«Крылатые ракеты «Томагавк», запущенные войсками США по территории Йемена, словно горящие спички, запалили новый пожар в ближневосточном регионе» Фото: © Christopher Senenko/U.S .Navy/ZUMAPRESS.com/ www.globallookpress.com

«Хуситы стали единственными, кто не на словах, а на деле подержал Газу»

Все новые и новые огненные точки возникают на территории Ближнего Востока. Крылатые ракеты «Томагавк», запущенные войсками США по территории Йемена, словно горящие спички, запалили новый пожар, который разгорается прямо на глазах и вот-вот готов перекинуться на весь ближневосточный регион.

12 января военно-воздушные силы США нанесли удары по более чем 60 целям на 16 объектах йеменского мятежного движения «Ансар Аллах». Хуситы сообщили, что США и Британия осуществили 73 удара по территории Йемена. Атаки по позициям хуситов продолжились и на следующий день.

В официальном заявлении президент США Джо Байден назвал удары по Йемену «успешными» и пояснил, что таким образом Штаты и их союзники ответили на нападения хуситов на торговые суда в Красном море.

«Йемен ответит на эти нападения, должна быть месть!»: как Байден начал поход на хуситов

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Соединенные Штаты Америки и Великобританию в использовании непропорциональной силы при ударах по объектам «Ансар Аллах» и в попытке при этом превратить Красное море в «море крови».

Кремль осудил удары США и Великобритании по Йемену. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала атаки по Йемену очередным беззаконием Запада.

Все это здорово напоминает события «арабской весны» почти 15-летней давности, когда, словно по мановению волшебной палочки, то в одном, то в другом конце Ближнего Востока стали загораться костры революций, народных волнений и вооруженных восстаний.

По сути, третья мировая война уже идет полным ходом, только называется по-другому и выглядит несколько иначе. Такой современный тип войн называют «гибридными». Это когда нападающая сторона не прибегает к классическому военному вторжению, а подавляет своего оппонента, используя сочетание скрытых операций, диверсий, кибервойны, а также оказывая поддержку повстанцам, действующим на территории противника.

Хуситов считают прокси Ирана, хотя официальный Тегеран, как обычно, категорически отвергает любые обвинения в свой адрес. Без малого 10 лет йеменские шииты-зейдиты находятся у власти в Йемене. Формально они контролируют около 20% территории страны, в том числе и столицу Сану. Казалось бы, мало, но на этой территории проживает около 80% населения Йемена.

Успешное 10-летнее противостояние как оппонентам в самом Йемене, так и Саудии с США, вместе взятым, внушили им веру в свои силы. Поэтому хуситы стали единственными, кто не на словах, а на деле подержал Газу.

Хуситы — убежденные антисионисты. Их лидеры неоднократно угрожали нападением на Израиль, но прямых атак до сих пор не было. Все происходило или на словах, или «в серой зоне». В этом и заключается особенность современной гибридной войны.

В августе 2022 года кто-то неизвестный нанес удар по военному объекту хуситов неподалеку от Саны, где якобы хранилось иранское оружие. Тогда появились подозрения, что это были силы ЦАХАЛ. Глава израильского генштаба Авив Кохави сообщил в эти дни, что в ходе операции «Рассвет» израильской армии пришлось действовать на территории «третьей страны». Несмотря на то что он не привел ее названия, военные аналитики без труда определили, о какой локации теоретически может идти речь. Сами хуситы никак не прокомментировали это ЧП. Каждый остался при своем.

«Иранская экономика выросла на 3 процента в 2023 году, зафиксировав второй по величине экономический рост в Западной Азии после Бахрейна» Фото: © Iranian Presidency/Keystone Press Agency/ www.globallookpress.com

В Иране растет экономика

Возникает вопрос: как Иран, который сам находится под жесткими международными санкциями, испытывает экономические трудности, может оказывать одновременную помощь хуситам, «Хезболле», режиму Башара Асада? Ведь речь идет об огромных многомиллиардных расходах.

Статистика говорит нам о том, что на самом деле все не так плохо, как кажется. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам в своем последнем докладе о мировой экономике, получившем название «Мировое экономическое положение и перспективы – 2024», заявил, что иранская экономика выросла на 3% в 2023 году, зафиксировав второй по величине экономический рост в Западной Азии после Бахрейна.

В докладе ООН говорится, что рост валового внутреннего продукта (ВВП) Ирана в 2023-м составит 3,0%, что выше, чем в 99 странах мира. Иран обогнал не только середняков, но и таких гигантов, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, которые не подвергались никаким рестрикциям. В последней стране так и вовсе зафиксирован отрицательный экономический рост.

