И казанцы, и туристы бродили по торговым галереям, сидели на фудкортах, ходили в кино И казанцы, и туристы бродили по торговым галереям, сидели на фуд-кортах, ходили в кино Фото: «БИЗНЕС Online»

Длинные выходные и морозы согнали казанцев в ТЦ

Новогодние праздники и аномальные морозные дни сделали мощный трафик торговым центрам в первую неделю января. И казанцы, и туристы бродили по торговым галереям, сидели на фуд-кортах, ходили в кино. Местами поток желающих побыть в тепле и развлечься оказался такой, что на парковках собирались пробки. Так, возле KazanMall нам пришлось отстоять минут 20 на авто, чтобы занять местечко на паркинге.

Всего с 1 по 7 января количество посетителей казанских ТЦ увеличилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Сами торговые центры также фиксируют повышенный интерес в каникулы. Посещаемость KazanMall и «Горки Парка» была больше обычных выходных на 15%, а в «Южном» рост в праздничные дни достигал 20%. Впрочем, дело не только в погоде: ажиотаж объясняется во многом эффектом низкой базы — в прошлые январские дни показатели оказались невысокими, говорит Васильев.

Достичь допандемийных значений казанским ТЦ пока не удается. Среднедневная аудитория сократилась аж на 19% по сравнению с 2019-м, приводят статистику в Focus Technologies. Падение Васильев связывает с переходом покупателей на онлайн-покупки. При этом, по его словам, ситуация на локальном рынке торговых центров Казани выглядит относительно оптимистично по сравнению с остальной Россией. Так, по итогам ноября – декабря посещаемость ТЦ в городах-миллионниках (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) оказалась на 27% ниже доковидных значений.


О том, что дела в сфере продаж не так уж плохи, свидетельствует и статистика Татарстанстата. По данным ведомства, оборот розничной торговли за январь – ноябрь 2023 года составил 1,2 трлн рублей, что на 10% выше показателей 2022-го.

2023-й выдался достаточно стабильным для торгового сегмента. Уход международных брендов и снижение конкуренции дали толчок развитию российских брендов и выходу на рынок не только крупного, но и среднего иностранного бизнеса.
Надежда Цветкова руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP
Надежда Цветкова руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP

С тем, что российские бренды начинают расправлять крылья, нельзя не согласиться. Как писал Forbes, Lime обошел Zara по выручке с квадратного метра. По данным издания, точка российского ретейлера приносит ежемесячно более 100 млн рублей, тогда как испанцы имели оборот в 50–60 миллионов. При этом на рынок, по словам Цветковой, пришло 18 международных брендов. Половина из них — турки, еще небольшая часть — белорусы. Несмотря на политику и санкции, в Россию заходят итальянские, эстонские и южнокорейские бренды. Тренд не обходит и Казань, где в ушедшем году открылись магазины итальянского бренда сумок Furla и немецкой сети бытовой техники Kuppersberg. Последняя планирует дальнейшее развитие в России.

По традиции «БИЗНЕС Online» изучил, что нового в топ-6 самых популярных и крупных торговых центров города. Это «МЕГА», KazanMall, «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов отслеживается ежеквартально.

В последнюю рабочую неделю 2023 года открылся бренд спортивной одежды и обуви Superstep. Он уже представлен в ТЦ, но теперь покупателей ждет расширенный ассортимент и обновленная концепция В последнюю рабочую неделю 2023 года открылся бренд спортивной одежды и обуви SuperStep. Он уже представлен в ТЦ, но теперь покупателей ждет расширенный ассортимент и обновленная концепция Фото: Татьяна Леухина

«МЕГА»: итальянский люкс и реконцепция существующих магазинов

Пространство IKEA до сих пор пустует, а вот на месте бывшего фуд-корта шведской сети разместился салон «КАН АВТО» по продаже автомобилей с пробегом.

Среди последних новинок — магазин премиального бренда одежды IDOL. Это новый проект Melon Fashion Group, который запустили осенью 2023-го, и магазин в «МЕГЕ» — первый в Казани.

