Ярамир Низамутдинов: «В Казани у меня есть свои зрители, которых я искренне люблю. Они до сих пор мне пишут, спрашивают, когда я приеду на гастроли. Сейчас ведутся переговоры с ТАГТОиБ о последующих выступлениях, руководство театра думает, на какую партию меня пригласить, и, возможно, предложат учить партию из татарской оперы» Ярамир Низамутдинов: «В Казани у меня есть свои зрители, которых я искренне люблю. Сейчас ведутся переговоры с ТАГТОиБ о последующих выступлениях, руководство театра думает, на какую партию меня пригласить» Фото: Алексей Белкин

«Я съездил в лес и будто попал в фильм ужасов»

— Ярамир, на днях всемирный конгресс татар в рамках форума «Деловые партнеры Татарстана» отчитывался о том, как идет восстановление вашего родного села Юлдус Курганской области, которое очень серьезно пострадало в мае после лесных пожаров. Его продолжают восстанавливать всем татарским миром. Были ли вы там после трагедии?

— Я от всего сердца благодарю Татарстан и Казань за то, что они оказывают нам большую помощь. Они одни из первых откликнулись, привезли одежду и продукты, «Татнефть» подарила нашим жителям несколько домов. Очень сильно помог всемирный конгресс татар. Также хочу выразить свою благодарность другим регионам страны, отдельным людям и организациям, которые оказали и оказывают нам помощь. Помощи оказали много, а география была очень широкой. В этой тяжелейшей ситуации люди почувствовали, что они не одни.

Ярамир Низамутдинов — татарский оперный и эстрадный певец (тенор) и педагог. Лауреат Государственной премии правительства Петербурга за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства.

Родился в 1987 году в селе Юлдус (Курганская область). Обучался в Шадринском педагогическом институте на факультете физической культуры и социальной безопасности (является кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике). Год отучился в Казанском государственном университете культуры и искусств и затем поступил на вокальный факультет Казанской консерватории.

В 2017 году дебютировал на сцене Татарского театра оперы и балета им. Джалиля, в 2018-м исполнил там партию Ивана Грозного в мировой премьере оперы Ахияровой «Сююмбике».

С 2019 года — ведущий солист театра «Санкт-Петербург Опера». В репертуаре артиста партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Герцога («Риголетто» Верди), Поллион («Норма» Беллини), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Феб де Шатопер («Эсмеральда» Даргомыжского), Вакула («Черевички» Чайковского), Игорь («Иван Грозный» Бизе), Эдгар Обри («Вампир» Маршнера) и др. Также исполняет народные и авторские песни, композиции на русском и татарском языках.

Лауреат межрегионального фестиваля «Уральский соловей» (Екатеринбург, 2011), победитель всероссийского конкурса авторской песни среди личного состава внутренних войск МВД РФ (Балашиха, 2012), лауреат международного телевизионного конкурса «Татар моңы» в номинации «Народное пение» (Казань, 2012), победитель международного телевизионного конкурса «Татар моңы» в номинации «Академический вокал» (Казань, 2017), лауреат международного фестиваля классической музыки им. Вагапова (Казань, 2017), лауреат всероссийского конкурса академических певцов им. Сайдашева (Нижнекамск, 2017), лауреат всероссийского конкурса вокалистов – выпускников музыкальных вузов (Санкт-Петербург, 2019), лауреат городского конкурса Санкт-Петербурга «Весна романса» и «Весна эстрадной песни» (Санкт-Петербург, 2021).

Я был в Юлдусе в июне, спустя 1,5 месяца после пожара. Гостил 20 дней. Конечно, самое страшное позади. На майских фотографиях я видел обожженные развалины, все было усыпано пеплом и выглядело очень страшно. А когда я приехал, мусор уже убрали и где-то даже прорезалась зеленая травка. Но моя душа все равно разрывалась. Я не узнавал многие улицы, потому что на них нет домов, было чувство, будто еду по какому-то полю.

И, конечно, было очень обидно за наш лес. В детстве я там играл, собирал ягоды и грибы, лес был неотъемлемой частью моей жизни. И, когда мне сказали, что он уже не восстановится, я плакал. Слава Аллаху, большинство людей выжили и дома восстановят, но природу уже не вернуть. Ребенком я каждый день выходил на крылечко родительского дома и видел зеленые ели, сосны, липы, а теперь там все черное… Я съездил в лес и будто попал в фильм ужасов — черная трава, черные деревья, из некоторых до сих пор клубится дым. Это действительно страшно.

— Вы как музыкант как-то поддержите своих односельчан? Может быть, выступите перед ними с концертом?

