«ВАТСОН» ПРОТИВ ЗНАТОКОВ: МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ НА КОНУ

- Чем, на ваш взгляд, отличается мировой IT-рынок от российского?

Пабло:
- Если посмотреть на соотношение IT-расходов по стране по отношению к валовому национальному продукту, то Россия до сих пор существенно ниже среднего показателя по сравнению с другими странами. Это означает, что в России остаются большие перспективы по развитию инфраструктуры, построению новых центров и внедрению технологий.

- Как вы считаете, какие суммы из бюджетов должен выделять бизнес на IT-инфраструктуру?

Пабло:
- Можно очень долго говорить на эту тему (улыбается ред.). Россия – очень большая страна, и Москва значительно отличается от Новосибирска, Владивостока, Казани. Уровень в Москве сопоставим со средним уровнем в Европе, но в регионах России еще есть к чему расти и стремиться. В данной ситуации Казань представляет из себя прекрасный пример, так называемой ролевой модели для других регионов России, демонстрируя, насколько важно и выгодно развивать информационные технологии для того, чтобы поддерживать инициативы региона.

- На кого ориентирована работа компании? Малый и средний бизнес или крупный?

Андрей:
- Нам нравится хороший бизнес (смеютсяред.). У нас есть специализированные решения для крупных предприятий, с которыми мы занимаем существенную долю рынка. Кроме этого, мы активно растем и развиваемся на малом и среднем рынке. Те технологии, которые мы сформировали из решений для задач крупных предприятий, делаем доступными для малого и среднего бизнеса.

- Какими методами, способами компания исследует IT-рынок, его потребности перед предложением каких-то новых решений?

Пабло:
– Мы используем очень широкий диапазон методов для изучения рынка, начиная с информации, получаемой от наших собственных сотрудников, опираясь на их экспертное знание и оценки рынка. Кроме этого, мы используем системы анализа поисковых запросов и предпочтений в интернете.

Андрей:
- Также у нашей компании есть собственная уникальная разработка, - суперкомпьютер под названием Watson, который обладает встроенной системой искусственного интеллекта. Искусственный интеллект позволяет компьютеру проводить более качественный и глубокий анализ. Например, на российском телевидении есть игра, в которой участники должны отвечать на вопросы, – «Своя игра». Это аналог американской игры под названием Jeopardy! В 2011 году два абсолютных чемпиона игры получили приглашение сразиться с суперкомпьютером. IBM поставил на банк 1 миллион долларов, который получил бы абсолютный победитель в случае выигрыша. В случае выигрыша компьютера деньги ушли бы на благотворительность. В конечном итоге все деньги ушли на благотворительность. Компьютер выиграл, несмотря на то, что не был подключен к интернету и не выполнял никаких поисковых запросов, пользовался только встроенной базой данных.

- Где сегодня используются такие суперкомпьютеры?

Андрей:
– Сегодня эти компьютеры могут быть использованы в медицине, юриспруденции, да практически в любой области, где есть четко очерченная база знаний. Это может быть энциклопедическая база знаний, компьютер может использоваться как справочный центр. Кроме этого, один такой компьютер может заменить собой целый колл-центр. Например, даже при первичном диагностировании компьютер, как показывают испытания, ставит более эффективные диагнозы, т.к. более точно обрабатывает большие объемы информации, поступающие из базы данных.

- Приведите, пожалуйста, примеры использования суперкомпьютера в качестве колл-центра.

Андрей:
– Сейчас эта технология достаточно дорогая, потому что появилась недавно. Стоимость этой технологии может себе позволить лишь небольшое количество компаний. Компания IBM в настоящее время инвестирует собственные средства, работая с несколькими вузами и несколькими крупными госпиталями в США, чтобы обкатать практическую применимость компьютеров, прежде чем выпустить продукт для продажи на массовый рынок. Пока это результат научно-исследовательской работы IBM, показывающий возможности компьютеров, которые уже в ближайшем будущем могут стать основой для новых продуктов и новых решений.

460-3.jpg
Пабло Тройон и Андрей Филатов: «IBM вкладывает более 6 миллиардов долларов каждый год на разработку новых продуктов и на совершенствование существующих»

УМНЫЕ СЕТИ

- Расскажите, пожалуйста, о концепции «умного города», созданной в IBM. Где она сегодня используется? Из каких элементов состоит?

Андрей:
- Для IBM это очень большое направление, концепция была запущена в 2008 году, и на сегодня решения работают более чем в 170 городах по всему миру. Данную концепцию сегодня применяют в Сингапуре, Рио-де-Жанейро, нескольких крупных городах США. В России по этому направлению мы работаем с рядом муниципалитетов. Очень плотное сотрудничество с администрацией Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара. Почти во всех крупных российских городах мы находим интерес к решениям направления Smarter City – в том числе и в Казани.

