11 декабря в Анкаре по окончании матча «Анкарагюджю» и «Ризеспор» (1:1), где хозяева упустили победу на последних минутах, 59-летний президент «Анкарагюджю» Фарук Коджа в сопровождении нескольких человек выбежал на поле и ударил кулаком арбитра Халила Умута Мелера в лицо, после чего тот упал на землю 11 декабря в Анкаре по окончании матча «Анкарагюджю» и «Ризеспор» (1:1), где хозяева упустили победу на последних минутах, 59-летний президент «Анкарагюджю» Фарук Коджа в сопровождении нескольких человек выбежал на поле и ударил кулаком арбитра Халила Умута Мелера в лицо, после чего тот упал на землю Фото: соцсети

«Арбитр был госпитализирован с травмами, включая небольшой перелом»

Турция живет событиями, происходящими в Газе. Это тема №1, которая не сходит с первых полос уже больше двух месяцев. На этом фоне идут бесконечные баталии политиков, которые обвиняют друг друга в бездействии в отношении народа Палестины.

Страсти накалены до предела. В четверг от сердечного приступа скончался оппозиционный 54-летний турецкий депутат Хасан Битмез, который два дня назад потерял сознание во время выступления в парламенте. Он эмоционально критиковал правящую Партию справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана за то, что Турция продолжает вести торговлю с Израилем, несмотря на боевые действия в секторе Газа, но не договорил и рухнул прямо с трибуны.

Но не только это: галопирующая инфляция, продолжающийся обвал турецкой лиры и рост цен — все это держит турецкое население в крайнем напряжении и провоцирует на спонтанные конфликты.

Однако дикий скандал, случившийся на футбольном поле одновременно с парламентским, вдруг перекрыл основную повестку. Околофутбольные страсти и скандалы затмили все остальные. Случилось невиданное — все матчи чемпионата Турции по футболу приостановлены на неопределенный срок. Никто не помнит подобного за почти 65-летнюю историю турецкой Суперлиги.

Из-за чего же разгорелся весь сыр-бор? В понедельник, 11 декабря, в Анкаре состоялся вполне заурядный матч между командами «Анкарагюджю» и «Ризеспор» в рамках 15-го тура турецкой Суперлиги. В ходе встречи арбитр Халил Умут Мелер принял ряд спорных решений: в первом тайме рефери отменил гол хозяев, а в начале второго показал красную карточку форварду столичной команды Али Соу, некогда засветившийся в «Ростове».

В итоге «Анкарагюджю» упустил победу в добавленное время, на 97-й минуте поединка (1:1). После финального свистка 59-летний президент клуба Фарук Коджа в сопровождении нескольких человек выбежал на поле и ударил кулаком арбитра в лицо, после чего тот упал на землю. Пока судья лежал на газоне, ему нанесли несколько ударов ногами. Упавшего арбитра стали бить ногами другие представители клуба, болельщики и футболисты «Анкарагюджю». В потасовку пришлось вмешаться службе безопасности.

Арбитр был госпитализирован с травмами, включая небольшой перелом. Тут стоит отметить, что Мелер — один из ведущих турецких арбитров и часто судит международные матчи.

Весть об инциденте быстро разлетелась в интернете, его уже успел осудить президент Турции Эрдоган. Он позвонил футбольному арбитру и пожелал ему скорейшего выздоровления.

Согласно легенде, он нашел на ближайшей стройке кувалду и разбил ей бронированное стекло

Поступок Коджи сильно расстроил Эрдогана. Ведь для него он не просто один из, а вполне себе близкий друг и соратник, с которым тот близко знаком с 1998 года. Коджа вместе с Эрдоганом и другими политиками 20 лет назад стоял у истоков ныне правящей Партии справедливости и развития. А это, как говорится, дорого стоит.

Но не только это. Турецкий лидер обязан ему жизнью. Мало кто знает, но если бы не Коджа, то Эрдоган, возможно, не дожил бы до наших дней. В 2006 году, уже будучи премьером, он внезапно потерял сознание прямо в машине во время движения колонны. История не сохранила всех деталей, но, якобы после того как личный водитель премьера выскочил у ближайшей больницы, чтобы открыть ворота, двери бронированного автомобиля внезапно заблокировались. Охрана ничего не могла сделать — находившийся в запертой изнутри машине Эрдоган уходил прямо на глазах. Не растерялся лишь Коджа, который находился в одном из автомобилей сопровождения.

Согласно легенде, он нашел на ближайшей стройке кувалду и разбил ей бронированное стекло автомобиля Эрдогана. Премьер-министр был спасен.

Но это еще не все. Родившийся в 1964 году в маленькой курдской деревушке близ Анкары Коджа добился невероятных успехов — стал строительным королем, оператором недвижимости и лендлордом. Именно у него арендовал жилье в Анкаре в годы своего премьерства Эрдоган. Да и сам Коджа оставался рядом — стал соседом премьера сверху в том же доме.

Не исключено, что их дороги сошлись на теме спорта, точнее, футбола. Ведь, как известно, нынешний турецкий президент в прошлом — подающий надежды футболист. В 1977 году, по словам Эрдогана, он был близок к трансферу в «Фенербахче», но не сложилось. Футбол — это любовь всей его жизни. Да и сейчас якобы у него есть свой карманный клуб «Истамбул», который, впрочем, не особо блистает в национальном чемпионате.

