По мнению Томаса Баха, российские турниры нарушают резолюцию ООН, в которой говорится, что спорт должен был независимым и что крупные мероприятия должны проходить в атмосфере «мира, взаимопонимания, дружбы, толерантности и недопустимости любой дискриминации». Забавно, что МОК ссылается именно на эту резолюцию, явно забывая, что сам неоднократно пренебрегал ею в своих решениях по России По мнению Томаса Баха, российские турниры нарушают резолюцию ООН, в которой говорится, что спорт должен быть независимым. Забавно, что МОК сам неоднократно пренебрегал этой резолюцией в своих решениях по России Фото: © Wojciech Grabowski/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com

«Политически мотивированные…»

«Российское правительство, согласно указу президента РФ, намерено организовывать в России явно политически мотивированные спортивные мероприятия», — гласит пункт №21 коммюнике, принятого по итогам 12-го Олимпийского саммита, прошедшего накануне в швейцарской Лозанне.

Томас Бах в компании цвета мирового олимпийского движения обсудил с коллегами самые важные вопросы, среди которых оказались и российские турниры. В релизе по итогам мероприятия на сайте МОК ни один из них не назван напрямую, но понятно, что речь идет об «Играх будущего», Играх БРИКС и «Играх дружбы», запланированных в нашей стране на 2024 год. Два из них пройдут в Казани, третий поделят Москва и Санкт-Петербург. «Игры будущего» дадут старт новому движению фиджитал (совмещение реального и виртуального спорта), Игры БРИКС должны собрать представителей союза перед саммитом глав государств в столице РТ, а «Игры дружбы» должны стать нашим ответом Олимпиаде в Париже.

Миллиарды уже заготовлены: Казань в ожидании Игр БРИКС

Что же заявил МОК по поводу новых соревнований в блоке коммюнике под названием «Политизация спорта»? По мнению Баха и Ко, эти турниры нарушают резолюцию ООН, в которой говорится, что спорт должен быть независимым и крупные мероприятия должны проходить в атмосфере «мира, взаимопонимания, дружбы, толерантности и недопустимости любой дискриминации». Забавно, что комитет ссылается именно на эту резолюцию, явно забывая, что сам неоднократно пренебрегал ею в своих решениях по России.

Всем международным федерациям рекомендовано не участвовать в этих соревнованиях. «Каждой федерации следует не включать такие мероприятия в международный спортивный календарь и не признавать результаты спортсменов на этих мероприятиях», — говорится в заявлении МОК. Эту рекомендацию поддержали ассоциация национальных олимпийских комитетов (в которую с недавнего времени не входит Олимпийский комитет России), ассоциация международных федераций по летним видам, ассоциация федераций по зимним видам, комиссия спортсменов МОК, а также всемирное антидопинговое агентство.

Кроме того, ВАДА считает, что на территории России невозможно организовать должный допинг-контроль, так что спортсменам никто не может гарантировать «честное и безопасное соперничество», ведь старты будут «организованы тем же российским правительством, которое было замешано в систематической допинговой программе на зимних Олимпийских играх в Сочи 2014-го, а затем и в манипулировании антидопинговыми данными».

Интересно, что выше в этом же документе указано, что у российских спортсменов в этом году уже было собрано 10,5 тыс. допинг-проб, хотя наши атлеты принимают участие в международных турнирах буквально в нескольких олимпийских видах. Так что Россия остается в первой десятке самых тестируемых стран, а «любые неблагоприятные результаты анализа принимаются и контролируются ВАДА».

Организаторы турниров в 2024 году ранее заявляли о больших планах по привлечению иностранных спортсменов Организаторы турниров ранее заявляли о больших планах по привлечению иностранных спортсменов Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

100 стран Казань не соберет?

Вышеперечисленные тезисы в адрес соревнований в РФ МОК так или иначе озвучивал ранее, но теперь они нашли официальное оформление. Еще летом Бах говорил, что в России пытаются организовать «политически мотивированные турниры», затем несколько раз повторил этот тезис. В середине ноября МОК перешел от слов к действиям: всем федерациям разослали письма с напоминанием, что резолюцией от 25 февраля 2022 года России запрещено проводить международные турниры, и прямой рекомендацией проигнорировать «Игры дружбы». Правда, тогда акцент был сделан только на этом соревновании. Аналогичных писем по поводу Игр БРИКС и «Игр будущего» федерациям, по нашей информации, не поступало.

Вспоминали о российских турнирах и в западной прессе. Так, авторитетный британский колумнист Дэвид Оуэн на сайте Inside the Games (ведущий по тематике МОК) призвал руководство международного спорта присмотреться к Казани и Играм БРИКС. Оуэн напомнил, что они пройдут в июне 2024 года, прямо перед Олимпиадой в Париже. Если у России получится собрать представителей БРИКС+, т. е. порядка 20 стран, тогда соревнования станут «серьезным вызовом авторитету МОК».

«Как МОК реагировать на это? — пытается представить Оуэн. — Тяжело представить, что МОК запретит всем спортсменам, прибывшим в Казань, участвовать в Олимпиаде. Но, если МОК просто проигнорирует новый турнир, это подчеркнет бессилие Лозанны на фоне мятежных событий».