С точки зрения продуктов IBM, это программное и аппаратное обеспечение и набор услуг, которые позволяют реализовать проект. Однако кроме этого обычно задействовано и оборудование, которое мы не производим. Например, системы видеонаблюдения: мы не делаем камер, но делаем системы хранилищ, адаптированные для обработки большого количества видеоданных, поступающих с огромного количества камер.

Системы используются для организации управления дорожным движением (борьба с пробками, оптимизация трафика, сокращение времени в пути, сокращение загазованности улиц за счет того, что машины меньше простаивают в пробках), безопасности в городах (по данным камер система аналитики может предупреждать соответствующие органы о возможной угрозе).

Кроме этого, возможно создание системы аналитики, которая будет анализировать уровень преступности и иметь доступ ко всем зарегистрированным криминальным данным. Такая система работает в Нью-Йорке и анализирует 15-ти миллионное население города, данные о гостях города (через систему регистрации в отелях), порядка 20-ти миллионов уголовных дел и около 200 тыс. правонарушений, которые совершаются ежедневно. Внедрение систем обработки и анализа информации, поступающей с городских видеокамер, позволило сократить уровень преступности в Нью-Йорке – на 35 процентов. Это очень приличная цифра. Другой пример - "умная" транспортная сеть Стокгольма, которая уменьшила количество пробок в городе на 15 процентов.

- Где обрабатывается вся получаемая с камер наблюдения и аналитическая информация?

Андрей:
- Основную обработку массивов информации делают компьютеры. Операторы же следят за результатами обработки, так как сама система не предпринимает автоматических действий. В разных городах разные подходы: где-то администрация города устраивает центры на своих площадках, где-то все выделяется в отдельную государственную или частную компанию. Различия обусловлены способами и структурами городского управления.

В зависимости от приоритетов, стоящих в регионе, и выполняется задача. Так, например, в Москве приоритет номер один – это легендарные пробки, о которых знает весь мир. Краснодар близок к горячим точкам, поэтому здесь более остро стоит вопрос безопасности.

Надо отметить, что мы не можем полностью решить проблему пробок, убрать автомобили с улицы, но можем сократить их, повысив качество работы светофоров. Даже небольшое улучшение, помноженное на дни, месяцы и годы, дает колоссальный результат.

- Планируете ли работать по концепции Smarter City в Казани?

Андрей:
- В Казани мы провели встречу с партнерами и пришли к выводу, что в столице Татарстана внедрение данной концепции может быть интересным. Мы заинтересованы в том, чтобы предложить свою экспертизу Казани.

460-2.jpg
Андрей Филатов: «В Татарстане мы работаем и с правительством, и с Казанским федеральным университетом, министерством информатизации и связи. У нас есть взаимодействия практически со всеми крупными компаниями»

- Можно ли теоретически подсчитать, на сколько процентов уменьшится количество пробок в городе, если будет внедрена концепция «умного города»?

Андрей:
– Назвать цифру невозможно и очень амбициозно. Для начала нужно провести анализ того, что есть сейчас: где и какие пробки, за какое время проходятся определенные участки пути, какова структура дорожного движения (одностороннее, двустороннее, количество полос). После внесения информации в базу данных аналитический центр начинает ее обрабатывать.

На сегодня одним из самых успешных примеров применения оптимизации дорожного движения является Сингапур. Казань не Сингапур, и улицы, конфигурация здесь другие. Количество ям и волн на асфальте, качество дорожного покрытия существенно влияют на дорожное движение. Этого фактора в Сингапуре нет, потому что там все дороги одинакового, как правило, высокого качества.

Системы аналитики могут перенаправлять поток машин с плохих участков на хорошие, чтобы разгрузить потоки. Кроме этого, система после проведения анализа способна давать рекомендации мэрии города и дорожным службам обращать внимание на плохие участки дорог, требующие ремонта в первую очередь.

ФУРОР ДЛЯ БАНКИРОВ

- Насколько активно развивается в IBM направление IT-аутсорсинга? Какие его аспекты популярны?

Андрей:
- IT-аутсорсинг (передача или частичная передача текущих функций по поддержке IT-инфраструктуры на профессиональное обслуживание в стороннюю организацию ред.) – одно из самых масштабных и успешных направлений в нашей компании. Так получилось, что данной услугой пользуются наши глобальные клиенты, которые имеют свой бизнес в России, а ведь российские компании до последнего времени не предпринимали никаких конкретных действий, кроме энциклопедического интереса. Пока еще очень мало компаний, готовых отдать управление своей инфраструктурой другой компании.

