«Сегодня мы ежегодно принимаем столько же туристов, сколько нас самих, жителей Республики Татарстан», — рассказал председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов «Сегодня мы ежегодно принимаем столько же туристов, сколько нас самих, жителей Республики Татарстан», — рассказал председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов Фото: Сергей Елагин

«Сегодня мы ежегодно принимаем столько же туристов, сколько нас самих, жителей Республики Татарстан»

«Мы госкомитет РТ по туризму, и мы немного разбираемся в туризме…» — с таких слов начался проморолик платформы Visit Tatarstan перед началом коллегии ведомства об итогах работы в 2023 году и задачах на 2024-й. Сомневаться не приходится. По итогам года туристский поток в Татарстан преодолеет исторический рубеж и достигнет 4 млн человек. «Сегодня мы ежегодно принимаем столько же туристов, сколько нас самих, жителей Республики Татарстан», — начал на позитиве свое выступление председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. Мероприятие прошло в стенах Поволжского университета спорта и туризма. В отличие от прошлого года, когда гостей собрали в IT-парке и показывали выставку с плакатами, демонстрирующими достижения, на этот раз экспозиции не было. Зато присутствующим раздавали милые почтовые открытки с изображением достопримечательностей Казани.

В среднем турист проводит в Татарстане 3,2 суток и тратит 22,4 тыс. рублей, не считая расходов на транспорт, отчеканил Иванов. Чаще всего в РТ приезжают из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Поволжья. По прогнозу, оборот туротрасли Татарстана за 2023-й составит более 88 млрд рублей с учетом смежных отраслей. Купаются в выручке и рестораторы — за 10 месяцев прошлого года они заработали 55 млрд рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2022-го.

Какие из поставленных задач реализовали?

В среднем турист проводит в Татарстане 3,2 суток и тратит 22,4 тыс. рублей, не считая расходов на транспорт В среднем турист проводит в Татарстане 3,2 суток и тратит 22,4 тыс. рублей, не считая расходов на транспорт Фото: «БИЗНЕС Online»

Крупные мероприятия в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». На них выделили 817,4 млн рублей. Что было сделано?

  • Казани и Елабуге разработали туристическую атрибутику. Подсветили 79 зданий и памятников, установили туристическую навигацию, общественные туалеты, арт-объекты и многое другое.
  • В сентябре в столице РТ с размахом прошел международный музыкальный фестиваль «СоТворение». Его зрителями стали 57 тыс. человек.
  • Власти поддержали 22 проекта по созданию и благоустройству пляжей в РТ. Новые места отдыха на берегах Волги, Камы, малых рек и озер в 13 районах Татарстана примут первых посетителей уже в пляжный сезон 2024 года.
  • В Казани появился центр развития кадрового потенциала туротрасли, который финансируется из средств федерального бюджета. По словам Иванова, за этот проект боролись два года. «Такие центры с разной специализацией созданы только в трех регионах — Московской области, Санкт-Петербурге и Татарстане. В нашем центре проводится обучение региональных команд навыкам проектирования туристских кластеров», — рассказал спикер.
  • В республике за год появилось 18 новых глэмпингов на 229 номеров, в 2024-м откроется еще 13 объектов. Без нареканий не обошлось. «Мы видим, что большинство получателей субсидий добросовестно используют полученные средства, но к некоторым из предпринимателей у нас есть вопросы из-за низкой эффективности работы построенных номеров и приобретенного оборудования. Полученные субсидии — это не подарок, и интерес государства здесь — создание новых рабочих мест, рост бизнеса и поступающих налогов», — напомнил Иванов владельцам глэмпингов, сидящим в зале.

Развитие межрегионального проекта «Великий волжский путь». Маршрут, проходящий по трем регионам Поволжья — Татарстану, Чувашии и Марий Эл, в этом году получил статус национального. Кроме того, в прошлом году были запущены межрегиональные туры выходного дня на пассажирских суднах «Валдай» и «Метеор-2020» по маршрутам Казань – Чебоксары – Казань, Казань – Ульяновск – Казань.

