В ходе архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали часть новых эскизов интерьеров строящегося театр им. Камала В ходе архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали часть новых эскизов интерьеров строящегося театра им. Камала Фото: Андрей Титов

Показали часть эскизов интерьеров нового здания Камаловского театра: «Одно дело — участвовать в международном конкурсе на театр, другое — в конкурсе на театр национальный»

В ходе архитектурно-строительного форума «Казаныш» презентовали часть новых эскизов интерьеров строящегося театра им. Камала. В дискуссии участвовали представители самого театра, московские архитекторы проекта, художник, подготовивший рисунки для внутреннего оформления.

«Одно дело — участвовать в международном конкурсе на театр, другое — в конкурсе на театр национальный», — начала дискуссию руководитель департамента спецпроектов Института развития городов РТ Зиля Гарипова. У архитекторов стояла четкая задача — отразить во внешнем и внутреннем облике театра национальный колорит места, в котором его строят.

«Одно дело — участвовать в международном конкурсе на театр, другое — в конкурсе на театр национальный», — начала дискуссию руководитель департамента спецпроектов института развития городов РТ Зиля Гарипова «Одно дело — участвовать в международном конкурсе на театр, другое — в конкурсе на театр национальный», — начала дискуссию руководитель департамента спецпроектов Института развития городов РТ Зиля Гарипова Фото: Андрей Титов

Конкурс на новое здание Камаловского театра, напомним, выиграл консорциум под лидерством московского бюро «Ваухаус» с участием японского Kengo Kuma & Associates, Werner Sobek AG из Штутгарта и персональной творческой мастерской казанского архитектора Германа Бакулина. На дискуссии форума «Казаныш» концепцию-победителя представлял основатель «Ваухауса» Олег Шапиро. Генеральным проектировщиком является «Татинвестгражданпроект».

Внешний облик будущего театра известен давно — это «ледовые кристаллы», сформированные стеклянными поверхностями. «Для наших китайских коллег лед — это событие, поэтому ледяные цветы в основе архитектурной концепции здания стали для них важной составляющей проекта», — упомянул Шапиро в ходе форума. «Ледяной эффект» достигается за счет стеклянных панелей на фасаде здания. Летом они будут отражать природу, подстраиваясь под окружающую среду.

Национальный колорит передали с помощью оформления паттернов — специальных фрагментов облицовки, которые будут призваны разделять фойе каждого зала Национальный колорит передали с помощью оформления паттернов — специальных фрагментов облицовки, которые будут призваны разделять фойе каждого зала Эскиз предоставлен бюро Wowhaus

А какими видятся интерьеры?

Национальный колорит передали с помощью оформления паттернов — специальных фрагментов облицовки, которые будут призваны разделять фойе каждого зала. «В основе лежит традиционное прикладное искусство, орнаменты на женских украшениях и легенда о сокровище в озере Кабан», — дополнил Шапиро. За счет подсветки у зрителя складывается ощущение, что эти стены как будто парят в невесомости, а стеклянный фасад дает ощущение простора.

«Мы решили, что образ сокровищ — именно тот, который нам нужен. Паттерны сделают из металла, и они будут переливаться, как настоящие сокровища. При этом орнамент будет стилизован под современный стиль», — рассказала художник и заслуженный деятель искусств РТ Наиля Кумысникова. Именно она готовила рисунок для каждого паттерна.

Озеро Кабан широко известно благодаря легенде о ханских сокровищах. Среди местных жителей гуляет легенда, что в 1552 году, когда Казань осаждало войско Ивана Грозного, ханы сбросили в воду всю казну, которая до сих пор находится на глубине озера. По другой легенде, сокровища принадлежали взятой в плен правительнице ханства Сююмбике. Богатства искали все четыре века, но пока безрезультатно. Однако всегда находились старинные монетки, кормящие интерес сыщиков. Серьезные экспедиции проводились в 1980-е, и, по слухам, исследователи действительно находили большой бочонок, но поднять его так и смогли.

