / www.globallookpress.com

О «мягкой посадке» экономики и деглобализации

В общем, много всего и разного про всё и вся, особенно для правителей — за счет налогоплательщиков. Все эти темы даже затмили ключевое свойство форума: он, напомню, «экономический», а не только «всемирный». И про экономику было на сей раз не очень много. Гита Гопинат, первый заместитель директора-распорядителя МВФ, радовалась грядущей «мягкой посадке» мировой экономики, а ее босс, президент МВФ Тимоти Адамс, говорил о финансовых проблемах развитых стран, о долгах — и о том, что финансовую систему надо приводить в порядок. Только вот непонятно, кому, каким образом и когда.

В экономическую сторону также следует учесть фиксацию проблем с судоходством в Красном море, перенаправление кораблей по маршруту вокруг Африки, что повышает цены на конечную продукцию и подпитывает инфляцию. Но самое важное в экономической сфере с позиции форума — это оформляющийся, по мнению экспертов, тренд на антиглобализацию. Оказывается, теперь страны ставят национальную безопасность и устойчивость выше экономической эффективности. Опрос 30 ведущих экономистов, проведенный организаторами Всемирного экономического форума накануне его начала, показал, что почти 70% опасаются, что в этом году темпы геоэкономической фрагментации ускорятся.

О деглобализации совсем недавно писалось здесь, но в данном случае важен иной фокус. Понятно, она невыгодна «в целом», но может быть выгодна элитам локально, поэтому с них станется ее запустить и даже форсировать. Важно то, что деглобализованный мир — мир вечного конфликта. Вечной войны — если этот тезис намеренно заострить и ужесточить. И это ровно та ситуация, которая, если будет реализована, постепенно начнет вновь производить положительный естественный отбор элит по прямому жесткому принципу «эволюционируй или умри».

Но они это, судя по всему, пока не понимают и даже не ставят вопрос таким образом. Значит, остается лишь следить за происходящим. 2024-й — год выборный, это год политических встрясок, хотим мы того или нет.