Развитие туристской инфраструктуры. Благодаря изменениям в Земельном кодексе в части передачи земель под развитие туризма без торгов в 2023 году в Татарстане наблюдалось рекордное количество реализуемых проектов в сфере туризма. Республиканский инвестсовет поддержал 7 предпринимателей, которые смогут воспользоваться нововведением. И если с отелями и гостиницами все более или менее понятно, то, например, неясно, что с автобусами. На коллегии в прошлом году Иванов отмечал, что в ближайшие три года республике нужно как минимум 100 автобусов.

Самыми запоминающимися стали летние и зимние рекламные кампании в московском аэропорту «Шереметьево» Самыми запоминающимися стали летние и зимние рекламные кампании в московском аэропорту Шереметьево Фото: телеграм-канал госкомитета РТ по туризму

Активное продвижение турпотенциала Татарстана на российском и зарубежном рынках. Помимо завлечения в республику москвичей и петербуржцев, госкомитет приглашал гостей из Катара, Индонезии, Малайзии, Ирана и Китая. Но самыми запоминающимися стали летние и зимние рекламные кампании в московском аэропорту Шереметьево, рассказал Иванов. «Рекламу увидели более 5 миллионов пассажиров, путешествующих по России», — уточнил спикер. Сколько же из них увидели баннер, приглашающий посетить места, где была Цветаева….

Аттестация экскурсоводов. В прошедшем году аттестован 231 экскурсовод.

«Все в моменте сейчас хотят заработать на БРИКС»: долгострои-«заброшки» Казани сбывают под отели

Татарстану не хватает гостиниц

Число индивидуальных туристов в РТ увеличивается. Однако треть из них предпочитают квартиры, а не отели, посетовал Иванов. «Без крупных гостиниц с хорошей инфраструктурой нам сложно будет привлекать платежеспособную аудиторию», — сказал он. В планах на этот год — крупные международные события, такие как «Игры будущего», KazanForum, Kazan Digital Week, Игры стран БРИКС и саммит. Помимо того чтобы подготовить номерной фонд, отельерам нужно создать достаточное количество люксов и президентских люксов. А персонал гостиниц, ресторанов, объектов показа необходимо должным образом обучить иностранным языкам и этикету, поставил задачу Иванов.

Еще одна проблема — нехватка кадров. Последнюю решают, привлекая к процессу не только студентов, но и школьников. В то же время глава госкомитета пожурил бизнес за снижение качества оказываемых услуг. В первую очередь это касается экскурсий: «В 2023 году мы получали жалобы на вольную интерпретацию исторических фактов экскурсоводами».

Еще одна проблема — нехватка кадров. Последнюю решают, привлекая к процессу не только студентов, но и школьников Еще одна проблема — нехватка кадров. Последнюю решают, привлекая к процессу не только студентов, но и школьников Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

Одна из основных задач этого года — создание инфраструктуры для туристской территории «Казань марина». Нужно будет подготовить заявки и пройти конкурсный отбор для получения субсидий. Сегодня же частным инвесторам доступно 9 инвестлотов для создания гостиниц, ресторанов, развлекательных центров и прочих объектов туризма. «Планируется, что будет создано не менее 1 250 новых гостиничных номеров и вложено более 21 миллиарда рублей инвестиций», — добавил председатель госкомитета РТ по туризму. Напомним, «Казань марина» — это первый проект на Волге, который включает в себя марину полного цикла на 300 яхт.

«Казань марина» «похудела» до 21 миллиарда: какой финальный проект курорта показали Минниханову?

Какие еще задачи стоят перед туриндустрией?

Продвижение туристского продукта Татарстана в регионах России и дружественных зарубежных государствах — странах Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. «В 2023 году стало заметно оживление въездного турпотока в Москву, Санкт-Петербург, на Дальний Восток. Заработали электронные визы и групповые туристические обмены. Госкомитету необходимо активизировать свои действия в данном направлении», — отметил Иванов.

Развитие турцентров в районах Татарстана. Сейчас активную работу в этом направлении проводят Болгар, Свияжск, Елабуга, Тетюши. Стараются не отставать от них Алексеевский, Мамадышский, Камско-Устьинский районы.