— О концерте пока не думал, так как, мне кажется, людям сейчас не до концерта, но я хочу записать песню, посвященную моему селу. Она рассказывает о пожаре. Музыку написал мой друг Антон Яговитин, стихи — наш односельчанин Альберт Зыков. Это не эстрадная композиция, я пою ее в академической манере. Песня просто потрясающая. В ней очень глубокий, драматический текст. Пожар случился 7 мая, накануне Дня Победы. Люди ждали праздника, вывесили красные флаги, пахали огород, готовили угощение. Но вдруг пришел безжалостный огонь и все погубил.


«Приятно остаться в истории I международного конкурса имени Шаляпина»

— Зато вас скоро ждет концерт в Казани, 15 декабря вы вновь выступите в столице Татарстана в филармонии имени Тукая вместе с тенором Дамиром Закировым и ГОНИ РТ под руководством Анатолия Шутикова.

— У нас будет очень разнообразная программа с оркестром народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова. Маэстро сам предложил мне и Дамиру совместный концерт, мы выбрали дату и сейчас формируем программу. Казанцы услышат лучшие номера из русских, европейских и татарских опер, национальные романсы и несколько народных песен. Я всех приглашаю и с нетерпением жду встречи с моими зрителями.

Хочется еще, пусть и с запозданием, поздравить с призом зрительских симпатий, который вы в октябре завоевали на I международном конкурсе молодых оперных певцов имени Шаляпина в Санкт-Петербурге. Какие впечатления остались от участия в конкурсе?

— Только положительные. Во-первых, очень приятно остаться в истории I международного конкурса имени Шаляпина. Во-вторых, участие в любом конкурсе приносит певцу большой профессиональный рост. Я тщательно готовил программу, шлифовал ее с концертмейстером, прорабатывал все нюансы. К тому же специфика нашей профессии такова, что надо как можно больше выступать, чтобы о тебе узнали, от этого тоже зависит успех артиста.

Для меня было честью выступать перед таким звездным жюри, которое возглавлял Ильдар Абдразаков, очень хотелось услышать их мнение о моем голосе. В первом туре я исполнил каватину Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка» и арию Германа из «Пиковой дамы» Чайковского. Во втором — арию Педрильо из «Похищения из Сераля» Моцарта и русскую народную песню «Ах, ты душечка». В финале — песенку Герцога из «Риголетто» Верди.

Это тоже хороший опыт — уметь побороть волнение, собраться в нужный момент, такие вещи приходят только с практикой. Мне посчастливилось не только петь для именитых членов жюри, но и репетировать с ними на одной сцене. Когда мы готовились к гала-концерту, на репетиции я видел, как работает со своим голосом, с дирижером, оркестром и произведениями Ильдар Амирович Абдразаков. Для меня, как для молодого артиста, это подарок судьбы, и он не каждому дается.

Также я был счастлив спеть в Большом зале филармонии имени Шостаковича, это историческое место и отдельное счастье для артиста. Прошедший там гала-концерт конкурса записал телеканал «Санкт-Петербург» и показал в эфире. Ну и, конечно, я был рад познакомиться с другими конкурсантами — моими коллегами: пообщаться с ними, обменяться опытом.

— Конкурс носит имя Федора Шаляпина, которого в Казани считают своим героем. Повлияло ли это на ваше решение участвовать в состязании?

— Безусловно, повлияло. Участвовать в конкурсе имени Федора Шаляпина — большая честь для любого оперного певца. Федор Иванович — это личность, мы всегда будем его помнить и гордиться им. Быть частью этого имени (пусть и в качестве конкурсанта) тоже гордость, я буду рассказывать об этом своим детям, внукам и ученикам. Шаляпин — уникальный человек, я восхищаюсь его голосом, решительностью и трудолюбием. Он не только шикарно пел, но и был прекрасным актером, сам придумывал себе костюмы и грим. Ради оперы Федор Иванович от многого отказался. Он положил на алтарь музыки свою жизнь и внес колоссальный вклад в развитие оперного искусства и, несмотря на это, остался добрым, чутким человеком. Шаляпин — пример того, как надо работать и любить свою профессию.

Вокально, конечно, я больше учусь у теноров. Но, слушая Шаляпина, беру на вооружение его музыкальность и самостоятельность — стараюсь вносить свои предложения по образам, сам наносить грим, работать с костюмом и париком. Иногда мне кажется, что мы чем-то похожи. Мы оба из небогатой семьи и сами пробивали себе дорогу в искусство.

— Насколько сильной была конкуренция на конкурсе имени Шаляпина? Вы шли на конкурс за победой или для вас это не главное?