Паттерны заменят и традиционные театральные люстры, они будут светиться изнутри и направлять атмосферу представлений — слегка приглушаться в начале спектаклей и загораться при приглашении зрителей в зал. Высотой они будут достигать 11,5 м, ширина — до 16 метров.

Паттерны заменят и традиционные театральные люстры, они будут светиться изнутри и направлять атмосферу представлений — слегка приглушаться в начале спектаклей и загораться при приглашении зрителей в зал Паттерны заменят и традиционные театральные люстры, они будут светиться изнутри и направлять атмосферу представлений — слегка приглушаться в начале спектаклей и загораться при приглашении зрителей в зал Эскиз предоставлен бюро Wowhaus

«Тот театр, в котором мы сейчас находимся (существующее здание театра им. Камала — прим. ред.), жители Казани считают родным, его интерьеры узнаваемы — здесь много мозаики, панно с национальными орнаментами. Хотелось бы, чтобы и новое здание стало таким же», — рассказала художник.

В среде театра просто необходим национальный колорит, чтобы она была узнаваемой для зрителя. Человек должен чувствовать свое единство с этим пространством.
Наиля Кумысникова Художник и заслуженный деятель искусств РТ
Наиля Кумысникова художник и заслуженный деятель искусств РТ

Пройдемся и по функциональному наполнению будущего здания. В театре будет три зала — главный зал, Black Box (театр «черный ящик» — прим. ред.) для театральных экспериментов и круглый зал, визуально связанный с озером Кабан. Их объединит большой открытый вестибюль. За счет полукруглой геометрии главного зала зрители могут почувствовать, как они вместе окружают сцену. Зал многоярусный и многофункциональный.

В театре будет три зала — главный зал, Black Box (театр «черный ящик» — прим. ред.) для театральных экспериментов и круглый зал, визуально связанный с озером Кабан В театре будет три зала — главный зал, Black Box (театр «черный ящик») для театральных экспериментов и круглый зал, визуально связанный с озером Кабан Эскиз предоставлен бюро Wowhaus

Актеры разместятся на третьем этаже. Здесь появятся репетиционные залы, просторные гримерные комнаты, столовая и даже специальное место, где сотрудники театра смогут оставить своих детей. К каждому залу будут вести лифты, через которые актеры смогут без труда попасть на нужный спектакль, не пересекаясь со зрителями.

Для театра целый отдельный этаж и репетиционные залы — необходимость, в которой сотрудники и актеры нуждались уже давно. «Часто слышим вопрос: а зачем вам переезжать? Многие люди просто не понимают, насколько тяжело актерскому составу в тесных гримерных комнатах или без репетиционного зала. Мы были очень рады новости о новом здании для нашего театра», — объяснил заместитель директора по маркетингу и пиару театра им. Камала Ильшат Латыпов.

Часть эскизов сейчас находится на этапе согласования и будет представлена публике в ближайшее время.

Как собираются вписать здание Камаловского театра в окружающий ландшафт? Архитекторы решили, что лучший способ сделать театр частью набережной озера Кабан — продолжить благоустройство у его стен Как собираются вписать здание Камаловского театра в окружающий ландшафт? Архитекторы решили, что лучший способ сделать театр частью набережной озера Кабан — продолжить благоустройство у его стен Эскиз предоставлен бюро Wowhaus

Театральный сад — вместо парковки: «Так театр будет растворяться в окружающем пейзаже»

Как собираются вписать здание Камаловского театра в окружающий ландшафт? Архитекторы решили, что лучший способ сделать театр частью набережной озера Кабан — продолжить благоустройство у его стен.

У театра будет разбит театральный сад — под него уходит парковочная площадь, и именно сюда потечет жизнь и города, и театра, считают архитекторы. «По первоначальному проекту здесь была нормативная парковка. Но после обсуждения с руководством республики посчитали, что будет лучше разместить здесь театральный сад, — пояснил Шапиро. — Так театр растворится в окружающем пейзаже».