Создание комфортных условий для автопутешественников. С появлением трассы М12 увеличится турпоток не только в те районы, по которым проходит дорога, но и в те, которые располагаются неподалеку, спрогнозировал Иванов. Он призвал развивать систему туристской навигации уже сейчас.

Роман Лизалин в своем выступлении рассказал о концепции развития пассажирских речных перевозок Татарстана на 2024 год Роман Лизалин в своем выступлении рассказал о концепции развития пассажирских речных перевозок Татарстана на 2024 год Фото: «БИЗНЕС Online»

«Планируем освоить Нижний Новгород, самарское направление и Пермский край»

Что с пассажирскими речными перевозками в Татарстане? Гендиректор созданной в прошлом году компании «Флот Республики Татарстан» Роман Лизалин в своем выступлении рассказал о концепции развития соответствующей сферы. Сейчас в нее входят обновление речного флота, развитие межрегиональных пассажирских перевозок, строительство новых причалов в городах республики, увеличение парка судов и т. д. Сейчас на балансе речного ведомства находятся причалы Казани, Свияжска, Болгара, скоро добавятся и Тетюши с Камским Устьем. Кроме того, в Чистополе строится новый причал здания речного вокзала, который после завершения строительства будет принят на баланс АО «Флот РТ».

«По концепции [развития речных перевозок] планируется соединить ряд соседних регионов России, таких как Татарстан, Нижегородская область, Чувашская Республика, Ульяновская и Самарская области, Пермский край, Удмуртия и Башкортостан. Для реализации данного проекта будут использоваться новые высокоскоростные „Метеоры-2020“», — рассказал Лизалин. Сейчас на балансе республики уже есть два таких судна: «Муса Джалиль» и «Михаил Девятаев» (оба на подводных крыльях). До 2025 года планируется приобрести еще четыре таких борта.

Ханифов в Москве: «Ставим планку в полмиллиона пассажиров водного транспорта»

Спрос на речные перевозки есть. В навигацию 2023-го перевезли 9,3 тыс. человек. В этом году с 1 мая суда начнут курсировать и по маршруту Казань – Ульяновск – Казань. Согласно предварительному расписанию, время в пути составит четыре часа.

Спрос на речные перевозки есть. В навигацию 2023-го перевезли 9,3 тыс. человек Спрос на речные перевозки есть. В навигацию 2023-го перевезли 9,3 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

«На этом мы не собираемся останавливаться. Планируем по мере увеличения парка этих судов освоить Нижний Новгород, самарское направление, — резюмировал Лизалин. — Перед нами стоит задача освоить и Пермский край. На сегодняшний день есть такая востребованность у населения. Мы также сходили по маршруту Казань – Сарапул. Рейс оказался достаточно популярный и был воспринят на ура, люди просят, чтобы он стал регулярным. Расписание маршрута Казань – Сарапул тоже уже составлено».

Гостья из соседней Марий Эл — министр спорта и туризма республики Лидия Батюкова — предложила Татарстану расширить свои международные направления. По ее словам, в ушедшем году республика стала «воротами» для Беларуси. «Сергей Евгеньевич, обращаюсь к вам с просьбой как старший брат Республику Марий Эл взять под свое крыло и сформировать международный маршрут, который будет включать Татарстан и Марий Эл», — сказала Батюкова. Четырехдневный тур из Минска в Казань и Йошкар-Олу может быть круглогодичным. Одной из точек на маршруте может стать Козьмодемьянск. Рейсы между Минском и Казанью будет осуществлять Belavia. Отдельно в Марий Эл думают, как завлекать туристов из Татарстана. Турпоток из нашей республики в 2023 году превысил 400 тыс. человек, что на 37% выше, чем в 2022-м, и достигает 43% от общего туристического потока Марий Эл. «Можно смело сказать, что Татарстан формирует туристический поток в нашу республику», — добавила Батюкова.

