«Глобальный процесс перехода, который буквально разворачивается на наших глазах, связан с главным вызовом современности — необходимостью обретения человечеством нового качества восприятия Реальности» «Глобальный процесс перехода, который буквально разворачивается на наших глазах, связан с главным вызовом современности — необходимостью обретения человечеством нового качества восприятия Реальности» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

Сегодня многие начинают более внимательно приглядываться к происходящим глобальным событиям. Перемены всегда порождают, с одной стороны, беспокойство, а с другой — надежду. Надежду на счастливую жизнь не только для себя и своих близких, но и для всех людей. Для реализации этой надежды одного желания недостаточно. Требуются знания, подкрепленные упорным трудом. Такие знания в первую очередь соотносятся с сознанием, особенностями мировосприятия людей.

В моих предыдущих публикациях эта тема достаточно подробно рассмотрена с разных сторон, однако, по замечаниям читателей, не хватало короткого обобщающего материала, который бы позволил взглянуть на проблему в целом, с выходом на практические аспекты. Сегодня я постараюсь сделать это, несмотря на сложность восприятия изложенного. Конечно, если того пожелает Аллаh.

Айрат Равильевич Бахтияров — кандидат экономических наук, экономист-кибернетик. Окончил факультет экономической кибернетики Московского института управления. Работал в системе прогнозирования Госплана СССР. Один из идеологов создания системы поиска и поддержки талантливой молодежи Советского Союза. Был генеральным директором интеллектуального фонда СССР, советником премьера России, министра образования России, президента Республики Крым, заместителем министра экономики Татарстана. По его инициативе было успешно реализовано несколько крупных международных и межрегиональных инвестиционных проектов.

Работал руководителем группы социологии, идеологии и интеллектуальных технологий Института социально-политических исследований РАН. Автор множества статей и ряда книг, посвященных осмыслению новых идеолого-философских форм, развитию прогрессивных типов хозяйствования. Руководитель редакционного совета издания «Коран. Перевод образов с арабского языка и комментарии».

Итак, глобальный процесс перехода, который буквально разворачивается на наших глазах, связан с главным вызовом современности — необходимостью обретения человечеством нового качества восприятия Реальности. Этим качеством человека наделяет лишь Боh. Изменения носят бифуркационный характер, строго ограничены по времени. Поэтому или овладение более широким потенциалом мировосприятия, или исчезновение как цивилизации.

Выработка успешной стратегии поведения в текущих реалиях невозможна вне контекста Боhа.

То, что мы воспринимаем как кризис, — это всего лишь следствие достижения естественных пределов используемого нами типа осознания. Например, в условиях сегодняшнего мировосприятия социальную болезнь под названием риба (когда одни неправедно питаются, прирастают за счет других) решить невозможно в принципе. В условиях же восприятия сердцем риба исчезает сама собой.

Современное человечество в своей многотысячелетней истории подобные переходы совершало дважды. Теперь предстоит третий, который должен завершить полный цикл развития осознания Человека.

Цикличность связана с тем, что Боh наделил людей тремя качественно разными типами восприятия Реальности. В различных традициях они называются по-разному, но суть их одна. Это наличие у каждого человека способности к правостороннему (на основе ощущений), левостороннему («рацио» или способности к различению) и объединяющему (сердечному) осознанию.

Боh обучает людей, последовательно проводя их массовое сознание через эти три способа мировосприятия. Цикл начался с освоения человеком потенциала своего правостороннего восприятия. Могущество цивилизаций древности базировалось на этом типе сознания. Сегодня он сохранился среди «природных народов», им пользуются шаманы, маги. При таком способе восприятия реальности человек ощущает свое неразрывное единство с окружающим миром, многообразие его проявленных сил: «я» человека растворено и подчинено коллективному «мы». И чем могущественнее это «мы», которому подчинено «я», тем оно привлекательнее для человека. Недостаток этого типа мировосприятия: подавлены способности к абстракции и сложным логическим обобщениям.