Пространство IKEA до сих пор пустует, а вот на месте бывшего фудкорта шведской сети разместился салон КАН АВТО Пространство IKEA до сих пор пустует, а вот на месте бывшего фуд-корта шведской сети разместился салон «КАН АВТО» Фото: Татьяна Леухина

Открылись также обновленные Henderson и Marc O’Polo. Распахнул свои двери мультибрендовый магазин спортивной одежды и обуви Street Beat c детской коллекцией. По соседству с ним в последнюю рабочую неделю 2023 года открылся конкурент — бренд спортивной одежды и обуви SuperStep. Он уже представлен в ТЦ, но теперь покупателей ждет расширенный ассортимент и обновленная концепция. Напротив Maag в канун Нового года начал работу бутик итальянского бренда сумок Furla. Всего же открывшиеся в 2023-м магазины заняли более 11 тыс. кв. м, рассказали нашему изданию в пресс-службе торгового комплекса.

В полузакрытом режиме работает «Спортмастер»: открыто лишь пространство с кассами В полузакрытом режиме работает «Спортмастер»: функционирует лишь пространство с кассами Фото: Татьяна Леухина

Скоро каталог магазинов женской одежды планируют пополнить Charuel и FunDay. В полузакрытом режиме работает «Спортмастер»: функционирует лишь пространство с кассами. В пресс-службе ТЦ анонсировали открытие спортивного магазина с еще бо́льшим выбором товаров и сервисами — обслуживанием и ремонтом инвентаря, индивидуальным подбором снаряжения.

В «МЕГЕ» откроют мегабаню: на смену IKEA и OBI идет термальный курорт

О строительстве терм от московской сети Termoland пока ничего нового не слышно. Напомним, термальный комплекс планируют запустить осенью этого года. 

KazanMall громкие открытия ждут только в наступившем году KazanMall громкие открытия ждут только в наступившем году Фото: Татьяна Леухина

KazanMall: два спортмагазина вместо одного Adidas и fritto-концепция на фуд-корте

KazanMall громкие открытия ждут только в наступившем году. Как рассказали нашему изданию в пресс-службе комплекса, здесь появятся магазины нижнего белья и купальников Lavarice, джинсы от Levi’s, одежда 12storeez, 2mood и Baon. Последний откроется на месте закрытого мужского магазина «Еж». Уже сейчас на точке ведутся подготовительные работы. А вот на место магазина детской одежды «Котофей» придет бренд из того же сегмента Orby.

В 2023 году в торговом центре открылся магазин косметики Profcosmo Фото: Татьяна Леухина

В 2023 году в торговом центре открылся магазин косметики Profcosmo, а площади ушедшего Adidas поделили между собой PROSport и Demix. На месте Alexander Bogdanov открылся магазин женской одежды M.Reason. О том, что здесь был бутик российского дизайнера, напоминает лишь информация на интерактивном стенде, призванном помочь заплутавшему покупателю.

На месте Alexander Bogdanov открылся магазин женской одежды M.Reason. О том, что здесь был бутик российского дизайнера, напоминает лишь информация на интерактивном стенде На месте Alexander Bogdanov открылся магазин женской одежды M.Reason. О том, что здесь был бутик российского дизайнера, напоминает лишь информация на интерактивном стенде Фото: Татьяна Леухина

На фуд-корте пока без перемен, но уже в этом году у главного входа в KazanMall откроется кофейня Surf, на место йогурт-бара Summer Love переедет Cinnabon, а на его площади будет реализована новая концепция fritto (от итал. «жареный»).

На первом этаже «Южного» открылся салон мобильной электроники Divizion На первом этаже «Южного» открылся салон мобильной электроники Divizion Фото: Татьяна Леухина

«Южный»: пакистанские товары вместо шведского ретейла и виртуальные игры

На первом этаже открылись салон мобильной электроники Divizion, магазин спортивного питания Fitness Formula и магазин женской одежды Elis. О том, что это первая точка российского бренда в Казани, не узнать невозможно — посетителям такое сообщают по аудиорекламе в ТЦ. На втором этаже открылся магазин верхней одежды «Мехамания», а также шоурумы женской одежды One Store и Bright Shop. После обновления распахнул свои двери детский магазин Crockid. А на площадке киноцентра «Киномакс» открылся VR Park — комплекс виртуальных игр с большой ареной в 300 кв. метров.

