67-летний Раис Хафизович Гумеров — учредитель и генеральный директор ООО «Мелита» 67-летний Раис Хафизович Гумеров — учредитель и генеральный директор ООО «Мелита» Фото: «БИЗНЕС Online»

О герое

67-летний Раис Хафизович Гумеров — учредитель и генеральный директор ООО «Мелита». Окончил в 1979 году казанский филиал Московского энергетического института, прошел путь от инженера и после замначальника цеха в ПО «Теплоконтроль» до главного энергетика, начальника коммерческого управления, коммерческого директора ОАО «Мелита». C 2003-го — гендиректор татарского мехового торгово-промышленного объединения «Мелита». Награжден медалями «В память 1000-летия Казани» (2005), «За доблестный труд» (2012), «100 лет ТАССР» (2020).

Меховой бизнес в мире умирает «Меховой бизнес в мире умирает» Фото: «БИЗНЕС Online»

О конце мехового изобилия, трендах и модном экомехе

  • Меховой бизнес в мире умирает. Еще три года назад в мире были выращены 86 млн голов норок. На 2024-й, очевидно, будет менее 10 миллионов. Почему так происходит? Во время ковида полностью истребили поголовье в Дании, которая была мировым лидером по норке. Сейчас пытаются сделать то же самое в Финляндии, но теперь из-за птичьего гриппа. Двадцатилетнее меховое изобилие заканчивается.
  • На смену натуральному меху приходит так называемый экомех. На самом деле это синтетика, которая будет разлагаться сотни лет, загрязняя экологию. Триумфальная победа «зеленых»…
  • Натуральные меха, как в былые времена, станут эксклюзивной одеждой, доступной не каждому. Вероятно, вернется передача шубы по наследству с перешивом по моде. Раньше так было.
  • Правда, для этого большинство шуб летом надо хранить в холодильнике, поскольку современные технологии выделки шкур не выдерживают хранения при температуре выше 30 градусов, кожевая ткань начинает терять волос. Мало кто из производителей имеет технологию, обеспечивающую пластичность кожевой ткани, чтобы допустимая температура хранения доросла до плюс 50 градусов. Мы можем такое делать, этим мы всегда удивляли зарубежных меховщиков.
  • Говоря о меховых трендах, можно отметить, что уходят из моды горизонтальные, диагональные разбивки, роспуск, крашение меха в невообразимые цвета. Возвращается простая классика с вертикальной разбивкой.

У нас остается один магазин-салон, наш огромный торговый центр, непосредственно возле предприятия, но и он превратился в выставочный зал и ателье «У нас остается один магазин-салон, наш огромный торговый центр, непосредственно возле предприятия, но и он превратился в выставочный зал и ателье»

О последствиях санкций и шкурках бобра

  • Российские меховщики испытывают большие трудности в связи со снижением покупательной способности населения. Многие из оставшихся на плаву компаний закрываются. Поэтому предложения новых меховых изделий почти нет, наверное, многие это заметили.
  • У нас, например, количество покупателей «с улицы» сократилось в разы. Это тенденция последних 15 лет. Мы как-то подсчитывали, что за десятилетие количество входящих в наш салон посетителей сократилось раз в 60.
  • Мы свои розничные магазины по стране давно закрыли. У нас остается один магазин-салон, наш огромный торговый центр, непосредственно возле предприятия, но и он превратился в выставочный зал и ателье: все больше у нас становится заказов, когда человек пришел, посмотрел ассортимент, выбрал товар и заказал что-то переделать, перешить. Много таких заказов выполняем.
  • Интернет-заказы есть, конечно, но их совсем немного, поскольку меховые изделия — товар специфический: много органолептики, мех нужно потрогать, померить. Но сейчас много меховых изделий покупаются на подарки. Например, головные уборы из соболя в красивой упаковке — настоящий шик! Москвичи покупают много подобных изделий на подарки, когда приезжают в Татарстан в качестве туристов или с бизнес-визитом. На вот таких подарках получается сейчас заработать даже больше, чем на обычных продажах меховых изделий.
  • Для нас 2023 год был ожидаемо сложным. Традиционно бо́льшую часть сырья и практически всю химию и материалы мы закупали за рубежом, поэтому в проблему превратилось и усложнение логистики, и выросшие вдвое цены. По-разному решали эти вопросы, в том числе и организацией сбора шкур бобра у охотников в нашей стране. Раньше их закупали на североамериканском аукционе. Благодаря таким решениям производство работает, даже немного нарастили объемы.
  • Из шкур бобра мы делаем и роскошные пальто, и эксклюзивные подарки — ковры. Они большие — 2,2 на 2,4 метра. Это настоящая картина, подобного в мире никто не делает: мех бобра — красивый и ноский, но очень сложный в работе, мало кто в мире его качественно выделывает. И раньше все мировые меховщики признавали, что так, как мы, никто бобра не обрабатывает.
  • Расширять данное направление мы не будем — это эксклюзивный сегмент, который невозможно тиражировать. В одном ковре может быть до 700 деталей, каждая из которых отдельно выкраивается, отдельно отбеливается, а потом красится в конкретные тона. Чтобы тиражировать эту историю, нужна плеяда художников, поэтому создание ковров мы оставим как эксклюзивную возможность нашего производства.
  • За счет традиционного для нас наличия больших запасов сырья и материалов нам удалось в этом сезоне сохранить практически прежний уровень цен.

Об арендном бизнесе

  • Поддержкой меховому бизнесу у нас служит немного растущее текстильное производство и арендный бизнес, в который мы продолжаем вкладывать значительные средства.
  • В аренду мы сдаем более 50 тыс. кв. м площади, в развитие этого направления последние 15 лет вкладываем значительные средства. Если смотреть совокупные затраты на это направление бизнеса, то пока вложения мы не окупили, но текущие затраты, конечно, покрываем. Надеюсь, в этом году выйдем в чистую прибыль.
  • У нас около 600 арендаторов, у которых работают около 3 тыс. человек. Среди них много производственников — это достаточно крупные производители из легкой промышленности, швейные цеха, компании, которые занимаются металлообработкой, строительная отрасль арендует много. Среди арендаторов немало торговых предприятий, компаний, которые арендуют помещения под офисы. Совокупный оборот арендаторов превышает в десятки раз оборот самого нашего предприятия.

Несмотря на ситуацию на рынке, «Мелита» в любом случае оставит меховое направление «Несмотря на ситуацию на рынке, «Мелита» в любом случае оставит меховое направление»

О планах на будущее

  • Несмотря на ситуацию на рынке, «Мелита» в любом случае оставит меховое направление. В 2023 году исполнилось 95 лет со дня основания нашего мехового комбината, но по факту история предприятия насчитывает более 150 лет: мы находили подтверждение, что на территории, где расположена наша фабрика, меховщики работали еще в 1850-х годах. История «Мелиты» очень глубока, и прерывать ее никто не решится. Ну и потом, из старых советских меховых предприятий мы остались единственными в России. Нельзя нам закрываться.

Кадры решают почти все, за два года зарплата в нашей компании выросла на 50%, надо расти и дальше «Кадры решают почти все, за два года зарплата в нашей компании выросла на 50 процентов, надо расти и дальше»

Совет предпринимателям

  • Быть гибкими и готовыми к меняющимся обстоятельствам. Быть полезными своим потребителям, заботиться о своих работниках.
  • Кадры решают почти все, за два года зарплата в нашей компании выросла на 50%, надо расти и дальше. Ну и, конечно, вовремя платить налоги. Мы платим больше 600 тыс. рублей в расчете на одного работника.