Коджа был депутатом от Партии справедливости и развития в течение двух сроков в период с 2002 по 2011 год. В 2012-м, после снятия статуса депутатской неприкосновенности, он был обвинен в непредумышленном убийстве.

Бизнесмену предъявили обвинение в том, что он не обеспечил надлежащие меры безопасности на строительных объектах. В заполненном водой котловане погибла 10-летняя девочка, которая пыталась спасти своего 7-летнего братишку. Суд Анкары приговорил Фарука и еще троих обвиняемых к 1 году 8 месяцам тюремного заключения. Однако, ссылаясь на отсутствие судимости и хорошее поведение подсудимых на слушаниях, заменил наказание штрафом. Так соратник Эрдогана отделался легким испугом.

В 2021-м «Анкарагюджю» вылетел из Суперлиги, а Коджу выбрали президентом. В Турции бизнесмены охотно берутся за управление футбольными клубами, чтобы через спорт приблизиться к политическим кругам. Да и в целом футболистов любят за то, что они являются отражением власти, силы и успеха.

Коджа не стал тратить время на формальности и сразу взял быка за рога. Главному тренеру Хикмету Караману он наглядно объяснил свою тактику с помощью кулаков, после чего тот покинул команду. Помимо этого, президент начал угрожать и судейскому составу — на их головы через мессенджеры и социальные сети посыпались недвусмысленные угрозы.

У Коджи была своя фишка. На поле он выходил исключительно под саундтрек культового турецкого сериала «Долина волков». В основе сюжета лежит рассказ о могущественной преступной группировке и о людях, противостоящих ей. Цель этой группировки, имеющей строгую дисциплину и военную иерархию, которая начинается с уличных бойцов и завершается обладающей невероятной мощью советом, — держать в своих руках контроль над всей Турцией.

В 2014 году в ходе специальной операции был задержан ряд крупных руководителей полиции, впоследствии осужденных за участие в FETÖ («Террористическая организация Фетуллаха Гюлена»). Выяснилось, что они собирали компромат на Коджу, пытаясь доказать якобы его тайную связь с Ираном, с одной стороны, и прежним руководителем турецкой разведки Хаканом Фиданом — с другой.

Тем не менее, несмотря на все чудачества, Коджа смог за сезон вернуть клуб в элитный дивизион. И за это ему многое прощали.

Теперь же президенту «Анкарагюджю» грозит тюремное заключение за избиение судьи Мелера. Коджу и еще двоих болельщиков, участвовавших в драке, задержали и поместили под арест. Президента футбольной команды могут приговорить к тюремному заключению сроком до 4,5 года. Это наказание может быть увеличено в 2 раза. Ситуацию усугубляет тот факт, что дело будет рассматриваться как нападение на госслужащего — футбольные арбитры, находясь на стадионе, имеют именно такой статус.

Но уже сейчас дисциплинарный комитет турецкой федерации футбола (TFF) пожизненно отстранил его от футбольной деятельности. Кроме того, клуб должен будет заплатить штраф в размере 2 млн турецких лир (около $68 тыс.). Ближайшие пять домашних игр команды пройдут без болельщиков и официальных лиц клуба.

«Арбитр Мелер после нападения не планирует уходить из футбола»

Инцидент случился в юбилейный год. Ровно 100 лет назад, в 1923 году, была образована турецкая футбольная федерация, хотя футбол в Османскую империю англичане завезли еще в конце XIX века. Кстати, первый матч между РСФСР и Турцией был сыгран год спустя, в 1924 году в Москве. Наши спортсмены разгромили сборную Турции со счетом 3:0.

Стамбул — это город, территория которого находится частично в Европе, а частично в Азии. Эта особенность Стамбула распространяется и на футбол. «Фенербахче» и «Галатасарай» — два крупнейших футбольных клуба страны, оба базируются в Стамбуле. «Галатасарай» расположен на европейской стороне, а «Фенербахче» — на азиатской. Первые игроки «Галатасарая» были выходцами из аристократической среды. «Фенербахче» же был основан рабочими и солдатами в начале XX века.

До сих пор инциденты если и случались, то с участием болельщиков, а не футболистов и руководства команд. Турецкие фанаты — это особая каста. Сами турки называют их «дели канлы» (букв. «с сумасшедшей кровью», «вспыльчивые»). Благодаря им конфликты случаются достаточно часто, порой доходя до кровопролития.

Вот несколько наиболее известных инцидентов. В 2000 году «Галатасарай» в Кубке УЕФА встретился с английским «Лидс Юнайтед». Во время потасовки между фанатами клубов в Стамбуле погибли два болельщика «Лидса». Британская сторона обвиняла полицию в бездействии, а турецких фанатов — в применении ножей, железных арматур против англичан. В последующие годы столкновения турецких фанатов с иностранцами продолжились: беспорядки в Париже, в Мадриде, столкновение с болгарскими болельщиками.

Всем запомнилось событие 2010 года, когда диктор ошибочно объявил «Фенербахче» чемпионом. Узнав, что их команда оказалась на втором месте, зрители начали крушить стадион: ломали и сжигали стулья, подожгли комментаторскую кабину. Полиция ничего не смогла сделать с разъяренными фанатами.

Согласно последним новостям, футбольные чиновники все же решили не лишать турецких зрителей любимого зрелища — турнир возобновится 19 декабря, а ранее запланированные игры пройдут в январе. Глава футбольной федерации заявил, что арбитр Мелер после нападения не планирует уходить из футбола, и пообещал не допустить других атак и давления на судей.