О том, что магазин женской одежды Elis — это первая точка российского бренда в Казани не узнать невозможно — посетителям об этом сообщают по аудиорекламе в ТЦ О том, что магазин женской одежды Elis — первая точка российского бренда в Казани, не узнать невозможно — посетителям об этом сообщают по аудиорекламе в ТЦ Фото: Татьяна Леухина

Гуляя по первому этажу, в один момент начинаешь слышать аромат специй, благовоний и пряностей. Это на месте шведского H&M расположилась ярмарка товаров из Индии и Пакистана. Так что теперь шопоголики могут приобрести вместо новомодных вещей шведского бренда яркие цветастые платки и украшения от ремесленников. Правда, будут они здесь недолго. Как рассказали в ТЦ, сейчас ведутся переговоры с фешен-оператором.

На месте шведского H& M расположилась ярмарка товаров из Индии и Пакистана На месте шведского H&M расположилась ярмарка товаров из Индии и Пакистана Фото: Татьяна Леухина

На фуд-корте обновили столы, появился новый диджитал-экран площадью более 120 кв. м, установлены новые зоны отдыха для гостей. Все они выполнены в единой стилистике, дополнены живыми растениями, опцией зарядки для телефонов. Перед новогодними праздниками открылся ресторан P.Love после ремонта — здесь полностью обновились интерьеры, освещение, мебель и оборудование, а меню дополнилось блюдами на открытом огне.

Секонд-хенды захватывают ТЦ, из «Южного» ушел «Галамарт», а в «Парк Хаусе» – матрасы made in Tatarstan

Привлекать аудиторию в ТЦ намерены не только новыми магазинами, но и развлекаловкой. «Рост посещаемости ТРЦ „Южный“ в следующем году мы прогнозируем на уровне 6 процентов. В условиях отсутствия ограничений на мероприятия мы вернули сильную развлекательную составляющую в нашу программу. В 2023 году провели более 150 мероприятий: от камерных мастер-классов до масштабных празднований дня рождения и Нового года, от спортивных турниров по боксу и фехтованию до благотворительной выставки кошек», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор ТРЦ «Южный» Лилия Ибатуллина (УК Lynks Property Management).

Внезапно напротив «Ашана» разместился стихийный рынок, где развернулась торговля приправами, колбасой, сыром и маслом Внезапно напротив «Ашана» разместился стихийный рынок, где развернулась торговля приправами, колбасой, сыром и маслом Фото: Татьяна Леухина

«Парк Хаус»: подержанные телефоны и первый магазин немецкой бытовой техники

Обзор первого этажа начался с неожиданностей. Внезапно напротив «Ашана» разместился стихийный рынок, где развернулась торговля приправами, колбасой, сыром и маслом. У продавцов на всю громкость играли композиции HammAli & Navai, так что кальянный рэп перебивал всю фоновую рождественскую музыку в ТЦ.

На месте бывшего «Связного», который не так давно признали банкротом, разместилась санкт-петербургская сеть магазинов по продаже уцененной и мобильной техники «Хорошая связь», работающая с 2002 года На месте бывшего «Связного», который не так давно признали банкротом, разместилась санкт-петербургская сеть магазинов по продаже уцененной и мобильной техники «Хорошая связь», работающая с 2002 года Фото: Татьяна Леухина

Без закрытий не обошлось. Завершил работу российский магазин женской одежды Amaiatogo. А вот на месте бывшего «Связного», который не так давно признали банкротом, разместилась санкт-петербургская сеть магазинов по продаже уцененной и мобильной техники «Хорошая связь», функционирующая с 2002 года. Компания выбрала «Парк Хаус» местом для открытия своего первого магазина в Казани. Неподалеку поселился магазин по продаже техники Apple appzone.co. «Яблочная» франшиза также решила начать покорение татарстанской столицы с открытия точки в этом ТЦ. Рядом с Kuchenland Home открылась Zolla.

Магазин Puma заняла сеть Amazing Red. Первая точка ранее открылась в «МЕГЕ», а дискаунтер разместился в XL Магазин Puma заняла сеть Amazing Red. Первая точка ранее открылась в «МЕГЕ», а дискаунтер разместился в XL Фото: Татьяна Леухина

На место покинувших Россию брендов продолжают приходить новые. Магазин Puma заняла сеть Amazing Red. Первая точка ранее открылась в «МЕГЕ», а дискаунтер разместился в XL. Между «М.Видео» и DNS «поселился» Kuppersberg. Фирменный магазин немецкой бытовой техники занял место Samsung. Это первая и пока что единственная точка сети в Казани. Соседом Noskoff, расположенного возле главного входа в ТЦ, стал магазин джинсов Mustang. Он занял площади ушедшего бренда мужской одежды Kanzler.

