Накануне тему платных парковок неожиданно подняли на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Накануне тему платных парковок неожиданно подняли на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Фото: gossov.tatarstan.ru

«Парковки расползаются все дальше»: что не нравится КПРФ в платном парковочном пространстве города?

Накануне тему платных парковок неожиданно подняли на заседании комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию. Словесные шпаги скрестили представители КПРФ и исполкома Казани: стороны представляли замруководителя исполкома Ильдар Шакиров и первый секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ Хафиз Миргалимов.

За столом их усадили рядом. «У кого-то хорошее чувство юмора», — отшутился председатель комитета Александр Тыгин.

«Изначально шла речь про организацию платных парковок в центре города. Но сейчас они расползаются все дальше, за пределы центра», — высказал один из основных своих тезисов Миргалимов и добавил, что «власти откровенно делают деньги» на платных парковках.

«Вас вводят в заблуждение, говоря, что город зарабатывает на этом деньги, — парировал Шакиров. — Для понимания: абсолютно все до копейки поступает в городской бюджет, а потом расходуется на организацию мер по безопасности дорожного движения».

Напомним, систему единого городского парковочного пространства внедрили в Казани в феврале 2015 года. На старте пилотного проекта муниципальные платные парковки организовали на 27 участках улично-дорожной сети — тогда появилось 1 250 машино-мест. За 8 лет их общее количество выросло до 6 790 на 165 участках, что более чем в 5 раз превышает первоначальные цифры.

До введения платных парковок автовладельцы бросали свои машины вдоль дорог иной раз в три ряда, не гнушаясь и тротуарами. Дикая парковка, особенно на узких улицах в центре города, частенько становилась причиной пробок на дорогах.

В самом деле, в этом году анонсировали появление 2,5 тыс. дополнительных платных мест для парковок. Новые стоянки появились в пределах улиц Адоратского, Короленко, Бондаренко, Островского, Петербургской, Вишневского, Калинина, Чехова, проспекта Ямашева и др. Так что ряд локаций — за пределами центра Казани. В планах довести общую численность парковочных мест до 8,5 тыс., пока создано 7, прозвучало на комитете.

«Мы работаем по рекомендациям науки», — сказал Шакиров, в качестве главной причины расширения парковочного пространства упомянув растущую автомобилизацию. Платный паркинг во всем мире наряду с другими мерами признан в качестве сдерживающей меры: если владеть машиной в городе дорого, то и позволить себе авто смогут не все. В 2005 году в Казани насчитывалось 152 тыс. автомобилей, сейчас цифра выросла в 3 раза до 452 тысяч.

Мы следуем общемировой практике. Платные парковки не инструмент по зарабатыванию денег.
Ильдар Шакиров Заместитель руководителя исполкома Казани
Ильдар Шакиров заместитель руководителя исполкома Казани

Он напомнил, что платные парковки — мера вынужденная. Их появление способствует:

  • увеличению средней скорости движения автомобилей;
  • увеличению пропускной способности дорог;
  • исключению блуждающего трафика, когда водитель в поисках места кругами объезжает весь район в поисках свободного места на парковке;
  • увеличению оборачиваемости машино-мест и др.

«Мы видим, что на тех участках, где раньше творился полный бардак, наступает порядок. Например, у нас ранее были случаи, когда водители могли оставить машину на парковочном месте на несколько месяцев, просто про нее забыв», — уточнил Шакиров.

Замруководителя исполкома поддержали и депутаты. «Прошу не мешать городу. Они и так много сделали и пусть дальше делают. БРИКС и „Игры будущего“ надо же как-то проводить», — заметил председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин.

«Наше предприятие занимается уборкой города. Мы почувствовали облегчение, когда появились платные парковки», — сказала управляющая трестом «Горводзеленхоз» Роза Заббарова. Она добавила, что расширение платных парковок за пределы центра необходимо: «Где есть парковка, там есть порядок».

Пройдемся по основным претензиям КПРФ к платным парковкам в Казани.

На одну машину, которая стоит на парковке за деньги, приходится 10 водителей, которые успевают воспользоваться бесплатным временем. Получается, что большинство водителей не стоит на платном месте все 8 часов своего рабочего времени На одну машину, которая стоит на парковке за деньги, приходится 10 водителей, которые успевают воспользоваться бесплатным временем. Получается, что большинство водителей не стоит на платном месте все 8 часов своего рабочего времени Фото: «БИЗНЕС Online»

Тезис №1 — среднего семейного бюджета не хватает для оплаты парковок

Стоимость парковок в Казани варьируется от 30 до 100 рублей за час стоянки. «За 8 часов ежедневной рабочей смены такие средства просто не по карману жителям города», — высказал первое недовольство платными парковками Миргалимов. Он призвал депутатов посчитать, сколько средств у семьи уходит на оплату коммунальных услуг, продуктов, бензина, на которых цена с каждым годом становится все больше.