Стремление людей к могуществу, к увеличению возможностей эксплуатации окружающего мира выявило его главный недостаток: погоня за силой потребовала роста зависимости от ряда существ и усложнения ритуалов общения с ними. Потенциал деградации оказался заложен в самом типе мировосприятия. Как только была перейдена некая грань взаимодействия людей с окружающим миром, этот потенциал вырвался на волю. В условиях преобладания данного типа сознания устойчивое сохранение равновесия между человеком и окружающим миром невозможно.

Далее по воле Боhа у человечества началась активизация другого типа мировосприятия — левостороннего, или рационального. На нем базируются наши способности к логической абстракции и обобщениям. Здесь уже на первый план выходит самосознание «я», а «мы» служит лишь для обслуживания интересов «я».

Поскольку шаман с логикой всегда переигрывает шамана без логики, то естественным образом новый тип восприятия реальности одержал верх. Так происходил переход человечества на следующий глобальный этап своего развития. Старые цивилизации, которые не вписались в эту «спираль» роста осознания человечества, оказались отторгнуты.

В качестве примера можно привести подчинение испанцами древних цивилизаций Америки. Здесь произошла встреча двух разных типов массового сознания: изолированных коренных жителей с преимущественно правосторонним восприятием и испанцев — с левосторонним. Все могущественные ритуалы подавления и подчинения, столь эффективные в рамках правостороннего сознания, оказались бессильны при встрече с другим типом восприятия реальности. Поскольку их «спектры» практически не пересекались. Испанцы просто не замечали и не подозревали о существовании «ужасных существ», призываемых на них правящими местными магами. Правостороннее «шаманское» сознание коренных жителей могло интерпретировать этот факт лишь одним-единственным образом: существа испанцев, которым они поклоняются, столь сильны, что местных можно игнорировать.

В наше время многие, наверное, интересовались: почему горстку испанцев не задавили в самом начале? Давили, да еще как. Давили не физически, а еще более могущественным инструментом — своими наработками в области подчинения сознания. Только инструмент, столь действенный в отношении местных, оказался неработоспособен. Видя это, «широкие народные массы» быстро охладели к старому доминирующему «мы» и захотели пребывать в более могущественном «мы» испанцев. Естественный результат в условиях доминирования правостороннего сознания.

Аналогично, как и в случае цивилизации «рацио», потенциал деградации оказался заложен Боhом внутри самого типа восприятия реальности. Чрезмерная эксплуатация рационального сознания начала подавлять остатки правостороннего. Произошло сужение спектра мировосприятия. Очевидное для представителя той цивилизации перестало быть очевидным для нас. Например, большинство стали считать окружающий мир неживым, перестали чувствовать его единство. Отсюда чрезмерная эксплуатация природы и друг друга. Логические общественные ограничивающие процедуры в этом случае малоэффективны из-за отсутствия действенной обратной связи. Накопившиеся противоречия привели к возникновению следующей точки бифуркации. В условиях исключительного доминирования «рацио» невозможно длительно поддерживать устойчивость системы «человек – общество – окружающий мир», поскольку отсутствует понимание сути динамического равновесия в мироздании.

Для этого необходимо владеть более широкими навыками восприятия Реальности. Поэтому теперь Боh желает обучить людей объединяющему мировосприятию, когда наиболее полно проявляются и гармонизируются потенциалы двух первых — левостороннего и правостороннего. В разных традициях его называют по-разному: восприятие сердцем, восприятие в состоянии любви, восприятие сердечной чакрой. Обладатель такого мировосприятия будет несоизмеримо эффективнее, чем предыдущие два. Любые логические ухищрения или манипуляция сознанием со стороны других будут как на ладони. На таких начнут смотреть как на больных. Как разъяснено в Коране, это и есть болезнь. Станет бессмысленным любой вид неправедного присвоения. Люди ясно начнут различать, что этим они вредят лишь своей душе. Экономика на основе конкуренции уступит свое место экономике сотрудничества.

