В Казани запустят проект «Дорога в школу: вместе весело шагать» по обновлению пешеходных маршрутов от жилых домов районов к школам. По одному такому проекту в каждом районе воплотят уже в 2024 году В Казани запустят проект «Дорога в школу: вместе весело шагать» по обновлению пешеходных маршрутов от жилых домов районов к школам. По одному такому проекту в каждом районе воплотят уже в 2024 году Фото: kzn.ru

Обновление маршрутов к школам Казани обсудят с учениками и родителями

В Казани запустят проект «Дорога в школу: вместе весело шагать» по обновлению пешеходных маршрутов от жилых домов районов к школам. По одному такому проекту в каждом районе воплотят уже в 2024 году. Об этом в ходе деловой программы последнего дня архитектурно-строительного форума «Казаныш» сообщил мэр Казани Ильсур Метшин.

«У меня, как у мэра, и всей нашей команды есть прикладная задача — найти на форуме решения, которые можно внедрить в городе уже на следующий год. Большой потенциал я вижу в проекте „Дорога в школу“. Будем делать. Предлагаю реализовать пока в пилотном варианте — по одному такому проекту в каждом районе города, — сказал Метшин. — Крайне важно, чтобы дети приняли в этом проекте активное участие. Где будет наибольший отклик — там и внедрим этот проект».

Облик маршрутов к школам разработают вместе с учениками школ и родителями. Сбор идей пройдет в формате общественных обсуждений, как это уже делают с 2015 года при подготовке проектов благоустройства городских парков и скверов и капитального ремонта дворов Казани.

Вовлекать детей в проектирование ежедневного маршрута до школы настроена главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. «Преобразовать такие пространства можем только совместными усилиями», — сказала главный архитектор.

«Реализовать сможем не все, — сразу предупредил Метшин, но в полете фантазии предложил никого не ограничивать. — Дорогого стоит, когда дети растут неравнодушными, творческими, мыслящими о завтрашнем дне города. Это совершенно другая среда, другие будущие руководители, главные архитекторы, мэры городов. Это будет другой двор, район, город. Взрыхляем и эту почву».

Проработать собираются не только пешеходные маршруты, но и удобство поездок в учебное заведение на автомобиле, самокатах, велосипедах, оформление фасадов домов вдоль тротуаров, дорог.

Ильсур Метшин: «Дорогого стоит, когда дети растут неравнодушными, творческими, мыслящими о завтрашнем дне города» Ильсур Метшин: «Дорогого стоит, когда дети растут неравнодушными, творческими, мыслящими о завтрашнем дне города» Фото: kzn.ru

Казань претендует на статус первого города России, в котором решили заняться маршрутами к школам на уровне городской программы, а не отдельных объектов, отметили участники форума. Да, власти Москвы воплощают программу «Мой район», но она касается благоустройства крупной территории, а не отдельно взятого маршрута школа-дом. В столице РФ, например, такие маршруты детально прорабатывают по заказу отдельных застройщиков в новых районах.

«Можно сказать, что это первая в России инициатива города, — заявил директор компании „Степ. Транспортные решения“ Алексей Смирнов. — Для города главное безопасность школьного маршрута, но одновременно можно создать комфортную среду для пользователей».

Идея соответствует мировым тенденциям. Например, в Лондоне с 2021 года воплощают программу «Школьные улицы». Проект безопасных маршрутов в школы действует в калифорнийском городе Бенисия. В Казани рассчитывают, что проект приобретет региональный и даже федеральный масштаб.

«Можно сказать, что это первая в России инициатива города, — заявил директор компании „Степ. Транспортные решения“ Алексей Смирнов «Можно сказать, что это первая в России инициатива города, — заявил директор компании «Степ. Транспортные решения» Алексей Смирнов Фото: kzn.ru

Что не так с дорогами и тротуарами к казанским школам

Текущую обстановку на маршрутах к школам и детсадам «Степ. Транспортные решения» проанализировала на примере 25-го квартала Казани в Ново-Савиновском районе. Территория ограничена улицами Чуйкова, Адоратского, Воровского и проспектом Амирхана. Рядом парк Малого и Большого Чайковых озер, спорткомплекс «Золотая шайба», городская больница №7. В центре квартала работает две школы: №132 и №103, в которых учатся 1,8 тыс. человек. На территории квартала проживают 70% учеников, 30% приезжают извне.

Три главные проблемы на пути ученика в школу:

  1. Нет тротуаров на участках внутриквартальных проездов от остановки «Больница №7» и, как следствие, совмещенное движение автомобилей и школьников. С 2015 года внутри 25-го квартала произошло 45 ДТП.
  2. Хаотичная парковка на грунте у входа в школу №103. Перед входом из-за низкого качества покрытия проезда и отсутствия ливневой канализации скапливается вода.
  3. Нет твердого покрытия у части наиболее востребованных тропинок по пути в школу.

«Типичная ситуация по городу, — сказала Тухватуллина. — Проблематика везде одна и та же».

Что предлагает «Степ»? Присмотримся к рекомендациям для 25-го квартала:

  1. Сформировать благоустроенные пешеходные маршруты с включением рекреационных функций и «карманных» парков — это пространства, образующие «карман» между зданиями, у тротуаров.
  2. Исключить хаотичный паркинг на грунте, на котором ежедневно оставляют 805 машин. Для этого реорганизовать плоскостные парковки с соблюдением нормативов на улицах Воровского и Адоратского. Там с двух сторон дороги можно разместить 520 машино-мест под углом 60 градусов.
  3. Создать единый торговый кластер на территории рынка 25-го квартала и торгового центра «Эдельвейс».