— Конечно, я хотел победить, но был готов к любому исходу и не расстроился, что не занял первое место. Мне было очень приятно получить приз зрительских симпатий и другие спецпризы — памятные часы с гравировкой от председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, участие в концерте Законодательного Собрания в Ротонде Мариинского дворца, который пройдет в декабре, выступление с оркестром под управлением Фабио Мастранджело в Музыкальном театре имени Шаляпина и денежный приз.

Но, если артист не настраивается на победу, какой смысл участвовать в конкурсе? Ведь это повлияет на его подготовку и исполнение. Я как бывший спортсмен знаю: если выйти на линию старта и не хотеть выиграть, будешь не полностью выкладываться и даже халтурить. Поэтому я всегда настраиваюсь на победу, это побуждает меня серьезно готовиться к смотру и совершенствовать мастерство. На конкурсе имени Федора Шаляпина я сделал свой максимум, и мне не стыдно перед собой. Это главное.

Уровень конкурсантов был очень высоким. Заявки на участие подали 219 человек, из них жюри допустило на первый тур очного прослушивания 38, а в финал прошли только 12 человек. Я слышал финалистов на гала-концерте, все они прекрасные артисты.

— Подготовку к конкурсу пришлось вписывать в сложный график репетиций и выступлений?

— Да, осень выдалась очень насыщенной. Помимо текущих спектаклей, в конце сентябре я с еще двумя солистами нашего театра «Санкт-Петербург Опера» летал в Душанбе: 20 сентября мы выступали в Российском центре науки и культуры на подписании меморандума о сотрудничестве нашего театра и Таджикского государственного театра оперы и балета, а 23-го — участвовали в открытии 86-го сезона этого коллектива. В октябре я вместе с нашей труппой ездил в Москву на театральный фестиваль «Видеть музыку». Там на сцене театра «Геликон Опера» мы представили оперу Бизе «Иван Грозный», где я пел партию Игоря. 20 ноября вместе с другими солистами «Санкт-Петербург Оперы» и артистами театра «Зазеркалье» выступал в Пекине на концерте «Звезды оперных театров Петербурга».

«Я не националист, но очень люблю свою нацию и прививаю эту любовь своему сыну. После каждой еды мы благодарим Аллаха за милость, периодически носим татарские костюмы, которые я обожаю. Жаль, что сейчас национальные традиции постепенно уходят. У нашего народа столько всего красивого, начиная от песен и заканчивая одеждой» «Впечатления от выступления потрясающие: прекрасный театр, хорошие спектакли, благодарная публика» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В Казани, на мой взгляд, все-таки больше любят эстраду и народный фольклор»

— В прошлом сезоне вы после большого перерыва наконец спели в театре имени Джалиля — в вашем исполнении казанцы увидели Герцога в «Риголетто» Верди и Ивана Грозного в «Сююмбике» Резеды Ахияровой. Каковы ваши впечатления? Было ли какое-то общение с руководством, ждать ли новых приглашений?

— Мое апрельское выступление в Казани было запланировано еще осенью 2022-го. Рауфаль Сабирович (Мухаметзянов — директор театра им. Джалиляприм. ред.) встретился со мной, спросил, что я сейчас пою, и сказал, что хочет увидеть меня на сцене театра имени Джалиля. Я с радостью согласился, потому что ждал этого с 2019 года, с момента отъезда из Казани. Столица РТ для меня очень родной и близкий город. Там я получил музыкальное образование, начал профессиональное становление и исполнил свою первую главную партию (Иван Грозный в «Сююмбике»прим. ред.). В Казани у меня есть свои зрители, которых я искренне люблю. Они до сих пор мне пишут, спрашивают, когда я приеду на гастроли в Казань, и очень ждут. Сейчас ведутся переговоры с ТАГТОиБ о последующих выступлениях, руководство театра думает, на какую партию меня пригласить, и, возможно, предложат учить партию из татарской оперы. Я в стадии ожидания.

Впечатления от выступления потрясающие: прекрасный театр, хорошие спектакли, благодарная публика. Но дело не только в этом. Если я о чем-то скучаю, то вспоминаю два местечка на земле — мое родное село Юлдус и Казань. Юлдус — потому что я там вырос, Казань — потому что это столица Татарстана. Как говорят: «Татары везде, а их офис — в Казани».

Я рос в Курганской области среди русских и, разговаривая с родителями по-татарски на прогулке в нашем районном центре, городе Шадринске, часто чувствовал на себе взгляды, поэтому еще ребенком мечтал поехать в Казань. Но больше всего повлияла на мое решение бабушка — Гульфара Мавлетовна. Она тяжело болела раком, и за неделю до смерти я дал послушать ей свою первую студийную запись песни группы Smash «Молитва». У бабушки из глаз покатились слезы, и она сказала мне по-татарски: «Сынок, езжай в Казань!» Эти слова так запали мне в душу, что я с первого курса учебы в Шадринском педагогическом институте знал, что уеду в Казань получать музыкальное образование. Я должен был исполнить последнюю волю бабушки.

