Судя по публикациям местных СМИ и телеграм-каналов, единственная акция прошла в центре столицы Башкортостана. Причем силовики и автозаки прибыли на место — площадь Салавата Юлаева — даже раньше участников «собрания» Судя по публикациям местных СМИ и телеграм-каналов, единственная акция прошла в центре столицы Башкортостана. Причем силовики и автозаки прибыли на место — площадь Салавата Юлаева — даже раньше участников «собрания» Фото: Светлана Садыкова

«Самауырлы ритайым» в центре Уфы

Собирать людей на несогласованную акцию в центре Уфы начали накануне вечером. Сообщения якобы появились в различных чатах в телеграм-каналах. «Друзья! Никаких массовых беспорядков завтра! Никаких провокаций. Просто самауырлы ритайым», — говорилось в одной из публикаций. В дословном переводе с башкирского «самауырлы ритайым» означает «дискотека с самоваром». Суть такая: просто потанцуем, будет мирное, душевное собрание. МВД по Башкортостану приглашения тоже заметило и накануне вечером уточнило, что уже ищет инициаторов акций.

«МВД по РБ официально предупреждает, что за подобные призывы и участие в таких мероприятиях предусмотрена ответственность в соответствии с законом. Полиция призывает граждан не поддаваться на провокации, не принимать участия в несогласованных публичных мероприятиях, а также соблюдать законные требования сотрудников правоохранительных органов», — предупредили в ведомстве. Как выяснилось из релиза, собираться призывали людей не только в Уфе, но и в других городах Башкортостана.

В итоге, судя по публикациям местных СМИ и телеграм-каналов, единственная акция прошла в центре столицы республики. Причем силовики и автозаки прибыли на место — площадь Салавата Юлаева — даже раньше участников «собрания». В местных каналах появилось видео, на котором мужчины в форме полицейских завтракают в небольшом магазинчике и непринужденно о чем-то беседуют, даже смеются. Ближе к 10 часам утра по местному времени люди начали подтягиваться к площади. В беседе с правоохранителями некоторые якобы представлялись обычными туристами, которые «пришли посмотреть на памятник, просто гуляют, пляшут и поют свои любимые народные песни». Один из телеграм-каналов, освещавших происходящее, заснял такую беседу женщины и мужчины в форме сотрудника МВД:

Словосочетание «Кара халык» в речи местного активиста Фаиля Алсынова**, напомним, стало поводом для возбуждения в отношении него уголовного дела по статье о возбуждении межнациональной розни Словосочетание «кара халык» в речи местного активиста Фаиля Алсынова**, напомним, стало поводом для возбуждения в отношении него уголовного дела по статье о возбуждении межнациональной розни Фото: vk.com

— В соответствии с законом № 54-ФЗ (речь о законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который запрещает публичные мероприятия в форме шествия и митинга, не согласованные с властями,прим. ред.)...

— А, ну мы по одному тогда будем ходить.

— Нет-нет, я понимаю, для чего вы сюда пришли! Понимаю прекрасно! И если вы будете участвовать в несогласованном публичном мероприятии, вы можете быть привлечены по статье Кодекса об административных правонарушениях. Я вас предупредил, надеюсь, вы меня услышали.

«Это может быть такой спецоперацией контрэлит. Подстава – любимая башкортостанская забава»

Судя по сообщениям, и накануне вечером, и сегодня в Уфе наблюдались перебои со связью и мобильным интернетом. Первой задержанной оказалась девушка в розовом пуховике с надписью «Кара халык» на спине. Словосочетание «кара халык» в речи местного активиста Фаиля Алсынова**, напомним, стало поводом для возбуждения в отношении него уголовного дела по статье о возбуждении межнациональной розни. По некоторым данным, ближе к полудню по местному времени на площади собрались от 1 тыс. до 1,5 тыс. человек, они стали водить хороводы. Параллельно полицейские начали задержания.

В какой-то момент люди попытались перекрыть дорогу автобусу с задержанными, их оттеснил ОМОН. Ближе к двум часам большинство собравшихся оттеснили с площади Салавата Юлаева, точечные задержания происходили на улицах, следует из сообщений и видео местных телеграм-каналов. По приблизительной оценке, на сходе присутствовали около тысячи человек, из которых более 10 были задержаны, пишет «Коммерсантъ-Уфа».

