Трассу протяженностью 823 км построили всего за 2,5 года. Как приучил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, с опережением сроков Трассу протяженностью 823 км построили всего за 2,5 года. Как приучил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, с опережением сроков Фото: Сергей Елагин

«На поезде дешевле выходит, но если семьей — вроде нормально»

— Это за всю дорогу до Москвы — 4,5 тысячи?

— Да черт его знает! Кажется, да. На поезде дешевле выходит, но если семьей — вроде нормально…

Диалог журналистов, которые собирались на открытие трассы, ожидаемо был посвящен стоимости проезда по новой дороге. Гадали, сразу «Автодор» заложил такую цену или же помогло «вмешательство» президента России на прямой линии. Кажется, даже если такая стоимость была задумана изначально, «Автодор» вряд ли убедит в этом публику. Да и как-то некрасиво получится перед главой государства.

Водительское место в китайском автобусе, который вез прессу на открытие, украшал красный вымпел с советскими серпом и молотом. А ударным темпам стройки, пожалуй, могли бы гордиться и в Советском Союзе. Трассу протяженностью 823 км построили всего за 2,5 года. Как приучил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, с опережением сроков.

Строители опередили срок сдачи более чем на полгода, уточнил руководитель проекта 8-го этапа трассы М12 ГК «Автодор» Рашит Хазипов. «Для сокращения сроков строительства была организована круглосуточная работа, без выходных и праздников. Работы одновременно шли на всех опорах моста, строительство велось одновременно с двух сторон. Металлоконструкции одновременно надвигались и собирались и с правого, и с левого берегов», — рассказал представитель компании. Он заверил, что все необходимое для полноценного запуска движения сделано.


Чтобы пресса убедилась лично, ее прокатили по мосту через Волгу сначала в одну сторону, а потом — в другую. Пожалуй, единственное, к чему можно было придраться, — экраны шумозащиты, да и сливные канавы в день открытия продолжали обустраивать. А так — хоть завтра в путь. Предправления «Автодора» Вячеслав Петушенко позже похвалит подрядчиков: «Они золото транспортного строительства. Строители приходили сюда — многие новые, не все выдерживали. Кто выдержал — это золотой фонд».

Вячеслав Петушенко Вячеслав Петушенко Фото: Сергей Елагин

Цены и характеристики

В Татарстане вдоль трассы всего 6 развязок, заехать на нее можно в Кайбицком, Верхнеуслонском, Лаишевском и Пестречинском районах. На момент ввода дороги в республике работают четыре многофункциональные зоны из 6 запланированных.

Один из ключевых вопросов — это цена. Если говорить о маршруте от Москвы до Казани, то на столицу РТ можно будет съехать на нескольких развязках. Самая первая — в направлении Иннополиса. Это для тех, кто двигается в западную часть города. Для них стоимость обойдется в 4 481 рубль. Если же водитель съезжает на Казань в районе международного аэропорта, полная стоимость проезда составит 4,8 тыс. рублей. В «Автодоре» уточнили, что на трассе будут действовать скидки по программе лояльности и при использовании транспондера (обычный стоит 4 тыс. рублей, дизайнерский — 5 тыс.). Максимальный размер скидки по нему — 15%. Таким образом, стоимость при заезде через Иннополис составит 3,8 тыс. рублей, через аэропорт — 4,4 тыс. рублей. Петушенко на церемонии активно предлагал купить транспондеры.

«С неполным баком лучше не соваться. За Владимиром заправок нет»: какие сюрпризы готовит трасса М12

Тарифы для легковых автомобилей:

  • Казань-1 (на Р241 Казань – Ульяновск) — 4 481 рубль;
  • Казань-3 (на аэропорт) — 4,8 тыс. рублей;
  • Шали — 4 998 рублей.

Тарифы для грузовых автомобилей:

  • Казань-1 (на Р241 Казань – Ульяновск) — 9 926 рублей;
  • Казань-3 (на аэропорт) — 10 458 рублей;
  • Шали — 10 889 рублей.

Что еще важно знать? На всем протяжении трассы предусмотрено 32 многофункциональные зоны, они «раскинуты» вдоль дороги на расстоянии 55–65 километров. Уже открыто 19 из 45 объектов дорожного сервиса, остальные в «активной фазе реализации» (другими словами, еще не введены в эксплуатацию). Всего — 18 АЗС и одно сервисное здание. Из «уникальных» деталей — первый отель в Нижегородской области и «флагманская» станция техобслуживания в Казани. В «Автодоре» надеются, что со временем таких объектов станет больше с помощью частного бизнеса и регионов.

Самая первая развязка — в направлении Иннополиса. Это для тех, кто двигается в западную часть города. Для них стоимость обойдется в 4 481 рубль. Если же водитель съезжает на Казань в районе международного аэропорта, полная стоимость проезда составит 4,8 тыс. рублей Самая первая развязка — в направлении Иннополиса. Это для тех, кто двигается в западную часть города. Для них стоимость обойдется в 4 481 рубль. Если же водитель съезжает на Казань в районе международного аэропорта, полная стоимость проезда составит 4,8 тыс. рублей Фото: Сергей Елагин

«Для обычного водителя все-таки накладно будет»

Надежда прессы на то, что церемония стартует в 13:00 мск, ожидаемо не оправдалась. Но надо признать, что перемячами, кыстыбыями и чак-чаком палатки у сцены «снабжали» регулярно. В ожидании президента можно было послушать, например, выступление начальника генштаба ВС РФ Валерия Герасимова о причинах СВО на установленном здесь экране телевизора.

