В этом году бюджет на оборону резко увеличат в 1,5 раза до 11 трлн рублей, прогнозирует главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев в интервью «БИЗНЕС Online».

По его мнению, это означает, что сектор, который хорошо отработал в 2023 году, еще лучше отработает в этом и даст прирост ВВП еще больше. «Грубо говоря, в прошлом году ВВП вырос на 7 процентов, в этом будет под 10 процентов. Соответственно, частично эти доходы расползутся в виде хороших зарплат в ВПК и так далее, — рассуждает Грачев. — Но надо понимать, что анализировать бюджет на трехлетку в деталях, в цифрах никакого смысла не имеет».

Фото: «БИЗНЕС Online»

В начале 2023 года, привел пример Грачев, финансовый блок РФ говорил, что федеральный бюджет составит 26 трлн рублей, однако, по данным на конец 2023-го, бюджет составил практически 30 триллионов. «Это значит, что российский финансово-экономический блок прогнозирует бюджет с погрешностью более 25 процентов. Следовательно, все цифры по мере поступления денег „плывут“ и не имеют никакого реального значения. Реально значение в этом бюджете имеют только какие-то структурные вещи. Скажем, станут снижать расходы на здравоохранение? Нет», — объяснил собеседник нашей газеты.

Из плохого в этом бюджете то, что продолжатся фантастические заимствования. Экономически-цифровой блок планирует по 3−4 трлн занимать у банков, хотя на это нет «ни малейших оснований». «Продолжат гнать деньги в ФНБ и одновременно занимать деньги у банков под 10 процентов примерно. Это абсолютно вредоносное действие, из-за которого копится внутренний долг. Проценты-то надо отдавать, и сумма их станет выше, чем в оборонном заказе к 2025−2026 годам, хотя эти деньги можно было бы преспокойно тратить на оборонные заказы, инфраструктурные, жилищные. ЖКХ надо чинить, там износ бешеный», — резюмировал эксперт.

Напомним, в сентябре 2023-го правительство одобрило дефицитный проект бюджета на три года. Доходы прогнозируются на уровне 35 трлн рублей, расходы — 36,6 трлн рублей, дефицит составит 1,6 трлн рублей. При этом ненефтегазовые поступления должны вдвое превысить нефтегазовые.