Противоположную точку зрения высказал директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров. «Мы, когда шубы женам покупаем, храним их где-то у себя. Правильно? Государству вопросы не задаем. Нашел деньги на машину — значит, найди на бензин, ремонт и парковочное место!» — высказался депутат. В конце концов, нашел миллион на машину — наверное, найдешь и деньги на то, чтобы ею пользоваться и где-то хранить.

«Условия для автомобилистов, которые ради сохранения своего комфорта не готовы пользоваться общественным транспортом, в городе созданы, — добавил Шакиров. — Покупая автомобиль, водитель должен позаботиться и о расходах на его содержание».

Замруководителя исполкома, кроме того, напомнил, что есть бесплатный период пользования машино-местом в 15 минут. На одну машину, которая стоит на парковке за деньги, приходится 10 водителей, которые успевают воспользоваться бесплатным временем. Получается, что большинство водителей не стоит на платном месте все 8 часов своего рабочего времени.

«У нас нет задачи увеличивать выручку за парковочные места. Задача — увеличить оборачиваемость этих мест», — подытожил Шакиров.

Подняли тему и маломобильных групп населения, которые могут пользоваться парковками бесплатно. Сейчас им отведено около 700 машиномест из 7 тысяч Подняли тему и маломобильных групп населения, которые могут пользоваться парковками бесплатно. Сейчас им отведено около 700 машино-мест из 7 тысяч Фото: «БИЗНЕС Online»

Тезис №2 — парковочные места рядом с детскими садами, школами и поликлиниками нельзя делать платными

Еще одна претензия представителя КПРФ касалась платных парковочных мест рядом с социальными объектами — школами, детскими садами и поликлиниками.

«Платные парковки появляются и у детских садов, школ, и у поликлиник. Нельзя же так! Люди покупают машины, чтобы отвезти детей в садик или школу, а в это время власти просто делают деньги», — напирал Миргалимов. Он добавил, что жизнь и так сложная, поэтому такие решения требуют отмены.

Шакиров, впрочем, опять же упомянул тот самый бесплатный 15-минутный период. По его словам, в большинстве случаев родителям хватает этого времени, чтобы проводить ребенка до ворот школы или садика. «Кроме того, вспомним, что платными парковки являются только в период с 8:00 до 19:00», — сказал между делом Шакиров.

«Я буду очень довольна, если в моем дворе парковка будет платной, — отметила член комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению Ольга Воронова. — Здесь же находится и детский сад, а все вокруг заставлено».

Платите, «человейники»! Городские парковки шагнули в «спальники» Казани

Подняли тему и маломобильных групп населения, которые могут пользоваться парковками бесплатно. Сейчас им отведено около 700 машино-мест из 7 тысяч.

Бывают случаи, когда инвалид приезжает к отведенному месту, а оно уже занято. Приходится ставить машину на обычное платное парковочное место. Исполком придумал решение: после того как поступила информация о неоплаченной парковке, сверяют номер автомобиля с базой данных соцстраха. «В первых пяти случаях инвалиду штраф не назначается», — прокомментировал текущее положение дел Шакиров.

Миргалимов в кулуарах Госсовета убеждал Шакирова, что парковки нужно делать как минимум дешевле. Показатель того, что места для населения слишком дороги, — недостаточная загруженность парковок в городе.Фото: «БИЗНЕС Online»

Тезис №3 — строительство платных парковок проходит без общественных слушаний

«Давайте делать общественные слушания», — сказал в ходе своего монолога Миргалимов. По его словам, на Ямашева, где строят платные парковки, места и так всем хватало, об этом Миргалимову сообщили сами жители.

«Мы к этому привыкли — то, что касается многоквартирных домов, проходит через общественные слушания, — прокомментировал положение Тыгин. — Поэтому это имеет место быть как инструмент взаимодействия с населением».

«Что касается публичных слушаний, законодательством по данному вопросу они не предусмотрены. Если у жителей возникают вопросы, мы всегда с ними встречаемся. Такое было, например, на Чистопольской. Там объясняли жителям, где есть бесплатные парковки», — напомнил Шакиров.

Он упомянул, что иногда даже есть запрос на организацию платной парковки — чаще от бизнеса. Из-за хаотично припаркованных машин клиенты предпринимателей не могут к нему подъехать, что уменьшает продажи.

«Предоставьте, кто заявил и подписал», — бросил перчатку коммунист. Впрочем, это нетрудно найти: как писал «БИЗНЕС Online», подобные просьбы еще в 2015 году высказывали рестораторы Казани в ходе встречи на площадке «Власть и бизнес: откровенный разговор» с мэром Казани.

Под занавес все высказанные вопросы Тыгин пообещал проработать. «На эмоциях часто рождается объективная истина», — упомянул он.

Миргалимов же в кулуарах Госсовета убеждал Шакирова, что парковки нужно делать как минимум дешевле. Показатель того, что места для населения слишком дороги, — недостаточная загруженность парковок в городе. Но если они перегружены, то ценник, очевидно, ниже, чем надо. Ведь главная идея платного паркинга на муниципальной земле — быстрая оборачиваемость парковочного места и наличие свободных мест везде, где это необходимо пользователям.