Обобщая, можно сказать, что лишь при восприятии сердцем человек в состоянии поддерживать равновесие между собой и Реальностью. Такое сознание позволяет пребывать в коллективном «мы» окружающего живого мира, не повреждая и не подавляя свое «я». Проблемы и боль других он воспринимает как собственные. Представьте, что вдруг вы стали бы чувствовать Землю и ее обитателей подобно своему телу. Тогда болезни и дисгармония Земли были бы и вашей болью. Однако самый главный элемент поддержания гармонии другой. В состоянии восприятия сердцем становится возможным восстановить утерянную связь с Создателем. Механизм этого процесса подробно описан в Коране. Об этом мы еще поговорим. Здесь же лишь отметим, что, согласно Корану, Боh из человеческого существа взращивает Своего наместника на Земле.

Цивилизации, построенные на основе восприятия сердцем, естественным ходом вещей одержат вверх. Произойдет отбор в рамках единого процесса роста осознания человечества. Учитывая «спиралевидность» этого процесса, его иногда называют «спиралью роста осознания». Причем существуют две спирали: «вверх», связанная с ростом осознания, и «вниз» — с деградацией и исчезновением. Когда расправлены и сильны оба «крыла восприятия» и они подчиняются проявленной объединяющей «сердечности», человек в состоянии взмыть «вверх», а при отсутствии любой из трех составляющих — только «вниз». Несмотря на всю условность названий, эти понятия отражают очень важные реальные процессы. Об этом чуть позже.

Самое интересное, что у нас просто нет другого выхода. Или переход, или уничтожение. Это ясно вытекает из разъяснений Боhа. В истории человечества были цивилизации несоизмеримо могущественнее, чем наша. Они не выдержали испытаний и были стерты с лица Земли.

Главная особенность нынешнего перехода. Чем быстрее критическая часть (прежде всего из элиты) осознает безальтернативность ситуации и начнет предпринимать правильные практические шаги, тем менее болезненным будет переход. Если же не осознать особенность момента и упорно держаться за уходящее мировосприятие, количество конфликтов будет стремительно возрастать. Давление «в котле» будет повышаться до тех пор, пока «паровоз» или не тронется по предначертанным Боhом «рельсам», или не взорвется.

Спасение российской цивилизации — в сознательном быстром переходе к этому типу восприятия реальности. Чтобы сохраниться, мы не можем быть ни Западом (базирующимся на левостороннем массовом сознании), ни Востоком (с преобладанием правостороннего). У нас проявлены и присутствуют оба этих типа осознания. Убери любую, и мы исчезнем как цивилизация. В настоящий момент у нас пока еще не окрепла связующая, удерживающая середина — третий тип мировосприятия — сердечное. Без умения осознавать сердцем мы не сможем взрастить для «тела цивилизации» оба «крыла» восприятия. Лишь «сердечная» середина в состоянии объединить и гармонизировать эти два типа мировосприятия, а вместе с этим — мир Запада и Востока. В этом случае они будут видеть в нас свои лучшие черты, стремясь учиться и брать с нас пример.

Для многих в сегодняшних реалиях это может показаться утопией. Однако предстоящий процесс — императив, наше предопределение, установленное Всевышним. Мы в любом случае будем вынуждены делать выбор (даже не выбирая). Или «взлет» «по спирали вверх», ведущий к процветанию не только в этой, но и в последующей жизни, или же «вниз» со всеми сопутствующими негативными последствиями.

Творец создал человека и наделил его сознанием, способностями к мировосприятию. Сознание человека подчинено строгим законам Мироздания. Боh не только установил границы, но и дал людям знания об этих законах. Используя их человек, способен обрести вечную счастливую жизнь, став угодным своему Создателю.

Потенциал мировосприятия человека напрямую влияет на формирование его мировозренческих ценностей. Изменение способностей к восприятию приводит к изменению ценностей. Сужение — к деградации, расширение — к развитию и большей гармонии. Ценности формируют интересы, а интересы, в свою очередь, вызывают к жизни те или иные практические действия.

Поэтому для решения как цивилизационного, так и индивидуального кризиса необходимо сосредоточиться на начале цепочки «потенциал мировосприятия – ценности – интересы – практические действия». Лишь изменение сознания, расширение его потенциала способно вызвать к жизни те практические результаты, которыми все будут довольны.