— Как бы ночью открывать не пришлось! — испугался один из участников церемонии, прыгавший по асфальту, чтобы не замерзнуть.

— Ну ладно, зато мост хорошо будет видно с огоньками, — сумел найти плюс его собеседник.

Один из ждавших рабочих — Виктор — в беседе с «БИЗНЕС Online» признался, что приходил на объект обычным строителем, а «дослужился» до старшего кладовщика. На вопрос, в какой должности лучше, мужчина улыбнулся: «Да и там, и там». Но зарплата, конечно, стала повыше. Виктор, как выяснилось, был в Татарстане с самого начала стройки, жил вместе с коллегами в Боровом Матюшино и пока остается здесь, несмотря на официальный запуск — предстоит еще «все вывозить».

Что думает о цене? «В принципе, нормально», — сказал Виктор. А вот производитель работ Дмитрий посчитал цену завышенной. «Для обычного водителя, грубо говоря, со средней зарплатой (а средняя зарплата у нас небольшая) все-таки накладно будет, особенно если часто ездить. Еще же бензин. У кого зарплаты повыше, конечно, будет попроще, но большинство-то у нас…» — сказал собеседник.

— Если несколько человек едут, кажется оправданной цена, — пытаемся защитить «Автодор».

— Это другой вопрос. Но семья — это все-таки несколько человек. А если BlaBlaCar, который насобирал пассажиров, — другое дело.

Сам Дмитрий планирует вскоре лично опробовать трассу. Мужчина занимался на дороге «практически всем, кроме асфальтобетона». «Многовато, хотелось бы 3 тысячи», — мнение еще одного строителя, водителя большегруза.

Глава Лаишевского района Ильдус Зарипов рассказал «БИЗНЕС Online», что планирует прокатиться по трассе уже в эти выходные, если график позволит. Для районного хужа стройка запомнилась в том числе непростым согласованием трассировки с местными жителями. Благо компромисс нашли практически «безболезненно».

«Такая красота! Я вот сфотографировал, — показал Зарипов снимок моста через Волгу. — Это гордость для нас, можем реализовать такие проекты!» Эффект для района уже есть, в Лаишевском районе прямо сейчас строится завод DoorHan. Планируемые инвестиции — 20 млрд рублей, появится 15 тыс. рабочих мест.

Без вопроса о стоимости Зарипова мы отпустить не смогли. «За 800 километров, я считаю, цена экономически обоснованная. Не каждый ведь ежедневно будет ездить, есть бесплатная альтернатива — М7. Я с удовольствием съезжу на машине. Можно на самолете, но ведь ничего не увидишь», — добавил глава Лаишево.

Путин, между тем, отдельно выделил мост через Волгу — самое крупное сооружение в рамках М12. Местные жители теперь могут добираться на другой берег быстрее и дешевле, чем на пароме Владимир Путин между тем отдельно выделил мост через Волгу — самое крупное сооружение в рамках М12. Местные жители теперь могут добираться на другой берег быстрее и дешевле, чем на пароме Фото: Сергей Елагин

Минниханов: «Вчера сам, за рулем проехал до Москвы. Такой дороги я не видел»

Задержались в итоге на довольно «демократичный» час. За полтора часа до включения организаторы нервозно настраивали связь: «Потому что Москву тогда вообще никто не будет слышать! Надо что-то думать с заворотом!» Но в результате с «заворотом» что-то придумали.

«Трасса проходит через Московскую, Нижегородскую, Владимирскую области, Республику Чувашию и, конечно, через Татарстан и, безусловно, повысит их инвестиционную привлекательность, будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и росту компаний в промышленности, сельском хозяйстве, логистике, сфере услуг. Так всегда бывает: дорога появляется — сразу жизнь бьет ключом», — вступил президент, которого слушали очень внимательно. Как отметил глава государства, очень важно, что открыли дорогу с серьезным опережением срока. Да, когда-то это было скорее исключением, чем правилом.

«За такой срок, а это всего три года, инфраструктурные проекты подобного масштаба и такой сложности у нас еще никогда не реализовывались. Это отличный пример, хороший ориентир на будущее, еще одно доказательство того, что мы можем и готовы строить качественно, быстрее и больше, — радовался президент России Владимир Путин. — Это касается социальных и промышленных объектов, жилья, железных дорог, другой инфраструктуры. Нужно обязательно наращивать темп. Стройкомплекс, наши смежные отрасли к этому готовы». Пока ждали, один из зрителей (видимо, строитель) расхваливал другому качество искусственного освещения на участках в Татарстане. В республике, мол, «фонари по линеечке стоят, по лазеру», а в других регионах не так.