В какой-то момент люди попытались перекрыть дорогу автобусу с задержанными, их оттеснил ОМОН. Ближе к двум часам большинство людей оттеснили с площади Салавата Юлаева В какой-то момент люди попытались перекрыть дорогу автобусу с задержанными, их оттеснил ОМОН. Ближе к двум часам большинство собравшихся оттеснили с площади Салавата Юлаева Фото: Светлана Садыкова

Сегодня ситуацию в Башкортостане прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не согласился с формулировкой «массовые беспорядки и массовые протесты». «Там нет массовых беспорядков и массовых протестов. Там есть отдельные проявления, которые скорее, наверное, относятся к компетенции местных властей и органов правопорядка», — сказал он. Журналисты обратили внимание Пескова на уголовное дело именно по статье об организации и участии в массовых беспорядках. В ответ на это представитель Кремля пояснил, что «в данном случае использовал не юридический термин, а термин, который определяет количество людей, которые принимают участие». К слову, на сайте государственного республиканского агентства «Башинформ» комментарий Кремля — это единственная новость о произошедшем в Уфе.

Среди задержанных в автобусе также можно было заметить гражданина, укутанного в башкирский флаг. По словам корреспондента «БИЗНЕС Online», который находился на месте событий, уже к часу протестующие начали разбредаться по улицам, а к 14:00 площадь была практически пуста.


Как разворачивались события в Башкортостане

Протесты в поддержку Алсынова** начались в понедельник. 15 января Баймакский районный суд РБ должен был огласить приговор активисту, само уголовное дело в отношении него рассматривали в закрытом режиме. Сотни людей собрались перед зданием суда, оглашение перенесли на среду. Уже во вторник Росфинмониторинг включил Алсынова** в список лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности.

17 января Алсынова** признали виновным в возбуждении ненависти или вражды, унижении человеческого достоинства (ч. 1 ст. 282 УК РФ) и приговорили к 4 годам колонии общего режима. После оглашения приговора собрание сторонников Алсынова** вокруг здания суда переросло в стычки с полицией. По оценке телеграм-канала Baza, в Баймаке собрались около 2 тыс. протестующих и порядка 600 силовиков. К вечеру акцию разогнали, а СУ СКР по Башкортостану сообщило о возбуждении уголовного дела по признакам организации и участия в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ) и применения насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК). На сегодняшний день известно о 17 арестованных участниках акции в Баймаке, еще 6 райсуд оштрафовал.

Также в среду утром пользователи начали сообщать о сбое в работе мессенджера WhatsApp*, больше всего жалоб поступило из Уфы. Позже стало известно о жалобах и на работу «Телеграма» (чаще всего о проблемах сообщали из Москвы (25%) и Башкортостана (14%). «Реанимируйте уже людям WhatsApp*. Ну невозможно через VPN либо Wi-Fi, вне дома не связаться ни с кем», — пишут жители РБ в социальных сетях под постами главы республики Радия Хабирова.

Фаиль Фаттахович Алсынов** родился 7 декабря 1986 года в селе Юлдыбаево Зилаирского района Башкортостана. Получил высшее образование в Башкирском госуниверситете. В 2011–2014-х работал специалистом во Всемирном курултае башкир. Продолжил свою деятельность в молодежном башкирском национальном движении «Кук буре» («Серый волк»), получившем широкую известность в регионе после политических акций в защиту честных выборов и против упразднения должности президента РБ. В конце 2010 года был избран первым зампредседателя организации и оставался им вплоть до 2014-го. Вместе с остальными членами организации принимал участие в митингах и протестах, например за защиту башкирского языка, за что неоднократно задерживался. В 2012-м суд по иску прокуратуры признал ряд публикаций на сайте организации «экстремистскими». Деятельность «Кук буре» также может быть также признана экстремистской.

В 2014-м Алсынов** покинул «Кук буре» и образовал «Башкорт»**, которую возглавлял до 2019-го. Организация многие годы выступала против планов по разработке шихана Торатау для добычи соды. В 2020-м активисты встали на защиту шихана Куштау, которая вылилась в силовое столкновение мирных жителей и силовиков у подножья горы. Алсынова** привлекали к ответственности за участие в несанкционированных акциях на шихане.

В последние несколько лет активист участвовал в акциях против якобы незаконной золотодобычи в районах Башкортостана. Поводом для уголовного дела стало выступление Алсынова** на сходе граждан в селе Ишмурзино Баймакского района 28 апреля 2023 года. Суд установил, что житель РБ выступил «с речью негативного содержания» в адрес лиц армянской, кавказских национальностей и национальностей Средней Азии. Лингвистическая экспертиза обратила внимание в том числе на выражение «кара халык», которое употребил Алсынов**. Судя по материалам СМИ, в которых речь переведена с башкирского языка, активист сказал, в частности, следующее: «Армяне уедут на свою родину, кара халык — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан. Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!»

К слову, в той же речи он рассказал, как башкирский народ «угнетали в течение веков», и выступил с критикой спецоперации на Украине. Эксперт, проводивший экспертизу, посчитал это оскорблением (буквально фраза переводится как «черный народ»). Сам Алсынов** неоднократно утверждал, что имел в виду «простой народ». Со ссылкой на слова активиста ранее сообщалось, что преследование в отношении Алсынова началось с подачи главы Башкортостана.