На сегодня Боh наделил людей всеми необходимыми знаниями для достижения успеха. Получение таких знаний всегда происходило в состоянии прямого общения с Ним. Они фиксировались людьми в письменной или устной форме и передавались по поколениям. В этой связи особую роль играют Писания Единобожия. Они составляют единую линию откровений и берут свое начало с Авраама (Ибрахима)-пророка. В них содержатся ключевые знания для успешного преодоления сегодняшнего кризиса массового сознания. Коран на арабском — завершение этой единой линии откровений. Поэтому сохранность Корана от искажений Боh возложил на Самого Себя. В Коране содержится алгоритм его проверки на подлинность и неискаженность. Любой желающий может в этом удостовериться самостоятельно.

Немного об арабском Коране. Это слово с арабского переводится как «чтение». Согласно арабскому Корану, существуют два Корана: собственно арабский Коран, который был ниспослан Боhом в очищенное сердце Мухаммад-пророка, и его первоисточник — аль-Коран (артикль определенности «аль» означает, что речь идет об уникальном, единственном, всем известном «Чтении»). По отношению к первоисточнику арабского Корана употребляются также выражения: «ясно проявляющееся Писание», «Матерь Писания», «Писание охраняемое», «Скрижаль оберегаемая».

Здесь образно речь идет о Книге Мироздания Боhа, айаты (знамения) которой ясно видны всем живым созданиям. Это все, что мы видим и наблюдаем вокруг себя: звезды, Солнце, Луна, Земля, ее многочисленные обитатели… Живые айаты живого Писания.

Арабский Коран утверждает, что его айаты по своей сути совершенное «отражение» айатов Книги Мироздания. Боh не делает различия между айатами Книги Мироздания и арабского Корана. Поэтому арабский Коран назван «руководством», «исцелением», «наставлением». Человек, обучаясь познанию айатов арабского Чтения, учится познавать айаты Книги Мироздания, обучается «пребыванию» в Книге Мироздания Боhа. Сказанное верно по отношению ко всем первоисточникам священных Писаний. Согласно Корану, подобных откровений от Боhа больше не будет. Человечество имеет в своем арсенале все необходимые знания для перехода на новый уровень осознания — восприятия в состоянии любви. Вопрос только в том, как оно этим распорядится.

Что же из себя представляет это будущее сознание человечества — восприятие в состоянии любви или восприятие сердцем? Уже упоминалось о наличии у человека трех основных типов восприятия единой Реальности. Названия могут быть самые разные. Некоторые дополнительно изучают центры восприятия (чакры или качества) человека. Три типа мировосприятия, в зависимости от учета возникающих между ними связей, можно изучать в рамках 7-, 13-, 33- или 99-точечных систем.

Эти три типа восприятия Реальности в Коране называются самга (способность осознавать услышанное), абсара (способность осознавать увиденное) и, в зависимости от состояния, кальб (сердце) или афидат (сердце пораженное). Причем речь идет не только о физическом сердце, а о центре восприятия, которое находится в средогрудии (судур), там, где православные носят нательный крестик.

Самга соотносится с правосторонним типом восприятия, абсара — с левосторонним, способностью к рациональному различению, а кальб — с восприятием сердцем.

«И Он есть Тот, Который взрастил вам способность осознавать услышанное (ас-самга), способности осознавать увиденное (аль-абсара) и пораженные сердца (афидата), — мало же вы благодарите. И Он есть Тот, Который создал вас на Земле, и к Нему вы являетесь собираемыми-соединяемыми вместе. И Он есть Тот, Который оживляет и умертвляет, и принадлежит Ему чередование ночи и дня. Как же не уразумеете вы?» (Коран, 23:7880).

«Так разве не передвигались они по Земле, и (при этом не) было у них сердец (кулубун), посредством которых разумеют они, или (не было) ушей, посредством которых слушают они? И, воистину, не становятся незамечающими-слепыми способности осознавать увиденное (аль-абсару), а, однако, становятся незамечающими-слепыми сердца (ал-кулубу), — те, которые в средогрудиях (ас-судури)» (Коран, 22:46).

Любому, кто желает подступиться к изучению восприятия сердцем, поначалу желательно убедиться в неискаженности арабского Корана, в том, что он действительно ниспослан от Творца. Приятие или неприятие арабского Корана без внутренней проверки на подлинность и неискаженность может повредить левому (рациональному) «крылу» осознания.