Весной 2011 года я приехал в Казань на телеконкурс «Татар моңы» и влюбился в этот город. Во-первых, я, не стесняясь, говорил по-татарски, и никто не обращал на это внимания. Во-вторых, в Юлдусе было невозможно достать музыкальные кассеты и диски. Это сейчас в любой точке мира можно посмотреть татарский балет, послушать татарскую песню, а в 90-х годах, когда я рос, был страшный дефицит. Купить кассеты мы могли лишь раз в году на Сабантуе, куда привозили национальные товары. А тут я приехал в Казань, и все есть! На 5 тысяч рублей, накопленных перед поездкой, я закупил диски, книги и платки для своих родных. Что-то из этого сих пор лежит у меня дома. Так что Казань мне очень дорога. Мои душа и сердце до сих пор там.


— Вы, как известно, первый исполнитель партии Ивана Грозного в опере «Сююмбике». Но о вашем отъезде из Казани приходилось слышать разное. Кто-то говорит, что в Казани вам сказали, что вы здесь не нужны. Другие — что это режиссер «Сююмбике» и худрук «Санкт-Петербург Оперы» Юрий Александров соблазнил вас работой в Петербурге. Какая из версий ближе к истине?

— То, что мне якобы сказали: «Вы не нужны нам», — неправда. Эти слова означали бы, что я профнепригоден либо что я не нужен на своей национальной Родине. После премьеры «Сююмбике» ко мне подошел Юрий Исаакович [Александров], в присутствии Рауфаля Сабировича пригласил меня в Петербург и пообещал дать главные партии. Я поблагодарил его и ответил, что должен подумать, ведь решение серьезное. Через несколько дней Рауфаль Сабирович позвал меня к себе в кабинет обсудить ситуацию и сказал: «Здесь ты нам тоже нужен, но по стечению обстоятельств я пока не смогу предложить тебе главные партии. Через год будешь набирать и исполнять главные роли». К тому моменту я уже исполнил в ТАГТОиБ несколько «моржовых» партий, партию Ивана Грозного в «Сююмбике» и хотел профессионально расти.

Рауфаль Сабирович же сразу сказал мне правду и дал право выбора. А ведь многие театры заманивают хороших солистов высокой зарплатой и главными партиями, а на деле все оказывается иначе. В этом случае артисту приходится терпеть и ждать окончания контракта. Я долго думал, как поступить. Казань — мой любимый город, здесь я уже купил квартиру и сделал хорошую карьеру как эстрадный певец (если бы я остался, наверное, был бы уже заслуженным артистом РТ, надеюсь, все еще впереди). К тому же тогда мы с женой ждали ребенка. А в Петербурге у меня ничего не было, но я мог выйти на новый этап своей карьеры и петь главные партии. Я посоветовался с родными, со своим тогдашним наставником, народным артистом РТ Фердинандом Салаховым, и принял решение уехать.

Театр «Санкт-Петербург Опера» поменьше, чем в Казани, но у нас полноценный, разнообразный репертуар. Здесь я пою титульные партии, наращиваю репертуар и часто выхожу на сцену, что очень важно для артиста. Можно окончить консерваторию и петь раз в месяц «моржовую» партию, в этом случае ты растешь очень медленно. А выступая на первых ролях, артист находится в непрерывном тренинге — развивает свой вокальный аппарат, актерское мастерство, пластику. Мне все это очень нужно. Во-вторых, в Казанской консерватории я по-настоящему влюбился в классическую музыку и решил посвятить себя опере, а в Петербурге есть не один оперный театр, и я понимал, что, даже если не сложится в «Санкт-Петербург Опере», есть другие варианты. К тому же здесь больше ценителей музыкальной классики, а в Казани, на мой взгляд, все-таки больше любят эстраду и народную музыку. Поэтому я сделал выбор в пользу Санкт-Петербурга.

— Тяжело было уезжать?

— Естественно, моя душа плакала, и я тяжело переживал отъезд. Только в прошлом году более или менее успокоился, а в 2019, 2020 и 2021 годах меня постоянно рвало туда-сюда. При малейшем стрессе я хотел все бросить и вернуться в Казань, потому что скучал по своим зрителям, по национальным концертам. Я до сих пор скучаю по татарской речи, по улочкам, где ты идешь и видишь женщину в платочке… Я не националист, но очень люблю свою нацию и прививаю эту любовь своему сыну. После каждой еды мы благодарим Аллаха за милость, периодически носим татарские костюмы, которые я обожаю. Жаль, что сейчас национальные традиции постепенно уходят. У нашего народа столько всего красивого, начиная от песен и заканчивая одеждой.