Хуситы — это серьезный противник. Представлять их дикарями в набедренных повязках — значит сильно недооценивать потенциально опасного противника. Стоит вспомнить случай октября минувшего года, когда йеменские повстанцы использовали для удара по Израилю дальнобойную баллистическую ракету, пролетевшую почти 1,6 тыс. км над Аравийским полуостровом, направляясь к цели — израильскому городу Эйлат.

Лишь чудом с помощью новейшей системы ПРО Arrow ЦАХАЛ удалось сбить ракету за пределами атмосферы Земли, что делает это первым случаем космической войны в истории.

Стоит напомнить событие пятилетней давности, которое стало беспрецедентным в современной истории, когда в Саудовской Аравии атакам беспилотников-«камикадзе» (барражирующих боеприпасов) и крылатых ракет подверглись крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Абкайке и нефтеперерабатывающий завод рядом с месторождением Хурайс, принадлежащие компании Saudi Aramco. Главным результатом атак стало временное падение добычи нефти в Саудовской Аравии более чем вдвое — с 9,8 до 4,1 миллиона баррелей в сутки, что составило почти 5% мировой добычи нефти. Ответственность за это нападение взяли на себя хуситы, хотя США и западная коалиция пытались обвинить Иран.

Но самый главный вопрос заключался в том, как «дикарям» удалось обойти новейшую систему защиты саудитов, состоящую из 36 батарей ЗРК Patriot, 17 РЛС дальнего обнаружения, в основном американского производства, и др.

На все эти вопросы можно было бы получить ответ в Иране, но Тегеран, как обычно, отказывается от комментариев. В любом случае ни для кого не является секретом, что произвести вооружение такого уровня может лишь очень передовая страна, которая имеет развитое технологичное производство, высокий уровень научно-исследовательских разработок и достаточно компетентных специалистов. Иран соответствует всем этим вышеназванным критериям. Казалось бы, в исламском государстве не может быть прогресса, но в реальности это не так. Если убрать связывающие ее по рукам санкции, страна могла бы сделать рывок не хуже «азиатских тигров».

«Дальнейшее обострение конфликта на Ближнем Востоке при непосредственном участии США может напрочь перечеркнуть «стратегический успех» и усложнить для Байдена перспективу вторично занять президентское кресло»Фото: © Hani Al-Ansi/dpa/ www.globallookpress.com

«Втянется ли Вашингтон в «новый Афганистан»?»

Йеменские повстанцы-хуситы не испугались американских «Томагавков» и теперь угрожают новыми атаками на военные и гражданские объекты США и западной коалиции. Это является частью их более широкой поддержки палестинцев и их борьбы против западного вмешательства.

Откроется ли новый фронт и не втянется ли Вашингтон в «новый Афганистан»? Скорее всего, нет. Президент Байден уже поиграл мускулами, хотя это вряд ли поднимет его падающий рейтинг. И этого ему достаточно. Свою «маленькую войнушку» он выиграл. По крайней мере, сам так считает.

Дальнейшее обострение конфликта на Ближнем Востоке при непосредственном участии США может напрочь перечеркнуть «стратегический успех» и усложнить для Байдена перспективу вторично занять президентское кресло.

Согласно результатам опроса, проведенного в ноябре прошлого года, 52% женщин и 67% молодых людей в возрасте 18–34 лет в США не поддерживают атаки Израиля против палестинцев. Если цветное население и раньше выступало с антисионистскими лозунгами, то рост противников произральской политики Белого дома среди белых наблюдается впервые. После пандемии люди хотят пожить свободной, раскрепощенной жизнью без ограничений: путешествовать по миру, заниматься творчеством, радоваться жизни. Новые конфликты с участием США — это новые вызовы, угрозы и ограничения, ухудшение экономической ситуации. Этого в Америке никто не хочет.

На международном уровне, помимо очевидных трудностей с безопасностью в Красном море и возросших рисков для торговых и логистических компаний, внимание к хуситам усилится. Новые удары еще больше повысят их популярность и укрепят имидж борцов с Западом, страдальцев за палестинское дело. У йеменских повстанцев появятся новые спонсоры, в первую очередь из нефтяных стран Персидского залива. В этом контексте их усиление будет совершенно невыгодным Израилю, который получит с юга нового потенциально противника, способного в любой момент не только перерезать каналы снабжения, но и реально запустить в сторону еврейского государства пару-тройку баллистических ракет. Все эти доводы свидетельствуют в пользу того, что развивать новый конфликт на Ближнем Востоке никому не выгодно. Об этом говорят очевидные факты. Но всегда ли они идут рука об руку со здравым смыслом?