Лидия Батюкова — предложила Татарстану расширить свои международные направления Лидия Батюкова предложила Татарстану расширить свои международные направления Фото: Сергей Елагин

Мамадыш просит сувенирные лавки, Рифкат Минниханов зовет в музеи

Чуть менее масштабные, но от этого ничуть не менее амбициозные планы по развитию туризма есть у Мамадышского района. В этом году здесь откроется парк экстремальных и зимних видов спорта, завершается монтаж оборудования. Спуски и склоны в парке будут рассчитаны на разные уровни подготовки. Летом же здесь появится зона для прогулок, скамейки, йога-центр. Кроме того, Мамадыш первым в Татарстане запустит зиплайн — спуск по стальному канату с отрывом от земли. Также в этом году здесь откроется частный зоопарк и глэмпинг «Вятские домики» на 20 номеров, рассказал первый замруководителя исполнительного комитета Мамадышского района Айнур Аглямов. Похваставшись успехами, он попросил госкомитет о помощи: в районе до сих пор не решен вопрос с навигацией, в Мамадыше нет ни одной сувенирной лавки.

И если закупиться гостинцами из Татарстана может быть трудно только в Мамадыше, то вот нехватка поваров и официантов ощущается во всех ресторанах и Казани, и РТ, рассказал президент ассоциации рестораторов и отельеров республики Зуфар Гаязов. «Внутренний туризм развивается динамично, а количества специалистов, которые выходят из стен этих учебных заведений, нам недостаточно… Молодежь у нас в основном идет туда, где платят больше, а работают меньше», — отметил он. В связи с этим ассоциация начала готовить кадры для отрасли со школьной скамьи. В гимназии №141, школах №101 и 15 в прошлом году провели «пилот» по обучению старшеклассников профессии официанта и бариста. «Мы получили хороший отклик, правда, дети были изначально задумчивы. И один смелый школьник спросил: сколько будет стоить наше обучение? Мы сказали, что бесплатно», — сказал Гаязов. Из трех учебных заведений ассоциация получила 50 специалистов. Эксперимент оценили в госкомитете: ведомство планирует масштабировать этот опыт и распространять его на другие объекты.

Если закупиться гостинцами из Татарстана может быть трудно только в Мамадыше, то вот нехватка поваров и официантов ощущается во всех ресторанах и Казани, и Татарстана Если закупиться гостинцами из Татарстана может быть трудно только в Мамадыше, то вот нехватка поваров и официантов ощущается во всех ресторанах и Казани, и РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

О том, что бизнесу надо работать над увеличением качества услуг, заявила вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. «Нужно работать над увеличением турпотока. Он увеличивается тогда, когда мы предоставляем качественный продукт. Вопросы к качеству у нас на сегодняшний день есть. Они коснулись и номерного фонда, и организации питания, и качества самой экскурсионной программы», — подчеркнула она. Спикер порекомендовала участникам рынка посещать экскурсии, знакомиться с продуктами друг друга. «От нас ждут высокого качества продукта, потрясающего продукта, который удивит, вдохновит, впечатлит и еще раз вернет гостей в Казань», — добавила вице-премьер.

Заставить туристов вернуться в столицу Татарстана вновь могут новые объекты на территории Казанского кремля. Президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов рассказал о двух проектах, которые разработало учреждение. Первый — музей археологии Татарстана. Распоряжение о его создании вышло еще в 2005 году, но вопрос с открытием не решился до сих пор.

«Институтом археологии нашей академии подготовлены научный проект музея, графические эскизы экспозиции. Отреставрировано около тысячи единиц хранения музейных предметов. Всего в фондах насчитывается более 550 тысяч единиц хранения по всем периодам древней истории Татарстана», — отметил он.

Второй проект — создание на базе центра письменного наследия ИЯЛИ АН РТ им. Ибрагимова «Мирасханэ» лаборатории реставрации рукописей и постоянно действующей выставки, посвященной письменному татарскому наследию. По его словам, уже сейчас там нет отбоя от туристов. «Сами можете представить, какие будут результаты у этой научно-популярной площадки», — подчеркнул Минниханов. Еще одной точкой притяжения могли бы стать музеи КФУ. Только в Казани их насчитывается 8. По словам президента АН РТ, экспонаты не имеют аналогов в России и мире. Поток посетителей в музеи КФУ сдерживается из-за нехватки помещений и расположения музеев в учебных кампусах.