«Своя оперная труппа театру Джалиля однозначно нужна»

— С момента вашего отъезда прошло больше четырех лет, но в Казани в этот период вы выступили всего один раз. Есть мнение, что уже не первый год театр имени Джалиля «не замечает» многих своих земляков: там не поют ни ваши известные петербургские коллеги — выдающаяся певица Альбина Шагимуратова и молодой тенор Роман Широких, ни ведущие артисты Большого театра — Альбина Латипова, Юлия Мазурова и так далее. Все они, кстати, в свое время также уехали из Казани. Как вы объясняете такое положение дел?

— Почему в театре имени Джалиля используют систему с приглашенными артистами, известно лишь художественному руководству ТАГТОиБ. Мы, артисты, особо об этом не думаем. Мы работаем, записываем свои выступления, рассылаем их по театрам, надеемся и ждем приглашений. С другой стороны, если приглашать в театр разных солистов, это хороший плюс для местных жителей. Они смогут, не выезжая из города, увидеть солистов Большого, Мариинского, Михайловского театров и солистов театра «Санкт-Петербург Опера» (смеется).

Почему многие уезжают из Казани, сказать сложно. У каждого свои причины. Кто-то ищет карьерного роста, кто-то не смог попасть в оперный театр, кто-то уезжает по семейным обстоятельствам. Но не секрет, что карьеру оперного певца проще всего сделать в Москве и Петербурге. Если ты зарекомендовал себя там, то получаешь возможность выступать и в региональных театрах. Намного легче попасть в тот же «Урал Оперу Балет», будучи солистом Мариинского театра, чем казанского. Хотя все индивидуально: в ТАГТОиБ есть артисты на две головы сильнее некоторых солистов Большого или Мариинки.

Есть еще одна проблема, о которой хочется сказать. Сейчас все в нашем мире поедают деньги. Люди стали меркантильными, из-за этого страдают все сферы — и безопасность, и журналистика, и телевидение, и эстрада, и опера. Приведу пример из радиосферы. В СССР на радио была очень жесткая ротация: если музыкальный материал не нравился худсовету, его не пропускали. Артисту было сложно стать популярным, а если он таковым становился, это было заслуженно. А сейчас нужно, условно, 1,5 миллиона — и человек будет известным. Но появилась другая проблема — как удержаться, ведь на пятки наступают толпы жаждущих популярности. Несмотря на это, светлое и праведное в нас тоже осталось. Есть грамотные руководители, которые держат руку на пульсе и не допускают коррупции.

— А как оцениваете факт, что в ТГАТОиБ до сих пор нет собственной полноценной оперной труппы, не пора ли ей обзавестись?

— На мой взгляд, своя труппа однозначно нужна: благодаря ей артист постоянно находится в контакте с партнерами. Я часто работаю в проектах приглашенным солистом и знаю, о чем говорю. Мы с коллегами приезжаем за день до спектакля, репетируем один раз и выходим к зрителю. В таких условиях очень сложно наладить «химию» с партнером, и публика это чувствует. А вот когда мы готовимся к спектаклю в «Санкт-Петербург Опере», спевки начинаются за неделю. Мы отрабатываем трио, дуэты, квартеты, фрагменты с хором. Репетируя «Риголетто» в начале сезона, мы с партнершей два дня «спевали» только каденцию. Плюс труппы в том, что у тебя есть возможность оттачивать такие моменты, и я очень уважаю Александрова за то, что он думает так же. Постоянные партнеры как хорошие друзья: ты знаешь их характер, тембр, особенности актерской игры, и поэтому работать гораздо легче.

— Еще до отъезда из Казани вы активно сотрудничали с народным артистом РТ Фердинандом Салаховым. Общаетесь ли сейчас?

— Мы до сих пор общаемся по телефону, когда я приезжаю в Казань — видимся лично. Салахов — большой профессионал и добрый, отзывчивый человек, это подтвердят все люди, которые с ним работали. Со стороны может казаться, что Фердинанд Абдуллович — жесткий и закрытый, но это не так. Он очень хороший попутчик: в дороге всегда выручит, поделится последней едой. Несмотря на все это, Салахов много страдал, потерял своих близких. Я искренне восхищаюсь его силой духа.