Одним из первых активиста осудил депутат Госдумы от РБ, член комитета по безопасности Динар Гильмутдинов. По его словам, попытки раскачать ситуацию в республике инициированы не без участия «элементов, имеющих отношение к спецслужбам иностранных государств и действующих с территории Украины и Прибалтики». А акции, отметил он, направлены не только против региона, но и лично против Хабирова.

Утром в четверг выступил и сам Хабиров. Глава Башкортостана напомнил о своем обещании из 2019 года «не терпеть экстремизм и попытки расшатывать ситуацию», а также о том, как местные власти добились признания башкирской общественной организации (БОО) «Башкорт»*** экстремистской. «Можно надевать на себя маску доброго экоактивиста, патриота, но на самом деле ситуация совсем не такая, — отметил Хабиров и вспомнил не только Алсынова**, но и других активистов. — Группа лиц, часть из которых находится за рубежом, по сути являясь предателями, призывают к отделению Башкортостана от России. Они призывают к партизанской войне здесь».

«Я переживаю — где-то есть наша вина, вина муниципалитетов, моя личная вина в том, что до конца не объяснили людям, до конца не раскрыли суть и содержание этих людей. Сейчас будем активно этим заниматься. Я отмалчиваться тоже не стану, мы покажем истинное лицо этих ребят», — добавил Хабиров.

Официальной информации о местонахождении Алсынова** пока нет. Сегодня утром появилось сообщение в телеграм-канале (там только один пост) якобы адвоката активиста Ильнура Суюндукова о том, что Алсынова** нашли в СИЗО Магнитогорска.

Утром в четверг выступил и сам Хабиров. Глава Башкортостана напомнил о своем обещании из 2019 года «не терпеть экстремизм и попытки расшатывать ситуацию», а также о том, как местные власти добились признания башкирской общественной организации (БОО) «Башкорт»*** экстремистской Утром в четверг выступил и сам Хабиров. Глава Башкортостана напомнил о своем обещании из 2019 года «не терпеть экстремизм и попытки расшатывать ситуацию», а также о том, как местные власти добились признания башкирской общественной организации (БОО) «Башкорт»*** экстремистской Фото: «БИЗНЕС Online»

«То, что прозвучало вчера от Хабирова, никак никого не устроило»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали сегодняшнюю несанкционированную акцию в Уфе и порассуждали, почему Кремль не видит в Башкортостане «массовых беспорядков» и ждать ли повторения сегодняшних событий в других городах республики.

Андрей Потылицын — политолог (Уфа):

— Безусловно, это продолжение [событий в Баймаке]. Там (в Уфеприм. ред.), по моим данным, не было выраженных лозунгов, еще чего-то. Вообще, все это выглядело, как большая прогулка, потому что не было какого-то ядра у этой толпы,  каких-то лозунгов и прочего. Единственное, там у одной девушки на спине была надпись «Кара халык», написанная на бумаге и приделанная к куртке. И эту девушку забрали в полицию. Мем с «кара халык» раскручивается сейчас в Башкортостане. Это цитата из обвинительного заключения Алсынова**, и одновременно это термин, который сейчас очень «заходит» в народ, потому что [передает] какое-то оскорбительное ощущение. Люди себя чувствуют обиженными и сирыми. Потом еще один мужик был с флагом РБ на спине, его тоже забрали.

Повод ли это для тревоги властей республики? Разумеется. Потому что ситуация развивается, и она отозвалась сейчас в Уфе. Здесь, в Уфе, были не баймакцы, а уфимцы. То есть это не отголосок, а эхо, отражение данной ситуации в Баймаке. За что беспокоится властям Башкортостана? За кресла свои или за жизнь? Можно беспокоиться за разные вещи. Но я думаю, неспокойно сейчас в душе у дорогого Радия Фаритовича (Хабирова, главы РБприм. ред.). В том смысле, что это все очень резонансно, расходится по всем СМИ. И вообще, протест в республике продолжается.

Кремль делает вид, что все спокойно, потому что у него нет иных вариантов — делать какой-то другой вид. У нас заявлено, что российский народ един как никогда, сплотился. Если бы они сказали, что в Башкортостане происходят массовые беспорядки, это бы несколько диссонировало с их концепцией. То есть они вынуждены продолжать свою песню о том, что у нас все едины и непобедимы. А по поводу сигнала Кремля Хабирову… Сигнал здесь однозначный: либо ты, Радий, справляешься с этой ситуацией и ее не должно быть, либо мы за себя не отвечаем. Вот примерно так.