Парковаться публике предложат на распределенной парковке — у театра появится небольшой служебный паркинг, машины можно будет оставлять на прилегающих улицах. Напомним, в рамках благоустройства планируется расширить прилегающие улицы Туфана Миннуллина и Хади Такташа от ул. Марселя Салимжанова до ул. Нурсултана Назарбаева с двух до четырех полос. В общем, нынешняя театральная идентичность, когда приезжающие на спектакль зрители оставляют свои машины на соседних улицах, тоже будет сохранена. Хотя, казалось бы, в XXI веке при строительстве с нуля парковка — это само собой разумеющееся, однако есть и другой взгляд на эти вещи.

«Я и не знаю, кто поедет вечером в театр на машине, но проблем с парковками и транспортной доступностью там не будет», — резюмировал архитектор, общаясь с посетителями в кулуарах форума.

Парк или парковка? Площадку под театр им. Камала 2.0 на Кабане расширят вдвое

Получается, что новый Камаловский театр будет буквально погружен в так называемый театральный сад. Озеленение доходит до крыши будущего здания, откуда откроется вид на озеро. Предполагается, что это пространство станет частью активной жизни — на просторных смотровых площадках можно будет проводить фестивали и спектакли.

Атмосфера театра тоже будет участвовать в формировании окружающей среды. Через стеклянный фасад теплое театральное освещение или «свет культуры», как назвал его Шапиро, пройдет на территорию парковой зоны и набережной.

На дискуссии присутствовала и одна из участников конкурса на проект международного театра — основательница архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева На дискуссии присутствовала и одна из участников конкурса на проект международного театра — основательница архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева Фото: Андрей Титов

На дискуссии присутствовала и одна из участников конкурса на проект международного театра — основательница архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева. Она же участвовала в создании концепции реновации Старо-Татарской слободы — пространства напротив будущего театра. «Мы рассматриваем не два разных берега озера, а замкнутое и единое пространство, — отметила Тютчева. — На той стороне набережной, где появится новое здание театра имени Камала, садится солнце, освещая теплым закатным светом противоположные прогулочные зоны. Утром же — наоборот».

По ее мнению, здесь людям предлагаются разные сюжеты для изучения и наслаждения этими пространствами с главной доминантой — озером Кабан. Например, Старо-Татарская слобода наполнена сильной исторической энергией, завод Петцольда — промышленной атмосферой. Ряд проектов здесь продолжает развиваться.

«Люди замывают стресс»: Хайруллины заселят на завод Петцольда бани от наследников Bulldozer Group

«Тема городского сада в настоящее время утрачена, а это очень важная типология городского отдыха и досуга», — дополнила Тютчева. По ее словам, сад отличается от парка более глубокой связью с природой, а приставка «театральный» добавляет в пространство такого вида и творческую энергию.

«Нам недостаточно заниматься только театром»: что думают о творческом наполнении обновленного Камаловского

Без творческого и культурного наполнения в красоте здания и прилегающей парковой зоны смысла нет. На дискуссии обсудили, как будут использоваться все пространства будущего театра.

«Нам неинтересно, недостаточно заниматься только театром в чистом его виде. Мы уже развиваемся в разных направлениях, с появлением нового здания это просто приобретет больший масштаб», — считает Латыпов. Он добавил, что после организации парка работа театра охватит и улицу. На базе нынешнего здания, к примеру, проводятся экскурсии по закулисьям театра, а совсем недавно открыли экскурсии по крыше театра им. Камала.

«Не вижу современного Татарстана!»: какие смыслы обретет «ледяная глыба» театра им. Камала

Кроме того, функционирует интерактивный комплекс истории татарского театра «Шарык клубы», где проводятся спектакли, концерты, мастер-классы, кинопоказы и другое.

Театр им. Камала 2.0, напомним, планируют сдать к 2025 году — строительство ведет «Евростройхолдинг+».