Для меня Фердинанд Абдуллович — энциклопедия национального фольклора. Это человек с консерваторским образованием и ярким тенором, которым он грамотно пользуется. Мы сотрудничали 7 лет. Над каждым произведением Фердинанд Абдуллович работал очень щепетильно — изучал его историю, вокальный материал, искал образы и от меня требовал того же. У него я научился правильно исполнять мелизматику. Салахов первый вывел меня на большую сцену, в частности Казанской филармонии. Я смотрел, как он двигается, как общается со зрителями, и учился. Также я часто подрабатывал на наших концертах звукооператором и даже водителем — возил «газель» с оборудованием.

— Именно Салахов посоветовал вам перевестись из местного института культуры в Казанскую консерваторию, где вы получили вокальную базу.

— Да, но я благодарен ему не только за это. С Фердинандом Абдулловичем мы часто гастролировали — были в Казахстане, Киргизии, Эстонии, многих российских городах. Благодаря ему я получил первоначальный творческий багаж, познакомился с великими артистами. Мы поработали на одной площадке с Ильгамом Шакировым, тесно общались с покойной Хамдуной Тимергалиевой. Она всегда говорила мне: «Ты должен стать большим оперным певцом». Даже звонила после моего отъезда из Казани — спрашивала, как дела, пою ли я итальянские арии.

Когда я учился на вокальном факультете КазГИКа у Венеры Ганиевой, Салахов сказал мне: «У тебя академический голос, ты должен учиться в консерватории и стать оперным певцом». Я думал, что поступить в консерваторию можно только после музыкального училища или школы, но Фердинанд Абдуллович подсказал, что при консерватории есть подгруппа для одаренных ребят, у которых нет музыкального образования. Он организовал прослушивание, меня зачислили в подгруппу, где я должен был проучиться два года, но по итогу через четыре месяца поступил в консерваторию.

Благодаря этому сейчас я счастливый человек, ведь нахожусь на своем месте. Возможно, я бы сделал хорошую карьеру на эстраде, но был бы тогда счастлив? Не ощущал ли, что мне как будто чего-то не хватает?


«Конечно, хочется петь на большой сцене»

«Санкт-Петербург Опера» — один из самых оригинальных музыкальных театров в плане репертуара. Кроме оперных хитов, в нем идут малоизвестные оперы, оперетты, камерные вечера, концертные программы. По-вашему, это та модель, к которой должен стремиться современный музыкальный театр?

— Я очень уважаю Юрия Исааковича за то, что он создал свой театр. Он долго к этому шел, боролся за свою мечту. В первые годы труппа выступала на разных площадках — в Юсуповском дворце, «Мюзик-холле» и прочих. Потом Александров все же выбил свое здание — особняк барона фон Дервиза — и каждый год делает там ремонт. Многие люди не любят ремонт на дороге или в помещениях, а я всегда радуюсь. А если ремонт делают у нас в особняке — радуюсь вдвойне. Это значит, что театр станет еще краше на благо зрителей и артистов.

Репертуар в «Санкт-Петербург Опере» действительно разнообразный, за это я его люблю. Немного поспорю по поводу оперетты: все же это легкий жанр, требующий иного звукоизвлечения. Одновременно петь оперу и оперетту не очень полезно для голоса, по крайней мере для моего. Но у нас в основном оперетту исполняют одни и те же артисты — это четкая, интересная тактика Юрия Исааковича. Отбирая певцов в труппу, он слышит, чей голос подойдет для оперы, чей для оперетты, и не смешивает их, за редким исключением. Я в театре уже пятый сезон и ни разу не участвовал в оперетте.

За счет такой тактики Александров выстраивает богатую афишу. Раньше у нас было много инструментальных концертов, сейчас больше вокальных программ — вечера Штрауса, Моцарта, Верди, хиты русской и мировой оперы, романсы. Последние я особенно люблю: их должен уметь исполнять любой оперный певец. Я полгода занимался у знаменитого тенора Константина Ильича Плужникова и однажды спросил его: «Как мне работать над пианиссимо?» Он ответил: «Пой много романсов». Я послушался и понял, что именно романсы учат артиста музыкальности (поет: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…»), в романсе нужно больше тонкости, эмоций, нюансов (поет: «Ах ты, душечка, красна девица»). Так что присутствие романсов в афише дает артистам колоссальную пользу.

Концерты в театре мне петь эмоционально сложнее, чем спектакли. В опере ты выходишь в костюме, гриме, парике и будто находишься под защитой. Также в случае форс-мажора могут прикрыть мизансцены или партнеры. А на концерте я выхожу во фраке и ощущаю себя абсолютно «голым». Зритель видит меня со всех сторон, и зацепить его я могу лишь своим голосом и музыкальностью.

