Вторая попытка вынести приговор главному архитектору Альметьевска

«Как известно, правду говорить легко и приятно, что я всегда делал во всех своих выступлениях, в том числе и последние 1,5 года. Вот сейчас от этого правила отступать не собираюсь, так как юлить и лукавить я в принципе не привык», — начал свою речь в последнем слове в суде главный архитектор Альметьевска Антон Севастьянов.

Это вторая попытка вынести приговор. Ожидалось, что чиновник получит срок еще в июне 2023-го, но тогда суд неожиданно постановил вернуть уголовное дело в отношении главного архитектора прокурору города «для устранения препятствий его рассмотрения судом». На протяжении всего процесса Севастьянов оставался на своем посту, а в ноябре 2023-го вообще вернулся к активной работе в исполкоме города и даже создал телеграм-канал, где представлял свои текущие проекты — например, концепцию украшения городских пространств на новогодние праздники.

На финальное заседание он пришел в сопровождении двух адвокатов — Марата Давлетова и Рината Вильданова. Архитектор снова отметил, что к моменту переезда в Альметьевск у него имелся богатый опыт работы в других городах — Казани, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. «Важно отметить, что это были крупные и знаковые объекты, которые были успешно реализованы, и многие из них стали украшением в своих городах», — вспоминал он.

«Столкнулся с подлостью и малодушием»: дело главного архитектора Альметьевска вернули на «допку»

Став главным архитектором нефтеграда, Севастьянов, с его же слов, поставил себе задачу сформировать новые подходы в архитектуре, сделать город современным, привлекательным, комфортным, удобным для жителей. Он вспоминал работу над художественной школой, реконструкцией центральной улицы Ленина, проект которой разрабатывала компания Miriada Group.

«Это невероятное счастье для архитектора — видеть, как плод твоего труда живет и пользуется популярностью», — добавил подсудимый.

Архитектора обвинили в получении трех взяток (ст. 290 УК РФ) на общую сумму 569 тыс. рублей и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) Архитектора обвинили в получении трех взяток (ст. 290 УК РФ) на общую сумму 569 тыс. рублей и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

Позиция Севастьянова: обвинил «взяткодателей» в оговоре

От общего архитектор перешел к конкретному. Напомним, следственный отдел СКР по Альметьевску расследовал четыре эпизода уголовного дела. Севастьянова обвинили в получении трех взяток (ст. 290 УК РФ) на общую сумму 569 тыс. рублей и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ). Средства Севастьянов, по версии следствия, просил переводить на ИП Гришин, который был зарегистрирован на отчима супруги архитектора и через которого заключались договоры на оказание «архитектурных услуг». Гособвинитель в прениях просил отправить Севастьянова в колонию общего режима на 10 лет.

«Ты платишь – и все равно ничего не получаешь!»: исповедь «взяткодателя» главного архитектора Альметьевска

Первый и самый громкий эпизод — взятка в 130 тыс. рублей за гарантию выдачи разрешения на строительство торгового центра от Алексея Леушина и Талгата Салахова. Салахов на протяжении 10 лет пытался построить торговый центр на улице Геофизической в Альметьевске. Но его ООО «Звезда» не продлевали разрешение на строительство с 2013 года. Обвинение считало, что Севастьянов за деньги был готов решить их вопрос.

В декабре 2023 года недострой Салахова снесли. Сейчас предприниматель в Арбитражном суде Татарстана оспаривает этот факт, он заявляет о самоуправстве.

В пресс-службе исполкома Альметьевского района нашему корреспонденту объяснили, что объект незавершенного строительства на улице Геофизической и объект капитального строительства на улице Тюленина были признаны самовольными постройками по решению АС РТ от 12 апреля 2021 года. Салахов должен был снести их в течение 90 суток.

Судебным приставом-исполнителем Альметьевского РОСП возбуждено исполнительное производство. В ходе проверки в 2022 году комитет земельно-имущественных отношений АМР РТ убедился, что постройки не были снесены.

По закону, если лицо не исполнило решение суда, то земельный участок можно разыграть на аукционе, что и было сделано. В результате проведенных торгов в октябре 2023 года победил некий Евгений Гребнев, с которым город заключил договор аренды на 5 лет. Согласно его условиям, ему передавалась обязанность снести самовольные постройки на арендованном участке. Как добавили «БИЗНЕС Online» в исполкоме района, новый арендатор за разрешением на строительство не обращался. Информацией о том, что планируется строится на данной территории исполнительный комитет АМР не обладает.

«Когда представители ООО „Звезда“ обратились со своим устаревшим проектом, невозможно было согласиться на то, чтобы на лице города появилось такое здание, учитывая его расположение на въезде в город. Это знаковое место, и архитектура здесь должна быть соответствующей — имиджевой, эффектной, своеобразный визитной карточкой города: при въезде ты сразу видишь и понимаешь, что попал в современный город», — рассказал Севастьянов в суде.