В этой связи обращают на себя внимание два айата Корана. В первом Боh утверждает, что арабский Коран от искажений обеспечивает Он Сам. А во-втором содержится Свидетельство Боhа Самим Собой: что, кроме Него, другого Боhа не существует. Ясно, что Истинный Боh не позволит помещать где-либо и использовать Свое Свидетельство для сбивания и обманывания людей.

Главная же проверка на подлинность — исследование наличия прямой связи между айатами Книги Мироздания и арабского Корана. Если связь существует, то вопрос подлинности и неискаженности Корана снимается. В наличии такой связи может убедиться любой желающий. Требуется лишь активизировать свое умение воспринимать мир сердцем. Алгоритм движения к этому состоянию содержится в Коране. Несмотря на его кажущуюся простоту, необходимы усердие и чистота намерения. Связано это с тем, что человек создан немощным, скупым, поспешным, тяготеющим к изнеженности, в нем сочетаются распутство и остережение. Наличие таких свойств создает потребность в усердии и чистоте помыслов для обретения «сознания вечной жизни». Иначе не избежать ловушек восприятия, которые хорошо описаны в Коране. Вот несколько айатов Корана об этом:

«Ведь человек забывший был создан немощным» (Коран, 4:28).

«Но были явлены-изготовлены души скупыми» (Коран, 4:128). 

«Был создан человек забывший из поспешности» (Коран, 21:37).

«Клянусь небом и тем, что воздвигло его! Клянусь Землей и тем, что распростерло ее! Клянусь душой и тем, что придало лад — выровнило ее, внушив ей распутство ее и остережение ее! Уже добился цели тот, кто очистил-развил ее, и уже разочаровался тот, кто зарыл — сделал незаметной ее» (Коран, 91:510).

«… Воистину, ваше стремление, несомненно, разное. А что касается того, кто отдавал и остерегся отторжения и подтвердил правдивость посредством прекрасного-доброго, то облегчим Мы ему для легкого. А что касается того, кто скупился и богател и счел ложью прекрасное-доброе, то облегчим Мы ему для трудного. И не избавит его имущество его, когда он падет. Воистину, на Нас, несомненно, Ведение-Руководство, и воистину, принадлежит Нам (жизнь) отодвинутая-окончательная и изначальная. И Я предостерег вас огнем, который пылает, — производит жар его лишь самый несчастнейший, — тот, который счел ложью и отвернулся…» (Коран, 92:416).

Можно выделить следующие основные знания из Корана, которые необходимо самостоятельно проверить и усвоить для достижения личного, коллективного и цивилизационного успеха.

1. Ключевое — знание о существовании Живого и Всеосознающего Творца, о возможности общения с Ним. Данное знание доступно каждому. Согласно Корану, знание об этом присутствует у души еще до воплощения на Земле. И каждая воплощающаяся душа дает обязательство своему Создателю, что он никого не приравняет к Нему.

«И вот Господь твой взял от сынов Адама, из спин их, их потомство. И Он заставил засвидетельствовать их (всех) над самими собой: Разве не есть Я Господь ваш? Сказали они (все): „Да, засвидетельствовали мы!“ (Это для того), чтобы вы не сказали (в тот самый) день предстояния: „Воистину, мы были относительно этого беспечными-небрежествующими“ или чтобы не сказали вы: „Воистину же, наши отцы приобщили соучастника раньше, а ведь были мы потомством после них, — так неужели Ты губишь нас за то, что содеяли болтающие ложь?“» (Коран, 7:172,173).

Единственно, при рождении человек все это забывает. И одно из ключевых испытаний для человека — вспомнить об этом в течение своей земной жизни.

«Ведь Аллаh вывел вас из утроб матерей ваших не знающими ничего и устроил для вас способность осознавать услышанное (ас-самга), и способности осознавать увиденное (аль-абсара), и сердца пораженные (афидата), — возможно, вы будете благодарить» (Коран, 16:78).