Думаю, что переворот в сознании произошел в конце прошлого года, когда мы подписали очень крупный контракт в Украине с Укрсоцбанком (входит в группу UniCredit) сроком на 10 лет и суммой более чем 200 миллионов долларов, согласно которому IT-инфраструктура заказчика выводится на полный аутсорсинг. Мы столкнулись с тем, что в банковской среде это произвело интерес, близкий к фурору. Огромное количество банков заинтересовалось именно таким подходом к развитию IT-технологий. Сейчас мы работаем с рядом разработчиков-партнеров на предмет того, как можно этот интерес удовлетворить.

Компания IBM использует хорошую бизнес-модель, но есть специфики в законодательстве, историческое опасение отдать «свое» кому-то. Тем не менее, за аутсорсингом большое будущее. Все-таки компаниям это дает шанс заниматься своим профильным бизнесом, не отвлекаясь на те направления, в которых нет достаточной экспертизы. Примеры аутсорсинга, прекрасно работающие, можно найти во всех отраслях российской экономики. Сами представьте: никому не приходит в голову ставить дома генератор, потому что мы привыкли к электричеству и не задумываемся о его источниках. Так и аутсорсинг со временем станет совсем привычным явлением, когда компании будут покупать IT-услуги у профессиональных провайдеров аутсорсинга.

Мы занимаемся аутсорсингом и сами, и помогаем другим компаниям-аутсорсерам, выступая их техническими партнерами. Мы предоставляем все аспекты аутсорсинга, включая то, что IBM может взять в штат сотрудников по автоматизации предприятия. Можем забрать всю инфраструктуру целиком или частично, предложить сервисные услуги или только хостинг (когда все принадлежит компании, но она может разместить свои серверы на наши дата-центры).

- Что делается в IBM по IT-безопасности? Какие создаются продукты и решения по этому направлению?

- Конечно, по IT-безопасности есть продукты и решения, но если эти решения одинаковы для всех, то они перестают быть безопасными, т.к. мошенники быстро находят методы взлома. Поэтому решение по безопасности должно быть адаптировано под каждый конкретный случай, каждого конкретного клиента. По этой причине мы рассматриваем это больше как сервис, нежели как продукт.

На днях было объявлено, что в IBM выделено специальное подразделение, которое будет заниматься услугами по обеспечению информационной безопасности.

Максимальная безопасность имеет бесконечную, максимальную цену. Поэтому это всегда выбор между тем, сколько вы готовы заплатить и сколько вы готовы за это получить. В России отношение пользователей к специфике безопасности имеет определенный уровень. В России очень много компаний, которые этим занимаются, и в целом Россия более продвинута, чем многие другие страны. Если выбирается баланс, то берутся наиболее критические участки в информационной инфраструктуре и основные инвестиции идут на обеспечение безопасности именно этих систем. Надо защищать самые уязвимые места.

- Какие мероприятия в IT-отрасли проводит ваша компания? На что они направлены?

Пабло:
- Компания IBM использует практически все виды мероприятий для продвижения своих технологий. Мы имеем собственные конференции и форумы, которые проводим по всему миру, и в России, и в Казани, в частности. Кроме этого, мы принимаем участие в качестве партнеров в ряде IT-мероприятий. В Казани, например, недавно выступили в качестве партнеров на IT&Security Forum, организованном компанией ICL-КПО ВС. Вообще, мы используем любую возможность, чтобы встретиться с нашими заказчиками, донести до них информацию о технологиях и новинках.

В России мы продвигаем три основных направления решений, которые соответствуют и глобальной стратегии. Это решения, входящие в наш набор Smarter Planet, в частности, решения Smarter City, направленные на повышение эффективности жизнедеятельности крупных городов, мегаполисов. Это улучшения по работе с дорожным движением, сокращение пробок, работа по безопасности городов (антитеррористическая безопасность и реагирование на катастрофы). Другими направлениями являются решения бизнес-аналитики и облачных вычислений. Все эти направления мы стараемся отражать в наших маркетинговых активностях.

Надо также отметить, что к глобальной стратегии IBM можно смело отнести фокусно-растущие рынки. Россия является частью этой активности и одним из самых быстрорастущих рынков в мире для IBM.

- Какие государственные проекты реализует IBM?