Второй эпизод — получение 15 тыс. рублей от бизнесмена Амиджона Джумаева, которому архитектор якобы сначала не согласовал проект входной группы кафе. «Согласиться с его 50-метровым вагоном на парковке было невозможно. Кафе внутри торгового центра с отдельным входом в сто раз, или в тысячу, как он говорит, более органичное и современное решение», — отметил архитектор.

По третьему эпизоду Севастьянову вменяли самую крупную взятку от ООО «СК „Первая линия“» Игоря Хлобыстова. Застройщик планировал возвести три 16-этажных здания в промзоне. Проект забраковали: точечная застройка без социальной инфраструктуры в этом районе недопустима. Хлобыстову предложили выход: разработать проект не только строящихся домов, но и будущего развития всего квартала. Севастьянов, считает СКР, предложил компании решить вопрос за 424 тыс. рублей. Денежное вознаграждение фигурант должен был получить двумя частями. Первые 212 тыс. рублей архитектор, указано в обвинении, получил сразу после заключения договора. Остальные должны были поступить после того, как «Первая линия» получила бы от Севастьянова эскизный проект комплексной застройки территории. Но вторую часть денег подозреваемый получить не успел — 2 июня 2022 года он был задержан.

«Это градостроительное преступление! — сокрушался архитектор в суде. — Жизнь там на месте не стоит. Сейчас на данной территории идет масштабная работа с другими инвесторами, которые понимают градостроительные процессы и этапность реализации концепции».

От всех предпринимателей, сообщил он, требовали разработать новые или доработать старые эскизы проекта. Свою строгость Севастьянов оправдывает профессиональными задачами. Цель архитектора — отвечать за красоту и эстетику города, не допустить появления «некачественных, некрасивых, откровенно плохих решений, которые негативно отразятся на облике города». То, что все потерпевшие в итоге связывались с «Бюро 88» его супруги, лишь случайность, уверял он суд. Никакого принуждения, отмечал он, не оказывалось, просто предпринимателям, вероятно, было выгодно пользоваться услугами этой конторы.

«С каждым из этих людей были длительные консультации, встречи, обсуждения, когда я четко обосновывал свое мнение, свою позицию по их проектам, и с моими доводами они были согласны. Но, как мы видим, ответственное отношение к городу, к сожалению, для них не является приоритетной задачей. Лишь какая-то личная выгода, шкурные интересы, которые они пытаются решить, не гнушаясь даже откровенной ложью и оговором, и стали причиной всей этой полуторагодовалой истории», — резюмировал Севастьянов свою позицию по эпизодам.

Архитектор выразил уверенность, что суд примет правильное, справедливое и взвешенное решение и «не допустит катастрофической ошибки» Архитектор выразил уверенность, что суд примет правильное, справедливое и взвешенное решение и «не допустит катастрофической ошибки»

Часть взяток переквалифицировали в мошенничество, по одной — истек срок давности

Завершал речь чиновник с досадой: он помогал каждому обратившемуся, работал честно и открыто — архитектура все-таки не терпит лицемерия, пошлости, фальши, говорит он. Увы, принципиальность сыграла с ним злую шутку. Архитектор выразил уверенность, что суд примет правильное, справедливое и взвешенное решение и «не допустит катастрофической ошибки».

«В чем, собственно, преступление и за что взятка? Я, честно говоря, так не понял. Какой-то бред абсолютный и абсурд. Позиция моя и моих защитников по этому делу сформирована четко, убедительно. Каждый пункт не оставляет от обвинения камня на камне. Я своей вины не вижу. Знаю, что я прав в своей правоте с бетонной уверенностью. Я верю в справедливый суд. Я верю, что могу быть услышанным и убедительно прошу меня услышать. Очень прискорбно, что в нашей стране так легко разрушить жизнь и карьеру одной лишь клеветой и лживыми словами», — подытожил архитектор.

Заслушав речь архитектора, судья удалился на 20-минутный перерыв, чтобы наконец-то положить конец полуторагодовалой эпопее. Архитектора приговорили к 3 годам лишения свободы условно. Помимо этого, архитектору запретили на этот срок занимать государственные должности.

Когда (или если) приговор вступит в законную силу, Севастьянов должен будет уволиться из исполнительного комитета Когда (или если) приговор вступит в законную силу, Севастьянов должен будет уволиться из исполнительного комитета

Из приговора был исключен эпизод о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), эпизоды получения взяток от Салахова и Хлобыстова были переквалифицированы на мошенничество с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Эпизод с Джумаевым и вовсе был исключен из-за истечения срока давности. Чем мотивировал суд свое решение, на заседании не пояснили — зачитана была лишь резолютивная часть приговора.

Обе стороны восприняли решение сдержанно. Адвокат Вильданов и зампрокурора города Ильнур Габдурахманов от комментариев отказались. А в глазах уже в перспективе бывшего главного архитектора Альметьевска читались недовольство приговором и усталость. Неудивительно, что вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» Севастьянов встретил тишиной, пообещав ответить «в следующий раз». Будут ли стороны обжаловать приговор, пока неизвестно. Когда (или если) он вступит в законную силу, Севастьянов должен будет уволиться из исполнительного комитета.