2. Сознание человека после смерти не исчезает. Наша «самость», или нафс (душа), отделившись от физического тела, продолжает жить. В каком состоянии — зависит от тех качеств, которые душа успела приобрести в земной жизни. Если кто-то хочет узнать подробности, то, кроме Корана, советую прочитать третью книгу пророка Ездры (Узайр по Корану). Там во всех деталях описан процесс разлучения души с телом и предстоящее следование по семи путям. Семь — в «сады блаженства», семь — в огонь геенны.

Согласно Корану, Боh сначала создал единую душу человека, затем из нее создал ее пару, и от этих двоих распространил всех остальных.

«О вы, люди забывшие! Остерегайтесь отторжения Господом вашим, — Тем, Который создал вас из души единой-единственной, и создал из нее (из души) супругу ее (души), и распространил от них двоих много мужчин и женщин» (Коран, 4:1).

Поэтому, касательно сознания, душа человека имеет индивидуальную и коллективную составляющие. По Корану, каждая индивидуальная душа, будучи составной частью осознания единой души, воплощается на Земле лишь один раз. После смерти и отделения от физического тела весь опыт ее земного воплощения присутствует в единой душе. Поэтому реинкарнации индивидуальной души не бывает. Единая же душа через воплощение своих частичек сознания всегда находится в процессе реинкарнации до Дня Суда. После этого из состава единой души отторгаются души, не выдержавшие испытания. Какой в конечном итоге станет единая душа (человек с большой буквы), предопределено Всевышним еще до момента ее создания. Люди не в состоянии изменить этот процесс. Однако каждый из воплотившихся на Земле имеет выбор: остаться в составе единой души или, будучи отторгнутым, «выпасть в осадок». Понятия Рай и Ад об этом.

Наличие индивидуального и коллективного сознания у души говорит о том, что все люди взаимосвязаны. Они через этот механизм мгновенно могут обмениваться друг с другом любой информацией, знаниями. При доминировании левостороннего сознания мы не подозреваем о существовании такой возможности. Для ее сознательного использования необходимо научиться воспринимать сердцем. Поэтому постепенная активизация этих способностей в корне изменит наши представления о мире. Бессмысленным станет обман. Все будет ясно явлено в коллективном массовом сознании. Также станет очевидным, что сегодняшние попытки погрузить сознание людей в «цифровой мир» — это всего лишь стремление удержать существующее положение дел, чтобы не дать возможность людям добраться до своего предначертанного наследства. Об этом чуть позже.

3. Рядом с нами живут существа, названные в Коране джиннами. Пребывая в сегодняшнем состоянии восприятия, мы их не видим, а они нас видят. Мир джиннов столь же реален, как и мир людей. Игнорирование данного факта имеет далеко идущие негативные последствия.

В Коране говорится об «общинах из рода джиннов и из рода людей», «джинны, внимая, слушают Коран», «человек, одержимый джинном», «джинны-мусульмане» и «джинны-шайтаны»… Можно отметить, что люди предыдущей правосторонней цивилизации их прекрасно видели и взаимодействовали.

Согласно Корану, мир джиннов разделен. У них, как и у людей, есть желающие быть угодными Всевышнему. В Коране они названы праведными джиннами, или джиннами-мусульманами. К ним относятся, например, духи природы. На татарском так и говорят: «су җене», «тау җене». Существуют также джинны, которые воспротивились воле Аллаhа. Так называемые духи злобы или бесы. Их возглавляет джинн по имени Иблис. Именно его называют дьяволом, сатаной, шайтаном. Имя Иблис происходит от заимствованного греческого diabolos (клеветник). В Коране о нем говорится как о «враге, заразной болезни для людей».

У Иблиса имеются приспешники как среди джиннов, так и людей. В Коране они называются шайтанами (дьяволами, бесами). Что же из себя представляют шайтаны из рода людей? К ним относятся люди, которые осознанно выбрали служение Иблису. В погоне за властью, богатством, привилегиями земной жизни, забыв о том, что:

«Ближняя жизнь есть не что иное, как только преходящее наслаждение самообольщения!» (Коран, 3:185).