Как будут обсуждать обновление маршрутов со школьниками? Речь не только о конкурсе рисунков, сборе мнений, но и создании пространственных моделей, работе «в поле» — в этом главный архитектор видит образовательную составляющую проекта «Дорога в школу», шанс познакомить школьников с профессией архитектора, градостроителя.

«Цель — вовлечь наибольшее количество детей, — сказал главный архитектор проектов, педагог студии ФА-САД, член союза архитекторов России Валерий Салихов, который специализируется на проработке маршрутов к школам. — Самые фантастические идеи могут дать основу, чтобы взрослые могли интерпретировать и реализовать их».

Текущую обстановку на маршрутах к школам и детсадам «Степ. Транспортные решения» проанализировала на примере 25 квартала Казани в Ново-Савиновском районе Текущую обстановку на маршрутах к школам и детсадам «Степ. Транспортные решения» проанализировала на примере 25-го квартала Казани в Ново-Савиновском районе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Измучились, выбирая»: названы лучшие архитектурные решения Казани — 2023

А утром в последний день работы форума озвучили результаты конкурса на лучшие архитектурные и градостроительные решения 2023 года. Конкурс проходит в третий раз, организаторами выступают управление архитектуры и градостроительства Казани и Институт развития города. В этом году рассмотрели 166 заявок.

«Благодарю архитектурное сообщество за проделанную работу, — сказала главный архитектор Казани. — Проектов было много. Качество повысилось. Измучились, выбирая, поэтому будет много дополнительных наград».

А утром в последний день работы форума озвучили результаты конкурса на лучшие архитектурные и градостроительные решения 2023 года А утром в последний день работы форума озвучили результаты конкурса на лучшие архитектурные и градостроительные решения 2023 года Фото: kzn.ru

Проекты разделили на три категории:

  1. Нереализованные и несогласованные. Это проекты студентов, а также проекты архитекторов, которые по разным причинам не реализованы. «Не согласованы не потому, что мэр и главный архитектор не поставили подписи, а потому что заказчики сначала воодушевились, но потом приняли другое решение или пока не хватило временных, трудовых, финансовых ресурсов. Название надо поменять, а то как будто чиновники не согласовали», — так оценил Метшин эту номинацию.
  2. Согласованные и нереализованные.
  3. Согласованные и реализованные.

Остановимся на двух последних категориях. В этом году награды вручали в 11 номинациях, перечислим победителей и обладателей Гран-при в части из них:

  • «Лучший жилой комплекс» — «Альтура», «Городская усадьба», «Савин премьер», «Вознесенский квартал».
  • «Лучший индивидуальный жилой дом» — «Ар архитектс» — дом «Берег», городская усадьба на ул. Волкова — архстудия Новиковых.
  • «Лучшее благоустройство территорий» — ЖК «Аквамарин», «Светлая Долина», «Лето», «Савин премьер», «Мой Ритм», UNO, «Крыловка Парк», плейхаб ЖК «Мой Ритм», отремонтированные дворы Кировского и Московского районов.
  • «Лучший коммерческий объект» — «Казанские электрические сети».
  • «Лучший социальный объект» — промышленный парк «Авиатор», спорткомплекс тяжелой атлетики, поликлиника №6 и другие проекты ГУП «Татинвестгражданпроект».
  • «Лучшая концепция развития территорий» — застройка территории Баруди — Краснококшайская — Коммунаров, ЖК на улице Достоевского, территория улиц Межлаука и Нариманова, ЖК «Яналиф».
  • «Лучшая архитектурно-художественная подсветка» — ЖК «Сиберово».
  • «Лучший объект реновации» — детский сад №163 в Приволжском районе.
  • «Лучшее культовое сооружение» — мечеть им. Ахмадзаки.
  • «Выбор горожан» — ЖК «Яналиф».

И это не все. На форуме мэр Казани также наградил особо отличившихся ведомственными и муниципальными наградами. Назовем и этих героев:

  • Депутат Госдумы РФ Илья Вольфсон награжден знаком «Почетный строитель России» от минстроя РФ.
  • Генеральный директор группы компаний «ЖИК города Казани» Эмиль Хуснутдинов награжден почетной грамотой минстроя РФ.
  • Помощник раиса РТ Олеся Балтусова награждена знаком отличия «За безупречную службу Казани».
  • Заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства столицы РТ Анастасия Латыпова награждена почетной грамотой Казани.
  • Заместитель главного архитектора Казани Нонна Мелкумова и начальник отдела рассмотрения проектов Екатерина Исламова отмечены благодарностью мэра Казани.

«Это только малая часть нашего уважения, большой благодарности, — отметил на церемонии награждения мэр Метшин, обращаясь к архитектурно-строительному сообществу. — Нет второстепенных профессий в городе, республике, стране, но то, что выходит из-под вашего пера, живет долгие десятилетия. А особо талантливые работы живут в веках. <…> Все наши девелоперы, архитектурные бюро, молодые будущие архитекторы — наши студенты, неравнодушные жители — это ваш совместный труд делает Казань такой, какой ее любят казанцы и восхищаются гости».