Стоит ли ожидать продолжения подобных «собраний» в Уфе, других городах? Я думаю, что да. Потому что то, что прозвучало вчера от Хабирова, никак никого не устроило. Он назвал всех предателями, тех, кто думает иначе и чем-то недоволен. В его устах все они предатели. А один из депутатов Госдумы от РБ заявил, что это вообще происки прибалтийской разведки. Что по данному поводу думаю я? Вы знаете, я не допускаю того, что двухметровые блондины, агенты эстонской разведки, пробрались в Баймак и убедили жителей города выйти на площадь. Я не могу этого себе представить, правда.


Алексей Мухин — политолог:

— Помните, было такое сообщение во времена СССР: «Работают все радиостанции Советского Союза». Так вот, с началом избирательной кампании работают все НКО (некоммерческие организацииприм. ред.), которые завязаны на дестабилизации политической обстановки в стране. Инспирированность этих событий настолько очевидна, что даже вызывает некоторую оторопь. Безусловно, расчет сделан на то, что действия властей окажутся подчеркнуто жесткими, и тогда уже можно будет снять этот эффект, обвинив российские власти в авторитарности и так далее.

В принципе, схема старая, но она, на мой взгляд, нерабочая. Локализацией таких процессов занимаются очень хорошие специалисты в Российской Федерации. Избежать, предупредить их практически невозможно, это не удавалось никому в современной истории, они будут. Но нейтрализация информационного эффекта и купирование локализации самих процессов — показатель устойчивости политической системы и зрелости гражданского общества, а также эффективных действий спецслужб. Это логика федеральных властей. Никто не говорит, что там все спокойно, нет массовых беспорядков.

Да, безусловно, еще будут подобного рода попытки дестабилизировать ситуацию. Болевые точки, на мой взгляд, находятся в некоторых северо-кавказских республиках, в частности в Дагестане. Болевые точки есть в Якутии и, вы будете смеяться, в Татарстане, кроме Башкортостана. Могут быть и другие, но это зона риска. Я не делаю прогнозов, что все спустят на тормозах. Очень уж большие деньги в последние годы Пентагон и госдеп США выделяли на организацию подобного рода мероприятий. Я уверен, что они потрачены не впустую.


Илья Гращенков — политолог, гендиректор центра развития региональной политики (ЦРРП):

— Понятно, что произошедшее в Уфе является продолжением тех событий, которые начались раньше в другом городе. Все это имеет некую трехслойную систему. С одной стороны, реально общественный протест подогревается многими недовольствами. Он же имеет разные аспекты: недовольство национальной идентичностью и некоторые проблемы, связанные с социально-экономическими изменениями, ну много всего. Главное, что поскольку они все проецируются на главу РБ Радия Хабирова, то понятно, что в элитной среде эти события тоже активно используются. Потому что Хабиров находится на исполнении последних месяцев своего первого срока и должен принимать решение, будет ли он дальше баллотироваться на второй срок.

Это межэлитная конфронтация, поэтому и образовался один большой пирог с конфликтом. Соответственно, то, что мы можем комментировать в публичной плоскости, в какой-то мере отражает внутренний конфликт. Например, то, как действует Хабиров с арестами. Он проблему не решает, а в какой-то степени ее усугубляет. Поскольку это уже второй митинг, никуда он не девается. Количество людей чуть меньше, но это тоже неравномерно: сегодня меньше, завтра больше. Эта вся история [тянется с] позапрошлого года каждый раз заметается под ковер, и власти проблему не решают. А она каждый раз находит выход в качестве черных лебедей. Так как у власти у самой сейчас кризисное положение, все очень болезненно воспринимается. 

В Кремле это не какое-то масштабное событие, хотя неизвестно, воспримет ли кто-нибудь, условно говоря, кейс Башкортостана, что «и у нас так можно». Но в целом Кремль смотрит на это так, что есть Хабиров, у него срок истекает, он в конфликте с местными элитами, они разогревают этот конфликт. Что-то похожее было с митингами в поддержку Фургала (бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал прим. ред.). Они видят, что есть конфликт, что серьезной угрозы для федеральной власти он не несет. В худшем случае приведет к тому, что Хабиров не пойдет на второй срок. А может, он и сам все разрулит. В любом случае федеральный центр в этом видит не угрозы, а какое-то конфликтное поле и решает это привычным методом — непублично.

Я пока не вижу исчерпанности, так что, возможно, стоит ожидать продолжения подобных «собраний». Власти, конечно, стараются пресекать, не допускать, более жестко подавлять, но, на мой взгляд, это все равно проблемы не решает. Гораздо лучше все-таки, чтобы начался диалог и Хабиров или его сменщик, который может прийти к власти, данный конфликт потихонечку решал.