Андрей:
- Это риторический вопрос, потому что почти во всех странах мира мы работаем по электронному правительству, с госорганизациями. Все государственные организации имеют большую потребность в решении IT-задач. В разных странах есть разные стратегии. В России мы также активно взаимодействуем, работаем в проекте «Сколково», который является одним из флагманских в России на сегодня. Глава нашего офиса в России и СНГ Кирилл Корнильев входит в управляющий совет "Сколково".

460-4.jpg
Пабло Тройон: «В зависимости от страны мы, как правило, номер один в банковском секторе, первые или вторые на рынке телекома, в госсекторе. В России IBM является лидером на рынке серверов»

Участвуем и в ряде региональных проектов. Рады сотрудничеству с казанским IT-парком. Работаем с рядом технопарков в других регионах.

- Какое место в IT-мире занимает ваша компания сегодня? Как оцениваете своих конкурентов? В чем вы лучше?

Андрей:
- На рынке наша компания занимает одну из лидирующих позиций. В прошлом году мы обогнали Microsoft по капитализации. Конечно, по капитализации мы хотим обогнать и Apple. В этом месяце нашей компании исполняется уже 101 год, и мы являемся создателями индустрии информационных технологий.

IBM никогда не говорит плохо о своих конкурентах. Политика компании – не проводить прямых сравнений. Мы предпочитаем рассказывать о своих уникальных преимуществах.

Сегодня мы находимся на подъеме, и одной из причин является то, сколько компания вкладывает в научно-исследовательскую работу. Мы вкладываем более 6 миллиардов долларов каждый год на разработку новых продуктов и на совершенствование существующих. На рынке IT больше нет ни одной компании, которая вкладывала бы столько же средств.

- В каких отраслях IBM лидирует на рынке?

Пабло:
- Мы лидеры по серверам, облачным сервисам, бизнес-аналитике. В зависимости от страны мы, как правило, номер один в банковском секторе, первые или вторые на рынке телекома, в госсекторе. По целому ряду решений мы являемся технологическими лидерами. В России IBM является лидером на рынке серверов.

ВСЕ О ВАС И ДЛЯ ВАС В МОБИЛЬНИКЕ

- Какие тренды в IT-отрасли в мире вы сегодня видите? Что нам ждать от ближайшего будущего?

Пабло:
- Я считаю, что самым большим трендом будет персонализация. Наступит момент, когда с помощью вашего айфона или блэкберри можно будет получать всю информацию, контент, рекламу. Сим-карта будет интегрирована с кредитной картой и человек с помощью своего мобильного устройства сможет выполнять любые денежные транзакции (купить одежду, купить билет в метро и т.д.). Независимо от нахождения в какой-либо точке мира человек сможет получать контент, адаптированный под его местоположение. Например, я приехал в Казань, и мое мобильное устройство автоматически переводит время, напоминает мне об ужине, просматривает интересные места рядом с моим нахождением. Такие времена наступят быстрее, чем вы думаете. Я полагаю, что в ближайшие пять лет уже можно этого ожидать.

- Какими ваша компания видит инновации в IT-отрасли?

Пабло:
- Инновацией будет взаимодействие IT-систем с человеком. Возвращаясь к тому, что я рассказал про суперкомпьютер Watson, он также способен распознавать человеческую речь. Компьютеру хватает производительности, чтобы воспринимать речь на лету и принимать решения.

- Какие новые продукты и решения выйдут у IBM в ближайший год?

Андрей:
- Мы объявляем о выходе новых продуктов раз в квартал. Самое важное – эта развитие линейки Pure Systems. К концу года сделаем интересное объявление про наши high-end системы (высочайший класс отказоустойчивого аппаратного обеспечения с высокой производительностьюред.), серверы, системы хранения. Пока не можем раскрыть всех подробностей.

Pure Systems – это новое семейство продуктов, которое было анонсировано 11 апреля этого года по всему миру. Это система с так называемой встроенной экспертизой, система, которая позволяет интегрировать внутри одного сервера операционные системы, разные процессоры (от Intel до IBM). Все может работать одновременно: четыре операционные системы, пять разных гипервизоров (программа или аппаратная схема, обеспечивающая или позволяющая одновременное, параллельное выполнение нескольких или даже многихоперационных систем на одном и том же хост-компьютере ред.), два разных типа процессора, будет виртуализована сетевая инфраструктура. Такие системы используются для консолидации старых приложений, которые работают на разных платформах. Все это управляется одним блоком управления и менеджмента, готово к работе. Кроме этого, это готовый кирпичик для построения облачной архитектуры.

Pure Application – это создание на базе Pure Systems преднастроенного адаптированного приложения, которое устанавливается на этот сервер в максимально адаптированном виде. Это решение для средних и крупных предприятий.

ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ СДЕЛАТЬ ОДИН КАЧЕСТВЕННЫЙ ЦОД.

- Что можете сказать о рынке ЦОДов в России? Существует ли необходимость строительства новых ЦОД? Есть ли востребованность?

Пабло, Андрей:
– Россия, повторюсь, очень большая страна, и основная проблема лежит в регионах. Даже расстояние между Москвой и Владивостоком таково, что прохождение электрического сигнала по проводу занимает очень много времени. Поэтому реализация ЦОДа в Москве с нахождением клиента во Владивостоке очень слабо работает. Следовательно, есть потребность строительства ЦОД в регионах. ЦОДы могут быть частными (пока таких большинство), У многих крупных компаний пока нет своего профессионального дата-центра, который был бы сертифицирован по стандарту. На сегодня есть четыре уровня сертификации ЦОД, и на четвертый уровень, насколько мы знаем, в стране сертифицирован только один дата центр, кстати, построенный по технологии IBM. Основная масса ЦОД вообще не сертифицирована. А что это вообще дает? Это процедуры, методики, администрирование, управление, резервирование, пожаротушение, - это целый комплекс стандартов, который вырабатывался годами.

Для многих предприятий вопрос повышения уровня ЦОДа достаточно важен. Более того, многие компании до сих пор имеют распределенный центр вычислений (мощность распределена по филиалам, регионам). Гораздо дешевле сделать один качественный ЦОД.

У казанских компаний есть свои ЦОДы, но не все они достаточно утилизированы, заполнены. Представители IT-парка поделились с нами, что с утилизацией у них все в порядке, но так хорошо дела обстоят не везде. Отсутствие площадок в регионах может сдерживать естественный спрос.

- Как можно управлять данными при их растущем объеме?

Пабло:
- Начиная от решений по виртуализации, с помощью которых IBM может виртуализировать системы хранения для повышения эффективности и заканчивая мощнейшими системами аналитики. Технологически сегодня мы готовы к обработке любого количества данных. Пока наши возможности превышают потребности рынка.

- В эпоху компаний-гигантов могут ли местные небольшие компании вырасти и выйти на международные рынки?

Пабло:
– Да, конечно. Посмотрите на Лабораторию Касперского. Те же самые социальные сети, их можно назвать международными, так как ими пользуются и в соседних с Россией странах. Например, в Турции «Одноклассники» пользуются невероятным спросом.

- С какими татарстанскими компаниями вы сотрудничаете? Ожидаются ли крупные проекты в нашей республике?

Андрей:
- Про крупные проекты мы ничего рассказать не сможем, потому что у нас есть конкуренты, и мы не хотим, чтобы планы сорвались.

В Татарстане мы работаем и с правительством, и с Казанским федеральным университетом, министерством информатизации и связи. У нас есть взаимодействия практически со всеми крупными компаниями.

Даже заказчики, которые используют оборудование наших конкурентов, все равно так или иначе используют наши решения.

Мы видим, что в Татарстане еще только начинаем серьезный выход. Видим колоссальный выход для себя и интерес к нашим решениям. Я думаю, что в ближайшие год-два мы сделаем качественный прорыв. Это касается и интереса со стороны местных партнеров, интеграторов.

Справка

Корпорация IBM является одним из ведущих мировых производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также IТ-сервисов и консалтинговых услуг. Бренд IBM признан вторым по стоимости в мире, согласно методике Interbrand, и ведущим среди технологических компаний.

В течение всей своей истории IBM является мировым лидером в области инноваций. Стратегией компании является поддержка и стимулирование научно-исследовательской деятельности. Ежегодные инвестиции IBM в эту сферу составляют не менее $6 млрд., благодаря чему вот уже 19 лет подряд специалисты корпорации ежегодно регистрируют больше патентов, чем любая другая компания в мире, – более 6 тыс. патентов в 2011 году.

Год создания – 1911.
Основные направления: бизнес-консалтинг, технологические сервисы, аппаратные средства, программное обеспечение
Ежегодный оборот: $107 миллиардов.
- Сотрудники IBM получили пять Нобелевских премий по физике
- Среди изобретений IBM – штрих-код, магнитная полоса на банковских картах, жесткий диск, оперативная память, первая система электронного резервирования билетов SABRE и мн. др.

Пабло Тройон

Ранее занимал должность директора по продажам подразделения Syetm х в регионе CEEMEA.
В IBM работает с 1997 года.
Пабло имеет ученую степень в отрасли бизнес-экономики Университета Мадрида.