Стратегия Международного олимпийского комитета понятна: оказывать давление на все международные организации, чтобы те боялись сотрудничать с Россией. Временами этому давлению поддаются и дружественные страны, пример чему можно было найти в прошлом месяце в Казани. Столица РТ принимала соревнования по спортивной гимнастике между сборными России и Китая. В Поднебесной сначала пообещали направить на берега Волги первый состав сборной, но в итоге до города добрались лишь юниоры. Китайцы прямо сказали принимающей стороне, что не хотят рисковать ведущими гимнастами перед Олимпиадой и подводить их под санкции.

Похоже, с такими ситуациями России придется столкнуться еще не раз. Организаторы турниров в 2024 году ранее заявляли о больших планах по привлечению иностранных спортсменов. «Игры будущего» хотят видеть у себя представителей 100 стран, на Игры БРИКС вышлют приглашения 60 государствам, на «Играх дружбы» хотели видеть тоже 100 стран. С учетом новых рекомендаций МОК в федерациях определенно дважды подумают, прежде чем отправлять своих звезд в Россию.

Светлана Журова: «Почему они испугались? БРИКС — это почти полмира болельщиков, если взять все страны, которые входят в БРИКС и которые дополнительно могут быть приглашены. Получается, что до Олимпиады есть соревнование, которое потенциально будут смотреть практически полмира. Это не очень комфортно МОК» Светлана Журова: «Получается, что до Олимпиады есть соревнование, которое потенциально будет смотреть практически полмира. Это не очень комфортно МОК» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«Каких-то спортсменов в необъективных видах спорта начнут засуживать?»

Прославленные отечественные спортсмены, а ныне известные функционеры, в разговоре с «БИЗНЕС Online» комментируют новости из Лозанны.

«Свои игры они не считают политически ангажированными, когда какая-то нация без флага и гимна, — говорит олимпийская чемпионка по конькобежному спорту и депутат Госдумы Светлана Журова. — Если бы они не были политически ангажированными, если бы они думали просто о народе той или иной страны, о болельщиках, то спортсмены должны были бы приехать и выступать для болельщиков своей страны, а не для руководства. Но этого же не делается. Это касается не только нас, но периодически и других стран. Поэтому так или иначе есть политическая составляющая».

По мнению Журовой, МОК боится потерять монополию на международные турниры, поэтому так остро реагирует на идеи России. «Почему они испугались? БРИКС — это почти полмира болельщиков, если взять все страны, которые входят в БРИКС и дополнительно могут быть приглашены. Получается, что до Олимпиады есть соревнование, которое потенциально будет смотреть практически полмира. Это не очень комфортно МОК», — сказала она «БИЗНЕС Online».

Летим в космос, бьем роботов и отбираем лед у «Ак Барса»: что нужно знать об «Играх будущего» за 100 дней

«„Игры будущего“ — это вообще новый формат соревнований, который мы перехватили у всех. Придумали формат соединения спорта и киберспорта, — продолжила Журова. — А „Игры дружбы“ — это формат уже Олимпийских игр с олимпийскими видами спорта и неолимпийскими, которые давно стоят в очереди и которые Россия вводит в программу. Плюс там есть денежное вознаграждение, а на Олимпиаде его нет. Оно есть только от спонсоров, стран, а МОК позиционирует исключительно как любительское соревнование, где он не платит, кроме показательных выступлений в ряде видов спорта».

Могут ли решения МОК заставить иностранных спортсменов воздержаться от поездки в Россию? «Это зависит от санкций, которые они будут пытаться применить, — указывает Журова, хотя они могут сыграть и против организации, возглавляемой Бахом. — Они дадут команду международным федерациям и каких-то спортсменов в необъективных видах спорта начнут засуживать? Или у них допинг найдут? Тут же многие увидят, что это связано именно с тем, что люди оказались в России. Тогда вообще я не знаю, что будет с МОК. Весь мир возмутится, обиженные таким отношением страны соберутся и свою систему ВАДА и каких-то организаций международных соревнований сделают. Они хотят, чтобы появился альтернативный МОК? Вряд ли».

И вообще, эксперт газеты не понимает, как можно запретить спортсменам ехать куда-то соревноваться. «Не запрещал же раньше МОК спортсменам ехать на какие-то коммерческие старты, — констатирует Журова. — Спортсмен вправе был выбирать. В ряде видов спорта разрешались любительские и коммерческие соревнования. В каких-то видах спорта было разделение. Например, если ты из профессионалов переходил в любители, должен был какой-то период пройти. Каждая федерация сама выбирала. А здесь что? Они теперь объявят эти соревнования профессиональными и скажут: „Если кто-то придет и получит деньги, то он больше не любитель и мы вас не допускаем до Олимпиады…“».

У России не стоит задача создавать альтернативу олимпийскому движению, сказал нашему корреспонденту однократный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, президент федерации спортивной борьбы РФ Михаил Мамиашвили. «Россия открыта для любых мероприятий, в том числе и спортивных. Не мы принимали крайне политическое решение по отношению к российским и белорусским спортсменам по отстранению их от участия в соревнованиях, — констатирует он. — Сразу возникает вопрос: а это решение, которое приняли по отношению к России, было политизированным или нет? Как говорит наш глава государства, здесь уже даже не двойные стандарты, маски окончательно сброшены. К сожалению, МОК — управляемая структура, а это решение в общем-то было ожидаемым».

Риски, что каких-то спортсменов решение МОК может спугнуть, безусловно, есть, продолжает Мамиашвили. «Но я все-таки надеюсь на то, что люди доброй воли и страны, которые по сути своей являются самостоятельными государствами, будут принимать решение, не руководствуясь этими указаниями», — резюмирует он.