— Согласитесь с мнением, что режиссер Александров в Казани, где он много ставит, и в родном театре — это разные постановщики? В театре имени Джалиля он делает спектакли дорого и богато, как любит местное руководство, а у себя в камерном театре творит, как и подобает одному из тех людей, с которых когда-то начинался режиссерский оперный театр в России.

— Юрий Исаакович давно мечтает о большой сцене. Я узнал об этом в 2023 году, когда мы в театре музкомедии показывали «Норму». В том спектакле я пел партию Поллиона, а после него Александров вышел к зрителям и сказал: «Спасибо руководству театра музыкальной комедии за то, что дали нам возможность выступить на большой сцене. Мы об этом мечтаем». Я уверен: если бы Александрову дали большое здание, он бы с удовольствием переехал туда и ставил пышные спектакли.

Думаю, в Казани Юрий Исаакович реализовывает свои мечты: на камерной сцене его фантазия и ресурсы немножко сжаты. Здесь он не может поставить огромные декорации, одеть героев в очень пышные костюмы, ему приходится изощряться. Видели бы вы наши последние спектакли, например «Черевички» Чайковского, где я пою Вакулу. Там красивейшая визуализация. Мы ездили сниматься в специальную зеленую киностудию, где нас подвешивали и отправляли в полет. Я самозабвенно летал на черте (смеется). Так что «разный» Александров в Петербурге и в Казани — это следствие размера сцены. Здесь все, как в земледелии: если у человека есть 20 соток земли, он посадит все, а если 3 — придется выбирать.

— А вы сами мечтаете о большой сцене, как в Мариинском или Михайловском театре? И получали ли предложения от крупных государственных театров?

— Конечно, мне хочется петь на большой сцене — это одна из причин, по которой я в свое время уехал в Казань. Тем более у меня большой голос, и в «Санкт-Петербург Опере» иногда приходится его «сжимать». А вот на весенних гастролях в Казани я распелся вдоволь. Моим первым спектаклем был «Риголетто», я вышел петь первую арию и почувствовал: что-то не то. Надо по-другому прорабатывать звук, более рельефно. И когда я вышел на вторую арию, то ощутил, как весь мой организм работает на масштаб, как свободно льется звук! Это потрясающие эмоции.

Предложения из других коллективов поступают, но пока я счастлив в «Санкт-Петербург Опере». Этот театр стал для меня родным, я здесь профессионально вырос, до сих пор расту и благодарен ему за все. Не буду загадывать, возможно, когда-то перейду в какой-то более крупный театр. Артисты тоже люди и должны думать о семье, перспективе своих детей, а это напрямую зависит от карьеры. Как бы ты ни любил свой дом, из него приходится уезжать, если хочешь добиться высот. Возможно, получив более выгодное предложение, я приму его, но «Санкт-Петербург Опера» навсегда останется в моем сердце. И, если Юрий Исаакович будет приглашать меня петь, я во многих случаях буду готов выступить бесплатно. Ведь это мой дом. Но так устроена жизнь: однажды человек вырастает из определенного места и ему надо лететь дальше, иначе зачем начинать? Я поехал учиться в Казань для того, чтобы стать великим артистом. И я иду к этой цели, а уж получится ли у меня и когда — другой вопрос.

— Кому вы уже отказали и каким должно быть предложение от театра, чтобы вы его приняли?

— Чьи предложения я отклонил, оставлю в секрете, но запросы были и из Санкт-Петербурга, и из Москвы, и из других городов. Что может заставить меня сменить труппу? Критерии простые: театр с определенным авторитетом, большая сцена, достойная заработная плата и доверие ко мне. Я знаю певцов, которые ушли из хороших театров в условный Большой или Мариинку и поют там раз в полгода, а потом ждут своей очереди. Меня такой расклад не устраивает.

— Сейчас вы заняты в 10 спектаклях театра и в 8 из них поете главные партии. Недавно обещали своим поклонникам дебютировать в партии Альфреда в «Травиате» Верди. Когда можно будет увидеть вас в этом спектакле и чего еще хотите достичь на сцене «Санкт-Петербург Оперы»?

— Есть еще много партий, которые я мечтаю спеть в «Санкт-Петербург Опере» — это и Рудольф («Богема»), и Эдгар («Лючия ди Ламмермур»), и Каравадосси («Тоска»). Сейчас мы активно готовимся к декабрьской премьере оперы Генриха Маршнера «Вампир» (премьерные показы назначены на 23 и 24 декабря прим. ред.), где я исполню партию Эдгара Обри. Это возлюбленный главной героини, на которой хочет жениться вампир. Меня сразу заинтересовал сюжет, а «мифические» постановки Александрова всегда получаются неординарными. Репетиции уже идут: мы отрабатываем мизансцены, учим партии. Мне нравится, что моя партия очень лирическая и приятная для исполнения, а в целом «Вампир» похож на оперу-романс. Вместе с тем в ариях есть много технически сложных моментов.

