Прибежали в избу дети, второпях зовут отца:
Тятя! Тятя! Нейросети сгенерили мертвеца!
А отец увидел в этом приближение конца.
Эх вы, дети! Нейросети заменили вам Творца!
Но застыли молча дети, позабыв про мертвеца:
Что за ужас на дисплее ВЫ-РИСО-
ВЫ-ВА-ЕТ-СЯ?!
— Успокойтесь, дети! Чу!
Вам явился Карачун!

«Кликнув запрос, в сети можно обнаружить множество изображений Карачуна — от ужасных до страшных или просто суровых. В любом случае поражает социальное двуличие и изворотливость человеческого сознания, превратившие его в новогоднего Деда Мороза»Фото: avatars.dzeninfra.ru

Приведенный выше эпиграф, по сути, учебный кейс на основе стихотворения Пушкина «Утопленник», в котором поэт демистифицирует детские страхи и показывает на их фоне глубинные истоки взрослого ужаса. Правда, для нашего предконечного времени классические кейсы приходится упрощать и адаптировать. Так мы и сделали, учитывая, что естественный разум людей постепенно угасает по мере передачи функций от ЕИ — ИИ и оцифровке человеческих качеств.

Пушкин особенно актуален для нынешнего переломного сознания. Как и Тукай. Оба глубоко верующие умом и сердцем. И за короткий срок своей земной жизни они снискали вдохновение свыше для прозрения образов судьбы своего народа и создания поэтических молитв — в противовес религиозному мистицизму, слепой вере и формальным обрядам.

Роль этих двух духовных светил — Солнца русской поэзии и Полумесяца татарской души — особенно важна в тумане гибридной войны. Дело в том, что своими впечатляющими образами они как бы освещают нам путь и подсвечивают невидимые стороны нашей жизни. Так, молитвенный стих Тукая «Туган тел» многие считают неофициальным гимном Татарстана, но надо понимать, что нынешней РТ еще предстоит подняться на эту смысловую высоту Родной Речи, предреченную Тукаем. И, кстати, знаменитый кейс Тукая «Шурале» о ловушках восприятия актуален не только для татарстанских управленцев. Посмотрите на тех, кого уже защемило…

«Знаменитый кейс Тукая «Шурале» о ловушках восприятия актуален не только для татарстанских управленцев» Фото: cdn.basicdecor.ru

В пушкинском оригинале показано, как человек без веры в Творца преступает естественные правила человечности, обрекая себя, детей и весь свой род на порочный круг ужасного проклятья. Не припомните ли похожие примеры современных отцов, которые много чего преступают, полагая, что делают это ради своих детей?

Почему же это не просто стишок — подумают многие — а именно нравственный урок (или кейс на современном жаргоне)? Заметьте, что, в отличие от большинства людей, Пушкин не «впаривает мораль» и не ссылается на религиозные заветы. Он просто показал, каким ужасом может обернуться невольное забвение Творца, и тем самым загадал загадку, предоставив каждому самостоятельно найти ответ, опираясь на жизненный опыт. Ведь у каждого в душе есть свои обрывки связей с незримыми ценностями и близкими людьми…

Современный же кейс связан с другим наваждением. Мистическим знаком уходящего года стали нейросети, GPT и другие кальки и осколки англоязычного жаргона, которые вытеснили из русского языка реальные смысловые понятия. По версии «Грамоты.ру», в топе поп-слов 2023 года из русского — только «возвращенцы», да и то по смыслу это те же «ре-релоканты» — в переводе «с русского на русский».

В нашем кейсе благоразумный отец указывает своим интернет-зависимым детям на опасность подмены Творца цифровым Люцифером, т. е. «светоносным» антиподом. И если он сам пока еще не заколдован Цифрой-Сефирой, то с помощью магического действия «Чу!» (Чур! — Чура!) отец оберегает детей от мистического страха перед темными образами, которые периодически проявляются из невидимого мира.

Обычно здоровые телом и душой дети в возрасте до 5–6 лет способны воспринимать параллельные миры почти так же, как реальный мир взрослых. Недаром многие из них интуитивно побаиваются Деда Мороза. Видимо, детский инстинкт подсказывает происхождение этого темного природного духа, замаскированного под доброго дедушку с подарками — продукт социальной манипуляции и взрослой мифологии. Повзрослев, дети забывают сказки и усваивают социальную мифологию, которая передается из поколения в поколение. Рассказывая детям сказки, взрослые не догадываются, что в первую очередь они сами становятся объектом манипуляций — как маркетинговых (новогодние распродажи и тарифы на подарки, елки и Снегурочку), так и идеологических…

Что касается языческих, религиозных и социальных мистификаций — с ними можно ознакомиться по прошлым новогодним публикациям в сети (например здесь, здесь и здесь). По ключевым словам КАРАЧУН и ДЕД МОРОЗ соберутся фрагменты этой давней истории, которая превратилась в большую новогоднюю сказку, скрывающую от детей происхождение зимнего Деда, а от взрослых — подлинное начало года и смысл годового цикла.

Загрузив информацию в свой GPT и мобилизовав Естественный Интеллект, можно потом догадаться, как по дуге Нардугана выйти из мрака Карачуна и встретить настоящий Новый год.

Продолжение следует.