Путин между тем отдельно выделил мост через Волгу — самое крупное сооружение в рамках М12. Местные жители теперь могут добираться на другой берег быстрее и дешевле, чем на пароме. Раз так хорошо построили, то задачи на будущее тоже амбициозные: «Ее предстоит продлить до Екатеринбурга и Тюмени, построить обходы Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска. Отдельное внимание уделить расшивке узких мест на маршруте „Россия“ на территории Дальнего Востока, включая подъезды к Владивостоку». Раньше говорили скорее о Тюмени.

Марат Хуснуллин: «Еще раз, Владимир Владимирович, хочу поблагодарить Вас лично за оказываемую поддержку и заверить, что все те задачи, которые Вы перед нами поставили, будут выполнены» Марат Хуснуллин: «Еще раз, Владимир Владимирович, хочу поблагодарить вас лично за оказываемую поддержку и заверить, что все те задачи, которые вы перед нами поставили, будут выполнены» Фото: rais.tatarstan.ru

Счастливее Хуснуллина в этот день был разве что президент Татарстана. «Сегодня мы вводим самый масштабный проект. Мы его построили за три года. Такого еще в истории нашей страны никогда не было», — отметил зампред правительства. Благодарил всех — от президента до правительства и губернаторов и ФСБ. Был у Хуснуллина и другой козырь в рукаве: по нацпроекту стояла задача до конца года привести в нормативное состояние 50% региональных дорог, а «у нас показатель уже 52 процента».

«Еще раз, Владимир Владимирович, хочу поблагодарить вас лично за оказываемую поддержку и заверить, что все те задачи, которые вы перед нами поставили, будут выполнены. Доклад окончен», — с нескрываемым удовольствием закончил Хуснуллин.

И все-таки ярче всех выступил Минниханов. Как и сообщали мы накануне, президент лично протестировал трассу 20 декабря. «Самое главное, Владимир Владимирович, вчера сам, за рулем проехал до Москвы. Слова благодарности. Такой дороги я [еще] не видел. Это другая страна, вообще другое понимание. Четыре службы сервиса посетил — и покушать, и заправиться [можно], все продумано. Система автоматического снятия денег тоже работает!» — доложил Минниханов. И заставил улыбнуться строителей и Петушенко. «Все-все на высшем уровне!» — добавил президент республики.

Здесь в улыбке расплылся уже президент и признался, что и сам бы хотел проехать по дороге.

Ярче всех выступил Минниханов. Как и сообщали мы накануне, президент лично протестировал трассу 20 декабря Ярче всех выступил Минниханов. Как и сообщали мы накануне, президент лично протестировал трассу 20 декабря Фото: Сергей Елагин

Как выяснил позже «БИЗНЕС Online», вчера трассу лично тестировал не только Минниханов, но и глава Чувашии Олег Николаев. Губернатор признался, что впечатлен.

«Я приехал по трассе М12 сегодня сюда, до этого успел проехать другую часть, поэтому сумел оценить все составляющие этой трассы, качество полотна и сервис, который присутствует. Ну и, конечно, как уже было неоднократно сказано, сделано за кратчайший срок, такой масштаб. Можно сказать, это конкретный показатель того, что могут россияне, если захотят», — рассказал Николаев в беседе с нашим корреспондентом по завершении церемонии.

— Марат Шакирзянович, пожалуйста, — перешел Путин к главной, можно сказать, исторической части.

— Владимир Владимирович, разрешите открыть движение на всех участках автомобильной дороги и продолжить движение колонны автопробега по новой трассе в Казань, — сказал вице-премьер.

— С богом! Разрешаю.

Петушенко о жалобе Путину на стоимость проезда: «Человек сделал глупость»

На финальном пресс-подходе предправления «Автодора» рассказал, что строительство в итоге обошлось в сумму «менее 900 миллиардов рублей». Насколько «менее», руководитель компании не уточнил. Причем сократить ценник удалось за счет быстрого хода работ. Ведь чем дольше строишь дорогу, тем больше она стоит. Стоимость впечатляла не меньше, чем масштаб работ. Получается, что 1 км дороги обошелся, только вдумайтесь, в 1 млрд рублей. Но в ближайшие годы дорога принесет в ВВП России 1,8 трлн рублей.

А поедут ли по таким ценам? 7 вопросов об М12 Вячеславу Петушенко

По просьбе «БИЗНЕС Online» Петушенко прокомментировал легенду о том, что стоимость проезда снизилась после прямой линии Путина. «На самом деле одним недостоверным вопросом человек сделал глупость. Он умножил надвое трафик. Такого не было у нас никогда. Все цифры, которые есть, у нас вывешены. Можно было с ними ознакомиться. До Владимира 6 полос движения и интенсивность гораздо больше, поэтому там тариф [выше]. А здесь на основных участках такой тариф неприменим. Поэтому [стоимость проезда] — 4 481 рубль от Казани до Москвы», — сказал руководитель компании.

После церемонии меню в палатках изменилось — вместо перемячей появилась красная рыба. Значит, есть уверенность, что трасса окупится.