Над партией Альфреда я пока работаю. К тому же «Травиата» у всех на слуху, а я с начала моей службы в «Санкт-Петербург Опере» исполняю там партию Гастона. Поэтому знаю спектакль изнутри и уже представляю свою интерпретацию Альфреда. Для меня это благородный юноша, который любит Виолетту, несмотря на то что она содержанка. Мы с Альфредом во многом похожи: для меня в отношениях важно настоящее и будущее человека, который рядом со мной. А прошлое было до меня. Тот, кто попрекает партнера за ошибки в прошлом, слаб. Сильный человек, напротив, сделает так, чтобы его любимую никто не смел упрекнуть, по крайней мере в своем присутствии. Все мы небезгрешны, поэтому самое ценное в человеке — умение любить и прощать.

«После спектакля часто испытываешь моральное истощение, мне восстановиться помогает сладкое. Но все равно я стараюсь следить за собой, регулярно занимаюсь спортом» «После спектакля часто испытываешь моральное истощение, мне восстановиться помогает сладкое. Но все равно я стараюсь следить за собой, регулярно занимаюсь спортом» Фото: Алексей Белкин

«Когда в исторических лентах на войне умирают лошади, я всегда плачу»

— Давайте в конце разговора опять вернемся в столицу Татарстана. В Казани много говорят о том, что городу нужен еще один музыкальный театр. Как думаете, это необходимо? И нужно ли, по-вашему, чаще показывать национальный репертуар в уже имеющемся театре имени Джалиля? Ведь опера «Сююмбике», балеты «Золотая Орда» и «Шурале» идут там всего пару раз в сезон.

— Новый театр — это прекрасно! Не зря в начале беседы я радовался тому, что в Петербурге так много театров. Во-первых, это решит кадровый вопрос. Консерваторию оканчивают многие вокалисты, но оперными певцами становятся единицы. А в музыкальном театре артисты смогут петь оперетту или мюзиклы. Во-вторых, жители Казани смогут глубже обогащать свой культурный багаж. Кто-то захочет сходить в театр имени Джалиля на оперу, кто-то — в музыкальный театр на более «легкие» спектакли. У людей будет право выбора. Так же, как сейчас у них есть выбор, в какой драматический театр сходить — имени Тинчурина, Камала или Качалова.

Касаемо национального репертуара в ТГАТОиБ я согласен с тем, что он должен идти чаще, хотя бы потому, что в названии театра есть слово «татарский». К тому же Казань — один из туристических центров страны, и гости, приезжая туда, хотят испробовать все национальное — поесть татарские блюда, купить татарский платок, сходить на татарский балет… Если все это получается, люди «ставят галочки» и уезжают довольными.

— Вы и сами сочиняете песни: в вашем багаже — музыка и текст к композиции «Россия» и музыка к татарской песне «Гульсина» на слова Юнысовой. Планируете ли дальше развивать в себе талант композитора?

— «Россию» я написал в армии, когда скучал по своему дому и родным. С этой композицией я стал победителем всероссийского конкурса авторской песни среди личного состава внутренних войск МВД России. А моя любимая «Гульсина» родилась в Казани, когда я работал на эстраде. Потом с головой ушел в оперу и оставил сочинение, но кто знает, что будет дальше.

— Вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете себя в форме — не едите сладкого, занимаетесь в спортзале?

— Спасибо за комплимент! Раньше я к сладкому относился нейтрально, но, когда начал петь оперу, все изменилось. После спектакля всегда хочется съесть шоколадку, ну или бургер (смеется). Организм теряет много калорий и стремится быстро их восполнить. Некоторые думают, что быть оперным артистом легко — вышел, спел и ушел, но это не так. Каждый раз мы перевоплощаемся в новых героев и проживаем их судьбы. Без полного погружения будет не тот звук, не та игра и не та передача музыкального материала.

Я уже за 1–2 дня до спектакля начинаю входить в образ. Например, если пою Герцога, то листаю книги из королевских предписаний, смотрю фильмы с императорами или принцами. А после спектакля часто испытываешь моральное истощение, мне восстановиться помогает сладкое. Но все равно я стараюсь следить за собой, регулярно занимаюсь спортом, если есть возможность, катаюсь на лошадях. Я очень люблю животных, уже в 6 лет верхом вместе с дедушкой пас коров. Когда в исторических лентах на войне умирают лошади, я всегда плачу.