Что на фуд-корте? На месте Mama Pizza, между кофейней «Шкаф» и рестораном грузинской кухни «Гамарджоба», открылось заведение итальянской и азиатской кухонь «Хруст».

Несмотря на то, что на баннере написано «одежда из Казани», в своих соцсетях бренд «Cult Off», призывающий выключить «культ мнимой ценности», все же позиционирует себя как марка из Удмуртии Несмотря на то что на баннере написано «одежда из Казани», в своих соцсетях бренд Cult Off, призывающий выключить «культ мнимой ценности», все же позиционирует себя как марка из Удмуртии Фото: Татьяна Леухина

«Тандем»: ижевский бренд и тихий третий этаж

Площади «Иль де Ботэ» на первом этаже наконец перестанут пустовать. Здесь откроется магазин одежды из Ижевска Cult Off. Несмотря на то что на баннере написано «одежда из Казани», в своих соцсетях бренд, призывающий выключить «культ мнимой ценности», все же позиционирует себя как марка из Удмуртии. Напротив же магазина соседей из Ижевска разместился новый корнер «нашего» бренда ALGA. «Обновился» и магазин New Balance, теперь он носит имя «На спорт». По всей видимости, перемены могли коснуться и ассортимента: в отзывах в сервисе 2ГИС покупатели предупреждают о возможных подделках. В контактах для связи — уже покинувший Россию американский производитель, который вряд ли может чем-то помочь.

Elis — линия женской одежды (первый магазин бренда открылся в октябре в «Южном»), 20LINE — мужской Elis — линия женской одежды (первый магазин бренда открылся в октябре в «Южном»), 20LINE — мужской Фото: Татьяна Леухина

Больше интересностей на втором этаже. Здесь открылось сразу два магазина: Zolla и Elis & 20LINE. Elis — линия женской одежды (первый магазин бренда начал работу в октябре в «Южном»), 20LINE — мужской.

Поднимаемся на третий этаж. На фуд-корте планирует свое открытие «Барбекю» — заведение, которое уже представлено здесь. А вот место, где раньше располагались кассы «Киномакса», теперь предлагается под аренду. Вместе с репертуаром сузились и площади кинотеатра: он теперь делит часть третьего этажа с «Добрым парком» и рестораном «4 кухни».

На нулевом этаже «Кольца» открылся магазин косметики и товаров для дома «Мегуми» На нулевом этаже «Кольца» открылся магазин косметики и товаров для дома «Мегуми» Фото: Татьяна Леухина

«Кольцо»: две индийские ярмарки и пауки-гиганты

На месте магазина подарков, расположенного прямо у входа, начала обустраиваться кофейня с аниме-атрибутикой Little Tokyo. Среди недавних новинок — Parfum Atelier на месте Lady Collection. На нулевом этаже также открылся магазин косметики и товаров для дома «Мегуми».

Затрудняемся сказать, действительно ли товары из Индии пользуется ажиотажным спросом, но тот факт, что она разместилась сразу на двух этажах, удивляет! Затрудняемся сказать, действительно ли товары из Индии пользуются ажиотажным спросом, но тот факт, что она разместилась сразу на двух этажах, удивляет! Фото: Татьяна Леухина

Индийская ярмарка добралась и до «Кольца». Затрудняемся сказать, действительно ли товары из этой страны пользуются ажиотажным спросом, но тот факт, что она разместилась сразу на двух этажах, говорит сам за себя.

Среди пустующих площадей (всего на первом этаже их насчитывается 11) раскинулась выставка «Планета живых пауков» Среди пустующих площадей (всего на первом этаже их насчитывается 11) раскинулась выставка «Планета живых пауков» Фото: Татьяна Леухина

Среди пустующих площадей (всего на первом этаже их насчитывается 11) раскинулась выставка «Планета живых пауков». Посетителям экзотической экспозиции, кроме членистоногих, обещают показать сколопендр и дать возможность бесплатно пофотографировать и снять на видео ползучую живность.