«И тот, кто возьмет себе, помимо Аллаhа, шайтана-дьявола в качестве опекуна-близкого, то уже, потерпев убыток, потерял потерей явной. Обещает он им и возбуждает желания в них, но не обещает им шайтан-дьявол ничего, кроме самообольщения. Такие, обиталище их — геенна, и не находят они от нее уклонения» (Коран, 4:119121).

Аллаһ, разрешив дьяволу сбивать людей, указал на ограничения:

«Воистину, отсутствует у тебя власть над служителями Моими, кроме тех, кто последовал за тобой из прельщенных-блуждающих. И воистину, геенна, несомненно, есть обещанная встреча их всех вместе» (Коран, 15:42).

«Не было у Иблиса над ними какой-либо власти. Была дана власть лишь только для того, чтобы Мы, отметив, отличили утвердившегося сердцем об отодвинутой-окончательной жизни от пребывающего в сомнении относительно нее» (Коран, 34:21).

У Иблиса и джиннов-шайтанов основным инструментом сбивания людей является внушение. Именно этот простой и понятный механизм манипулирования нашим сознанием остается вне нашего внимания. Если бы у людей были знания об этом, о практических методах профилактики подобного негативного влияния, то наш социум стал бы невосприимчив к этой заразной болезни.

Аллаh создал человека и наделил его осознанием. Наше сознание подвержено негативному влиянию извне только в одном случае: когда мы отказываемся быть угодными Всевышнему и не удерживаем свое внимание на Нем. Это очень важный момент. Поскольку, с одной стороны, раскрывает причину негативной внушаемости извне, а с другой — указывает путь исцеления от этой болезни.

Джинны-шайтаны устроены так, что по отношению к человеку всегда выступают в виде заразной болезни, врага. «Человек забывший», не видя и не ощущая присутствие шайтана-дьявола, внушаемые им мысли и чувства считает собственными. Его состояние осознания не позволяет ему отличить внушенное от своего. Лишь люди, искренне и добровольно решившие быть угодными Всевышнему, в состоянии это сделать. Чистоту их восприятия поддерживает Сам Аллаh.

Дьявол и его приспешники делают все для того, чтобы мы совершали поступки, неугодные Боhу. В этом случае человек постепенно деградирует, теряя свой потенциал восприятия Реальности и, соответственно, адекватность поведения в ней. Как показано в Коране, он начинает затемнять свое сознание, его нур (свет) тускнеет. Так человек шаг за шагом входит в состояние зулюмат (мрака-несправедливости-притеснений). Итог — потеря души и невозможность обретения вечной жизни. После смерти человек уже не в состоянии исцелить свое сознание.

Шайтаны-дьяволы не могут силой принудить человека к совершению того или иного поступка.

«Воистину, уловка дьявола-шайтана является немощной» (Коран, 4:76).

Для этого они вынуждены путем внушения вносить раскол между людьми и стравливать их друг с другом. Тогда мы вместо взаимовыгодного сотрудничества начинаем ущемлять и уничтожать друг друга, тратить силы и ресурсы на создание технологий подавления. В этом случае шайтаны-дьяволы используют силу одних против других, претворяя в жизнь свои козни. Тот, кто убрал или не умеет удерживать свое внимание на Боhе, оказывается их легкой добычей. Согласно Корану, такие люди заражены «прикосновением шайтана-дьявола». Они думают, что полностью контролируют свое сознание. Однако это не так. Просто шайтаны-дьяволы ловко манипулируют восприятием, создавая иллюзию полной свободы принятия решений.

«И воистину, были мужи из рода людей, которые взывали о помощи к мужам из рода джиннов, и те приумножили их притеснением. И воистину, они (мужи из рода людей) думали так же, как думали вы: что Аллаh ни за что не пробудит — не оживит никого» (Коран, 72:6,7).

Я уже упоминал, что в Коране подобное состояние названо болезнью. Соответственно, как от любой болезни, существует лечение. За исключением запущенных случаев, когда негативные поступки человека полностью лишают его нура (света). В этом случае затемненность сознания превышает некий предел, установленный Боhом. Например, в татарском языке есть выражение «нуры сүнгән» — тот, у кого погас нур. Так характеризуют живых мертвецов.

Айрат Бахтияров