Из позитивного стоит отметить оформление витрин для предпринимателей: здесь в рамках рождественской ярмарки они выдержаны в едином новогоднем стиле. Такого в других торговых центрах из нашего гида мы не видели.

Из позитивного стоит отметить оформление витрин для предпринимателей: здесь в рамках рождественской ярмарки они выдержаны в едином новогоднем стиле Из позитивного стоит отметить оформление витрин для предпринимателей: здесь в рамках рождественской ярмарки они выдержаны в едином новогоднем стиле Фото: Татьяна Леухина

Кинотеатр на третьем этаже ТЦ по-прежнему закрыт. Его площади скрывает рекламный баннер, предлагающий купить пирожок или десерт за 1 рубль в одном из заведений на фуд-корте.

Заскучавшая по широкому ассортименту и приемлемым ценам публика ломанулась во вновь открывшиеся магазины, однако реальность оказалась немного удручающей Заскучавшая по широкому ассортименту и приемлемым ценам публика ломанулась во вновь открывшиеся магазины, однако реальность оказалась немного удручающей Фото: Татьяна Леухина

Desport: хотели быть как «Декатлон», но пока не получается

В канун новогодних праздников в Казани наконец начал работу аналог французского «Декатлона» — Desport, однако долгожданное возвращение после годовалой разлуки было далеко не триумфальным. Заскучавшая по широкому ассортименту и приемлемым ценам публика ломанулась во вновь открывшиеся магазины, однако реальность оказалась немного удручающей. На полках такого же изобилия товаров пока нет, часть площадей прикрыта баннерами. Среди нововведений Desport — карты лояльности, по которым можно купить одежду, обувь, спортснаряжение со значительной скидкой. Но аналог «Декатлона» выделился не только этим: в ответ на многочисленные просьбы запустить сайт с онлайн-продажей вещей в компании выложили 21-страничный каталог в формате PDF.

Заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев отмечает, что прошлые собственники молла на Проспекте Победы «всегда держали руку на пульсе» в вопросе обновления и привлечения посетителей в комплекс. Сейчас же перед новым руководством стоят непростые задачи Заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев отмечает, что прошлые собственники молла на проспекте Победы «всегда держали руку на пульсе» в вопросе обновления и привлечения посетителей в комплекс. Сейчас же перед новым руководством стоят непростые задачи Фото: «БИЗНЕС Online»

Что ждет ТЦ в новом году?

Ушедший год запомнился громкими новостями на рынке торговых центров как в Казани, так и в России: владельцем «МЕГИ» вместо шведской структуры Ingka Centres стала Группа Газпромбанк, а «Парк Хаусом» завладела краснодарская компания «Рамо-М». При этом революции от новых собственников ждать не стоит: они обещали, что комплексы будут работать без изменений. В консалтинговой компании IBC Real State отметили, что продажа портфеля Ingka Centres — беспрецедентная транзакция за всю историю рынка российской коммерческой недвижимости как по реализуемой площади, так и по стоимости. Эксперты IBC в целом отмечают тренд на продажу качественных ключевых объектов в регионах. «Инвесторы продолжают искать подобные объекты ввиду привлекательной цены, так как многие из них продаются с хорошим дисконтом; при этом новые собственники получают действующий актив с высоким потенциальным апсайдом», — говорится в аналитическом обзоре компании.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не ждут глобальных изменений в «МЕГЕ» и «Парк Хаусе» с приходом новых хозяев. Заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев отмечает, что прошлые собственники молла на проспекте Победы «всегда держали руку на пульсе» в вопросе обновления и привлечения посетителей в комплекс. Сейчас же перед новым руководством стоят непростые задачи, поскольку ушла IKEA, OBI переехал в другое здание, а часть посетителей «перетянул» на себя KazanMall. Да и термальный комплекс навряд ли спасет, считает содиректор ретейл-департамента CORE.XP Михаил Рогожин.

Сделкой года на рынке ТЦ Казани стала продажа «Сувар Плазы» в конце декабря. Но с приходом нового хозяина он уже не распахнет свои двери для посетителей в привычном формате молла Сделкой года на рынке ТЦ Казани стала продажа «Сувар Плазы» в конце декабря. Но с приходом нового хозяина он не распахнет свои двери для посетителей в привычном формате молла Фото: «БИЗНЕС Online»

«Какая стратегия будет избрана новым собственником вообще в отношении всех [арендаторов]? Термы не спасут глобально. Все пытаются открыть, потому что затрат немного относительно, а выхлоп, считается, небольшой. С другой стороны, термы — это не аквапарк, конечно. Но сколько может быть терм в городе? Если одни, то хорошо, если кто-то наклеится рядышком, то будет тяжело. Один рынок придется делить пополам, а это непросто», — говорит он.

Прощай, тяжелый люкс: Ак Барс Банк продал «Сувар Плазу» под офисы

Сделкой года же на рынке ТЦ Казани стала продажа «Сувар Плазы» в конце декабря. Но с приходом нового хозяина он не распахнет свои двери для посетителей в привычном формате молла — здесь «посадят» офисы, а управление доверят местной компании, уже известной на офисном рынке города.

Крупных строек новых торговых комплексов в столице РТ пока не ожидается. На этот год намечено только одно открытие — «АРТ центра» на месте Арских казарм на улице Николая Ершова. Как рассказали в UD Group, запуск запланирован на III квартал. Внутри будет торговая галерея, офисные пространства класса А, гастрономический кластер (представители комплекса обещают, что ожидается огромное фуд-пространство с кухнями со всего мира, в том числе с татарской) на площади 3,5 тыс. кв. м, места для развлечений, фитнес-центр.

В течение 2023-го на рынке торговых центров Казани наметились тренды, которые, по словам экспертов, можно будет наблюдать и в наступившем году:

  • Выход международных брендов на российский рынок. По словам Цветковой, более двух десятков компаний находится в стадии переговоров. Процесс может занять длительное время, т. к. есть определенные процедуры, связанные с организацией деятельности фирм в России. Например, начать покорять наш рынок хотят два китайских бренда — молодежный Semir и детский Balabala. Повторную экспансию планирует спортивный бренд Sprandi, который был популярен в России в конце 1990-х.
  • Заполнение площадей. Если в начале 2023 года в России фиксировался рост уровня свободных пространств, то уже в декабре бо́льшая часть помещений иностранных брендов оказалась перераспределена. В основном между российскими Melon Fashion Group, Lime, Stockmann, «Снежной Королевой» и Gloria Jeans. Дальнейшее изменение доступного предложения станет зависеть от того, будет ли соответствовать реальный товарооборот ожиданиям новых арендаторов, говорит руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP. Но не все так безоблачно: по словам вице-президента союза торговых центров Павла Люлина, почти половина участников рынка считают, что бренды, пришедшие на смену, не смогли достойно заменить своих предшественников. «Лучше всего с этим справились магазины – аналоги H&M и Zara. Умеренно получилось найти замену брендам Puma и Uniqlo. Сложнее вышло со спортивными монобрендами Nike и Adidas, а также шведским мебельным гигантом IKEA», — рассказывал он.
  • Арендные ставки в ТЦ на уровне прошлогодних значений. По словам Рогожина, повышать или понижать стоимость аренды в торговых центрах нет смысла. «По KazanMall мы видим, что не хватает мест для желающих. Смысла занижаться особо нет. Конечно, если кто-то есть очень интересный, то там можно придумать какую-то хитрую комбинацию, процент с оборота, еще что-то, но, к сожалению, таких не так чтобы очень много. Всех остальных надо загонять в те реалии, которые есть, и, в принципе, мы с этим справляемся. Особых пустот у хороших объектов нет, они как-то худо-бедно все заполнены», — подытожил содиректор ретейл-департамента CORE.XP.
  • Сокращение площадей гипермаркетов в торговых центрах. «Нет такого гигантизма, как раньше. [Магазины площадью] 10–12 тысяч метров потихонечку уходят», — рассказал Рогожин. Так, ужался, к примеру, «Перекресток» в «Тандеме».

«Сегодня многие российские бренды чувствуют себя гораздо увереннее: расширяют ассортимент, линейки продукции, активно развиваются в сегментах мужской одежды и товаров для дома, которые раньше были представлены в большей степени зарубежными брендами, поэтому, по нашим прогнозам, в 2024 году присутствие и доля российских федеральных и успешных локальных/региональных брендов станут активно расти в регионах», — отмечает Ибатуллина.